Павел Давыдов: Бурятия и Иркутская область, объединенные проблемой сохранения уникального озера Байкал, рассчитывают, что наступивший Год экологии принесет новые возможности для ее разрешения. Регионы готовят свои предложения для включения в новую федеральную программу по сбережению озера, которую Правительству России поручено разработать в этом году. О поддержке общественных инициатив и общественного контроля по сохранению природных ресурсов мы поговорим с председателем Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Николаем Николаевым. Николай Петрович, здравствуйте. Николай Николаев: Здравствуйте. П.Д.: Бурятию и Иркутскую область мы затронули не случайно. Дело в том, что, получается, властям этих регионов необходимо было дождаться Года экологии, чтобы заявить об этих проблемах. Как вы считаете, это действительно так? Почему об этом нельзя было говорить вчера, позавчера, ведь проблема серьезная? Н.Н.: Иркутская область для меня очень близка, потому что я избирался от Иркутской области в Государственную Думу. И поэтому как раз все вопросы, связанные и с Байкалом, и с природными богатствами Иркутской области, и с тем, как с ними управляются, в общем-то, для меня близки и очень актуальны. Я не думаю, что здесь кто-либо ждал именно Года экологии, чтобы заявить о тех или иных проблемах. Эти проблемы были. И жители и Иркутской области, и Бурятии, и Забайкалья – они постоянно живут в этих проблемах, они постоянно говорят об этом. Другое дело, что очень важный шаг, что Год экологии дает старт вообще новой государственной политике в этой сфере. И то, что одним из таких серьезных и приоритетных проектов, который заявлен Правительством Российской Федерации, является как раз сохранение озера Байкал – это, мне кажется, очень такой знаковый шаг, очень знаковый фактор. Поэтому я думаю, что мы находимся на старте такого очень серьезного и большого пути, новой серьезной государственной политики в отношении сохранения наших ресурсов, экологии. И это очень важно. Потому что, в конце концов, то, что мы сейчас будем делать – это повлияет на жизнь наших внуков и правнуков. Это нужно четко осознавать. Потому что те глобальные проблемы, которые создаются сейчас и раньше создавались – с загрязнениями, с выхлопами или с нерачительным отношением к лесу, к воде – они сказываются не сразу, но они точно скажутся на наших потомках. П.Д.: Перед избранием в Госдуму вы являлись руководителем центра Общероссийского народного фронта "Народная экспертиза". А помогает ли эта должность вашей сегодняшней работе? Н.Н.: Ну, я и сейчас являюсь членом Центрального штаба ОНФ и куратором как раз проекта "Народная экспертиза". Вы знаете, я думаю, это одно из ключевых таких богатств, можно сказать, в работе моей, в моем опыте. Потому что работа, которую проводила и проводит "Народная экспертиза", она заключается в том, чтобы действительно понять правду, что происходить не на бумаге, не абстрактно в кабинетах или в каких-то документах, а что происходит действительно. И я очень надеюсь, что и я, и мои коллеги из ОНФ, которые сейчас работают вместе со мной в Думе, мы как раз должны не забыть, а только усилить эту практику. Потому что все те законопроекты, которые мы рассматриваем, все те законы, которые мы принимаем, они должны отвечать реальным потребностям людей. П.Д.: Николай Петрович, для обывателя экология и охрана природных ресурсов – это очень близкие понятия. Но в Госдуме есть два комитета: один отвечает за сохранение экологии, другой – за природные ресурсы, в частности ваш комитет, который вы возглавляете. А для чего нужны два комитета? Почему это не единое какое-то пространство? Ведь вроде как дело-то единое, важное и цельное. Н.Н.: Конечно, очень близкие понятия, но Комитет по экологии, который возглавляет Ольга Тимофеева, он занимается прежде всего проблемами только экологическими, то есть – воздействие человека, промышленности на экологию, на внешнюю среду. Что касается нашего комитета – Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, то здесь несколько иная концепция. Мы рассматриваем законодательство, которое регулирует все вопросы, связанные со всеми материальными, в том числе и природными богатствами, ресурсами страны. И конечно, для этого в нашем комитете есть регулирование тех инструментов, которые необходимы для того, чтобы эти ресурсы сохранялись, приумножались. Что это такое? Это лицензирование, это саморегулирование, это корпоративное право. Потому что нельзя забывать, что собственность – это очень важный фактор, это как раз тоже ресурсы страны, материальные ресурсы страны. Поэтому это объединено в единую концепцию комитета. И мы так и работаем, так и подходим к рассмотрению всех этих вопросов. П.Д.: И еще один из инструментов, насколько я понимаю, – это общественный контроль. А какая роль ему отводится сегодня? Общественный контроль – это тот фактор, который абсолютно необходим, если мы хотим иметь эффективную экономику в нашей огромной-преогромной стране  Н.Н.: Общественный контроль – я считаю, это, в общем-то, тот фактор, который абсолютно необходим, если мы хотим иметь эффективную экономику в нашей огромной-огромной стране. Мы можем сколько угодно тратить деньги на правоохранительные органы, на какие-то надзорные органы, но мы должны понимать, что на такой огромной площади, которую занимает Россия, невозможно у каждого дерева поставить лесника, на каждом перекрестке поставить полицейского и так далее, и так далее. Очень важно, чтобы общественный контроль был неким элементом культуры, обратной связи, чтобы люди сами неравнодушно относились к тому, что они видят. И Общероссийский народный фронт в этом, мне кажется, в общем-то, сыграл такую эпохальную роль, потому что он эту культуру сделал действительно эффективной. "Пока не поздно". Какова роль общественных инициатив и общественного контроля в сохранении природных ресурсов страны? В студии "Большой страны" – председатель Комитета по природным ресурсам собственности и земельным отношениям Государственной Думы Николай Николаев. П.Д.: Сохранение каких именно природных ресурсов требует нашего участия, нашего внимания – участия простых жителей? Н.Н.: Прежде всего это лес, конечно. П.Д.: Только лес? Н.Н.: Нет, это не только. Это и рыба, и животный мир. Это вопросы, связанные с добычей самых разных полезных ископаемых. П.Д.: То есть здесь разделять нельзя? Н.Н.: Здесь нельзя разделять. П.Д.: Природные ресурсы – уникальные возможности для нас. Н.Н.: Другое дело, что очень серьезная проблема в нашей стране – это жуткая закрытость вообще всей сферы природных ресурсов. П.Д.: А с чем это связано? Н.Н.: Посмотрите, на самом деле, если сравнивать разные отрасли… Возьмем ЖКХ. Общероссийский народный фронт тоже активно занимается вопросами ЖКХ, и за несколько лет нам удалось добиться того, что информация о деятельности управляющих компаний, о расселении аварийного жилья стала публичной. П.Д.: Да, и представитель ОНФ в сегодняшнем эфире нам как раз об этом рассказывал. Н.Н.: И это эффективно. Если мы берем леса… На сегодняшний день, к сожалению, человек, который живет рядом с лесом или в городе рядом с парком, и он видит, что приходят туда мужики с пилами и начинают выпиливать деревья, – он не может даже оперативно посмотреть, кто работает в этом лесу, имеет ли он право на это или нет. И вот этот временной люфт, когда человек должен потратить время, чтобы куда-то обратиться, позвонить, добиться в конце концов того, чтобы, может быть, кто-нибудь ему как-нибудь скажет, действительно ли там кто-то имеет право работать, в этом лесу. А всё. В общем-то, лес… Извините, спилил дерево – и его не восстановишь. П.Д.: А вы как депутат Госдумы не можете повлиять на эту ситуацию? Н.Н.: Надо сказать, в июле прошлого года в рамках работы партии "Единая Россия" у нас начала работу мониторинговая группа "Живой лес". Это группа, которая работает в более чем 30 регионах Российской Федерации. И мы как раз контролируем исполнение тех норм Лесного кодекса, которые направлены на открытие информации, на повышение ответственности лесопользователей. Например, норма, которая вступает с 1 марта этого года: должен быть единый публичный реестр недобросовестных пользователей леса. Мы будем контролировать, насколько действительно этот реестр пополняется. Например, это норма, по которой должны лесопользователи прикладывать к своим отчетам – и по лесовосстановлению, и по добыче леса – материалы фотовидеофиксации. Это то, что дает контроль. Мы в своей работе действительно обнаружили, что очень много у нас в законодательстве прорех. И сейчас нами подготовлен целый пакет предложений по изменению законодательства, чтобы сделать, в общем-то, наши леса более защищенными. И надо сказать, что первые шаги уже сделаны на практике. Уже сейчас одобрены две такие существенные очень меры. В Сибири и на Дальнем Востоке количество лесов, которые переданы в субаренду, возрастает каждый год в 3–4 раза Первая – это запрет на субаренду лесных участков. А надо сказать, что это, в общем-то, бич для нашей страны. За последние 3 года, например, в Сибири и на Дальнем Востоке количество лесов, которые переданы в субаренду, возрастает каждый год в 3–4 раза. Что это означает? Что компания, у которой есть стул, стол и 10 тысяч уставного капитала, например, она участвует в аукционе, получает огромные лесные площади и после этого это раздает. И чтобы это не происходило, есть вторая мера, которая уже одобрена, но пока еще не вступила в силу и не принята Государственной Думой, мы сейчас работаем над этим. Это введение конкурсов для получения леса в аренду. Что это означает? Это означает, что приоритет будет у тех компаний, которые занимаются не просто вырубкой леса, а прежде всего – переработкой. Вот это очень важно. Это первые шаги. Но опять же у нас есть еще достаточно большое количество мер, которые мы надеемся в самое ближайшее время, в общем-то, принять. П.Д.: Николай Петрович, еще одна серьезная проблема – лесные пожары. Из года в год горит российская территория. Власти разводят руками. У вас есть понимание, что же нам делать? Н.Н.: Я уверен, что самым первым и главным шагом в борьбе с лесными пожарами является правда. Потому что, к сожалению, каждый год мы встречаемся с тем, что региональные власти, в частности региональные власти Иркутской области – в прошлом году мы были свидетелями этого, и это официальные данные, – они постоянно занижают площади лесных пожаров. Что это означает? Я не знаю причины. Может быть, есть надежда на то, что в конце концов пойдет дождь. Может быть, не хочется акцентировать внимание на трагичности этой ситуации. Но мы видим, что такое занижение площадей и сокрытие этой информации приводит действительно к трагическим последствиям. Надо сказать, что каждый год мы теряем огромное количество лесов. Ущерб от лесных пожаров в целом в год исчисляется – где-то 30–35 миллиардов рублей. Это колоссальные цифры! И я думаю, что должны быть способы, чтобы это исправить. П.Д.: Николай Петрович, наступил Год экологии, мы об этом уже сказали, и не один раз. У нас сегодня рубрика называется "Природный инстинкт", в которой мы рассказываем о том, как сохранить природу, как сохранить экологию, как не допустить ее разорения на территории Большой страны. Вот в вашем понимании каким должен стать этот год? Какие необходимо провести мероприятия, акции, программы? Н.Н.: Я думаю, что какие бы ни были программы, какие бы ни были мероприятия, самое главное, чтобы этот год стал стартом для того, чтобы при принятии любых решений – в области промышленности, в экономике, в социальной сфере – еще одним пунктом для анализа при принятии того или иного решения была экологическая ситуация: как то или иное решение повлияет на экологию? И если этот фактор – экологический фактор – будет у нас присутствовать везде, то я думаю, что мы многое сможем сделать. П.Д.: И главное – на экологические проблемы нужно обращать внимание, пока не поздно. Так мы обозначили тему этой студии. И спасибо вам большое, что сегодня всем нам об этом напомнили. Н.Н.: Спасибо. П.Д.: В эфире была наша рубрика "Природный инстинкт". В студии "Большой страны" мы беседовали с председателем Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Николаем Николаевым.