Анна Макарчук: педагогу самому не так уж легко дается понятие толерантности

Гости
Анна Макарчук
директор Центра толерантности Еврейского музея в Москве

Павел Давыдов: "Я – Россиянин" – новаторский федеральный проект, разработанный Центром толерантности. Он ориентирован на передачу сотрудникам образовательных организаций уникальных интерактивных технологий в области работы на тему гражданской идентичности детей и молодежи. В этом году педагоги Красноярска, Москвы, Иркутска, Челябинска и Воронежа смогут пройти бесплатное обучение по программе повышения квалификации "Я – Россиянин".

Об этом проекте мы поговорим с Анной Макарчук, директором Центра толерантности Еврейского музея в Москве. Анна, здравствуйте.

Анна Макарчук: Здравствуйте, Павел.

Павел Давыдов: Ваш проект называется "Я – Россиянин". В этой фразе заключена целая вселенная, правда, доступная не всем. Поэтому для начала хочу попросить вас дать определение названию вашего проекта. Что же это такое – "Я – Россиянин"?

Анна Макарчук: "Я – Россиянин" – это про то, как быть гражданином нашей страны. И на самом деле, если по-научному говорить, то это проект про гражданскую идентичность. Что это значит? Ну, на самом деле это три вещи. Это знать и осознавать себя гражданином Российской Федерации. Это положительно относиться и гордиться (то есть эмоциональный компонент) тем, что я – гражданин Российской Федерации. И, наверное, самое главное, третье – это вести себя в соответствии с тем, как ведет себя гражданин Российской Федерации. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты включены в эту программу.

Павел Давыдов: Хорошо, формирование гражданской идентичности у молодежи и детей. А почему вы упор делаете на педагогов, а не на семью, от которой в этом процессе, как мне кажется, зависит намного больше?

Анна Макарчук: Я согласна с вами абсолютно, что от семьи действительно зависит очень многое. Но мы работаем через систему образования, потому что, так или иначе, как минимум половину своего дня ребенок проводит в школе, ребенок проводит в вузе. И от педагога тоже очень во многом зависит формирование его мировоззрения. Поэтому мы для себя как наиболее эффективную систему, с нашей точки зрения, взяли систему образования.

Павел Давыдов: Ну, давайте подробнее об этом и поговорим. Как именно устроен ваш проект? И как выглядят эти курсы повышения квалификации для педагогов?

Анна Макарчук: Ну, на самом деле, рассказывая про это, я расскажу сразу про жизненный цикл любого проекта, любой программы Центра толерантности.

Павел Давыдов: Да, пожалуйста.

Анна Макарчук: Еще в 2013 году мы разработали программу "Я – Россиянин". Это была программа из восьми занятий интерактивных, которая проводилась у нас в центре. Таким образом, мы эту программу "обкатали", апробировали и сделали на основании ее программу повышения квалификации. После этого мы готовы передавать ее педагогам. Мы приезжаем в регион, который либо входит в нашу грантовую программу, либо сам заинтересовался в участии в этом проекте, и проводим, как правило, двухдневное обучение педагогов. В рамках этого обучения педагоги сами проходят все восемь занятий в качестве клиентов, с одной стороны. И это очень важно, потому что, не прожив эти занятия, довольно сложно понять, про что это. С другой стороны – проводится, естественно, всесторонний методический разбор, а как педагог сам может это занятие проводить. В итоге этого обучения каждый педагог получает полный методический комплект. Что это такое? Это подробнейшие методички, пошаговые, где описано, как проводить каждое занятие.

Павел Давыдов: А вот интерактивные педагогические технологии, которые применяются в рамках проекта, – это что?

Анна Макарчук: Ну, что такое интерактивная педагогика? Это педагогика, в которой активны и педагог, и сам обучающийся. Они вместе создают то знание, которое на самом деле получают в итоге они оба, потому что и педагог, его понимание предмета существенно углубляется, когда они вместе с обучающимся творят. Это игры, это дискуссии, это творческие задания, обсуждая которые, ребята и понимают те самые составляющие понятия… даже не понятия, а смыслы того, как быть россиянином. И приходят к тому, что россиянином быть просто, в этом нет ничего героического. Важно просто не быть равнодушным и делать то, что ты можешь делать.

Например… Можно я поделюсь одним примером, который всегда очень люблю рассказывать?

Павел Давыдов: Конечно, конечно.

Анна Макарчук: Тогда лично я очень много поняла про то, что такое быть россиянином. Когда-то у нас было занятие, на которое пришла группа из колледжа. Это были ребята – будущие повара. Занятие шло, шло. И одному парню… Я помню, такой брутальный парень! Ему трудно давалось все, он никак не мог понять. И в конце уже, когда мы рефлексируем занятие, он говорит: "Слушайте, вот я сейчас понял. Я понял, что это такое. Я знаю, что я буду делать каждый день вот эту самую маленькую мелочь. Но я обещаю, что я ее буду делать как россиянин. Когда я вхожу в метро, буду придерживать за собой дверь, чтобы она не стукнула того человека, который идет за мной".

Павел Давыдов: Казалось бы, маленькая деталь, а имеет большой смысл.

Анна Макарчук: Конечно, да.

Павел Давыдов: Знаете, Анна, хотел уточнить такой вопрос. Скажите, пожалуйста, педагоги, которые приходят на ваши курсы, они всегда понимают, что вообще такое толерантность? Потому что я вот вспоминаю советскую школу: с одной стороны, она была сильная, но, с точки зрения толерантности, педагоги, конечно, сами не справлялись с этим институтом.

Анна Макарчук: Действительно, педагогу самому, с точки зрения его мировоззрения, с точки зрения его системы ценностей, не так уж легко дается понятие и толерантности, и этнической идентичности, и гражданской идентичности, и активной гражданской позиции. Все это им непросто. И именно поэтому, в том числе, каждый педагог проходит всю программу. Потому что еще одна важнейшая на самом деле задача, которую ставим мы перед собой в этой программе: повлиять на мировоззрение педагогов.

Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а за три года существования вашего проекта под названием "Я – Россиянин" (хочется повторять вновь и вновь, потому что ну хорошо звучит, тем более вы объяснили смысл) к каким результатам вы пришли? И есть ли они за три года?

Анна Макарчук: Да, конечно, результаты есть. Мы ими действительно гордимся. За эти три года мы обучили более 3 тысяч педагогов на самом деле из 89 городов, потому что в ряде случаев мы приезжаем в город и проводим там обучение, а в ряде случаев педагоги приезжают к нам.

Павел Давыдов: Из соседних городов, да?

Анна Макарчук: Да, из соседних городов, вообще из других регионов, если это программа, которая проходит в рамках какого-то такого общефедерального мероприятия.

Павел Давыдов: У вашего проекта есть президентская грантовая поддержка уже три года. Скажите, пожалуйста, а когда создавался этот проект, вы уже рассчитывали на то, что должен быть грант, или предусматривали другие формы финансовой поддержки?

Анна Макарчук: Мы думали, что будет грант, да. Но тем не менее даже сейчас этот проект живет не только при грантовой финансовой поддержке. Да, конечно, мы будем расширять регионы. Мы сейчас уже подаем заявку на следующий президентский грант, когда теперь уже все федеральные округа нашей страны, мы надеемся, примут участие. Но это тоже, кстати, говорит хорошо за проект. Регионы сами готовы инвестировать свои средства для того, чтобы проект пришел к ним. И примерно 50%, наверное, обучающихся прошли именно так. Либо какая-то федеральная структура заинтересована в том, чтобы в рамках какого-то общего обучения для педагогов обязательно как один из модулей прошла наша программа "Я – Россиянин".

Павел Давыдов: Анна, на каком этапе работа с подростком позволяет формировать как раз вот эту гражданскую идентичность, и главное – делать это наиболее эффективно?

Анна Макарчук: Самый правильный ответ здесь – начиная прямо с того момента, когда ребенок начинает понимать речь. Формирование нашей личности – оно многогранное и многоаспектное. Мы же не можем заниматься со всеми возрастами, к сожалению, но для себя мы сфокусировались на возрасте – от четвертого класса и на самом деле далее везде.

Тут вопрос заключается в том, что для каждого возраста хороши свои институты, свои методы и свои аспекты гражданского воспитания и формирования гражданской идентичности. Например, с малышами в четвертом классе мы говорим о гражданской идентичности с точки зрения социальной идентичности. "Кто я? "– собственно говоря, вот так стоит вопрос. И в этом "Кто я?" есть ли вообще "Я – Россиянин" или нет? А для детей четвертого класса на самом деле "Кто я?" звучит, как "С кем я?". "Вот я тот, кто мои друзья. Если мои друзья футболисты – значит, я, выходит, тоже футболист". Вот как-то так. И, понимая аспекты возрастной психологии, довольно просто выстроить правильную траекторию формирования этого понятия.

Павел Давыдов: Скажите, а национальные республики проявляют интерес к этому проекту? Я имею в виду Северный Кавказ, например, Татарстан?

Анна Макарчук: Татарстан был одним из первых регионов, в котором прошла эта программа. И это было очень интересно. Северный Кавказ? В этом году, если все будет хорошо, Северный Кавказ войдет в пул регионов, которые будут участвовать в проекте. Ну, по крайней мере, интерес, с точки зрения региона, есть.

Павел Давыдов: Анна, а какие еще проекты Центра толерантности необходимо вывести на федеральный уровень, на ваш взгляд?

Анна Макарчук: Наверное, в первую очередь такой большой и глобальный проект "Пять шагов толерантности", который тоже уже четвертый год живет в Москве. Мы его закончили готовить, мы его закончили апробировать. Он такой большой, что, чтобы весь его создать и весь его апробировать, потребовалось четыре года. И мы очень надеемся, что он также будет востребован в регионах, потому что это очень хороший проект, который помогает детям научиться самим изменять к лучшему тот мир, в котором они живут.

Павел Давыдов: Уважайте друг друга, принимайте других людей такими, какими они есть! И только таким образом мы сформируем настоящее толерантное будущее в нашей стране. Спасибо вам большое, что сегодня об этом всем нам напомнили

Анна Макарчук: Спасибо большое, Павел. Спасибо, коллеги. Спасибо, друзья.

Павел Давыдов: У нас в гостях была Анна Макарчук – директор Центра толерантности Еврейского музея в Москве.