Прозрачная платежка. Как ее получить в управляющей компании или ТСЖ?

Гости
Елена Шмыгина
директор ООО УК г. Ставрополя «Центральная»
Виктор Федорук
ведущий эксперт по жилищному праву ЖКХ Общероссийского движения «За права человека»

Павел Давыдов: Вы смотрите «Большую страну в деталях», и мы продолжаем. ТСЖ или Управляющая компания? Этим вопросом задаются многие. Сегодня собственники квартир сами решают, кто будет управлять их домом. Между тем, в СМИ регулярно появляются сообщения о том, что многие управляющие компании не выполняли возложенных на них обязанностей или были уличены в финансовых махинациях. Как рассчитываются коммунальные платежи? Кому идут деньги и как их контролировать? Попробуем ответить на эти вопросы. У нас в гостях Виктор Федорук – ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ Общероссийского движения «За права человека». Виктор Никанорович, здравствуйте!

Виктор Федорук: Добрый день!

Павел Давыдов: ТСЖ или управляющая компания – там, обывателю, по большому счёту всё равно, кто будет обслуживать дом, самое главное, добиться, чтобы…

Виктор Федорук: Чтоб порядок был в доме.

Павел Давыдов: Порядок был в доме, и была прозрачная платёжка за услуги ЖКХ, а вот как это сделать, при каких условиях в России это возможно, на Ваш взгляд?

Виктор Федорук: Нельзя надеяться, что это сделает сама управляющая компания, она веселей будет работать, если контакт, правильный контакт между жителем дома и управляющей компанией.

Павел Давыдов: Веселей – это лучше?

Виктор Федорук: Да.

Павел Давыдов: Эффективней.

Виктор Федорук: Эффективней, веселей, когда не надо будет нервы свои тратить на то, чтобы доказывать, что пришли воры, также ТСЖ тоже как способ управления, и если это мы его создавали, мы из своих рядов выбрали тех, кому мы доверяем, мы им дали бразды в руки: «Управляйте», – при этом управляющая компания ставит своей целью по закону – извлечение прибыли, ТСЖ не ставит такой цели.

Павел Давыдов: Позвольте, я сразу уточню очень важный вопрос: при какой форме управления домом эффективней всего контролировать действия, управляющая компания или ТСЖ?

Виктор Федорук: Разницы нет, конечно, можно так подумать: «ТСЖ – свои, что их там контролировать?» – но бывают разные люди: сегодня он хороший, а завтра, когда у него в руках уже средства, пойдёт на правильное направление, куда мы голосовали, где, в первую очередь, нужно или будет желание у председателя что-то там применить и для себя лично – это от личности зависит, насколько она порядочна.

Павел Давыдов: То есть не имеет значения, ТСЖ или управляющая компания?

Виктор Федорук: Не зависит, поэтому и нужен контроль, но если идём на практику, там столько есть подводных камней, что ходить-то ты хочешь, но сможешь ли ты своё право реализовать? Ой, я сомневаюсь.

Павел Давыдов: Сейчас подкрепим Ваши слова сюжетом из Череповца, моя коллега Екатерина Якунова попыталась разобраться, какие сложились отношения между одной из управляющих компаний и местными жителями, давайте посмотрим.

Виктор Федорук: Да.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Управляющая компания часто становится объектом критики, но ведь и ругают, на самом деле…

Виктор Федорук: Тут за дело.

Павел Давыдов: Справедливо.

Виктор Федорук: Тут по делу ругали.

Павел Давыдов: Есть, чем дополнить сюжет?

Виктор Федорук: Есть компании, которые наглеют, но осторожно, вот есть… я говорю, ну, хотя бы губы накрасили, хотя бы в лифте подмазали, подлепили, как вы сдавали дом к зиме, когда у вас такие трещины в межпанельных швах? Это сколько ваша жилищная инспекция получила, для того чтобы принять это дом? Это не то, что когда вчера комиссия была, было всё хорошо, а вот сегодня, когда съёмочная группа приехала, этого уже нет – нет, это враньё, там коррупция, значит, жилищная инспекция не выезжает на место во время приёма дома к зиме, а договариваются, подписывают акты, а вы, жители, вы – кто? Да, вы – никто, мы за вас всё сделали, ваша задача только – платить.

Павел Давыдов: Виктор Никанорович, но это же нарушение прав человека…

Виктор Федорук: Нарушение.

Павел Давыдов: Ведь мы платим за то, что не исполняется, это обман и мошенничество.

Виктор Федорук: И прав человека и закона, например, «О защите прав потребителей». Как я плачу за услугу, которая не оказана?

Павел Давыдов: Имея эти данные, которые мы увидели в Череповце, как действовать местным жителям, если они не могут добиться этой правды от управляющей компании?

Виктор Федорук: Вы знаете, готового рецепта… вот я в одном регионе говорю: «Давайте, проводим собрание», – и провели собрание, приносим протокол в жилищную инспекцию, которая обязана была этот протокол внести в реестр и сменить управляющую компанию на доме, и руководитель жилищной инспекции говорит: «Ну, провели, да, но я тут буду решать, ваш протокол хороший или нехороший».

Павел Давыдов: То есть вот…

Виктор Федорук: Цена вопроса вот такая, понимаете, они сидят, и житель повлиять на этого руководителя жилищной инспекции никак не может.

Павел Давыдов: Пока не приедет съёмочная группа и не покажет этот ужас в эфире федерального канала.

Виктор Федорук: Вот.

Павел Давыдов: Я надеюсь, что после этого эфира головы в Череповце полетят.

Виктор Федорук: Чтобы обратили чиновники на мои слова: как мог был быть дом принят к зиме с такими грубейшими нарушениями? В лифт заходят… это когда, вчера такое стало? Как вы могли в лифте такие рисунки и всё прочее допустить? Этому же объяснения нет!

Павел Давыдов: К сожалению, это распространённое явление в нашей большой стране…

Виктор Федорук: К сожалению.

Павел Давыдов: Какой регион ни возьми: Москва, Петербург, Подмосковье – везде мы увидим такую картину.

Виктор Федорук: Получатся, что в таких случаях от безвыходности надо создавать своё товарищество собственников жилья, находить среди управляющих компаний тех дядю Петю сантехника и Василия Ивановича электрика, приглашать их к себе в ТСЖ на подработку – им времени хватит 2-3 часа: они прошли, всё это проверили, они тут будут честно работать, потому что это сито этой управляющей компании, потому что когда она сама нечестная, плохо работает, она ещё может и обдирать этих сотрудников, которые тоже у неё бесправные, а тут, пожалуйста: «Ребята, приходите к нам в ТСЖ, честно зарабатывайте, не получайте, а зарабатывайте, и мы вам честно будем платить».

Павел Давыдов: Одним словом, нужны положительные примеры, и слава богу они в большой стране есть: с нами на прямой связи по скайпу директор управляющей компании «Центральная» из Ставрополя Елена Шмыгина. Елена, здравствуйте!

Елена Шмыгина: Здравствуйте, Павел!

Павел Давыдов: Елена, Вам удалось из проблемной компании, близкой к банкротству, создать конкурентоспособное предприятие, поделитесь опытом, за счёт чего это удалось сделать?

Елена Шмыгина: Вы знаете, наверно, как раз-таки из-за конкуренции, потому что я слушала сюжет и, честно говоря, ужасалась тому, что может происходить, потому что над нами достаточно много контролирующих органов – это и администрация, и жилинспекция, и краевые власти, и прокуратура, в конце концов, и, на самом деле, изобилие такое надзора – мы просто вынуждены делать так, как нужно делать это.

Павел Давыдов: Почему же Череповец не делает этого, у Вас есть понимание?

Елена Шмыгина: Честно говоря, сложно сказать, я так думаю, что конкуренции у них как раз и нет, потому что если бы была, они бы вынуждены были, как говорится, в условиях рынка вести себя соответствующе, поэтому в данном случае, видимо, действительно какая-то составляющая коррумпированная, наверное, есть, но, конечно, им нужно бороться и достигать чего-либо, потому что… пусть обращаются дальше, выше, и наверняка кто-то всё-таки заинтересуется и поможет им в решении вопроса.

Павел Давыдов: Елена, а у Вас есть понимание, как добиться прозрачной платёжки за услуги ЖКХ в нашей стране?

Елена Шмыгина: На самом деле, законом это всё предусмотрено и нет ничего удивительного, то есть в платёжке мы видим тариф, который установлен управляющей компанией и утверждён собственниками, даже не согласован, а утверждён, то есть всё это видно, полностью расщеплённая платёжка построчно. Управляющая компания предлагает этот тариф собственникам, а собственники его утверждают, поэтому если собственники с ним не согласны, то идёт подготовка к собранию, то есть идут обсуждения, выходит совет дома, как предыдущий говорил собеседник, совет дома обсуждает каждую строчку, что мы делаем, что мы не делаем в этом году, в следующем году, и только после полного согласования мы можем на собрании утвердить этот тариф и в дальнейшем его применить и тогда у людей вопросов не возникает, то есть они чётко понимают, что это стоит столько-то, сантехники столько, электрики столько, услуга управления, в конце концов, она тоже имеет свою сумму, поэтому и нет проблем.

Павел Давыдов: Виктор Никанорович, скажите, пожалуйста, Вы согласны, что в принципе закон-то действительно заставляет и обязывает управляющие компании работать прозрачно, но где-то происходит сбой? Вот я хочу разобраться на каком этапе он возникает.

Виктор Федорук: У нас даже есть статьи для административных санкций, если это не так: когда компания в сговоре с проверяющими органами, с контролирующими, тогда она плевать хотела на жителя и здесь – сбой, даже жалобы поступают от жителей на эту компанию в этот контролирующий орган, а контролирующий орган… ну, чуть больше возьмёт с этой управляющей компании, говорит: «Я ещё тебе погасил конфликтную ситуацию», – так что я бы начал с чистки чиновников на этих местах, и чтобы они боялись, чтобы о них плохо подумают, чтобы они честно работали, выходили тоже к людям, объясняли людям, если есть жалобы, как эту жалобу правильно устранить и как помочь той же управляющей компании работать честно, для того чтобы ею остались довольны.

Павел Давыдов: Елена, а какой совет Вы можете дать нашим зрителям, которые хотят отказаться от услуг управляющей компании или заставить их работать честно, как действовать?

Елена Шмыгина: Решается всё это на собрании абсолютно несложно, другой вопрос, что действительно очень многие не хотят активно принимать участие, но для этого есть инициативная группа, которая берёт на себя все вот эти хлопоты по собранию подписей, сбору голосу и, так сказать, этому всему старается способствовать, то есть я не вижу в этом ничего сложного.

Виктор Федорук: Я бы сразу рекомендовал той инициативной группе объявлять не просто собрание, а очно-заочную форму собрания, для того чтобы у вас было время и собрать людей вместе пообщаться и дальше обходить квартиры и собирать голоса в письменном виде, для того чтобы был кворум, чтобы всё было законно, чтобы не было оснований ни у кого придраться и через суд отменить решение этого собрания.

Елена Шмыгина: Да, конечно, решение собрания можно оспорить только в судебном порядке, как бы они ни было оформлено, корректно, некорректно, поэтому если решение будет и кворум будет, то, естественно, хотелось бы это жилищной инспекции или не хотелось, они обязаны принять его дополнение.

Павел Давыдов: Елена, спасибо Вам большое и удачи в Вашей работе! Виктор Никанорович, подводя итог нашей беседы, скажите, пожалуйста, сколько нам понадобится времени в нашей стране, чтоб навести порядок в сфере ЖКХ и, главное, добиться получения этих прозрачных платёжек, о которых мы сегодня и говорим?

Виктор Федорук: Вначале, чтоб была воля.

Павел Давыдов: Воля свыше?

Виктор Федорук: Что была воля у наших руководителей и региональных и российских объёмов, и если такая воля будет и если эту волю услышат на местах, мы это можем сделать за полгода, но если воли не будет… и как бы жители ни хотели навести порядок, они всегда хотят, чтобы в их доме был порядок, но когда некому пожаловаться, не у кого найти правды, некому защитить этих граждан, которые честно оплачивают, но не получают услуги, которых обворовывают – это может годами…

Павел Давыдов: То есть, получается, пока жители многоквартирных домов не возьмут процесс в свои руки, они так и будут получать счета за неоплаченные услуги и воевать с управляющими компаниями?

Виктор Федорук: Абсолютно правильно.

Павел Давыдов: Надо добиваться правды, надо добиваться справедливости, действовать здесь и сейчас.

Виктор Федорук: И быть активным.

Павел Давыдов: Вот, быть активным – наверно, это и есть главный итог нашей сегодняшней беседы. Спасибо Вам большое за участие в программе!

Нет лучше места на Земле, чем родной дом, и наших силах сделать его лучше, главное – не бояться, действовать. И если обслуживающие компании неэффективные, непрозрачные – добивайтесь справедливости!