Полуденный край
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/poludennyy-kray-35904.html Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» - программа о людях, обществе и власти. Здравствуйте, я – Ангелина Грохольская. Хотите проверить свою эрудицию? Тогда слушайте внимательно: этот регион почти на протяжении 1700 километров граничит с Монголией и Китаем, там удивительная мозаика ландшафтов, от высокогорных ледников и тундр, до жарких степей и пустынь, в январе температура может опуститься до минус 60 градусов, зато в июле в некоторых районах больше плюс 40. Догадались, о каком регионе идет речь? Правильно – Забайкальский край. Активное освоение территории Забайкалья началось в XVIII веке, согласно императорскому указу от 17 октября 1799 года «О заселении полуденного края Сибири», туда поехали переселенцы из западных регионов страны, но днем рождения края принято считать 1 марта 2008 года, тогда было принято решение об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в результате и был образован Забайкальский край. И сегодня в нашей студии член Совета Федераций от Забайкальского края, Баир Жамсуев, здравствуйте!
Баир Жамсуев: Добрый день!
Ангелина Грохольская: Начать хочу я вот с чего, завтра 1 марта – день Забайкальского края, мы решили в нашей программе отметить его сегодня, немножко пораньше, поговорить с Вами об этом. 11 лет назад на карте большой страны, собственно, появился новый регион – Забайкальский край. Укрупнение территорий произошло в том числе и по экономическим различным причинам, но мы посмотрели рейтинги: они по-прежнему невысоки, по инвестиционной привлекательности и социально-экономическому положению край ближе к седьмому десятку, уровень безработицы – более 10 %, регион назван самым грязным с экологической точки зрения, неужели за эти 11 лет ничего не изменилось в лучшую сторону?
Баир Жамсуев: Начнем с того, что, вообще-то, нынешняя территория Забайкальского края никогда не изменялась с момента образования Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в сентябре 1937 года. Только в 1991 году в связи с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации, если Вы помните, был подписан федеративный договор в 1992 году, и затем основные положения этого федеративного договора были закреплены в Конституции Российской Федерации, по федеративному устройству, где такие территории, как Агинский Бурятский национальный округ, приобрели статус субъекта Российской Федерации.
Ангелина Грохольская: Самостоятельный.
Баир Жамсуев: Так получилось, что с 1993 года Агинский округ, являясь составной частью Читинской области, был субъектом Российской Федерации, было такое понятие, как «матрёшечный» субъект Федерации.
Ангелина Грохольская: Два в одном практически.
Баир Жамсуев: Да, два в одном, хотя в политической жизни Читинской области округ всегда принимал участие: избирал Губернатора общего, избирал Законодательное собрание, хотя бюджет был разделен, была своя законодательная и исполнительная власть, и, начиная с 2002-2003 года, начался процесс укрупнения регионов Российской Федерации. Прежде всего, во главу угла ставились экономические мотивы, но это не относилось к Читинской области и Агинскому Бурятскому округу, потому что Агинский Бурятский округ, несмотря на малы территории и, естественно, меньшее население, он показывал даже лучшие результаты в своем развитии, чем Читинская область, которая была намного его больше.
Ангелина Грохольская: Я хочу нашим телезрителям сказать, почему Вы так, мне кажется, даже с каким-то трепетом говорите об Агинском округе – Вы его возглавляли, Вы, можно сказать, последний глава, когда это еще был отдельный самостоятельный субъект.
Баир Жамсуев: Вы знаете, округ, как самостоятельный субъект Федерации прожил не такую уж большую жизнь, будем так говорить, начиная с 1992 по 2007 год, когда был проведен референдум. Я по сути являлся и первым всенародно избранным главой и последним главой, как самостоятельного субъекта Российской Федерации, поэтому на мне лежит вся ответственность и за проведение референдума и за его сегодняшнее состояние, по крайней мере, для меня это так. Возвращаясь к этому, могу сказать , что округ все-таки было объединен больше по политическим мотивам, чем по экономическим, и мы реально понимали, что ситуация в области, в крае достаточно сложная в силу разных обстоятельств, прежде всего, что Читинская область и в советское время не блистала достаточно высокими показателями и одной из причин было то, что, во-первых, регион сам по себе занимал такое стратегическое положение, мы его в шутку называли аграрно-военным регионом, в силу известных обстоятельств там располагалась достаточно большая военная группировка.
Ангелина Грохольская: А потом он перестал быть военным?
Баир Жамсуев: Да, был штаб Сибирского военного округа, штаб Забайкальского военного округа и это же не только самолеты, танки, офицеры, солдаты – это была мощнейшая социальная инфраструктура, была своя экономика, и когда ушла оттуда военная составляющая, конечно, это отразилось и на экономике края, на его социальной облике. Аграрный регион – это, конечно, зона рискованная, зона земледелия. В советский период планирования шла дотация, продукция была востребована и в силу общих проблем, которые возникли в легкой промышленности в нашей стране, и в силу завоза дешевых товаров из Турции, из Китая, наши не выдержали конкуренции, продукция сельскохозяйственная, в частности, шерсть – стала невостребованной, от которой до сих пор еще не оправились.
Ангелина Грохольская: Давайте, я сейчас Вас прерву, у нас есть сюжет как раз-таки про традиционные виды сельского хозяйства, про предпринимателей уже современных, которые пытаются возрождать, пытаются развивать, не всегда это получается: «Верблюжье царство», давайте посмотрим сюжет и как раз обсудим это.
Баир Жамсуев: Хорошо.
СЮЖЕТ: Верблюжье царство. О традиционном занятии жителей региона и современных предпринимателях, которые пытаются сохранить и развить традиции.
Ангелина Грохольская: Да, обидно, конечно, когда есть ресурсы, но не используются. А сейчас такие хозяйства существуют или «Рассвет» единственный?
Баир Жамсуев: Вы знаете, существуют хозяйства, не такие мощные и крупные как были в советское время, потому что все-таки там была плановая экономика и основная проблема не в разведении, а в сбыте той продукции.
Ангелина Грохольская: В сбыте, мы сейчас услышали…
Баир Жамсуев: Конечно, это основная проблема, потому что для Забайкалья более характерно, наверно, не верблюдоводство было, а все-таки овцеводство, оно в целом в советское время достигало практически 5 миллионов овцепоголовья, и в основном это была тонкорунная порода, и она шла для нужд, так сказать, нашей легкой промышленности.
Ангелина Грохольская: А сейчас?
Баир Жамсуев: А сейчас нет, сейчас на территории Агинского округа Забайкалья есть шерстемоечное предприятие «Руно», и основными покупателями являются все-таки наши соседи – это Китай.
Ангелина Грохольская: А потом из Китая мы получаем эти изделия, сделанные из нашей шерсти.
Баир Жамсуев: Получается так, потому что в свое время продукция легкой промышленности Китая и Турции убила, будем так говорить прямо, ту промышленность, которая была по переработке той же шерсти.
Ангелина Грохольская: Точки роста края сейчас какие, на что сейчас делается упор?
Баир Жамсуев: Как ни странно, мы все-таки рассматриваем, как одну из точек роста Забайкальского края, она кстати существует, она приспособлена с экономической точки зрения, конечно, не в таких массовых объемах и размерах, как это было в советское время, но они существуют, прежде всего это агропромышленные предприятия, рассчитанные на производство и переработку мяса, это перспективное направление, и даже овцеводство сегодня из тонкорунного превращается в овцеводство, которое должно быть прежде всего мясошерстное, это раз, во-вторых, конечно же, направление – растениеводство, опять же оно рассчитано на внешний рынок, и у нас на территории Забайкальского края сейчас достаточно серьезно начали разводить рапс. Следующий момент, говоря о точках роста Забайкальского края: Вы знаете, что очень большие надежды сегодня возлагают и органы управления края, и само население с вхождением в Дальневосточный федеральный округ.
Ангелина Грохольская: Это произошло буквально в конце прошлого года, это стало событием.
Баир Жамсуев: 3 ноября Указом Президента Российской Федерации…
Ангелина Грохольская: Да, что с этим связано?
Баир Жамсуев: Территория Забайкальского края и Республика Бурятия включены в состав Дальневосточного федерального округа. Я могу справедливо сказать, что мы неоднократно ставили вопрос о необходимости более пристального внимания и поддержки со стороны федерального центра социально-экономическому развитию нашего региона. Существует одна программа по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, к сожалению, больше средств, больше мероприятий были направлены именно на Дальний Восток, а Забайкальский регион рассматривался по остаточному принципу.
Ангелина Грохольская: Остался в стороне.
Баир Жамсуев: Доходило где-то 4,6 % от тех ассигнований, которые шли на реализацию каких-то весомых проектов, на Забайкальский край шло только 4,6 % от всей этой большой программы, поэтому мы неоднократно ставили вопрос о необходимости более справедливого отношения к Забайкалью, с точки зрения применения тех преференций и тех льгот, которые существуют на Дальнем Востоке, а самое главное тех экономических новых рычагов, которые сегодня апробируются, получают распространение на Дальнем Востоке.
Ангелина Грохольская: Из всех программ Дальневосточных, их всех льгот, которые получают Дальневосточные регионы, что нужно Забайкалью обязательно, во что надо обязательно войти?
Баир Жамсуев: В конце февраля состоялось большое совещание с участием не только представителей Забайкалья, но и крупных инвестиционных компаний, которые сегодня работают на территории края, и представителей федеральных органов исполнительной власти, так вот, на этом совещании принято решение о том, что, наверное, все-таки в рамках Забайкальского края образовать большую территорию опережающего развития, в целом в рамках Забайкальского края, и реализовывать сейчас порядка 18 инвестиционных проектов, которые находятся в стадии глубокой проработки, которые или уже начали реализовываться или находятся на стадии выхода, а наложение на них режима территории опережающего развития позволит ускорить развитие и реализацию данных проектов. Речь идет. Прежде всего, если на севере – это Удокан, это давний проект по разработке медных месторождений, разговор также идет о добыче угля. Если говорить о Западном Забайкалье – это лесопереработка и опять же уголь. Если говорить о центре и востоке Забайкалья – это агропромышленные производства, в плане прежде всего создания перерабатывающих предприятий. Это первое, во-вторых, сейчас речь идет о необходимости развития социальной инфраструктуры Забайкальского края по этим центрам экономического роста, это очень важно, потому что, к сожалению, социальная инфраструктура крайне отстает в целом о развития, в целом по нашей стране, и понятно, что люди будут вкладывать туда не только свои деньги, инвестировать, но нужно создать условия, чтобы люди приезжали и работали там.
Ангелина Грохольская: И оставались желательно.
Баир Жамсуев: Конечно. Начиная от дорог, детских дошкольных образовательных учреждений, больниц, связи сотовой – необходимо ею покрыть всю территорию Забайкальского края. У нас, к сожалению, есть такие регионы, особенно на границе с Китаем, где отсутствуют, не работают наши операторы, работает китайская сотовая связь, представляете?
Ангелина Грохольская: Вот масштабы большой страны, чтоб вы понимали!
Баир Жамсуев: Огромные территории, поэтому второе направление – это ускоренное развитие социальной инфраструктуры вот этих центров экономического роста. И последний вопрос – это «Дальневосточный гектар», много вопросов здесь, конечно же, возникает, но я думаю, что при необходимой разъяснительной работе население это воспримет.
Ангелина Грохольская: Эта программа будет реализовываться тоже и в Забайкальском крае?
Баир Жамсуев: Конечно, она уже на подходе.
Ангелина Грохольская: У нас есть еще один сюжет о родовых поместьях, хотя там тоже не всё так гладко, давайте сейчас посмотрим.
Баир Жамсуев: Хорошо.
СЮЖЕТ: Не сдавайся, родина! Еще один сюжет о родовом поместье. Почему люди выбирают такую форму комьюнити и какие проблемы возникают при объединении.
Ангелина Грохольская: Для вас Забайкалье – это тоже ваша родина, Вы же родились в Читинской области, в селе Агинское, да?
Баир Жамсуев: Да.
Ангелина Грохольская: А вот если бы вам предложили создать родовое поместье, ну, условно говоря, где бы оно появилось?
Баир Жамсуев: Вообще-то, у меня дом есть в Агинске – дом мамы, моих родителей, поэтому он содержится в хорошем состоянии, буквально недавно ремонт сделал в доме, поэтому, наверное, там.
Ангелина Грохольская: Вы часто бываете там?
Баир Жамсуев: Очень часто, каждый месяц практически бываю там.
Ангелина Грохольская: Да?
Баир Жамсуев: Конечно. А вот, посмотрев этот сюжет, хотел бы сказать о том, что именно на таких людях и держится Забайкалье, наверное, не только Забайкалье, но и страна, которая любит свою малую родину, а задача властей – помочь этим людям преодолеть те же бюрократические препоны, препятствия, о которых сейчас говорила героиня этой передачи и самое главное, говоря о таких землях, желающие есть заниматься на земле, есть люди, желающие создать свое родовое гнездо, и я думаю о том, что как раз та программа, которая есть по дальневосточному гектару, она поможет этим людям получить бесплатно эту землю, а где-то объединить эти усилия и создать такие большие населенные пункты со своей инфраструктурой, ведь реализацию таких проектов государство обязуется на себя брать, сейчас порядка 10 % любого инвестиционного проекта направлено на создание, так называемой, внешней инфраструктуры.
Ангелина Грохольская: Это очень важно.
Баир Жамсуев: Это очень важно, потому что понятно, что инвесторы вкладывают туда, чтоб получить и свою выгоду, свою прибыль, но инфраструктура остается за государством, я думаю, что это абсолютно правильно. Говоря о Забайкалье, я хотел бы сказать о том, что и наш Президент сказал очень правильно, что через несколько лет уровень жизни дальневосточника должен быть выше среднего по стране, и я думаю, что задача и органов власти и наша, Совета Федераций – сделать всё для того, чтобы реализовать эту цель, эту задачу, конечно же, при поддержке наших людей, которые живут на этой земле, вот тех людей, которых Вы показали в сюжете, это патриоты, это люди, которые никогда не уедут за лучшей жизнью, они будут вкладывать, они будут жить на этой земле, сделать ее лучше, опираясь именно на таких людей, с помощью органов власти я думаю, что будущее есть у нас.
Ангелина Грохольская: Своей любовью к Забайкальскому краю вы сегодня поделились, за что вам огромное спасибо!
Баир Жамсуев: Спасибо большое!
Ангелина Грохольская: Спасибо! Сегодня в «Большой стране» мы говорили о Забайкальском крае, его настоящем и будущем – у региона есть хорошие перспективы, они открыты, теперь главное ими правильно воспользоваться. В нашей студии был член Совета Федераций от Забайкальского края, Баир Жамсуев. А на этом всё, удачи и до встречи, адрес нашей электронной почты: bs@ptvr.ru, мы доступы и в социальных сетях и помните, несмотря на расстояния – мы рядом!