Павел Давыдов: Сделать мир вокруг доступнее и интереснее для людей, чьи возможности ограничены, – сегодня эта задача стоит перед руководством всех регионов Большой страны. Однако создание безбарьеной среды зачастую остается в проектах, только на бумаге. Инвалидам в такой ситуации остается единственная надежда на помощь родственников, друзей, волонтеров. Еще одна серьезная проблема – это создание нормальных условий для образования детей-инвалидов. И речь идет не только об инклюзивных проектах, но и о недостатке специальных образовательных учреждений. Как решают эти вопросы в Псковской области – узнаем у первого заместителя губернатора региона Веры Емельяновой. Вера Васильевна, здравствуйте. Вера Емельянова: Здравствуйте. Павел Давыдов: Тему этой беседы мы обозначили просто – "Псковские уроки". Скажите, пожалуйста, а есть ли чему поучиться у вас представителям других регионов, с точки зрения развития образования для детей-инвалидов? Я не трогаю тему инклюзии, хотя мы об этом поговорим тоже. Вера Емельянова: Мы много лет работаем над тем, чтобы создать оптимально удобные условия для образовательной деятельности всем детям на территории нашего региона. И действие вверх происходит у нас в русле инновационных проектов. Так мы строили свою систему десятки лет. И на сегодняшний день могу похвастаться тем, что практически для всех категорий детей с различными потребностями и различным уровнем возможностей у нас такая система сложилась. Мы имеем не просто систему общего образования с инклюзивными возможностями, со специализированными классами, а мы развивали и сохранили на сегодняшний день систему специальных коррекционных школ, которые, на наш взгляд, играют важную роль для решения комплекса задач для детей, имеющих ограниченные возможности и особые трудности в обучении. Павел Давыдов: Простите, сразу уточню. Я читал, что в Псковской области эта проблема очень остро стояла 20, по-моему, даже 15 лет назад. То есть вы прошли такой серьезный путь всего за те же 10–15 лет? Вера Емельянова: За те же 10–15 лет. Ну, наверное, только потому, что в этом процессе участвовали и общественные организации уже тогда, и наши партнеры, и наши коллеги из различных сфер. Потому что это проекты, по сути дела, межведомственного характера, и только в системе образования с ними справиться было бы невозможно. Поэтому мы начинали выстраивать эту систему с создания первичного звена – медико-психолого-педагогических служб, которые помогали нам выявить проблемы детей, предложить им варианты решения, подготовить их к обучению и создать программы, которые тогда еще, к сожалению, не были утверждены. Поэтому сегодня мы уже находимся в совершенно новом пространстве. Особая категория детей, которые, пожалуй, требовали повышенного внимания, – это дети с множественными нарушениями, с интеллектуальными осложнениями. Как мы раньше их называли, вот буквально 10–15 лет назад, это еще была категория "необучаемых детей". Но мы уже тогда понимали, что это дети, которые просто не могут в обычных условиях воспринимать реальность, они не могут адаптироваться к этой жизни. Павел Давыдов: Нужен специальный подход. Вера Емельянова: Поэтому, собственно говоря, к ним нужен индивидуализированный подход, дифференцированное обучение. И тогда появилась идея, которую мы реализовали вместе с нашими зарубежными партнерами – немецкой школой такой, которая была партнером города Пскова. И это был проект, который привел сегодня к получению в городе Пскове Центра лечебной педагогики. Этот центр сегодня дает возможность детям получить высококачественную подготовку к реальной жизни. Мы реализуем образовательную программу с учетом уже нынешнего федерального государственного стандарта и тех уже принятых нормативных актов, которые, к нашему счастью, уже сегодня Министерство образования принимает, подписывает и оперативно реагирует на эту ситуацию в целом. Павел Давыдов: А если посмотреть в цифрах на те итоги, о которых вы сейчас говорите, то как много у вас коррекционных школ, как много детей могут проходить обучение непосредственно по месту жительства? Вера Емельянова: Я бы вам сказала о том, что сегодня в области обучается без малого 60 тысяч школьников, и из них 14 тысяч школьников – это дети с ОВЗ, как мы их называем, дети с ограниченными возможностями здоровья. Павел Давыдов: Ну, цифра немаленькая для региона. Вера Емельянова: Эта цифра немаленькая, но это цифра, соответствующая примерно среднероссийским показателям. И в том числе 2300 детей – это дети-инвалиды, это те дети, которые имеют разную патологию. В этом числе, конечно, дети, которые имеют обычные возможные программы для обучения и могут их получать в рамках общеобразовательной школы. Но половина из этих детей требуют специальных условий. Поэтому сегодня более 1,5 тысячи детей находятся как раз в специальных коррекционных школах. И практически для всех уровней и для всех патологий, как я уже сказала, такие школы созданы. Мы сегодня имеем динамику, положительную динамику охвата услугами образования. И 78% дошкольников. Это очень серьезный рост за последние годы, и он вырос с 15% до 78%. У нас есть необходимость, мы ее обозначили, и в ближайшие годы мы ее, конечно же, попробуем реализовать. Но именно ступать на первую ступенечку – от 0 до 3, затем от 3 до 7. И только тогда дети эти поступают у нас и на обучение в Центр лечебной педагогики. А он же сегодня стал и Центром методической помощи для районов, для городов, потому что, к сожалению, из далеких районов, из деревень такие ребята приехать сюда не смогут. И нам нужно подготовить тьюторов, подготовить специалистов. И здесь есть нам над чем работать. Мы еще говорим о том, что это дорога, которая будет иметь продолжение. Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а какие программы или проекты в образовательной сфере для инвалидов, с вашей точки зрения, наиболее эффективны? Вера Емельянова: Вы знаете, сегодня существует федеральный государственный образовательный стандарт для общего образования и для детей с умственной отсталостью, поэтому наши специалисты, используя эти программы и стандарты, адаптируют их к нашим детям конкретно и реализуют, по сути дела, индивидуальную программу с каждым. Ведь наша задача образовательной системы в части развития этих детей – подготовить их к жизни, научить их общаться, научить их пользоваться предметами быта, научить их решать те жизненные вопросы, которые мы с вами каждый день решаем, начиная с того, как правильно выйти из дома, прийти на почту, прийти в магазин, пообщаться с коллегами и так далее. Ведь у этих детей, как правило, путь в предыдущие годы был в психоневрологический интернат на постоянную и безусловную опеку государства. Задача наших образовательных программ сегодня – подготовить их практически к самостоятельной жизни. Но мы понимаем, что большая часть из них будет требовать сопровождения. И вот это слово "сопровождаемые" – сегодня, пожалуй, ключевое в нашем инновационном проекте, потому что как раз на эту тему еще есть необходимость говорить, принимать соответствующие документы и создавать условия для того, чтобы было именно так. Павел Давыдов: Ну и еще информировать, чтобы у населения была четкая позиция в отношении людей, которые, уж так сложилось, попали в ситуацию, при которой без помощи общественности выйти невозможно. Вера Емельянова: Безусловно. Павел Давыдов: Вера Васильевна, когда речь заходит об инклюзивном образовании или образовании для детей-инвалидов в коррекционных школах, не принято говорить о деньгах. У вас реализуются интересные проекты и программы, которые, как мы видим, имеют эффект. Вы возвращаете людей в общество и даете новые возможности. Насколько для бюджета региона это дорогостоящая возможность – возможность открыть новую дверь для людей? Вера Емельянова: Вы знаете, это, безусловно, дополнительные расходы. И это тоже одно из условий, которые региональные органы власти должны исполнить, организуя такие мероприятия и соответствующие учреждения. Мы, рассчитывая субвенцию на реализацию общеобразовательных программ (а это обязанность региональная), планируем эти расходы с учетом специального коэффициента. В коррекционных школах это коэффициент, который учитывает специфику. Если это школа для слабовидящих, то это один коэффициент. Для слабослышащих другой коэффициент. Для детей с задержкой психического развития это еще другой коэффициент. В том числе мы понимаем, что у нас есть ведь дети, которые учатся в больших школах, а есть – в маленьких. Есть, где этот ребенок один в классе, и ему нужно сопровождение. При этом мы должны учитывать, что там должны появиться специалисты. Я сегодня, к сожалению, не могу сказать, что у нас в каждой школе есть все необходимые кадровые ресурсы. По сути дела, в каждой школе должен быть к такому ребенку, если это ребенок с задержкой психического развития, включен тьютор в штатное расписание, психолог, логопед. И вот эти специалисты сегодня, к сожалению, в ограниченном количестве присутствуют, потому что, конечно, нам требуются на это дополнительные ресурсы. Но мы работаем над этим, мы проводим постоянную работу по повышению квалификации имеющихся специалистов, развиваем систему комплексного обучения педагогических коллективов, потому что к таким детям, конечно, нужен особый подход и особые условия. Павел Давыдов: Но самое главное – обучение таких детей бесплатное, да? Вера Емельянова: Бесплатное, безусловно. Это однозначно. Павел Давыдов: А как быть в ситуации, когда родители вынуждены обучать детей-инвалидов на дому, ну, в силу разных причин? Государство им компенсирует подобные затраты? Вера Емельянова: Вы знаете, обучение на дому обязательно также для финансирования из регионального бюджета, это включено в субвенцию, поэтому те необходимые часы, которые положены по образовательной программе, они реализуются педагогами. Они выходят на дом, проводят соответствующую подготовку. Здесь опять же есть над чем работать для того, чтобы как можно больше специалистов были подготовлены именно для работы с такого рода ребенком. Но тем не менее я считаю, что большой заслугой сегодня системы образования нашего региона является наличие вот этого специального, по сути дела уже ресурсного центра в виде Центра лечебной педагогики, Центра ранней помощи "Лимпопо", интеграционных мастерских, где не просто обучают, но и включают в профессиональную подготовку детей-инвалидов, причем с умственной отсталостью и множественными нарушениями. Этот центр получил в этом году по праву статус федерального ресурсного центра. И мы очень благодарны Министерству образования за такое оперативное и очень грамотное решение, потому что наш центр сегодня стал площадкой для обучения педагогов из многих регионов Российской Федерации. Павел Давыдов: Вера Васильевна, как видно, Псковская область действительно достигла серьезных результатов в развитии образования для детей-инвалидов. А если посмотреть на этот вопрос с точки зрения того, что сделать не успели? Вот над чем сейчас работаете? Чтобы нам понять, насколько важен подход не только региональных властей к этому вопросу, но и федеральных. Вера Емельянова: Вы знаете, мы не успели сделать в полном объеме безбарьерную среду. И здесь нам придется еще очень много усердствовать… Павел Давыдов: И не только вам. Многие регионы страдают от этого. Вера Емельянова: …вместе и с федеральными министерствами, и муниципальными властями, и, наверное, общественными организациями, потому что потребность гораздо выше, чем возможность ее реализации. Ведь выпуская в жизнь таких детей, даже организуя для них образовательные услуги, мы понимаем, что эти дети должны, во-первых, приехать в школу, у них должен быть специальный автобус, специальные доступности к учреждению, доступность к другим заведениям, в которых они участвуют. И вообще их жизнь должна быть разукрашена всей палитрой, которая нам с вами знакома. Я еще хочу сказать… Может быть, наверное, это сегодня и не модно – благодарить федеральные министерства, но все же наш министр образования поддержала и социокультурные проекты в части поддержки наших инноваций. Мы ведь с этой категорией детей организуем уже несколько лет серьезный культурный театральный фестиваль, мы назвали его "Другое искусство". И приезжают на этот фестиваль ребята и из других регионов, ребята такой же сложной категории из других стран. И они друг другу показывают свои уникальные возможности. И вы не поверите – они умеют все! И у них открываются такие таланты, о которых мы с вами даже не подозреваем. Они поют, они танцуют, они показывают спектакли, они живут и они счастливы. И это самый важный результат всех наших проектов. Павел Давыдов: Вера Васильевна, на дворе лето, время работы оздоровительных лагерей. Как вы развиваете уже инклюзивные проекты, связанные с летним оздоровительным отдыхом? Вера Емельянова: Летняя кампания стартовала. И Псковская область активно в ней участвует. Мы практически планируем оздоровить около 30 тысяч детей на территории нашего региона. В том числе предоставлены возможности и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей, которые нуждаются в специальных условиях, у нас предоставлены услуги лагеря на базе реабилитационного центра в Великих Луках (это наша южная столица Псковской области). И сегодня для семей и детей мы предлагаем там услуги для летнего отдыха. Конечно, база других лагерей требует реконструкции для того, чтобы мы могли все наши точки использовать, поэтому это тоже тот объект или те объекты, которые требуют дальнейшего нашего активного участия. Павел Давыдов: Вера Васильевна, говоря о развитии инклюзивного образования, параллельно возникает другой важный аспект – инклюзивное общество. На ваш взгляд, оно в России есть сегодня? Вера Емельянова: Мне думается, что мы сделали очень важный шаг в отношении формирования инклюзивного общества, если можно так выразиться, а скорее – в отношении общества, которое воспринимает людей с ограниченными возможностями как равных себе и воспитывается уже в том числе по отношению к другим людям более чуткими, более внимательными, дружелюбными. И мне кажется, это тоже очень серьезно и важно. Павел Давыдов: Вера Васильевна, большое вам спасибо. Мне кажется, что псковские уроки будут полезны и представителям других регионов. Ведь необходимо сделать так, чтобы каждый человек мог развиваться на равных и жить без ограничений. И мне кажется, вам это удается в полной мере. Вера Емельянова: Спасибо и вам большое. Добро пожаловать в Псковскую область! Павел Давыдов: У нас в гостях была первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова.