Андрей Рудской: Для развития нашей промышленности мы должны создавать глобальный конкурентоспособный продукт
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/petrovskaya-shkola-andrei-22937.html Ангелина
Грохольская: Российские вузы укрепляют позиции. Два десятка наших высших
учебных заведений вошли сразу в три авторитетных мировых рейтинга. Более того,
авторы этих крупнейших исследований академической репутации отмечают явный
прогресс – практически все участники проекта улучшили свои позиции. А это
значит – вузы нашей страны перестали вариться в собственном соку, их наконец
услышали на международной арене.
Одним
из 22 вузов, которые вошли в рейтинг Quacquarelli Symonds, стал Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого. И его ректор Андрей Рудской сегодня у нас в студии.
Андрей Иванович, здравствуйте. Очень рада вас приветствовать. Присаживайтесь,
пожалуйста.
Андрей
Рудской: Добрый день.
А.Г.:
Андрей Иванович, мы хоть и говорим об участии наших вузов в мировых рейтингах,
но все-таки не самые высокие позиции, это даже не сотня. Вот QS поставил МГУ на 108-ю строчку
рейтинга, а все остальные гораздо ниже. Есть вообще смысл об этом говорить,
говорить о достижениях?
А.Р.:
Речь идет не о самоцели занимать какие-то суперлидирующие позиции в рейтингах –
в QS, в Times или в Шанхайском рейтинге. Почему?
Потому что целый ряд мощных, известных мировых лидеров-университетов в этом
деле участвуют довольно-таки давно. Мы к этому мероприятию и к этой гонке
подключились совершенно не так давно – года три-четыре назад, когда у нас
вступил в силу такой очень важный проект "5-100" (я его коротко
обозначу), где как раз одна из задач…
А.Г.:
И ваш вуз туда входит?
А.Р.:
Туда и наш вуз, и пара десятков известнейших вузов России входят. По крайней
мере, это цель. Мы видим перед собой прежде всего, помимо этой цели, еще и то,
что наши университеты выходят в мировое образовательное сообщество, совершенно
перестроив даже климат внутри университетов. Почему? Потому что мы стали
мыслить по-другому – масштабно. Мы стали научные исследования проводить,
расширяя зону международных проектов, приглашать ведущих научных специалистов,
расширять количество зарубежных студентов. Я хочу сказать, что у нас, например,
за последние четыре года выросло количество иностранных студентов от 1,5 до
4 тысяч с лишним.
А.Г.:
Это значит, что есть интерес именно к нашему образованию.
А.Р.:
Есть интерес, без сомнения. Мы, конечно, чтобы привлечь иностранных студентов,
у себя организовываем, по крайней мере, магистерские программы на английском
языке по весьма востребованным направлениям подготовки – это, конечно, "Computer Science",
"Строительство", "Экономика", "Энергетика". И
интерес со стороны не только азиатских, но и европейских стран наблюдается.
А.Г.:
Скажите, а кто преподает для иностранных студентов, чтобы этот уровень
сохранить?
А.Р.:
Как раз преподают самые лучшие преподаватели.
А.Г.:
Наши?
А.Р.:
Наши, приглашенные наши и приглашенные ведущие зарубежные. Потому что как раз
программа "5-100" финансируется. Это такая приличная подмога именно к
тому, чтобы мы привлекали лучшие научно-педагогические кадры для работы у нас в
университете.
А.Г.:
Андрей Иванович, насколько я знаю, у вас есть некая своя образовательная система.
В чем ее суть? В чем она заключается?
А.Р.:
Начиная с середины нулевых лет и по сей день в вузах России – а у нас особенно
как у одного из ведущих инженерных вузов, как и в Бауманке или в Томском
политехе, допустим, – конечно, мы понимали эту степень ответственности, и мы
перестроили систему образования. Во-первых, она стала мультидисциплинарной,
взаимосвязанной. Машиностроители изучают и материаловедение, и энергетику, и
экономику.
А.Г.:
То есть это специалисты широкого профиля, да?
А.Р.:
Конечно. Это первое. А второе – это введение научных исследований. Во-первых,
два принципа мы осуществляем и реализуем у себя в университете. Это обучение
через всю жизнь, вот это очень важно. И второй принцип я уже назвал –
мультидисциплинарность как в научных исследованиях, так и в реализации их тоже.
Сегодня
мы с промышленностью работаем не в рамках решения каких-то локальных научных
задач, а мы берем комплексную задачу. И как НИИ – начиная от технической,
конструкторской документации, разработки технологии производства, выпуска первого
модельного образца. После этого передаем на то или иное предприятие, по сути,
уже готовый к производству продукт.
Поэтому сегодня мы с промышленностью работаем не в рамках решения каких-то
локальных научных задач, а мы берем комплексную задачу. И как НИИ – начиная от
технической документации, конструкторской документации, разработки технологии
производства, выпуска даже первого модельного образца. После этого передаем на
то или иное предприятие, по сути, уже готовый к производству продукт. И
спектр задач очень широк у нас – начиная от энергетики и заканчивая медициной, биотехнологиями.
В общем-то, я считаю, что сегодня это единственный
правильный путь развития для университета. При этом обязательно студент,
особенно начиная с выпускной работы бакалавра и всю магистерскую программу,
должен непрерывно находиться в контакте вместе с преподавателями с промышленным
предприятием, с той задачей, которая у него есть.
А.Г.:
Это очень важно.
А.Р.: А
в целом, если мы будем говорить сегодня о будущем России, то, конечно, в рамках
реализации Национальной технологической инициативы мы должны разработать такие
технологии, которые не ставят перед собой задачу импортозамещения. Я
категорический противник этого понятия, а сторонник одного понятия для развития
нашей промышленности – мы должны создавать глобальный конкурентоспособный
продукт, который и импортозамещение, но и способен на мировой арене выступать в
качестве такого свободно конкурирующего и весьма конкурентоспособного продукта.
А.Г.:
Как вы думаете, когда это случится?
А.Р.: А
мы уже сейчас это создаем. Элементарно – разработка новых двигателей. Вы
знаете, ракетные двигатели создаются. В общем-то, мы разработали и реализовали
в рамках нашего Центра аддитивных технологий целый ряд изделий, которые сегодня
свободно конкурируют и даже опережают зарубежные аналоги. Поэтому мало-помалу,
но включаясь в работу и реализацию Национальной технологической инициативы по
направлениям – TechNet, AeroNet, AutoNet, FoodNet (это тоже относится), EnergyNet, – мы, конечно же, сможем
тогда комплексно, совершенно по-другому выстроить экономику всей России. И в
этом деле обязательно должны принимать участие наши вузы.
А.Г.:
Это безусловно, конечно.
А.Р.: А
чтобы в них принимать участие, мы должны соответствовать по знаниям, методикам
преподавания и ведения научных исследований тому, что требует время. А без
обмена и получения дополнительных знаний, за счет расширения контактов и
перенимания лучших практик мировых лидеров в этой области это недостижимо.
А.Г.:
"Петровская школа". Окно не в Европу, а в мировое университетское
сообщество открыли 22 российских вуза. О том, какие перспективы развития высшей
школы в России – в беседе с ректором Санкт-Петербургского политехнического
университета Петра Великого Андреем Рудским.
Давайте
тогда вернемся к рейтингу, с которого начали. Ваш вуз в нынешнем рейтинге
улучшил свои позиции?
А.Р.:
Да, он улучшил.
А.Г.:
А на сколько?
А.Р.: На
70 позиций.
А.Г.:
Серьезно.
А.Р.: И
мы сейчас подошли к границе – мы 401–410, в этом интервале находимся. И думаю,
что это неплохие стартовые позиции. Дальше мы, в общем-то, намерены улучшать их
тоже. То есть, по сути, мы входим, вы правильно сказали, в десятку лучших вузов
России. В рейтинге учитывается и цитируемость…
А.Г.:
Там очень много параметров.
А.Р.:
Да, целый ряд параметров.
А.Г.:
И авторы исследования как раз таки назвали серьезным слабым местом в российских
высших учебных заведениях исследовательскую деятельность и цитируемость.
Наш
инжиниринговый центр на протяжении уже десятилетия партнер с такими
индустриальными монстрами, как Boeing, Airbus, BMW, Siemens и так далее. И мы
выполняем весьма и весьма серьезные для них задачи.
А.Р.:
Исследовательская деятельность идет по возрастающей. Я хочу сказать, что если
брать… Давайте так: коль я у вас в гостях, я о своем вузе буду говорить. Я хочу
сказать, что у нас, допустим, за последние несколько лет в несколько раз
увеличился объем выполнения международных проектов. В частности, наш инжиниринговый центр на
протяжении уже десятилетия партнер с такими индустриальными монстрами, как Boeing, Airbus, BMW, Siemens и так далее. И
мы выполняем весьма и весьма серьезные для них задачи.
Просто если за рубежом вуз так или иначе связан в целом, всем объемом с
индустрией такого мирового уровня, она интегрирована очень здорово там, то у
нас, к сожалению, не все отрасли и не все направления подготовки имеют такие
широкие связи с зарубежьем – может быть, в силу ранних ограничений в этих контактах.
А.Г.:
Возможно, да. Но у вас контакты хорошо развиваются. Вы же единственный вуз в
России, который открыл филиал даже в Шанхае.
А.Р.:
Да, это была такая очень хорошая инициатива, мне кажется, удачная с нашей
стороны. И я хочу сказать, что действительно впервые в истории России и Китая
даже это событие произошло – мы открыли в Шанхае свое представительство, причем
в районе Пудун. Это тот самый-самый знаменитый район деловой активности. Мы
заключили уже целый ряд контрактов. Мы открыли там впервые Российско-Китайский
инженерный институт, где в этом году уже более 300 китайских студентов
поступили в него. Они будут два года учиться там, изучая русский язык в
бакалавриате, и вторые два года обучаться у нас для того, чтобы завершить свою
выпускную работу.
А.Г.:
Андрей Иванович, кстати, о студентах, если уж мы тут заговорили. Позиции вуза в
международных рейтингах вообще сказываются, интересуются абитуриенты положением
в рейтингах?
А.Р.: Вы
знаете, сегодня абитуриент так продвинут в этом деле! Причем его, конечно же,
интересуют вопросы – не просто какой рейтинг того или иного вуза. Они понимают:
чем выше рейтинг, тем у них больше возможностей получить достойное образование,
используя гибридные технологии. Скажем, Мюнхенский технический университет –
53-е место в рейтинге QS. Leibniz Universität Hannover – в первой двухсотке. Это
если брать Германию. London
City University сегодня входит тоже в
первую сотню. По сути, у них там интеграция с целым рядом вузов произошла. Массачусетский
университет – об этом и говорить не надо, он в первую десятку входит. И
конечно, у нас с ними совместные образовательные программы.
А.Г.:
Я правильно понимаю, что можно начать учиться у вас, а диплом получить,
допустим, уже в Германии?
А.Р.:
Конечно. И не только. У нас и система двойных дипломов – в ту и другую сторону.
Как иностранные студенты, так и наши могут получить два диплома, обучаясь у
нас, а выпускную работу выполняя в том или ином ведущем зарубежном вузе.
А.Г.:
Уже завершая нашу с вами беседу, я вот о чем хочу у вас спросить. Мы тему
сегодняшней нашей встречи обозначили как "Петровская школа", потому
что университет носит имя Петра Великого. Можно уже сказать, что Петровская
школа – это российский бренд, который занял свое достойное высокое место в
международном образовании?
А.Р.: Я
абсолютно в этом уверен. Причем я опираюсь не на свои какие-то
ура-патриотические настроения в душе. Но если мы даже возьмем прессу и изучим, то
отношение… А в рейтингах особенно важно еще и мнение академической и индустриальной
среды, специалистов. И этот рейтинг растет от года к году. Плюс совершенно
неимоверные конкурсы в студенческой среде при поступлении в технический обычный
вуз, когда под два десятка доходит конкурс. Я считаю, что, конечно, он
состоялся, потому что он ликвиден, он выполняет государственные мощные заказы.
И даже хочу вот так сказать. Когда Дмитрий Анатольевич
был у нас, он сказал: "Я на одном из заседаний президентского совета
говорил, что цифры не хватает у нас в России, – вы понимаете, что под
"цифрой" имелось в виду. – И когда я посетил политехнический
университет, я впервые увидел действительно цифровой вуз. А за этим
будущее".
А.Г.:
Спасибо вам огромное. На этом и закончим. Я желаю вам удачи, а вашим студентам –
хорошего учебного года. Вы тоже можете сказать. Я думаю, им будет приятно
услышать ректора с экранов.
А.Р.:
Спасибо. Ребята, только на пятерки – и вы себе обеспечите шикарное будущее
специалистов экстрауровня! Обещаю.
А.Г.:
Спасибо вам большое. О перспективах высшей школы России в мировом
образовательном процессе мы говорили с ректором Санкт-Петербургского политехнического
университета Петра Великого Андреем Рудским.
Андрей Рудской: Для развития нашей промышленности мы должны создавать глобальный конкурентоспособный продукт