Ангелина Грохольская: В Вологодской области складывается катастрофическая ситуация в образовании: в школах не хватает учителей, однако, этим обеспокоены только педагогические профсоюзы, а вот чиновники, от которых зависит, кто будет учить детей, никакой катастрофы не видят, у них статистика в порядке, есть вакансии, но это в пределах нормы. Екатерина Якунова выслушала мнения сторон. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Дефицит педагогических кадров признают и в Министерстве просвещения, по словам руководителя ведомства Ольги Голодец, он составляет примерно 10-11 %. Мониторят ситуацию и активисты ОНФ, они опросили учителей в разных регионах страны: больше половины сообщили, что в их школах не хватает предметников, где-то речь идет об отсутствии 1-3 педагогов – так ответили 36 % опрошенных, где-то о 4-5, но в некоторых случаях дефицит кадров доходит до 10 человек, только 25 % учителей рассказали, что за прошедший учебный год численность их коллектива не менялась. Чаще всего не хватает математиков – это мнение 34 % респондентов, об отсутствии преподавателей иностранного сообщили 32 %, русского языка – 25 % опрошенных, также требуются физики и учителя начальных классов. Каждый регион, да что там, город, решает проблему как может: «Некоторые учителя преподают по 3 предмета, пройдя только курсы переподготовки», – это сообщение из Ставропольского края. Педагоги одной из школ Алтайского края рассказали, что в начальной школе 1 учитель ведет сразу 2 класса, а в одну из школ Мурманска устроилась на работу молодая учительница русского зыка и литературы, которая делает грамматические ошибки при письме, об этом пишет «Российская газета», руководство учебного заведения увольнять ее не намерено, наоборот, собирается доучить до нужного уровня. Рассмотрим эту ситуацию в деталях, сегодня в нашей студии: Всеволод Луховицкий – сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», Елена Болотова – проректор по учебной работе Московского педагогического государственного университета и Юрий Карпунин – директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Марковская основная общеобразовательная школа», это Владимирская область. Здравствуйте! Всеволод Луховицкий: Здравствуйте! Елена Болотова: Здравствуйте! Юрий Карпунин: Добрый день! Ангелина Грохольская: Первый вопрос, сюжет вы тоже видели, а почему такая разная статистика: у профсоюзов одна, у официальных ведомств другая? Всеволод Луховицкий: Это естественно, потому что официальные ведомства исходят из того, что им дает директор, директор говорит: «Нам не нужен еще учитель», – потому что если он возьмет еще учителя, то ему придется фонд оплаты труда, который дан на школу, делить на большее количество работников, и он не догонит до среднего уровня по региону. Ангелина Грохольская: А вот можно ли на уровне одной школы это решить, мы сейчас спросим у Юрия Александровича, потому что он возглавляет школу, которой в этом году 125 лет исполнилось, да? Юрий Карпунин: Да, я уточню: 125 лет школе села Марково. Ангелина Грохольская: Села Марково. Юрий Карпунин: То есть школа была открыта 125 лет назад, потом сгорела, построили новое здание. Ангелина Грохольская: Мы сейчас видим кадры, это как раз про Вашу школу, замечательные лицеисты. Сейчас всё хорошо, а несколько лет назад там 5 учеников, по-моему, у Вас было, когда Вы туда пришли? Юрий Карпунин: Я в школу пришел в 84-м году прошлого столетия, с 87-го я – директор школы, и вот с 90-х годов у нас образовалась ситуация, что 5 учеников и 6 учителей, в то время вопрос о закрытии школы не стоял, как-то не было принято, но работать самим молодым, вроде не совсем бездарным людям, начинать и не видеть перспективы никакой, стало неинтересно, была поставлена задача нам самим себе: сделать школу привлекательной и комфортной, чтоб в школу хотелось идти и ученикам, и учителям, и родителям. Ангелина Грохольская: Простите меня, я про деньги всё-таки, потому что это тоже такой вопрос насущный и важный. Юрий Карпунин: Хорошо, я поэтому и говорю, что здесь очень много можно говорить общие вещи… Ангелина Грохольская: Да, потому что у меня есть данные, например, что в некоторых школах молодые учителя и учителя, которые только-только приходят в течение нескольких лет получают меньше, чем уборщицы и гардеробщицы. Юрий Карпунин: Ну, давайте так: молодые учителя сейчас в крайнем случае во Владимирской области получают как учитель первой категории, если раньше они приходили безкатегорийные, то сейчас они получают как учитель первой категории, то есть учитель, который довольно-таки долго поработал, аттестовался, имеет какой-то опыт и им дают 2 года зарплату вполне приемлемую, беда другая: то, что, если мы приглашаем человека со стороны, и человек приходит неквалифицированный, то у него ставка будет 7800 за 18 часов. Ангелина Грохольская: А что значит неквалифицированный? Юрий Карпунин: Допустим, беру инженера на технологию, к чему призывают. У нас ситуация другая, которая тоже должна волновать нас всех: у нас пограничный район и неравенство в заработных платах за одну и ту же работу по районам удивительна, то есть мы находимся рядом с Орехово-Зуево, значит, там зарплата больше 50000, Москва – больше 100000. Остаются идеалисты, которые пришли из советского времени и которые делают дело своей жизни как бы, допустим, наш вариант, но я здесь тоже не бессребреник, я не буду выкладывать все секреты, но я, безусловно, всю свою смекалку оперативную, бендеровскую и прочее я применяю в то, чтобы моих людей накормить, у меня голодными они быть не должны. Ангелина Грохольская: Вы сейчас кивали головой как-то так сокрушенно… Всеволод Луховицкий: Для того, чтобы иметь 114000, как нам заявляют в Москве, надо быть завучем, одновременно работающим на полтора ставки… Юрий Карпунин: Безусловно. Всеволод Луховицкий: И одновременно еще другом директора, который тебе напишет хорошую стимулирующую. Ангелина Грохольская: Елена Леонидовна, присоединяйтесь к нашему разговору. Елена Болотова: Та проблема, которую мы сегодня имеем, складывается в течение многих-многих лет, она еще идет из времен Советского Союза, и, к сожалению, упирается всё в финансирование отрасли в целом, конечно же, зарплата учителя определяется тем объёмом работы, который он выполняет, и норматив 18 нагрузки – это не с неба спустившаяся цифра, это серьезные исследования научные, но, когда наша страна переходила от единой тарифной сетки: сначала вход в эту сетку, это оплата труда, был сложным для понимания, а потом она выходила из этой модели, наверно, единственная отрасль, которая не разработала специальный нормативный акт о единообразии оплаты педагогического работника, всё было отдано на откуп регионам, и регион уже, исходя из своей финансовой ситуации, стал предлагать работникам стоимость их труда, и это привело к тому, с чем мы сегодня сталкиваемся. Ангелина Грохольская: Вот та ситуация, которая… Елена Болотова: Да, учитель не работает на 1 ставку, вот то, что мы слышали в репортаже, учитель работает на 1,6, 1,8, на 2 ставки – это, получается, что но в свою рабочую неделю выполняет нагрузку за двух людей. Ангелина Грохольская: Послушайте, значит, вот нацпроект «Образование» у нас появился, цифры, раз уж мы про цифры… Елена Болотова: Да-да. Ангелина Грохольская: 784,5 миллиарда рублей запланировано на реализацию всего нацпроекта «Образование», неплохие цифры, тут и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов, внебюджетные источники, но вот, если честно, я когда готовилась к нашей сегодняшней встрече, я посмотрела, думаю: «А что-то касается там стимулирующих надбавок для учителей?», – и я ничего не нашла вот из этой суммы. Елена Болотова: Правильно, Вы не нашли, потому что она туда и не заложена. Всеволод Луховицкий: Я рекомендую посмотреть, он есть в открытом доступе, экспертный анализ бюджета на 20-22-й годы, сделанный специалистами РАНХиГС, выводы очень грустные: да, формально в федеральном бюджете денег на образование больше, но никакие эти деньги не идут на учителей, это всё строительство школ, доски и так далее и так далее. Юрий Карпунин: Мы очень много и часто декларируем про роль учителя и что необходимо авторитет учителя поддерживать на государственном уровне, но я вспоминаю, допустим, до раздела фильмы про учителей… Всеволод Луховицкий: Да-да-да. Юрий Карпунин: Вы посмотрите те фильмы и вам захочется пойти работать, созидать, в вечернюю школу пойти, посмотрите «Большая перемена», «Весна на Заречной улице», «Первый учитель», сейчас после «Географ глобус пропил», и пьяные учителя лезут на дискотеку, ощущение такое, что там можно делать неплохие деньги – вот это желание попасть в «королевство», в Москву, значит, там большие деньги и идут работать не для того, чтобы создать, не для того, чтобы воспитывать… Всеволод Луховицкий: Да. Юрий Карпунин: Не для того, чтобы детские глаза заряжали тебя, а идут для того, чтобы… Елена Болотова: Зарабатывать. Юрий Карпунин: Зарабатывать, совершенно так. Ангелина Грохольская: Вы как раз работаете с нашими будущими педагогами, я хочу сказать, что конкурсы, мы посмотрели, конкурсы неплохие… Елена Болотова: Конкурсы растут, да. Ангелина Грохольская: Конкурсы растут, вступительный балл высокий: 200-280, по-моему, балл ЕГЭ в педагогические ВУЗы различные?.. Елена Болотова: Да. Ангелина Грохольская: А потом они почему до школ не доходят, студенты? Елена Болотова: Нет, почему? Они доходят это тоже у нас искаженное представление, что наш выпускник до школы не доходит, он доходит, у нас каждый год на 6 % увеличивается трудоустройство наших выпускников именно в сферу образования, именно по профилю, в большинстве случаев надо смотреть не на то, сколько трудоустроилось вот сейчас, а сколько осталось через 3 года и через 5, через 6 лет – вот это будет качеством того, насколько работает отрасль, и насколько работают высшие учебные заведения. Действительно, первые 2 года они мирятся со всем: у них нет семьи, они очень активные, они готовы творить то, что хочется, они хотят входить в классы и эти 45 минут отрабатывать в полное удовольствие, реалии другие. Ангелина Грохольская: Наши учителя просто очень терпеливые люди, в Чикаго, например, их коллеги вышли на массовую забастовку: профсоюз педагогов требует увеличить зарплату младшим сотрудникам школ, взять на работу больше социальных работников, медсестер и библиотекарей, а также ограничить размеры начальных классов, в некоторых сейчас по 40 детей, бастующих поддержали студенты и служащие, занятия в школах на время забастовки были отменены. Может быть, что… нам тоже надо дождаться пока?.. Юрий Карпунин: Терпеливость – это черта, свойственная всему русскому народу. Елена Болотова: Да. Всеволод Луховицкий: Это не только в Чикаго, вот недавно у нас на сайте нашего профсоюза появилась информация, что в 14 странах одновременно сейчас педагоги бастуют. Почему? Потому что наша ситуация не уникальна: мы идем, в смысле образовательной политики, абсолютно последовательно, те же требования выдвигают в Чикаго, в Лондоне, в Братиславе, в Эстонии, где угодно, везде сокращается количество работников, везде увеличивается нагрузка – это та самая неолиберальная экономика. Ангелина Грохольская: Нашим на улицу тоже выйти нужно? Всеволод Луховицкий: Как только наши учителя… Елена Болотова: Да. Всеволод Луховицкий: Твердо говорят, что мы чего-то хотим, мгновенно находятся деньги. Не потому что мы такие рвачи злые, а потому что это важно для наших учеников. Ангелина Грохольская: Конечно. Всеволод Луховицкий: Наши ученики должны видеть, должны иметь образец, что человек уважает себя, уважает свой труд и требует за свой труд достойную и оплату и, главное, достойное… ощущения, что другие люди его уважают. Ангелина Грохольская: Юрий Александрович, Вы сказали, что не будете делиться с нами секретами менеджерскими, может быть, всё-таки есть какие-то мирные способы привлечь учителей, молодых, опытных и удержать их у себя? Юрий Карпунин: Значит, первое, как учили классики, танцуем от рынка, от рынка в пределах бюджета и своей заработной платы любой каприз, но это в пределах заработной платы, больше здесь мы ничего уже не сможем, дальше, правильно, дальше мы говорим об атмосфере, то есть атмосфера, когда ты идешь с радостью на работу и с радостью возвращаешься домой – это счастье. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое за беседу! Да, вот хочется, чтобы всё-таки как-то мирными путями решались эти проблемы, но самое главное, чтобы они решались. Михаил Васильевич Остроградский, математик, педагог, говорил, что хорошие учителя создают хороших учеников. Вот в каком обществе мы можем оказаться, если хороших учителей уже сейчас не хватает?