Патентное право: как обозначить свое авторство и получать за это деньги

Гости
Владимир Михайлов
депутат Костромской Думы, заслуженный изобретатель России

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидение России, в эфире «Большая страна» и сегодня у нас в гостях заслуженный изобретатель России, депутат Костромской областной Думы Владимир Михайлов. Владимир Викторович, здравствуйте!

Владимир Михайлов: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Давно прошли те времена, когда в стране Советов жили по принципу: всё вокруг колхозное, всё вокруг мое, и никто почему-то не советовал гражданам обзаводиться патентами на то или иное личное изобретение, по крайней мере, единицы обладали такими удостоверениями, да и само слово «патент» в Советском Союзе было не в ходу. Но как только Россия вступила в рыночные отношения, беспечный подход к такому важнейшему вопросу, как патентное право, стал меняться и приобретать цивилизованный вид. Владимир Викторович, тему этой беседы мы назвали так: «Патентное право», скажите, пожалуйста, а можно ли сегодня утверждать, что наша страна в этом вопросе больше не выглядит смешно и беспомощно?

Владимир Михайлов: Я считаю, СССР в 80-ые годы тоже не выглядел беспомощным…

Павел Давыдов: Но того патентного права, которое существует сегодня, не было в Советском Союзе.

Владимир Михайлов: Но статистика подачи патентов и выдачи говорит об обратном: тогда у нас в год выдавалось порядка 400000 патентов на изобретения, для примера, в 2017 году в России выдано только 17000 патентов и нужно понимать, что те патенты, которые были в СССР… тогда не было такого, как промышленный образец или полезная модель – это тогда было авторское свидетельство н рационализаторское предложение…

Павел Давыдов: Вот почему это слово было не в ходу, слово «патент», да?

Владимир Михайлов: Наверно, их тогда было 1500000. Для сравнения, я, вообще, считаю, что сегодня на это надо обратить особое внимание, потому что впереди России, если не изменить ситуацию, ждет экономическое рабство, потому что другие страны, для примера Китай, в год получает 1400000 патентов, Россия – 17000, Америка, Германия, Италия, Южная Корея в среднем от 300000 до 600000…

Павел Давыдов: Давайте вернемся в Россию, скажите, пожалуйста, а как много Ваших изобретений имеют регистрацию и это слово прекрасное «патент»?

Владимир Михайлов: У меня сегодня порядка 200 объектов прав интеллектуальной собственности.

Павел Давыдов: Много.

Владимир Михайлов: Здесь нужно понимать: у меня есть и компьютерные программы, мной защищенные и разработанные, у меня есть и товарные знаки, у меня есть и способ, ну, способ – это тоже изобретение, есть полезные модели, так что порядка 200.

Павел Давыдов: Владимир Викторович, мы сейчас ненадолго прервемся с краткой информацией о Вас для наших зрителей.

ПРОФАЙЛ

Павел Давыдов: Владимир Михайлов окончил Балтийский государственный технический университет имени Устинова по специальности «экономист-менеджер», автор нескольких приложений для смартфонов, предложил свою конструкцию вечного двигателя, разработал станок для намотки ваты, который сегодня применяется не только в России, но и за рубежом. В 2017 году Владимир Викторович возглавил Костромскую областную общественную организацию «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов», владеет несколькими рабочими специальностями: автослесаря, водителя, газоэлектросварщика. Владимир Викторович, мы только что услышали: Вы – автор внушительного перечня изобретений, скажите, пожалуйста, откуда, вообще, у русских такая склонность что-то придумывать и изобретать?

Владимир Михайлов: Первое я отвечу, знаете, из детства, как многие сатирики говорили: вот, наш мальчишка взял палку и воображает – это у меня меч, а те, кто живут за рубежом, им не надо было брать палку, он взял меч и у него нет воображения меча. Я сколько ни покупал наших изделий: мопед, машина советская – я постоянно что-то доделывал, а когда покупаешь импортную машину – там ничего не надо доделывать, вот, может быть, нам всё время приходилось что-то делать…

Павел Давыдов: История, наверно, можно вспомнить…

Владимир Михайлов: Допустим, у нас на Руси был праздник Берещенье – это отношение к березе, символу России и было такое поверье, что если ребенка хлестнуть больного березовым прутиком, то он выздоравливал, ну, что разве это не изобретение? Либо воткнуть березовый прутик в крышу дома, и он охранял от молний. Это праздник, когда все выходили и слушали лес и смотрели, не началось ли сокодвижение, потому что раньше березовый сок запасали все, считалось, что, выпив березового сока, человек энергию почерпывал и, знаете, есть такое мнение, что человек должен в течение года выпить минимум 6 литров березового сока, лучше 12 – вот, я разработал способ производства березового вина и крепкого напитка из березового сока без чего-либо добавления: если взять березовый сок, а в нем примерное содержание сахара – 1 %, и либо выпарить, как делают сироп, но только не до содержания сахара 70 %, а только до 20-23 % и потом это поставить бродить, то у вас получится березовое вино, я в том году это сделал, и она у меня простояло год. Это то, что растет у нас и нам не надо закупать какие-то виноградные вина, какие-то другие, это всё у нас, так вот, кто может сказать, что спиртной напиток, сделанный – это не исконно русское?..

Павел Давыдов: Действительно, благодаря Вам мы сегодня об этом узнали, кстати, Владимир Викторович, хочу у Вас поинтересоваться: какие Ваши разработки вызывают у Вас, как у автора, наибольший интерес, с точки зрения применения в повседневной жизни7

Владимир Михайлов: Когда мне задают вопрос: «Над чем ты работаешь?», – я говорю: «Вы поймите, изобретения, как мода – смешна дважды». Когда ты сначала работаешь, все смеются и говорят: «Это не будет работать». После того, как это заработало, и ты говоришь: «Это я сделал», – тебе говорят: «А что тут изобретать, здесь и так всё понятно!». Революционных изобретений нет уже давно, изобретение – это улучшение чего-то, что уже работает сегодня, и ты должен доказать мировую новизну. Конечно, у меня по роду работы, допустим, мы производим медицинские аптечки: сегодня в каждую аптечку вложен кровоостанавливающий жгут – я разработал тренажер для выработки навыка, как накладывать жгут, но есть такое понятие, как «сдавленные ткани», и жгутом иногда нанести вреда можно больше, чем оказать помощи, так вот и жгут надо уметь накладывать.

Павел Давыдов: Это очень хорошая разработка с точки зрения медицины и нашего здоровья, а какие Ваши проекты, Ваши открытия и изобретения мы можем также применять и в повседневной жизни и, даже я бы сказал, улучшать ее?

Владимир Михайлов: Тренажер для пловца, в котором я плаваю. Вы сейчас на меня смотрите: я вроде худой стройный, а еще недавно я весил 90 килограмм и костюм у меня был 54-ого размера, я могу показать фотографию…

Павел Давыдов: Верится с трудом.

Владимир Михайлов: Да.

Павел Давыдов: Обыденность, да?

Владимир Михайлов: И когда я стал плавать в этом тренажере, а там температура воды 32 градуса – это именно комфортная температура для меня, у меня получилось, что это – система для похудания, потому что при 32 градусах организм находится в комфортных условиях и работает…

Павел Давыдов: Вот мы как раз сейчас видим, Вы можете на примерах рассказать?..

Владимир Михайлов: Да, работая в этих условиях комфортных, энергию мы же всё равно потребляем, что бы мы ни делали, у нас расходуется энергия, и в комфортных условиях человек расходует подкожный жир. Здесь видна скорость, с который ты плывешь, и время, которое ты находишься, кроме этого, еще путь, который ты проплыл: это мой сын, эта девушка – тренер. У меня 3 сына, это Вова, которому сейчас уже 11 лет, они плавают с 3-4-х лет, этот тренажер стоит у меня дома, и ко мне приезжали те, кто говорят, что не может быть такого тренажера, вот, пожалуйста – это профессиональная пловчиха, она, стоя на месте, тренируется.

Павел Давыдов: Владимир Викторович, для разработок и создания прототипа нужны деньги, Вы сами финансируете свои проекты или привлекаете бизнес?

Владимир Михайлов: Я сам всё-таки руководитель предприятия, я самодостаточный человек и мне, возможно, повезло в какой-то степени, у меня есть такое высказывание: «Везёт тому, кто везёт», конечно, за всё время мне никто не дал ни копейки, я свои изобретения внедряю и стараюсь их превратить в экономический результат.

Павел Давыдов: Сейчас мы отправимся с Вами в Хакасию и познакомимся с местным изобретателем, Виктором Тупициным, с подробностями моя коллега, Марина Кудинова, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Вот такая история о человеке, который собственными руками создает уникальные устройства и механизмы: аэролодка, аэропневмоход, возможно, вскоре появится летательный аппарат, Вы в личности этого героя увидели родственную душу?

Владимир Михайлов: Я восхищаюсь такими людьми и это близкий мне по духу человек, я в детстве мечтал тоже сделать самолет и даже конструировал его. Понимаете, что такое изобретение? Я просто приведу пример частично погруженного винта: патент был в 1860 году, а Арнесон доказал его превосходство только в 1983 – 120 лет нужно, так вот то, что сегодня делает этот заслуженный человек, будет востребовано лет через 50, нужно помочь ему сейчас, понимаете?..

Павел Давыдов: Сюжет назывался: «Без патента», как Вы считаете подобные разработки нужно регистрировать?

Владимир Михайлов: Вы поймите, патент или любая выставка, тот же «Архимед» – это трата денег изобретателя. Сегодня, чтобы получить патент нужно же найти патентоведа, потому что это наука, которой учат, и, соответственно, кроме того, что он сделал, ему за одно изобретение нужно заплатить минимум от 50000 до 100000 рублей и смысл ему защищать, если он не организовывает производство? Нужно, чтобы освободили от налога на прибыль производство этой техники, тогда за такими людьми будут бегать руководители предприятий, видя в этом выгоду, потому всегда внедрить что-то новое – это затраты и еще неизвестно, будет-не будет, интеллектуальный потенциал нашей страны в таких людях.

Павел Давыдов: Владимир Викторович, Вы возглавляете Костромское отделение «Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов», скажите, пожалуйста, а как сегодня эта общественная организация таким простым изобретателям, как Виктор из сюжета?

Владимир Михайлов: Сегодня общественной организации надо помогать…

Павел Давыдов: А не наоборот.

Владимир Михайлов: Да. Мы в том году смогли получить финансирование из областного бюджета, но только на образовательную деятельность, туда входят такие же люди, такие же изобретатели, которым тоже нужна помощь, понимаете, чтоб было понятно: раньше это было финансирование и эта организация была «Общества изобретателей и рационализаторов», я боюсь ошибиться, по-моему миллионов 17 туда входило, представляете, не в одной партии не было столько человек. И сегодня не может она помочь этим людям, этим людям должны помогать руководители предприятий, которым нужны эти изобретения для того, чтобы внедрить себе.

Павел Давыдов: Владимир Викторович, а как много коллег по изобретательскому цеху из других регионов России Вы знаете, с кем общаетесь, может быть, кто-то к Вам обращается за помощью?

Владимир Михайлов: В основном, конечно, обращаются за помощью, знаю многих и заслуженных изобретателей, но в основном, понимаете, у нас, к сожалению, патенты лежат, лежат, лежат – нам нужно менять кардинально подход, нужно понять, что изобретатели двигают общество, они двигают экономику, и пока они будут влачить… знаете, образ изобретателя за границей: мы понимаем, что это богатый человек, он себя реализовал, а образ, к сожалению, что изобретателя в СССР, что российского: это без сомнения умный изобретательный человек, но, я не побоюсь этого слова, попрошайка, его ставят такие условия, что…

Павел Давыдов: Он вынужден это делать.

Владимир Михайлов: Он вынужден ходить, просить, я, вообще, удивляюсь, как человек, не привлекая каких-то средств, может это реализовать, так зачем он это делает для себя? Вообще, у меня есть такое высказывание, у меня есть формула, как стать изобретателем?

Павел Давыдов: Очень интересно.

Владимир Михайлов: Если тебе нужно больше, чем другим и больше, чем сегодня есть, при условии, что у тебя есть терпение, что у тебя не сработало с первого раза, со второго, с десятого, с сотого, и ты будешь этого добиваться – ты станешь изобретателем!

Павел Давыдов: Как раз Архимед когда-то и сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Мне кажется, Владимир Викторович, Вам удалось нащупать эту точку опоры, о которой и говорил древнегреческий математик-изобретатель, Вы с этим согласны?

Владимир Михайлов: Я когда-то, когда мне было лет 25, сказал: «Дайте мне такого же, как Михаил II – мы перевернем всю Россию, а дайте мне третьего – мы перевернём весь мир!». Но потом, подумав, я всё-таки сказал: «Нет, наверное, мы всё-таки не сработаемся и не уживемся вместе…».

Павел Давыдов: Вы скромничаете, в любом случае, хочу пожелать Вам новых интересных открытий, изобретений, которые помогут нам, простым жителям, лучше прочувствовать эту жизнь и улучшить ее качество, самое главное, чтобы все Ваши начинания и дальше были подкреплены патентным правом нашей страны. Спасибо большое!

Владимир Михайлов: Спасибо!

Павел Давыдов: У нас в гостях был депутат Костромской областной Думы, заслуженный изобретатель России, Владимир Михайлов.