Раиса Кассина: 25 "мобильных учителей" сейчас курсируют по Пермскому краю. И только один был отказ за все это время
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/proekt-mobilnii-uchitel-24620.html Павел
Давыдов: Проект "Мобильный учитель" набирает популярность в Пермском крае.
Несколько местных преподавателей бесплатно получили автомобили для поездок на работу.
Теперь они не городские, а сельские педагоги и числятся в штате сразу нескольких
деревенских школ. Средства, потраченные на бензин во время переездов, компенсируют
из краевого бюджета. Благодаря проекту удалось закрыть часть вакансий, а главное
– этот положительный опыт могут перенять и другие регионы России.
О
проекте "Мобильный учитель" мы поговорим с Раисой Кассиной – министром
образования и науки Пермского края. Раиса Алексеевна, здравствуйте. Пожалуйста,
присаживайтесь.
Раиса
Кассина: Здравствуйте.
П.Д.:
"Вахтовый метод" – так мы назвали тему этой студии. Скажите, пожалуйста,
с этим словосочетанием насколько точно мы попали в цель? "Вахтовый метод",
"Мобильный учитель"…
Р.К.:
Я бы сказала, что близко, но не совсем…
П.Д.:
Точно?
Р.К.:
…однозначно, да. Думаю, что вахтовый метод – это когда человек приезжает на одну
и ту же работу. А наш учитель ездит в разные места работать.
П.Д.:
Давайте подробнее о том, как появился проект и какие события этому предшествовали.
Р.К.:
На самом деле проект начался тогда, когда пришел новый губернатор Виктор Федорович
Басаргин и сказал нам, что срочно нужны новые проекты для сельской школы, чтобы
решить проблему кадров на селе. И мы поняли, что обычными, стандартными методами,
когда предоставляешь жилье, повышаешь зарплату, мы полностью проблему не решим.
Вот тогда у нас появилось сразу несколько таких новых проектов, в том числе и этот.
П.Д.:
А это ваша разработка? Или вы позаимствовали опыт соседних областей или, может быть,
даже стран Запада?
Р.К.:
Вы знаете, мы искали и в соседних областях, и искали на Западе. Скажем, он такой
комбинированный. Например, вертолетом доставляют учителей в Финляндии для таких
отдаленных поселков. Ну, у нас – машинами.
П.Д.:
А как работает этот проект, чтобы было понятно? На каких условиях учителя могут
принять в нем участие?
Р.К.:
На самом деле идет конкурсный отбор. У нас есть несколько условий. Первое условие
– три года стажа, это минимальное требование. И второе – он должен хотя бы год проработать
в школе. В противном случае мы не будем знать, что за учитель, какое качество его
обучения и так далее. Заявляется по конкурсному отбору к нам в комиссию специальную,
и комиссия по целому ряду критериев отбирает лучших.
П.Д.:
Раиса Алексеевна, а это только молодые специалисты или учителя могут быть и в возрасте?
Р.К.:
Вы знаете, когда мы начинали проект, мы думали, что это прежде всего будет интересно
молодым специалистам, а оказалось – нет. У нас примерно до 30% – это молодые педагоги,
до пяти лет. А остальные – педагоги со стажем. Примерно так. 35–45 лет – это
основная группа наших педагогов.
П.Д.:
Раиса Алексеевна, программы по привлечению учителей в сельскую местность есть во
многих регионах России. А чем ваш проект отличается от других?
Р.К.:
Вы знаете, я точно понимаю, что не может быть одного какого-то действенного метода,
их должно быть много. Не всегда срабатывает только предоставление жилья. У нас 25-процентная
надбавка, но не все решают деньги на самом деле. Есть разные доплаты для работы
в сельской местности еще – и это все равно не все. Есть "Электронный учитель",
то есть у нас еще есть такой проект. Но мы поняли, что необходим еще и вариант такой,
когда проживает он в городе, но готов работать на селе.
П.Д.:
А вам пришлось уговаривать учителей принять участие в этой программе? Вот с точки
зрения мотивации все было сделано правильно, как вы считаете?
25 "мобильных учителей" сейчас курсируют по Пермскому краю. И только один был отказ за все это время
Р.К.:
Вы знаете, конечно, сначала мы боялись, что будет слишком мало. Потом мы боялись,
что будет слишком много – мы мало для этого приготовили средств, машин и так далее.
А оказалось, что у нас есть небольшой конкурс. То есть у учителя желание есть, но
так, чтобы, знаете, массово – нет. Потому что все равно нужно понимать, что ты час
туда практически, час обратно будешь находиться в пути. К этому тоже не все готовы.
Я бы сказала, что 25 учителей у нас сейчас курсируют по Пермскому краю, и только
один был отказ за все это время. Поэтому, наверное, мы попали в точку с мотивацией.
П.Д.:
Но конкурс – это еще и тестирование. Что именно пришлось делать учителям для того,
чтобы вступить в этот проект?
Р.К.:
Они заполняли анкету. В анкете довольно много вопросов. Нам нужно было понять, насколько
их велико желание именно в школе трудиться, насколько они готовы это делать, насколько
они себя уверенно чувствуют, насколько они готовы работать с сельскими детьми, готовы
ли вести внеклассную работу, потому что это не урокодатель: приехал – отвел – ушел.
То есть довольно много вопросов. Ну, опросник работает, в принципе, хорошо. У нас
есть учитель, который три дня в неделю из пяти проводит как раз на селе и там с
ребятами занимается робототехникой, возит их в Пермь для участия в различных проектах.
Это целая другая жизнь с этими машинами у нас началась для ряда педагогов.
П.Д.:
А вот автомобили, которые используются в рамках этой программы, они затем в собственность
учителей не перейдут?
Р.К.:
Пять лет они у нас на безвозмездной основе переданы педагогу, но он может использовать
в личных целях. Это было главное наше условие. Мы не контролируем его поездки.
П.Д.:
Бензин оплачиваете вы. А обслуживает кто автомобиль?
Р.К.:
Покупаем бензин мы. Обслуживает машину полностью, включая техосмотр, бензин, запчасти
и так далее, муниципалитет. Это на паритетных началах. И учитель только ездит. В
собственность мы предполагаем ее отдать после пяти лет. Ну, это и хорошо, и плохо.
Отдать-то мы отдадим. Это небольшая проблема, это мы научимся делать, у нас еще
год впереди. А вот дальше… Ведь никто не хочет расставаться с этой идеей – работать
в сельских школах. Одна машина у них есть. Мы больше не позволим ездить на машине
старше пяти лет. Мы купим им вторую машину? Тогда зачем ему две? Есть некоторые
проблемы, с которыми будем дальше разбираться.
П.Д.:
С какими еще проблемами вы столкнулись, реализуя этот проект, ведь наверняка много
разных каких-то подводных камней вдруг появились?
Р.К.:
Вы знаете, даже не то чтобы проблема…. Хотя я не знаю, как это сказать. Появилась
необходимость… То есть мы предоставляем машину для одного учителя. Но потом вдруг
выяснилось, что он начинает подвозить двух человек, трех человек…
П.Д.:
В эту же школу?
Р.К.:
В эту же школу.
П.Д.:
Так разве это плохо? Это же хорошо!
Р.К.:
Наверное, это хорошо. Но у нас уже теперь не "Мобильный учитель", а какой-то
автобус.
П.Д.:
А "Мобильные учителя", да?
Р.К.:
Да, группа. И они прямо командой приезжают в школу, отрабатывают там день целый,
причем все с внеклассной работой, и возвращаются так же обратно. То есть такой миниавтобус
у нас передвигается.
П.Д.:
А среди педагогов, которые выбрали эту программу и участвуют в ней, больше мужчин
или женщин? Все-таки руль – дело мужское, я так считаю.
Р.К.:
Вообще мы ожидали, что молодые мальчишки придут, да. И вы знаете, когда я прихожу
в педуниверситет и говорю: "Кто пойдет к нам мобильным учителем?" – лес
рук! А оказалось – нет. Это, как правило, женщины среднего возраста. С удовольствием!
Они такие у нас активные! Они машину в дом, в общем-то, смогли приобрести, считайте.
И все у них получается. Женщины.
П.Д.:
Раиса Алексеевна, а вообще насколько остро стоял вопрос в Пермском крае с нехваткой
педагогов в сельской местности?
Р.К.:
Очень остро. У нас был случай – один учитель вел десять предметов, то есть он вел
все. Ну, понятно, что ты не специалист. Понимаете, я считаю, что везде стоят такие
проблемы. Ну, например, девятилетняя школа – часов географии там всего получается
восемь. Какой учитель географии приедет на восемь часов? Шесть часов информатики.
На шесть часов информатика не найдешь. Это всегда какой-нибудь учитель, который
заодно ведет и это. В этих территориях, где есть "Мобильный учитель",
на 82% закрыты все вакансии. Представляете?
П.Д.:
Да, это колоссально!
Р.К.:
Конечно. И при этом нет никаких проблем с маленьким количеством часов, когда учителя
обижены зарплатами, потому что они больше ничего найти не могут и вынуждены за
10 тысяч работать. Эта проблема снимается. Ну и кроме того, приезжают же классные
учителя (это обязательно наше условие), и они ведут внеклассную работу, то есть
еще появляются кружки, секции. Учителей физкультуры довольно много у нас.
П.Д.:
А сам проект рассчитан только на пять лет?
Р.К.:
Нет. Вы знаете, мы хотели попробовать. Мы вообще его завели на три года. Но сейчас
уже понятно, что он будет существовать дальше, потому что мы даже не мыслим уже,
как можно маленькие вакансии закрыть на селе по-другому. Это совершенно эффективный
способ качественного закрытия вакансий.
Проект
"Мобильный учитель" набирает обороты в Пермском крае. "Вахтовый метод".
У нас в гостях – Раиса Кассина, министр образования и наука Пермского края.
П.Д.:
Раиса Алексеевна, а вам звонят коллеги из соседних регионов и спрашивают: "Как
вы это сделали? Как запустили? Поделитесь опытом. Приезжайте к нам, расскажите,
проведите мастер-класс в конце концов"?
Р.К.:
Вы знаете, и звонят, и спрашивают. Всю нормативку мы отправляем. Кроме того, что
это качественное преподавание на селе для наших ребятишек, это ведь еще очень недорогой
способ закрытия вакансий. Вот представьте: либо миллион для того, чтобы пригласить
учителя работать на селе, и еще неизвестно на самом деле, что это будет за учитель
и когда он захочет уехать обратно; либо это примерно 600 тысяч стоимость у
нас автомобиля, и учитель выполняет полностью свою функцию в течение многих лет.
Отказа нет вообще. У нас на самом деле отказ от автомобиля был у двух девчонок один
раз – и только потому, что они решили переехать в это село потом жить.
П.Д.:
Понятно.
Р.К.:
Соответственно, мы у них забрали автомобиль.
П.Д.:
Раиса Алексеевна, я знаю, сейчас вы работаете над другим проектом, называется он
"Мобильный воспитатель". Что это? И кто это?
Р.К.:
В отличие от "Мобильного учителя", он у нас называется "Выездной
воспитатель", чтобы не очень была путаница. Вы знаете, не в каждом населенном
пункте, не в каждой деревеньке построишь детский сад, что бы мы там ни говорили,
но каждому ребенку должно быть доступно дошкольное образование. Соответственно,
если мы не можем построить детский сад… Ну, у нас есть три ребенка в деревне, шесть
детей – соответственно, воспитатель приезжает к ним. Мы создаем условия, даже их
лицензируем. И четыре-пять часов каждый день воспитатель занимается с группой ребятишек.
У нас почти 600 детей таким образом получают дошкольное образование. Довольны
родители, абсолютно. Довольны дети. Дети идут более подготовленные в школы. В общем,
вслед за этим у нас родился действительно такой проект.
П.Д.:
И наступил 2017 год. Какие нововведения ждут образовательную систему Пермского
края?
Р.К.:
Вы знаете, главное, с чем мы должны справиться, – это с массовым строительством
школ. Я думаю, что это во всех регионах одна проблема, но с учетом того, что у нас
начато строительство так или иначе восьми школ, то просто громадная задача перед
нами стоит.
П.Д.:
Раиса Алексеевна, понятно, что возведение новых школ возникает не на пустом месте.
Нехватка школ – это острая проблема многих регионов. А это единственная болевая
точка Пермского края?
Р.К.:
Да нет, конечно. Я считаю, что одной из таких болевых зон является обучение детей
с ОВЗ. Мне кажется, что это та тема, которой мы еще очень мало уделяем внимания.
И дело совсем не в том, что мы опять же для них должны построить пандусы, входные
группы и так далее. Хотя это первое, что мы должны сделать. А вот, вы знаете, огромная
проблема – это принятие этих детей в коллектив обычных детей. И даже проблема отношений
не между детьми, а между родителями. И мне кажется, что очень мало мы этому уделяем
внимания, очень мало с этим работаем, очень мало различных проектов, направленных
в эту сторону.
П.Д.:
А что же мешает внедрению инклюзивного образования на территории Пермского края?
Мало мы делаем, мало общество готово – это понятно. Но ведь это все в наших силах,
в ваших в частности.
Надо изменить сознание, ментальность людей относительно совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей
Р.К.:
Абсолютно. Я бы не сказала, что мы мало делаем. Я бы сказала, что так мало делали
в предыдущие годы, что… А это не берется быстро. Вот построить школу можно за год,
а изменить сознание, ментальность людей относительно совместного обучения детей
– это быстро не сделаешь.
Второе, что я бы назвала, – это спорт. Каждый
ребенок должен найти себя в спорте, вот я в этом уверена. Наша школа должна давать
максимум возможностей для наших детей, чтобы было из чего выбирать.
П.Д.:
Ну а между тем, система образования продолжает выполнять свою самую главную функцию,
несмотря на те проблемы, о которых мы с вами говорили, – вносит неоценимый вклад
в развитие общества. А ваш проект "Мобильный учитель" всячески этому способствует.
Спасибо вам большое!
Р.К.:
Спасибо.
П.Д.:
Для привлечения молодых учителей в сельские школы в разных регионах России действует
множество краевых программ: это и выплаты на строительство или покупку жилья, доплата
к зарплате или денежные гранты на обучение с обязательной отработкой по распределению.
Пермский проект намного выгоднее, ведь бюджетный автомобиль стоит дешевле, чем дом.
К тому же учителей получают сразу несколько школ, причем без ожидания, когда педагог
окончит вуз.
В
студии "Большой страны" была министр образования и науки Пермского края
Раиса Кассина.