Светлана Ануфриенко: На протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной сфере. А это отрасль экономики
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/proekt-sozdaniya-turistskoi-24622.html Павел Давыдов: Регионы России объединяются
для развития внутреннего туризма. Уже несколько десятков субъектов страны поддержали
идею создания Туристской Ассоциации регионов России. В конце прошлого года были
завершены все формальности, и уже в этом – в 2017-м – организация начнет активную
работу.
О создании сквозного туристического маршрута
в городах и весях Большой страны мы поговорим с руководителем проекта по созданию
Туристской Ассоциации регионов России (сокращенно – ТАРР) Светланой Ануфриенко.
Светлана, здравствуйте.
Светлана Ануфриенко: Здравствуйте.
П.Д.: На электронный адрес нашей
программы bs@ptvr.ru
вы отправили письмо и предложили нам рассказать о новом проекте. И вот вы в
студии "Большой страны". Рады вас видеть.
С.А.: Взаимно.
П.Д.: Итак, что будет представлять
собой Ассоциация в регионах России и какие функции на нее будут возложены?
С.А.: Туристская Ассоциация регионов России
создается в первую очередь как инструмент в руках регионов для развития туризма,
для развития межрегиональных туристских проектов, для совершенствования законодательной
базы в сфере туризма Российской Федерации. И безусловно, это будет инструмент в
руках федерального центра для того, чтобы было удобнее работать с регионами.
П.Д.: Светлана, а с чего начался этот
проект? Наверное, не на пустом месте?
На протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной сфере. А это отрасль экономики
С.А.: Нет, безусловно. Вы знаете, это продиктовано
потребностями регионов. Вообще, в настоящий момент, наверное, следует сказать об
усилении значимости туристской отрасли для нашей страны. Именно обращаю внимание,
что отрасли, потому что на протяжении долгого времени у нас туризм относили к социальной
сфере. Соответственно, это касалось и распределения финансирования на туризм как
на социальную сферу. А вы же понимаете, что в первую очередь это здравоохранение,
это образование и другие более первоочередные сферы привлекали в этом направлении
внимание, а туризм очень часто по остаточному принципу оставался.
Но все-таки у
специалистов сфера туризма есть, и актуализируется это понимание, что туризм – это
отрасль, и к ней нужно относиться как к проекту. То есть мы можем, допустим, сегодня
уже видеть очень удачные проекты в регионах, когда строится туристская инфраструктура,
когда приезжают туристы. Происходит и возврат инвестиций, и увеличение туристских
потоков, соответственно. Это уже плоды отношения к туризму как к отрасли. И Туристская
Ассоциация регионов у нас в этом направлении будет работать.
П.Д.: Светлана, а почему тогда
Ростуризм, мягко говоря, без оптимизма воспринял информацию о создании новой ассоциации?
С.А.: В Государственной Думе в марте
2016 года проводилось заседание, заседала "Социальная платформа"
правящей партии. И на этом заседании по туризму присутствовало порядка 30 представителей
администраций в сфере туризма субъектов Российской Федерации. И мы мониторили, какие
же проблемы существуют в сфере туризма.
Ну, понятно,
что финансов не хватает. Но кроме этого, еще какие моменты? И пришли к выводу, что
очень часто именно организационные вопросы становятся во главе угла. Межрегиональные
туристские проекты, которые распространяются на несколько субъектов Российской Федерации,
просто не могут быть в полной мере реализованы, поскольку регионы не могут между
собой скоординироваться.
И кто-то у нас
из экспертов предложил, говорит: "Ну, давайте создадим вот такую ассоциацию,
которая будет дирекцией между всеми регионами". Ростуризм присутствовал на
этом заседании. Потом официально было направлено письмо в регионы от имени Ростуризма
о том, что "это объединение создается, мы его поддерживаем" и так далее.
Потом сама идея стала прирастать целями, задачами, смыслами.
П.Д.: Обретать реальность.
С.А.: Обретать реальность. Она поддержана официально
Министерством культуры Российской Федерации, Минтрансом, Минприроды и другими различными
ведомствами и министерствами федеральными, которые так или иначе имеют отношение
к туризму или к смежным вопросам. И со стороны Ростуризма получилась позиция, в
общем-то…
П.Д.: Отстраненная, да?
С.А.: "Не претендует ли Ассоциация, то
есть это разрастание идеи не претендует ли на роль нашу в туризме?" Туристская
Ассоциация регионов ни в коем случае не конкурент никакому ведомству. Это инструмент,
который помогает регионам и федеральному центру для реализации целей и развития.
Обсуждаем проект по созданию новой туристической
ассоциации. "Сквозной маршрут". В студии "Большой страны" –
Светлана Ануфриенко, руководитель проекта по созданию Туристской Ассоциации регионов
России.
П.Д.: А как много регионов сегодня
уже вступили в Ассоциацию?
С.А.: Я вам расскажу, как исторически мы двигались.
Когда все регионы были проинформированы о том, что такая инициатива существует,
порядка 40 регионов официально, письменно заявили, что им эта инициатива очень
интересна.
П.Д.: Почти половина.
С.А.: Да, практически половина. Когда возник
вопрос, а кто конкретно будет участником этого объединения, кто будет учредителем,
уже более подробно, в общем-то, конкретно их спросили, то порядка 20 регионов
ответили: "Да, мы хотим участвовать в этом объединении". Вот вам и ответ.
То есть это очень хорошая цифра.
Но вы знаете,
я хочу отметить что? Допустим, такие регионы, как Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург
– они самодостаточные. У них, в общем-то, и так достаточно все хорошо. Очень большой
интерес у регионов развивающихся, которые хотят развивать туризм, но по каким-то
причинам пока не понимают, как они могут это сделать. Соответственно, те же самые
вопросы… Допустим, иногда законодательные какие-то вопросы не проработали, и они
понимают: "Если мы будем в одиночку заявлять об этом, то нас могут не услышать".
Но когда 10–15 регионов говорят в один голос о какой-то необходимой норме,
которую нужно скорректировать посредством Туристкой Ассоциации регионов, то это
уже невозможно не заметить.
П.Д.: И все-таки в чем же интерес
самих субъектов стать членом Ассоциации? И главный вопрос: когда на себе это
почувствуют простые жители?
С.А.: Да, самое главное, конечно, – это простые
жители. Потому что критерии и оценки развития туризма – наверное, все-таки не количество
проведенных форумов в этих целях и не количество каких-то законодательных актов,
которые…
П.Д.: Конечно. А результат.
С.А.: Да, результат. А результат – действительно,
это туристы. И мы намерены, регионы намерены максимально направить усилия в этом
направлении, на этот результат, потому что туристы – это туристские расходы, это
оставленные средства, это деньги, поступившие в бюджеты, налоги и так далее.
А что касается
непосредственно самих регионов, то, конечно, здесь мы исходим из целей и задач объединения.
Во-первых, это совершенствование законодательной базы в сфере туризма, это возможность
регионов донести свой голос до федерального центра. Во-вторых, это содействие развитию
межрегиональных туристских проектов, когда, как я сказала, регионы не могут скоординироваться,
а каждый сам по себе. В-третьих, это обязательно продвижение, это кросс-маркетинг,
это межрегиональная реклама, это привлечение туристов, туристских групп и, допустим,
социальных каких-то сегментов, групп населения к этим регионам.
П.Д.: Ну и создание новых рабочих мест
– в первую очередь.
С.А.: Создание новых рабочих мест, безусловно.
Если мы будем создавать сразу для группы регионов, то это намного проще, намного
удобнее и намного дешевле, чем каждый регион по отдельности будет выходить. Иногда
это ни с организационной, ни с финансовой точки зрения просто нецелесообразно.
П.Д.: Светлана, мы уже назвали
лидеров Национального рейтинга туристической привлекательности: Москва, Сочи,
Санкт-Петербург. Эти города опустим. Для Ассоциации какие регионы представляют
наибольший интерес?
С.А.: Вы знаете, здесь мы исходим из такой
позиции, что, наверное, не мы выбираем регионы…
П.Д.: А вас выбирают.
С.А.: А кто хочет, тот объединяется, понимаете,
и тот объединился. И в этом направлении хочу отметить Ульяновскую область, потому
что это, наверное, самый активный регион, который изначально был в этой идее. Еще
хочу сказать, что у нас на базе Совета Федерации ряд сенаторов, которые в рабочей
группе объединены для этого вопроса. Ульяновские сенаторы, наверное, самые активные
в этом направлении. Кроме того, Ульяновская область – это тот регион, который имеет
очень большой культурно-исторический потенциал, это родина Ленина. Они хотят максимально
актуализировать это недавнее свое прошлое и максимально привлечь туристов – и российских,
и зарубежных – к себе под эгидой этого обязательно.
Ну, кроме того
– Алтайский край, как я уже упоминала, он очень активный. И в этом направлении то
же самое. Новосибирск, допустим, Воронежская область. Каждый регион, вы знаете,
имеет и свою особенность уникальную, и свои какие-то черты, и свои, безусловно,
интересы, которые он хочет реализовать посредством этого объединения.
П.Д.: Светлана, известный
путешественник и журналист Михаил Кожухов как-то заметил, что "развитие
туризма происходит вопреки, а не благодаря помощи государства, а программа
развития туризма составлена таким образом, что регионы не могут взять деньги из
нее". А Ассоциация может это изменить? Под силу ли вам будет?
С.А.: Что касается Федеральной целевой программы
развития туризма. Да, очень часто регионы говорят, даже руководству Ростуризма задается
вопрос, что не всегда удобно… Кто-то умеет с ней работать, и они научились. Но эта
программа выстроена таким образом… то есть на основе государственно-частного партнерства:
должны быть федеральные деньги, региональные бюджетные деньги и частные инвестиции.
В процессе согласования частные инвесторы иногда просто теряют эту инициативу, актуальность
уходит – и просто в итоге отходят от этого проекта. И когда федеральные деньги выделяются,
то получается так, что на них, например, строится дорога и какие-то инженерные коммуникации,
а частный инвестор уже просто ушел – и гостиница или какой-то объект туристский
просто не строится или что-то иное уже возводится. И проект не получается в комплексе.
И регионы говорили,
можно ли каким-то образом – может быть, обратным каким-то счетом, по факту строительства,
по актам строительства – компенсировать затраты частных инвесторов? Это было бы,
наверное, удобнее. Или комбинированным способом. Но опять же Ростуризм отвечал:
"Вот у нас есть порядок реализации программы, мы так и следуем, – ну, это понятно,
по их положению они следуют этому порядку. – Если как бы вы хотите поднимать этот
вопрос, то идите дальше".
Когда регион сам по себе, по отдельности, ему сложно достучаться и докричаться. Но когда регионы объединяются, то коллективными усилиями, общим голосом - можно
Каждый сам по
себе регион, по отдельности – ему сложно, как мы сейчас видим, достучаться и докричаться.
Но когда регионы объединяются, то коллективными усилиями, коллективным общим голосом
можно задать вопрос. Тем более у нас сейчас новый вице-премьер, который очень такое
пристальное внимание уделяет сфере туризма, потому что у нас Чемпионат мира, много
гостей приедет. В общем, это все в ближайшем будущем. Очень много внимания этому
уделяется. И можно донести эту позицию, чтобы просто пересмотреть механизм реализации,
сделать его более удобным для регионов.
П.Д.: Светлана, а по вашей оценке,
когда Ассоциация заработает на полную мощь и появятся первые результаты?
С.А.: Вообще, как обычно? Когда объединение
создается, очень много внимания направлено. Конечно, особенно первый год – он показательный.
Все смотрят и по итогам года будут считать результаты. Мы намерены в 2017 году
максимально сейчас начать работать. Соответственно, по итогам года уже. Мы уверены
просто, что мы обязаны показать результат. Иначе зачем все объединяются?
П.Д.: Что же, будем ждать вас в конце
этого года. Пожелаю вам удачи в непростой, но важной работе. И конечно же, я
надеюсь, Ассоциация позволит раскрыть туристический потенциал регионов России и
открыть наконец этот сквозной маршрут, который поможет развитию внутреннего
туризма. Спасибо вам большое.
С.А.: Спасибо.
П.Д.: Мы беседовали с руководителем
проекта по созданию Туристской Ассоциации регионов России Светланой Ануфриенко.