Пенсионный ход: итоги пенсионной реформы

Гости
Евгений Биезбардис
глава аналитической службы НПФ «САФМАР»

Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я Ангелина Грохольская. Россияне запутались в нюансах пенсионной реформы, высчитать размер пособия по старости всегда было непросто, цифры очень и очень приблизительные, не вносит ясность даже пенсионный калькулятор, размещенный на сайте пенсионного фонда, а теперь возникла путаница и по срокам выхода на заслуженный отдых, Минтруд констатирует: «Россияне стали вдвое чаще обращаться в ведомство с просьбами разъяснить эти вопросы». А мы с ними обратились к эксперту: в нашей студии глава аналитической службы негосударственного пенсионного фонда Евгений Биезбардис. Евгений, здравствуйте!

Евгений Биезбардис: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Ох, много вопросов к Вам накопилось, потому что действительно запутались: пенсионная реформа у нас с октября прошлого года началась потихонечку, но все заговорили, в первую очередь, о повышении возраста пенсионного, а что еще нужно знать и понимать, в первую очередь, про пенсионную реформу?

Евгений Биезбардис: Во-первых, нужно понимать, что пенсионная реформа у нас началась еще в 90-х, концепция пенсионной реформы родилась в 1995 году и, скажем откровенно, с тех пор практически ничего не изменилось, если сравнивать первые 3-4 абзаца этой реформы, например, коэффициент утраченного заработка при выходе на пенсию – 34 %, как было, примерно столько и есть, все основные тезисы, которые там озвучены, сохранились, несмотря на то, что 25 лет прошло с тех времен, поэтому повышение пенсионного возраста – это лишь новый этап развития пенсионной реформы, я думаю это далеко не последний и в ближайшем будущем будет новый.

Ангелина Грохольская: А сколько человек на сегодняшний момент это коснулось, этот первый этап повышения возраста, если мы о нем говорим?

Евгений Биезбардис: В стране у нас 146 миллионов, пенсионеров примерно 45-46 миллионов, соответственно, практически всех остальных 100 миллионов это коснулось…

Ангелина Грохольская: Следовательно, и нас с Вами, да?

Евгений Биезбардис: Рано или поздно, я надеюсь, мы все выйдем на пенсию.

Ангелина Грохольская: Вы сказали, что это очередной этап, но не последний, а какие этапы нас могут ожидать?

Евгений Биезбардис: Несколько лет назад повысили требуемый минимальный стаж работы, раньше это было 5 лет, сейчас повышают из года в год и по-моему, в середине 2020-х годов будет 15 лет, причем международная практика показывает, что он может дойти и до 30, 30-40 – это предел.

Ангелина Грохольская: Это то, что нужно обязательно, чтобы у тебя был такой стаж, да?

Евгений Биезбардис: Да, чтобы получить полную пенсию, соответственно, если человек не накапливает требуемые пенсионные права, пенсионные баллы, то еще нужно добавить 5 лет.

Ангелина Грохольская: Кстати, эти все расчеты мы пытались нашей бригадой съёмочной посчитать, использовали калькулятор на сайте пенсионного фонда – получаются разные суммы, причём постоянно, непонятно, что с этими баллами, а реальные пенсионеры, которые уже вышли на заслуженный отдых, говорят, что разница огромная в цифрах: когда считают – одна, когда выходят на пенсию, как правило, получают гораздо меньше, почему так происходит?

Евгений Биезбардис: Может быть, это будет для Вас удивлением, но я – профессионал, который 9 лет работает в пенсионной индустрии, тоже не могу это корректно посчитать. Почему так всё происходит – потому что фактически пенсионная система довольно-таки сложный институт, на нее влияют совершенно разные факторы, как то декретные отпуска, служба в армии, работа в опасных условиях труда, северные – всё это учесть в настоящий момент пенсионный фонд не в состоянии, поэтому пенсионный калькулятор представляет собой довольно-таки упрощённую модель.

Ангелина Грохольская: Очень условный, да?

Евгений Биезбардис: Да, было бы, конечно, идеально, если бы в личном кабинете можно было бы увидеть весь свой профайл и более или корректно спрогнозировать хотя бы на ближайшие года, пока это довольно-таки сложно.

Ангелина Грохольская: Хорошо, но, если я, например, не работаю официально, но у меня есть некий капитал, некий доход, не знаю откуда, но он есть, допустим, поступает, вот я как-то за счет собственных средств могу повысить свою пенсию?

Евгений Биезбардис: Да.

Ангелина Грохольская: Есть же накопительная часть, хоть и не все разбираются, где эта страховая накопительная…

Евгений Биезбардис: Вы знаете, без разницы, работаю ли я сейчас водителем в общественном транспорте, либо я работаю аналитиком в пенсионном фонде – скорее всего я буду получать примерно 14000-16000 рублей в текущих ценах, если ситуация не изменится, соответственно, действительно, я всем рекомендую как можно раньше начать формировать свой пенсионный план, разобраться хотя бы немножко в пенсионной системе, возможно, даже позвонить на горячую линию в Пенсионный фонд России и понять, на какую сумму можно будет рассчитывать. Я думаю, что многие удивятся и, конечно же, подумают о том, чтобы формировать пенсионный капитал в негосударственном пенсионном фонде, либо в других институтах, многие в Москве скупают квартиры в расчете на это – вариант.

Ангелина Грохольская: Давайте мы сейчас посмотрим сюжет из Астраханской области, он тоже про пенсионную реформу, вернее, про национальный проект «Демография», который косвенно касается предпенсионеров.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Мы неслучайно сейчас показали этот сюжет дело в том, что неторные эксперты говорят, что самый главный удар пенсионной реформы, негативный удар, придется на предпенсионеров, в то же время государство вводит уже какие-то меры, льготы для этой категории, а зачем тогда надо было повышать пенсионный возраст, если потом мы начинаем поддерживать определенные категории?

Евгений Биезбардис: У каждого из нас есть свой план дальнейшей жизни, и если мы говорим о лицах 50-летних, то, естественно, они уже спланировали, как они будут жить после выхода на пенсию. Когда вдруг повышается пенсионный возраст, для многих это действительно шок, удар и, естественно, что Правительству нужно сглаживать эти негативные последствия.

Ангелина Грохольская: Скажите, а в Вашем негосударственном пенсионном фонде есть предпенсионеры?

Евгений Биезбардис: Да, есть, я не могу сказать, сколько, но много.

Ангелина Грохольская: И они работают, их никто сокращать не собирается?

Евгений Биезбардис: Да, потому что это огромный опыт, индустрия негосударственных пенсионных фондов – это уникальная индустрия, уникальный сектор, и действительно мало, кто может сказать, что такое пенсионная система поэтому мы сохраняем, бережем свои кадры.

Ангелина Грохольская: Это хорошо, хороший пример. Еще одно экспертное мнение: ученые Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) представили свое исследование о влиянии повышения пенсионного возраста на уровень бедности, в том числе они выяснили, что при прочих равных без реформы уровень бедности в России мог бы снижаться гораздо быстрее, вот примерные цифры: дополнительно на 0,1-0,2 пункта в 2019-2021 годах и 0,6-0,7 пункта в 2024-2028 – так ли это и какая тут зависимость бедности и пенсионной реформы?

Евгений Биезбардис: Думаю, что вероятность реализации этого сценария довольно-таки немаленькая, но нужно учитывать, что из-за повышения пенсионного возраста предпенсионеры фактически теряют часть своего планируемого заработка, им приходится сохранять или бороться за свои рабочие места и далеко не всем это удастся, будем откровенны.

Ангелина Грохольская: То есть это самая главная угроза, да?

Евгений Биезбардис: Да, особенно в регионах, знаете, в Псковской области, насколько мне известно, библиотекари работают далеко не каждый день и далеко не 8 часов в сутки, поэтому постоянная оптимизация таких социально важных сфер, постоянная концентрация рабочих ресурсов в Москве, в моногородах – это создает большие социальные проблемы.

Ангелина Грохольская: Какой выход есть из этой ситуации?

Евгений Биезбардис: В первую очередь, надо понимать, что небольшие пенсии – это не столько проблема пенсионной системы, сколько проблема рынка труда. Мы говорим, действительно, у нас маленькая безработица, Правительство отчитывается о 5-6 %, но по факту многие из работников работают на полставки, на четверть ставки, у нас проблемы в медицине, в образовательном секторе, соответственно, нужно обращать внимание на это, снижать «серый» сектор и, естественно, развивать малый бизнес, семейный бизнес, потому что, если мы обратим внимание, то в семейном бизнесе многие работают далеко за 60 лет, потому что это их бизнес, они привыкли к нему, они стараются идти в ногу со временем.

Ангелина Грохольская: А роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной реформе, вообще, в этой системе, какова?

Евгений Биезбардис: Смотрите, действительно, у людей с низкими зарплатами при получении пенсии доход в большей степени сохраняется, коэффициент замещения доходит до 50 %, 60 %, иногда 70 % – это из-за низкой базы, у людей с высокими зарплатами, либо выше среднего уровня, 50000-100000, совершенно нет возможности прокормить себя, сохранить свой уровень жизни после выхода на пенсию, поэтому негосударственные пенсионные фонды – это тот институт, который может предложить услуги по сохранению уровня жизни, обеспечению выполнения пенсионного плана в общих чертах и, собственно, диверсификации собственных рисков.

Ангелина Грохольская: То есть вы для обеспеченных более или менее россиян?

Евгений Биезбардис: Мы для всех тех, кто хочет жить достойно на пенсии.

Ангелина Грохольская: Сейчас есть, по-моему, уже законопроект или пока это на уровне предложения только, что те, кто участвуют в негосударственном пенсионном фонде может раньше выходить на пенсию, да?

Евгений Биезбардис: Да, действительно, людям, которые формировали накопительную пенсию, уже давно позволили сохранить свой пенсионный возраст в старом стиле: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин, но у тех, кто формировали дополнительную негосударственную пенсию, повышался пенсионный возраст, и, слава Богу, законодатели согласовали такой шаг, потому что очень много участников негосударственных пенсионных фондов работают на крупных предприятиях, в моногородах, и это стабилизирует, я надеюсь, их жизненный путь хоть отчасти.

Ангелина Грохольская: А это продолжится? То есть я, например, не копила – перевожу свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд, я буду иметь также возможность уйти раньше на пенсию или нет, меня это уже не коснется?

Евгений Биезбардис: Вы сможете получить накопленные средства по пенсионному возрасту в старых цифрах, то есть 55 лет.

Ангелина Грохольская: Почему я не могу, например, в банк на депозитный счет какой-то положить, не снимать, а почему я должна нести в негосударственный пенсионный фонд?

Евгений Биезбардис: Во-первых, не нужно следить за отчислениями, мы открываем счет в банке и через какой-то период опять открываем, открываем, открываем… процентная ставка сиюминутна: сегодня – 7 %, завтра – 3 %. Негосударственные пенсионные фонды отличаются тем, что их результаты соответствуют положению экономики, положению на финансовом рынке, например, по добровольному пенсионному обеспечению минимальная доходность – 0 %, но по итогам минувшего года примерно 5 %, некоторые 6 % показали – это больше инфляции. В долгосрочной ретроспективе мы посчитали: за последние 5 лет фонды переиграли инфляцию, немножко, но на уровне.

Ангелина Грохольская: Но всё равно в плюсе, да?

Евгений Биезбардис: Да.

Ангелина Грохольская: Лично Вы как формируете свою пенсию, уже, может быть, копите, квартиры скупаете или еще каким-то образом и что друзьям советуете?

Евгений Биезбардис: Я формирую свою будущую пенсию в негосударственном пенсионном фонде, друзьям я посоветую, во-первых, попытаться разобраться в пенсионной системе, понять, что у них уже есть, далеко не все знают, что можно зайти на сайт госуслуг и узнать о состоянии накопительной пенсии.

Ангелина Грохольская: Сколько уже есть там на счету…

Евгений Биезбардис: Да-да-да, у лиц среднего возраста из Москвы и области средний счет превалирует более, чем в 100000 рублей.

Ангелина Грохольская: Что нам еще нужно обязательно, к чему готовиться в ближайшее время или пока повышение пенсионного возраста и всё?

Евгений Биезбардис: Я полагаю, что а начале 2020-х годов, в 2021 примерно, появится новый продукт – «индивидуальный пенсионный капитал», который фактически трансформирует пенсионные накопления этих 37 миллионов, это сейчас примерно 4 триллиона рублей в индивидуальный пенсионный капитал и этими средствами можно будет распоряжаться несколько иначе, например, появится функция оплаты из этих средств медицинских услуг в случае каких-то кризисных ситуаций, надеюсь, и другие опции, которые будут стимулировать формирование пенсионного капитала.

Ангелина Грохольская: То есть это деньги, которые будут откладываться как бы на пенсию, но ими возможно будут воспользоваться уже здесь и сейчас при каких-то форс-мажорах, да?

Евгений Биезбардис: Да, при определенных условиях.

Ангелина Грохольская: Евгений, спасибо Вам огромное, у меня в голов немого прояснилось, я надеюсь, что и наши телезрители какие-то ответы на свои вопросы сейчас услышали из Ваших уст.

Евгений Биезбардис: Спасибо Вам!

Ангелина Грохольская: Спасибо! О нюансах пенсионной реформы мы говорили с главой аналитической службы негосударственного пенсионного фонда Евгением Биезбардисом.