Наталья Абросимова: Управляющие организации стали понимать, что собственник сегодня – это еще и электорат
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/privet-sosed-20752.html Ангелина
Грохольская: Шумные, неправильные, неудобные. А еще – пьющие и скандальные. У
вас тоже есть такие соседи? К сожалению, добрососедские отношения, когда
дружили всей лестничной площадкой (да что там – подъездом!), сегодня
встречаются очень редко. Хорошо, если не ругаемся, но по именам друг друга
знаем вряд ли. Чтобы примирить живущих рядом в 2000 году француз Атанасе
Перифан придумал праздник – День соседей. Его целью стало избавить людей от
одиночества и показать, что проблемы решать лучше сообща.
День
соседей отмечается в последнюю пятницу мая. Тепло и даже по-соседски этот
праздник нашел отражение в федеральном проекте "Школа грамотного
потребителя". О том, как прошел этот день в Подмосковье, мы попросили
рассказать руководителя "Школы грамотного потребителя" Московской
области Наталью Абросимову. Наталья, здравствуйте.
Наталья
Абросимова: Здравствуйте.
А.Г.:
С прошедшим вас!
Н.А.:
Спасибо! Вас тоже.
А.Г.:
Как отметили в этом году День соседей? И вообще есть у него уже какие-то
традиции?
Н.А.:
Отметили отлично. Традиций у нас с прошлого года очень много образовалось. Могу
сказать, что собственники в прошлом году первый раз отметили этот праздник, и
уже каждый двор, каждый сосед определял тот праздник, который он хочет видеть в
своем дворе.
А.Г.:
Приведите какие-нибудь примеры. Как это все происходит?
Н.А.:
Кто-то устраивал конкурсы для своих соседей, кто-то устраивал чаепития. Песни,
пляски, дети, ростовые куклы. То есть каждый, как посчитал нужным, так и
провел. Могу сказать, что прошел праздник позитивно, очень весело, как и в
прошлом году. Мне кажется, что в этом году он даже лучше, чем в прошлом году.
Надеюсь, что с каждым годом он будет собирать больше соседей и привлекать более
активных граждан к этому празднику.
А.Г.:
У нас есть такой сборник – "Международный день соседей 2015 года. Лучшие
практики". Понятно, в этом году еще не успели собрать. Я знаю, что
"Школа грамотного потребителя" проехалась по стране, поговорили со
всеми соседями нашей большой страны и эти лучшие практики собрали. Что там?
Лучшие практики прошлого года мы объединили в замечательный альманах "Международный день соседей"
Н.А.:
Лучшие практики прошлого года мы действительно объединили в такой замечательный
альманах – "Международный день соседей". Здесь лучшие практики
каждого региона нашей большой страны. Каждый смог предоставить информацию о
празднике. Посмотрите, очень хорошие иллюстрации, очень интересно и красиво
собранные. У нас каждый регион еще отображен в определенном цвете, мы сделали
разделение: Центральный федеральный округ у нас одного цвета и так далее.
А.Г.:
Татарстан зелененький, я вижу.
Н.А.:
Да. То есть у нас все регионы разного цвета, чтобы видно было, насколько много
материалов каждый регион смог предоставить. Мы в электронной версии всем
муниципальным образованиям отправляли, поэтому многие увидели, как красиво
сделали соседи, скажем так, из других регионов. Поэтому в этом году, думаю,
также мы объединим в такой же альманах, только уже 2016 года, лучшие практики.
И будем надеяться, что фотографии с праздников будут еще лучше. Мы сбор уже
начинаем потихоньку и будем готовиться к изданию нового альманаха 2016 года.
А.Г.:
Наталья, но День соседей – это не просто праздник в традиционном понимании (с
песнями, с угощениями, с танцами), а это еще наверняка и повод поговорить о коммунальных
проблемах.
Н.А.:
На самом деле это большая и плотная коммуникация – прежде всего для самих
собственников определить те насущные проблемы эксплуатации своего жилищного
фонда, в котором они проживают, определить те виды работ, которые они хотят сделать
сообща. И это очень удобно. Зачастую даже не надо проводить общие собрания, а
просто оформляют протокол потом уже по решениям: "Мы на таком
замечательном празднике определили, что хотим сделать". Собственно говоря,
думаю, что это для собственников очень интересная новая форма общения.
А.Г.:
Это действительно так – на праздник собрать всегда легче, чем объявить какое-то
общее собрание, потому что всегда возникают проблемы. Неслучайно поэтому
"Школа грамотного потребителя" занялась этим проектом, этим
праздником. Давайте поговорим непосредственно уже о школе, потому что мы ни
разу еще не рассказывали в нашей "Большой стране" об этом проекте.
Для кого она? Кого вы учите? Кто приходит на ваши уроки? И как это вообще
происходит?
Н.А.:
Прежде всего это все граждане, активные собственники, которые интересуются
эксплуатацией своего жилищного фонда. Создана она для того, чтобы активные
граждане сегодня знали свои права, знали, как им себя вести в такое непростое
время, когда жилищное законодательство меняется очень часто и очень быстро, и
не за всеми поправками они могут следить. Поэтому наши лекции основаны на
жилищном просвещении собственников. Это председатели советов домов, просто
активный собственник – тот, которому интересно, что такое жилищное
законодательство. По итогам прошлого года у нас уже есть первые активные
собственники, которые получили повышение квалификации. Это сертификат
грамотного собственника. Мы, если брать Московскую область, уже практически во
всех муниципальных образованиях собственникам вручили такие сертификаты о том,
что они прошли курс повышения квалификации и являются грамотными собственниками.
А.Г.:
Что они теперь с этим сертификатом могут сделать? Прийти к соседу и сказать:
"Знаешь, сосед, я теперь грамотный собственник – научу тебя всему"?
Н.А.:
Активные собственники могут стать и председателем совета дома, и помочь
председателю совета дома настроить нужную работу на благо своего общего
имущества. Могу сказать, что недавно мы уже перешли от теории к практике, то
есть мы уже проводим практические занятия для собственников.
А.Г.:
А как это проходит?
Н.А.:
Учебные классы. На примере города Одинцово могу рассказать. У нас состоялся
первый практически семинар в лифтовом хозяйстве компании, которая предоставила
свои учебные классы. В этих учебных классах стоят фактически настоящие лифтовые
кабины, которые можно посмотреть, можно потрогать руками. Можно посмотреть, как
работает диспетчерская служба. Можно действительно увидеть ту работу, которая
проходит ежедневно в обслуживании нашего общего имущества. Это позитивно влияет
на то, что собственники, которые не очень аккуратно относились к общему
имуществу, теперь задумаются, что же такое общее имущество. И прежде всего это
безопасность самого собственника, потому что эксплуатация таких опасных
объектов, как лифтовое оборудование, – это очень важно.
А.Г.:
Наталья, а с какими проблемами чаще всего сталкиваются все наши граждане, все
мы? Какие проблемы сейчас наиболее актуальные? Я имею в виду, конечно, в
жилищно-коммунальном хозяйстве.
Не все собственники, к сожалению, знают, что вообще такое коммунальный ресурс и от чего он зависит
Н.А.:
Получается, что у собственников, как правило, вопросы возникают чаще всего по
некачественной подаче ресурса. То есть не все собственники, к сожалению, знают,
кто его подает, что вообще такое коммунальный ресурс, от чего он зависит.
Зачастую собственники жалуются в управляющую компанию на качество подаваемой
воды, но, к сожалению, они не знают, что управляющая компания не является
ресурсоснабжающей организацией. Не каждый собственник знает, что управляющая
компания лишь контролирует качество подаваемой воды. То есть она вместе с
собственником может провести экспертизу качества воды и, соответственно,
принять меры по устранению тех недостатков, которые выявит, если они будут.
А.Г.:
Кроме воды, что? Капитальные ремонты – сейчас тема самая обсуждаемая. Сбор
денег. Наверняка тоже с этими вопросами к вам обращаются?
Н.А.:
Капитальный ремонт – это ключевая тема. Наверное, это одна из основных тем 2015
года, потому что у нас не все собственники знают и понимают, для чего он
создан. Но сейчас могу сказать, что после наших лекций уже понимание есть, что
такое капитальный ремонт, что такое региональный оператор, что такое фонд
капитального ремонта. Могу сказать, что скоро выйдет в свет замечательный
учебник – "Азбука грамотного потребителя". Инициатором такой "азбуки"
тоже является проект "Школа грамотного потребителя". Будет она уже
вторым экземпляром. И там как раз очень большое внимание уделено именно
капитальному ремонту.
А.Г.:
Наталья, вы несколько раз уже сказали "активные граждане". Понятно,
что всегда от активных, инициативных собственников жилья многое зависит. Они
становятся председателями ТСЖ или представителями управляющих компаний, они
приходят к вам на уроки. Но есть еще и пассивные жильцы. И, как правило, те,
которые активные, они более грамотные, их не надо учить, они сами найдут
информацию. А все остальные? Как эти знания, которых нам очень не хватает в сфере
жилищно-коммунального хозяйства, в массы продвинуть? Есть какая-то формула? Ну,
кроме Дня соседей, который уже, как я поняла…
Н.А.:
В рамках "Школы грамотного потребителя", которая работает фактически
в каждом муниципальном образовании, если мы говорим про Московскую область (по
такому же принципу она работает и в регионах), создан очень большой объем
методических рекомендаций. Все они отображены в каких-то книжечках либо
брошюрках. Их можно получить на наших уроках. Также их можно посмотреть в
электронном виде на сайте – проектшгп.рф. Там очень много
полезной информации. И тот пассивный собственник, который не хочет искать
поправки в Жилищном кодексе или еще где-то, может увидеть всю эту информацию в
наших методических рекомендациях.
А.Г.:
На ваш взгляд, мы становимся все-таки более активными, более заинтересованными
в том, что наше собственное жилье не заканчивается за порогом квартиры, что
подъезд, двор – это тоже наша собственность, за которую мы, в общем-то, в
ответе? Мы становимся более активными в этом вопросе? Потому что я помню, когда
начиналась жилищно-коммунальная реформа, многие не понимали, что такое
товарищество собственников жилья, какие у него преимущества, почему надо самим
людям объединяться. Почему и было очень много обманов со стороны управляющих
компаний – именно из-за того, что мы были неграмотные. Сегодня ситуация как-то
меняется, как вы думаете?
Н.А.:
Я думаю – да, меняется в положительное русло. Во-первых, не надо забывать, что
прошел процесс лицензирования. В прошлом году стартовало лицензирование
управляющих организаций по всему региону.
А.Г.:
Многие не получили лицензий?
Управляющие организации стали понимать, что собственник сегодня – это не просто их собственник, а еще и электорат
Н.А.:
От 12% до 15% не получили лицензию. Но я хочу сказать, видя то, как сейчас
управляющие организации стремятся работать лучше, они понимают, что собственник
сегодня – это не просто их собственник, но еще и электорат. То есть
потенциально собственник может выбрать ту или иную управляющую компанию, а
может и не выбрать; может наложить вето на лишение лицензии, а может не
наложить.
А.Г.:
Даже так?
Н.А.:
Даже так. И могу сказать, что сегодня залог работы управляющей организации на
территории – это прежде всего активный и грамотный собственник, который
работает в плотной коммуникации со своей управляющей организацией. Других
вариантов уже не осталось, к сожалению. Но я думаю, что это только всем в
пользу, всем участникам этого рынка идет только на пользу.
А.Г.:
Наталья, спасибо вам огромное за беседу. Я думаю, что немножко грамотнее мы
сегодня стали, но знания нам понадобятся. Спасибо большое.
Н.А.:
Спасибо.
А.Г.:
Гилберт Честертон, английский журналист и писатель, высказал оригинальную
мысль: "Друзей мы приобретаем, врагов – наживаем, и только соседей нам
посылает Бог". Так это или нет – утверждать не буду. Но то, что жить надо
дружно, – факт. Сегодня в студии "Большой страны" мы беседовали с
руководителем "Школы грамотного потребителя" Московской области
Натальей Абросимовой.
Наталья Абросимова: Управляющие организации стали понимать, что собственник сегодня – это еще и электорат