Ангелина Грохольская: Российские вузы укрепляют позиции. Два десятка наших высших учебных заведений вошли сразу в три авторитетных мировых рейтинга. Более того, авторы этих крупнейших исследований академической репутации отмечают явный прогресс – практически все участники проекта улучшили свои позиции. А это значит – вузы нашей страны перестали вариться в собственном соку, их наконец услышали на международной арене. Одним из 22 вузов, которые вошли в рейтинг Quacquarelli Symonds, стал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. И его ректор Андрей Рудской сегодня у нас в студии. Андрей Иванович, здравствуйте. Очень рада вас приветствовать. Присаживайтесь, пожалуйста. Андрей Рудской: Добрый день. А.Г.: Андрей Иванович, мы хоть и говорим об участии наших вузов в мировых рейтингах, но все-таки не самые высокие позиции, это даже не сотня. Вот QS поставил МГУ на 108-ю строчку рейтинга, а все остальные гораздо ниже. Есть вообще смысл об этом говорить, говорить о достижениях? А.Р.: Речь идет не о самоцели занимать какие-то суперлидирующие позиции в рейтингах – в QS, в Times или в Шанхайском рейтинге. Почему? Потому что целый ряд мощных, известных мировых лидеров-университетов в этом деле участвуют довольно-таки давно. Мы к этому мероприятию и к этой гонке подключились совершенно не так давно – года три-четыре назад, когда у нас вступил в силу такой очень важный проект "5-100" (я его коротко обозначу), где как раз одна из задач… А.Г.: И ваш вуз туда входит? А.Р.: Туда и наш вуз, и пара десятков известнейших вузов России входят. По крайней мере, это цель. Мы видим перед собой прежде всего, помимо этой цели, еще и то, что наши университеты выходят в мировое образовательное сообщество, совершенно перестроив даже климат внутри университетов. Почему? Потому что мы стали мыслить по-другому – масштабно. Мы стали научные исследования проводить, расширяя зону международных проектов, приглашать ведущих научных специалистов, расширять количество зарубежных студентов. Я хочу сказать, что у нас, например, за последние четыре года выросло количество иностранных студентов от 1,5 до 4 тысяч с лишним. А.Г.: Это значит, что есть интерес именно к нашему образованию. А.Р.: Есть интерес, без сомнения. Мы, конечно, чтобы привлечь иностранных студентов, у себя организовываем, по крайней мере, магистерские программы на английском языке по весьма востребованным направлениям подготовки – это, конечно, "Computer Science", "Строительство", "Экономика", "Энергетика". И интерес со стороны не только азиатских, но и европейских стран наблюдается. А.Г.: Скажите, а кто преподает для иностранных студентов, чтобы этот уровень сохранить? А.Р.: Как раз преподают самые лучшие преподаватели. А.Г.: Наши? А.Р.: Наши, приглашенные наши и приглашенные ведущие зарубежные. Потому что как раз программа "5-100" финансируется. Это такая приличная подмога именно к тому, чтобы мы привлекали лучшие научно-педагогические кадры для работы у нас в университете. А.Г.: Андрей Иванович, насколько я знаю, у вас есть некая своя образовательная система. В чем ее суть? В чем она заключается? А.Р.: Начиная с середины нулевых лет и по сей день в вузах России – а у нас особенно как у одного из ведущих инженерных вузов, как и в Бауманке или в Томском политехе, допустим, – конечно, мы понимали эту степень ответственности, и мы перестроили систему образования. Во-первых, она стала мультидисциплинарной, взаимосвязанной. Машиностроители изучают и материаловедение, и энергетику, и экономику. А.Г.: То есть это специалисты широкого профиля, да? А.Р.: Конечно. Это первое. А второе – это введение научных исследований. Во-первых, два принципа мы осуществляем и реализуем у себя в университете. Это обучение через всю жизнь, вот это очень важно. И второй принцип я уже назвал – мультидисциплинарность как в научных исследованиях, так и в реализации их тоже. Сегодня мы с промышленностью работаем не в рамках решения каких-то локальных научных задач, а мы берем комплексную задачу. И как НИИ – начиная от технической, конструкторской документации, разработки технологии производства, выпуска первого модельного образца. После этого передаем на то или иное предприятие, по сути, уже готовый к производству продукт. Поэтому сегодня мы с промышленностью работаем не в рамках решения каких-то локальных научных задач, а мы берем комплексную задачу. И как НИИ – начиная от технической документации, конструкторской документации, разработки технологии производства, выпуска даже первого модельного образца. После этого передаем на то или иное предприятие, по сути, уже готовый к производству продукт. И спектр задач очень широк у нас – начиная от энергетики и заканчивая медициной, биотехнологиями. В общем-то, я считаю, что сегодня это единственный правильный путь развития для университета. При этом обязательно студент, особенно начиная с выпускной работы бакалавра и всю магистерскую программу, должен непрерывно находиться в контакте вместе с преподавателями с промышленным предприятием, с той задачей, которая у него есть. А.Г.: Это очень важно. А.Р.: А в целом, если мы будем говорить сегодня о будущем России, то, конечно, в рамках реализации Национальной технологической инициативы мы должны разработать такие технологии, которые не ставят перед собой задачу импортозамещения. Я категорический противник этого понятия, а сторонник одного понятия для развития нашей промышленности – мы должны создавать глобальный конкурентоспособный продукт, который и импортозамещение, но и способен на мировой арене выступать в качестве такого свободно конкурирующего и весьма конкурентоспособного продукта. А.Г.: Как вы думаете, когда это случится? А.Р.: А мы уже сейчас это создаем. Элементарно – разработка новых двигателей. Вы знаете, ракетные двигатели создаются. В общем-то, мы разработали и реализовали в рамках нашего Центра аддитивных технологий целый ряд изделий, которые сегодня свободно конкурируют и даже опережают зарубежные аналоги. Поэтому мало-помалу, но включаясь в работу и реализацию Национальной технологической инициативы по направлениям – TechNet, AeroNet, AutoNet, FoodNet (это тоже относится), EnergyNet, – мы, конечно же, сможем тогда комплексно, совершенно по-другому выстроить экономику всей России. И в этом деле обязательно должны принимать участие наши вузы. А.Г.: Это безусловно, конечно. А.Р.: А чтобы в них принимать участие, мы должны соответствовать по знаниям, методикам преподавания и ведения научных исследований тому, что требует время. А без обмена и получения дополнительных знаний, за счет расширения контактов и перенимания лучших практик мировых лидеров в этой области это недостижимо. А.Г.: "Петровская школа". Окно не в Европу, а в мировое университетское сообщество открыли 22 российских вуза. О том, какие перспективы развития высшей школы в России – в беседе с ректором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андреем Рудским. Давайте тогда вернемся к рейтингу, с которого начали. Ваш вуз в нынешнем рейтинге улучшил свои позиции? А.Р.: Да, он улучшил. А.Г.: А на сколько? А.Р.: На 70 позиций. А.Г.: Серьезно. А.Р.: И мы сейчас подошли к границе – мы 401–410, в этом интервале находимся. И думаю, что это неплохие стартовые позиции. Дальше мы, в общем-то, намерены улучшать их тоже. То есть, по сути, мы входим, вы правильно сказали, в десятку лучших вузов России. В рейтинге учитывается и цитируемость… А.Г.: Там очень много параметров. А.Р.: Да, целый ряд параметров. А.Г.: И авторы исследования как раз таки назвали серьезным слабым местом в российских высших учебных заведениях исследовательскую деятельность и цитируемость. Наш инжиниринговый центр на протяжении уже десятилетия партнер с такими индустриальными монстрами, как Boeing, Airbus, BMW, Siemens и так далее. И мы выполняем весьма и весьма серьезные для них задачи. А.Р.: Исследовательская деятельность идет по возрастающей. Я хочу сказать, что если брать… Давайте так: коль я у вас в гостях, я о своем вузе буду говорить. Я хочу сказать, что у нас, допустим, за последние несколько лет в несколько раз увеличился объем выполнения международных проектов. В частности, наш инжиниринговый центр на протяжении уже десятилетия партнер с такими индустриальными монстрами, как Boeing, Airbus, BMW, Siemens и так далее. И мы выполняем весьма и весьма серьезные для них задачи. Просто если за рубежом вуз так или иначе связан в целом, всем объемом с индустрией такого мирового уровня, она интегрирована очень здорово там, то у нас, к сожалению, не все отрасли и не все направления подготовки имеют такие широкие связи с зарубежьем – может быть, в силу ранних ограничений в этих контактах. А.Г.: Возможно, да. Но у вас контакты хорошо развиваются. Вы же единственный вуз в России, который открыл филиал даже в Шанхае. А.Р.: Да, это была такая очень хорошая инициатива, мне кажется, удачная с нашей стороны. И я хочу сказать, что действительно впервые в истории России и Китая даже это событие произошло – мы открыли в Шанхае свое представительство, причем в районе Пудун. Это тот самый-самый знаменитый район деловой активности. Мы заключили уже целый ряд контрактов. Мы открыли там впервые Российско-Китайский инженерный институт, где в этом году уже более 300 китайских студентов поступили в него. Они будут два года учиться там, изучая русский язык в бакалавриате, и вторые два года обучаться у нас для того, чтобы завершить свою выпускную работу. А.Г.: Андрей Иванович, кстати, о студентах, если уж мы тут заговорили. Позиции вуза в международных рейтингах вообще сказываются, интересуются абитуриенты положением в рейтингах? А.Р.: Вы знаете, сегодня абитуриент так продвинут в этом деле! Причем его, конечно же, интересуют вопросы – не просто какой рейтинг того или иного вуза. Они понимают: чем выше рейтинг, тем у них больше возможностей получить достойное образование, используя гибридные технологии. Скажем, Мюнхенский технический университет – 53-е место в рейтинге QS. Leibniz Universität Hannover – в первой двухсотке. Это если брать Германию. London City University сегодня входит тоже в первую сотню. По сути, у них там интеграция с целым рядом вузов произошла. Массачусетский университет – об этом и говорить не надо, он в первую десятку входит. И конечно, у нас с ними совместные образовательные программы. А.Г.: Я правильно понимаю, что можно начать учиться у вас, а диплом получить, допустим, уже в Германии? А.Р.: Конечно. И не только. У нас и система двойных дипломов – в ту и другую сторону. Как иностранные студенты, так и наши могут получить два диплома, обучаясь у нас, а выпускную работу выполняя в том или ином ведущем зарубежном вузе. А.Г.: Уже завершая нашу с вами беседу, я вот о чем хочу у вас спросить. Мы тему сегодняшней нашей встречи обозначили как "Петровская школа", потому что университет носит имя Петра Великого. Можно уже сказать, что Петровская школа – это российский бренд, который занял свое достойное высокое место в международном образовании? А.Р.: Я абсолютно в этом уверен. Причем я опираюсь не на свои какие-то ура-патриотические настроения в душе. Но если мы даже возьмем прессу и изучим, то отношение… А в рейтингах особенно важно еще и мнение академической и индустриальной среды, специалистов. И этот рейтинг растет от года к году. Плюс совершенно неимоверные конкурсы в студенческой среде при поступлении в технический обычный вуз, когда под два десятка доходит конкурс. Я считаю, что, конечно, он состоялся, потому что он ликвиден, он выполняет государственные мощные заказы. И даже хочу вот так сказать. Когда Дмитрий Анатольевич был у нас, он сказал: "Я на одном из заседаний президентского совета говорил, что цифры не хватает у нас в России, – вы понимаете, что под "цифрой" имелось в виду. – И когда я посетил политехнический университет, я впервые увидел действительно цифровой вуз. А за этим будущее". А.Г.: Спасибо вам огромное. На этом и закончим. Я желаю вам удачи, а вашим студентам – хорошего учебного года. Вы тоже можете сказать. Я думаю, им будет приятно услышать ректора с экранов. А.Р.: Спасибо. Ребята, только на пятерки – и вы себе обеспечите шикарное будущее специалистов экстрауровня! Обещаю. А.Г.: Спасибо вам большое. О перспективах высшей школы России в мировом образовательном процессе мы говорили с ректором Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андреем Рудским.