Николай Романенко: Бабушке нужно к зиме скопить 25тысяч рублей, что при пенсии 7 тысяч вообще практически нереально

Гости
Николай Романенко
директор тверского регионального общественного движения гражданских инициатив «Доброе дело»

Ангелина Грохольская: В Тверской области молодежь помогает одиноким старикам перезимовать. Многие пожилые люди живут в частных домах, и печь – единственный способ их обогреть. Но вот беда – дрова нынче дороги. Вот и взялись волонтеры регионального общественного движения гражданских инициатив "Доброе дело" обеспечить бабушек и дедушек бесплатным топливом. В интернете клич кинули, денег собрали, на них дрова купили. Старики таким подаркам очень рады. А в этом году тверские волонтеры еще одну акцию придумали и призывают всех поделиться теплом.

И сегодня у нас в студии – организатор социального проекта из города Торжок Николай Романенко. Николай, здравствуйте.

Николай Романенко: Здравствуйте.

А.Г.: Очень рады вас видеть здесь.

Н.Р.: Спасибо, взаимно.

А.Г.: Николай, а ведь это вы акцию с дровами придумали?

Н.Р.: Да, три года назад.

А.Г.: Три года назад. И она уже во многих регионах, по-моему, не только в Тверской области действует?

Н.Р.: Мы начали эту акцию первый год в Смоленской области. А в прошлом году я вернулся уже домой, в Тверскую область. После освещения на федеральных телеканалах к нам уже обратились различные регионы: Псковская, Челябинская, Нижегородская области. И эта акция уже проходит второй год также в Свердловской области, ее проводит Православная церковь.

А.Г.: Но все началось с вашей идеи. Вы сейчас сказали, что вернулись в Тверскую область. Я знаю эту историю, я читала, но сейчас для тех наших зрителей, которые не знакомы. Вы служили в армии, правильно?

Н.Р.: Да, я проходил альтернативную гражданскую службу.

А.Г.: Да, выбрали альтернативную гражданскую службу и решили служить не где-нибудь, а помогать…

Н.Р.: В доме престарелых.

А.Г.: В доме престарелых. Вообще неожиданно для молодого красивого человека пойти служить в дом престарелых. Почему вдруг? С чего это? Это было ваше личное решение?

Н.Р.: Это была моя позиция. Я занимаюсь помощью пенсионерам, бабушкам и дедушкам, уже порядка девяти лет. Когда я учился в училище, у меня был мастер, я учился на столяра, и он мне сказал: "Коля, раз ты помогаешь бабушкам, тебе нужно идти на альтернативную службу, чтобы ты дальше так и продолжил свою деятельность". Я написал письмо в военкомат и написал свои пожелания, что я хотел бы, чтобы меня направили в дом престарелых. И меня направили в дом престарелых.

Я ходил, как на работу, а в свободное время занимался помощью бабушкам и дедушкам, которые жили в сельской местности, не на территории дома престарелых. Потому что на территории дома престарелых им оказывается уход сотрудниками, а есть бабушки, которые живут дома, одинокие. За ними ухаживают соцработники, но соцработники берут деньги за определенные виды работ. Например, помыть окна, вскопать огород – это уже дополнительные деньги. Мы считаем, что это неправильно. Бабушкам надо оказывать все бесплатно.

А.Г.: С вами абсолютно согласна. И клич "Подари дрова!" разнесся буквально по всей России. Вы, конечно, всколыхнули. Многие возмущались и говорили: "Почему молодые ребята, какие-то волонтеры? Вроде как хорошо, но неужели государство не обеспечивает стариков дровами?"

Н.Р.: Государство, к сожалению, не обеспечивает дровами. Государство выделяет максимум тысячу рублей по заявлению одинокого человека, нуждающегося. Бабушке выделят тысячу рублей.

А.Г.: А сколько нужно? Сколько стоит?

Н.Р.: Чтобы подготовиться бабушке к зиме на 3–4 месяца, нужно 5 машин дров, а это 25 кубов дров. Стоимость одной машины, в которой 5 кубов, – 7–8 тысяч рублей. Следовательно, бабушке нужно к зиме скопить порядка 25–30 тысяч рублей, что при пенсии 7 тысяч вообще практически нереально.

Почему мы начали помогать? Бабушки стали жаловаться на то, что они не могут позволить отопить весь дом тем необходимым теплом, которое необходимо для дома. Бабушки экономили на дровах просто и находились дома в тулупах. И мы решили организовать первый раз сбор средств. К нашему удивлению, мы получили, ну, небольшой отклик, но мы обеспечили всех нуждающихся, кто у нас был в первом году. Это было 16 человек.

Когда я вернулся домой, мы решили эту акцию не сделать разовой, вот раз провели и все, а мы решили эту акцию делать регулярно, каждый год, пока эта проблема не решится. И в прошлом году мы обеспечили 164 бабушки и дедушки дровами.

В этом году мы зарегистрировали свое движение, некоммерческую организацию "Доброе дело", чтобы нам заниматься этой деятельностью более профессионально и официально. Согласно нашей уставной деятельности, мы можем оказывать помощь теперь только на территории Тверской области, мы теперь не можем оказывать помощь другим регионам.

А.Г.: Вы продолжаете акцию. И в этом году у вас уже новая идея. Как можно теплом поделиться еще, не только дровами? Что придумали? Я вижу, вы частичку тепла сегодня с собой принесли.

Н.Р.: В этом году мы придумали ездить в дома престарелых и стричь бабушек и дедушек бесплатно. И когда мы с бабушками стали общаться, мы увидели, что прохлада в домах престарелых. И мы подумали: давайте подарим какую-то небольшую частичку тепла. У нас есть дизайнер Дедова Марина, с ней мы ездим и стрижем бабушек. В дороге просто пришла мысль: а давайте еще что-то такое приятное им подарим. Потому что самое главное – это внимание бабушкам, которого не хватает в домах престарелых. Мало того что их дети бросили и туда не приезжают… Вот дом престарелых находится в поле – и все, больше никого нет.

И очень просто к Новому году пойти и купить подарок какой-то. А мы решили, что не надо просто покупать подарок, а нужно объединить людей для того, чтобы человек потратил свое время. Вот он связал, например, варежку, ну, комплект варежек (сейчас у меня только одна варежка есть). Связал – он потратил свое время, он, может, уже как-то проникся в это одиночество возраста пенсионного, и как-то эта тема уже его затронет. И когда мы эти подарки бабушкам подарим, то эта частичка теплоты будет у бабушки и у дедушки навсегда, пока они будут живы.

Мы планируем к Новому году связать тысячу пар носков и тысячу пар варежек. Это большой объем. А варежки и носки вяжутся быстро, и это может сделать любая рукодельница, которая умеет вязать.

А.Г.: Это вы как рукодельник, как мастер рукоделия…

Н.Р.: Я специально ради проекта освоил вязание спицами.

А.Г.: С ума сойти! И я вижу, у вас вторая варежка не довязана. Вы, по-моему, когда к нам ехали…

Н.Р.: Занимаюсь вязанием в дороге. А время есть только в дороге.

А.Г.: А сколько сейчас уже связано примерно? Ну, уже растет объем?

Н.Р.: 50 пар уже есть и носков, и варежек.

А.Г.: Я уверена, что после нашей сегодняшней с вами беседы к вам буду писать еще из регионов и присылать. Присылайте варежки, носочки! Куда? В Торжок?

Н.Р.: В Торжок.

А.Г.: Вас можно искать просто где-то в социальных сетях?

Н.Р.: В социальных сетях, да.

У нас есть сайт "Подари дрова". Достаточно вбить название в поисковике – и наш сайт выходит самый первый. Там есть форма обратной связи. Любой желающий может написать, и мы оперативно уже отвечаем на все поступившие вопросы.

А.Г.: Как, что набирать? Какие хештеги есть, чтобы найти?

Н.Р.: Мы хештегами не пользуемся, к сожалению.

А.Г.: Надо начинать.

Н.Р.: У нас есть сайт "Подари дрова". Это самый популярный сайт. Достаточно вбить в поисковике "Подари дрова" – и наш сайт выходит самый первый. Там есть форма обратной связи. Любой желающий может написать, и мы оперативно уже отвечаем на все поступившие вопросы.

А.Г.: Но я знаю, что вы и мастер-классы даже готовы провести для тех, кто хочет, но пока не может.

Н.Р.: Мы планируем в данный момент два раза в месяц до Нового года организовывать мастер-классы в городе Торжке и в городе Твери, потому что это находится рядом с нами. Мы совместим две полезные вещи: мы научим и всех желающих вязать, и еще люди, которые научатся вязать, подарят какую-то свою частичку теплоты, первые свои работы бабушкам и дедушкам. Они получат и знания, и подарят бабушкам приятное.

А.Г.: "Поделись теплотой". Только ли государство может помогать одиноким старикам? О том, какая все-таки помощь нужна пожилым людям и как ее организовать, рассказывает директор Тверского регионального общественного движения гражданских инициатив "Доброе дело" Николай Романенко.

Вы такой, мне кажется, очень хороший пример вообще для всех молодых людей – для девушек, для юношей, неважно. Особенно когда вы говорите: "Вот я, Николай, я сам вяжу. И не надо этого стесняться".

Н.Р.: Конечно.

А.Г.: Потому что многие мальчишки, многие подростки, многие молодые люди, может быть, и хотели бы заняться, но просто стесняются – вроде не мужское это дело. Вы ломаете сейчас все стереотипы.

Н.Р.: Наоборот, мужское. Первоначально вязали мужчины.

А.Г.: Оказывается, да?

Н.Р.: Я раньше учился в Тульской области. Почему я начал вязать в дороге? Я вяжу крючком уже лет двенадцать. Когда я ездил, у меня дорога занимала всегда в одну сторону восемь часов. И я думаю: зачем я езжу восемь часов просто так, впустую и смотрю в эти окна? И я решил вязать салфетки крючком. Сперва я стеснялся, думал: все на меня будут смотреть. А потом думаю: какая разница? Главное – делать то, что ты считаешь нужным. И все. Я просто переломил этот стереотип, проблему, и в дороге нахожу время для вязания.

А.Г.: А есть друзья именно мужского пола у вас, которые присоединились к этой акции?

Н.Р.: Друзей в городе нет, но я нашел в Москве восемь парней, которые вяжут, и они присоединяются к проекту.

А.Г.: Ну, это здорово! Пусть их будет больше. Присоединяйтесь, дорогие мужчины. А вообще я знаю, что вязание спасает от стресса. На себе проверено.

Н.Р.: Да, спасает.

А.Г.: Давайте вернемся к вашей общественной организации, к вашим проектам. Есть еще какие-то акции, может быть, идеи? Что еще можно сделать? Чем еще можно заняться? Тем более вы теперь получили уже официальный статус.

Н.Р.: Помимо социальной деятельности, мы занимаемся еще благоустройством города. В следующем году мы планируем получить грант либо какое-то финансирование различных компаний и организаций. У нас в городе есть Борисоглебский мужской монастырь, которому больше тысячи лет. И мы хотим сделать подарок для города, для монастыря – сделать подсветку этого монастыря. Потому что город темный, а если мы сделаем красивую подсветку, то будет город шикарный. Мы занимаемся еще благоустройством города, такими проектами. У нас есть несколько таких проектов, которые мы планируем в следующем году реализовать.

В Торжке очень активная молодежь, которая постоянно, регулярно пишет, звонит: "Коля, давай! Что нам еще делать, куда идти?" И мы направляем их всех к бабушкам.

А.Г.: Николай, кто вас поддерживает? Много ли у вас волонтеров? Вообще из кого состоит ваша общественная организация, кроме тех людей, с которыми вы по интернету общаетесь, кто сейчас вам помогает готовить теплые новогодние подарки?

Н.Р.: В нашей организации более 200 волонтеров. Это студенты, работающее население, пенсионеры, предприниматели. У нас много ребят. Хочется отметить, что в Торжке очень активная молодежь, которая постоянно, регулярно пишет, звонит: "Коля, давай! Что нам еще делать, куда идти?" И мы направляем их всех к бабушкам.

А.Г.: Это здорово! У бабушек появляются внуки, а у молодых людей появляются бабушки.

Н.Р.: Да. У нас многие студенты еще приезжают из других городов – следовательно, они живут в общежитии. И у них, как всегда у студентов, нехватка во внимании, может, в продуктах – ну, финансовые какие-то. Бабушки всегда задаривают их вареньями, фруктами. Студенты начинают с бабушками общаться и уже становятся внуками действительно.

А.Г.: Николай, вы в начале нашей беседы сказали, что закон, который существует… Я к дровам хочу вернуться. Государство предлагает компенсировать тысячу рублей из тех 25 тысяч, которые бабушка тратит. Закон не очень работает. Насколько вообще сейчас у вас с государственными какими-то структурами есть взаимосвязь? И вообще нужна ли она? Или волонтеры и благотворительные организации в принципе самодостаточные и могут работать отдельно, раз государственные какие-то законы не работают?

Н.Р.: Мы знаем, что проблемы есть. Да, в стране кризис, законы многие не работают. У государства есть проблемы, которые нужно решать. Наша позиция – не нужно сидеть и говорить: "Как все плохо! Законы не работают". Нужно государству эти проблемы помогать решать вместе, и здесь должно быть взаимодействие. Государство не охватывает каждую бабушку или каждого дедушку, оно берет в общем все количество проживающих.

А.Г.: Знаете, как говорят – категория.

Н.Р.: Категория, да.

А.Г.: "Вот есть у нас категория – пенсионеры, которым мы помогаем". А вы наверняка своих подопечных знаете по именам?

Н.Р.: Конечно. Где кто живет и как зовут.

А.Г.: Николай, спасибо вам огромное за ваш проект. Вы удивительный человек, конечно. Я надеюсь, что у вас все получится и уже не тысяча наборов будет у вас связана к Новому году, а гораздо больше. Продолжайте. И обязательно мы расскажем еще о вашей деятельности. Это очень здорово. Спасибо вам большое.

Н.Р.: Спасибо.

А.Г.: Вот хорошая акция, добрая. Почему бы не присоединиться? И пусть в мире станет больше теплоты! 

О том, какая помощь нужна пожилым людям, и как ее организовать, рассказывает директор тверского регионального общественного движения гражданских инициатив.