Ангелина Грохольская: "Профессиональные благотворители" – так с XIX века в Москве называют семью Бахрушиных. Богатые промышленники в конце каждого года выделяли суммы на помощь бедным, больным, престарелым и учащимся. На деньги меценатов в столице были построены храмы, приюты, народный дом со столовой и библиотекой и Театр Корша (сейчас это Театр наций). А в Зарайске, малой родине Бахрушиных, горожанам до сих пор служит Бахрушинская больница. И вот уже 13 лет в этом старинном подмосковном городе проводится большой фестиваль искусства, также в традициях благотворительности. И сегодня в студии "Большой страны" Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Театрального музея имени Бахрушина, и Наталья Стешина, координатор благотворительных проектов фонда "Народное единство". Здравствуйте. Дмитрий Родионов: Добрый день. Наталья Стешина: Здравствуйте. А.Г.: Очень рада вас видеть в студии "Большой страны", тем более сегодня повод хороший есть – именно сегодня завершается большой, уже XIII Бахрушинский фестиваль. Что-то изменилось за эти годы? За 13 лет он как-то стал другим? Фестиваль вырос? Сама идея Бахрушинского фестиваля настолько чиста, прозрачна и понятна любому человеку, что не откликнуться очень сложно  Д.Р.: Да. И, наверное, неизбежны были эти изменения во времени. Во-первых, фестиваль завоевал уже авторитет, обрел масштабы другие, нежели вначале. Мы начинали весьма скромно, конечно, а потом потихонечку к нам потянулись люди, что называется, актеры театра. В этом фестивале у нас принимали участие и Академический молодежный театр, и театр Петра Наумовича Фоменко, Челябинский театр оперы и балета, колледж им. Вишневской, ГИТИС (выпускной курс Андреева). Коллективы Москонцерта в этом году совершенно безвозмездно нас подержали – поехали и камерный оркестр, и струнный квартет. И все это для Зарайска было сделано. Почему-то это наших артистов очень притягивает. Я догадываюсь почему. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что сама идея такого фестиваля настолько чиста, прозрачна и понятна любому человеку, что не откликнуться очень сложно. А.Г.: Давайте об идее тогда. Ведь это не просто приезжают в маленький город артисты знаменитые? Н.С.: И не просто, допустим, дни открытых дверей в музеях, которые тоже достаточно часто происходят. Эта творческая идея совпадает с идеей благотворительности и находит отклик у тех адресатов, кому это и должно посвящаться, собственно говоря. В этом году мы принимали участие впервые, наш фонд "Народное единство". И по нашему приглашению приезжали дети из многодетных семей из города Истры (ближайшее Подмосковье) и дети военнослужащих Чкаловского гарнизона. У всех остались абсолютно позитивные, прекрасные впечатления. И все сказали: "Мы вернемся сюда еще раз". А.Г.: Это далеко не концерт. Что это происходит? Н.С.: Мероприятия в форме нескольких мастер-классов проходили в Центральном музее Бахрушина в Москве. Одна площадка была художественной, где дети рисовали картины. Вторая – театральная (мы ее несколько секунд назад видели). Спасибо Ксении Алферовой, которая поддержала. Д.Р.: У нее благотворительный фонд. Н.С.: Благотворительный фонд "Я есть!". Она тоже активно поддержала и весь день провела с детьми. И в финале все выпускали воздушные шары с желаниями. А.Г.: Я правильно понимаю, что этот фестиваль не ограничен в жанре каком-то? Д.Р.: Формат наших мероприятий очень разнообразен, широк и удовлетворяет все детские желания и возможности. Это и мастер-классы, и тренинги, и показ спектаклей разного формата (музыкальные, кукольные, драматические), непосредственно сами спектакли и концерты. Задача – чтобы ребенок был вовлечен в ту или иную программу, поэтому основной формат мероприятий достаточно камерный. Мы не стремимся делать мероприятия на большое количество людей, а мы хотим, чтобы каждый ребенок был в руках опытного педагога, артиста, чтобы ему лично было уделено внимание. Исключение – может быть, большие концерты в самом Зарайске, в Центральном доме культуры, куда приходит и молодежь, и дети, и взрослые жители Зарайска. Но на этом фестивале дети, требующие особого внимания, и поэтому все для них делается так, чтобы они реально почувствовали себя нормальными детьми, что у них все есть – радость, счастье. Мы стараемся это делать в рамках этого фестиваля. А.Г.: Неслучайно у вас традиционно центральная акция называется "Серебряные нити детства". Это как раз ваше совместное? Н.С.: Да. И что мне очень понравилось – дети не просто посмотрели спектакль во время этой акции. Потом было предложено самым активным принять участие в спектакле и еще раз его проиграть. И даже я знаю, что как раз из детей военнослужащих Чкаловского гарнизона была такая Ксюша, которую все запомнили, с явно актерскими способностями. И, в общем-то, даже для педагогов, которые их сопровождали, это было удивительно. Поэтому, конечно, это в хорошем смысле "фишка" фестиваля, что называется. Д.Р.: Фестиваль традиционно открывается этой акцией. Целый день мы с детьми занимаемся, развлекаемся, отдыхаем. А в конце все дети вместе с взрослыми запускают в небо эти серебряные шары, загадывая свои желания. А.Г.: Не знаете, что загадывают? Д.Р.: Это тайна. Н.С.: С шарами расставаться не хотели. Д.Р.: Дети это делают с удовольствием, с радостью. Это действительно кульминация начала фестиваля. В этом году она как-то особо была трогательной, как нам показалось. А.Г.: Дети с открытыми глазами все воспринимают. А потом не уходит этот интерес, после фестиваля? Они возвращаются, приходят ли к вам в музей и говорят: "Вы знаете, я был на фестивале"? Д.Р.: Обязательно. Конечно, приходят. Мы поддерживаем многолетние связи и с коллективами, и со школами, и с детскими центрами, с которыми мы когда-то подружились. До сих пор эти связи продолжаются. Кто-то взрослеет и уже приходит в другом качестве. Наша задача – чтобы ребенок был приобщен к каким-то ценностям, изначально правильным, нравственно ориентированным, этически ориентированным. Музей для этого, собственно говоря, и существует. А.Г.: Дмитрий Викторович, фестиваль проходит в Москве, в Зарайске. И в этом году он проходил еще в Апрелевке? Д.Р.: В Апрелевке, да. Каждый год география городов меняется, и в основном по инициативе самих городов Московской области. А.Г.: Но Зарайск – это традиционно. Правильно? Д.Р.: Зарайск – это точка неизменная. Потому что Зарайск – это родина семьи Бахрушиных. Собственно говоря, из Зарайска они приехали в середине XIX века в Москву. Тем не менее, строили в Зарайске и храмы, и больницу построили, которая, как вы сказали, до сегодняшнего дня действительно работает. Вот их вклад. И они до сих пор чтимы в памяти жителей Зарайска. А.Г.: Давайте вернемся к Бахрушинскому фестивалю. Мы начали говорить о его географии. В этом годе – в Апрелевке. Я знаю, что неслучайно тоже он там. Это была инициатива (вы уже об этом упомянули) именно этого города? Д.Р.: Да, местной интеллигенции и, кстати, депутатского корпуса. Потому что под Апрелевкой после революции Алексей Александрович со своей семьей снимал комнату у простой крестьянки Солнцевой (фамилия осталась в истории). И этот дом сохранился. Но местные жители хотят, чтобы в этом доме был маленький музей, посвященный Бахрушиным. И мы сейчас пытаемся это сделать вместе с Министерством культуры Московской области. Надеюсь, это получится. Хотя, как вы понимаете, даже такое маленькое и простое дело сделать не так просто. Это место очень важное для жителей, потому что они очень трепетно относятся к имени Алексея Александровича Бахрушина. А.Г.: Наташа, как вы думаете? Такими темпами развивается – и слава богу. Это же замечательно, что у нас искусство открытым становится для всех, для всей большой страны. И во многих регионах узнают о Бахрушиных, о театральном музее. А станет ли фестиваль, может быть, и межрегиональным, и всероссийским? Будет прекрасно, если география Бахрушинского фестиваля расширится и выйдет за пределы Подмосковья  Н.С.: Я еще хотела добавить по поводу синтетического жанра этого фестиваля. Начинался он для наших детей с экскурсии по музею. Экскурсия была очень интересная. И не будем скрывать, что среди детей было большинство, кто, может быть, впервые слышал фамилию Бахрушин. Они наконец-то узнали, что это за человек, и заинтересовались. Поэтому, конечно, это будет прекрасно, если география будет расширяться и выйдет за пределы Подмосковья. Когда выезжаешь за 400 километров от Москвы и дальше, понимаешь, какой отклик у всех и как они хотят приобщаться тоже к прекрасному. А.Г.: Дмитрий Викторович, а включать театры, знаменитые коллективы (очень много же звезд работает с вами) тяжело, или сразу соглашаются? Д.Р.: За эти годы я даже не припомню случая, кто бы отказался. Если и были отказы, то по весьма уважительным причинам – совпадали съемки или премьеры и так далее. В этом году у нас был прекрасный творческий вечер народного артиста России, актера Театра сатиры Юрия Васильева. Потрясающий вечер, замечательный актер. Он с радостью откликнулся и поехал в город Зарайск. Кстати, мы этот фестиваль делаем же не одни. С одной стороны, это фонды, которые нам помогают, и замечательные люди, которые понимают, для чего это все делается. Но есть еще и Фонд поддержки культуры малых городов России, который возглавляет народный артист России и солист Большого театра Владимир Анатольевич Маторин. С первого фестиваля мы вместе это все делаем. И у этого фонда есть очень большие программы, которые они показывают как раз по всей России, в основном, естественно, по малым городам, потому что малые города – это центр притяжения их творческого интереса. И, конечно, администрация Зарайского района. Вот мы втроем это дело и начинали, и продолжаем. А.Г.: А уровень программ, уровень концертов не отличается в Москве и в Апрелевке, допустим? Для артиста не имеет значения, где он выступает. Если он профессионал и талантливый артист, он с той же отдачей работает на любой площадке   Д.Р.: Нет. Ну что вы? Приезжает и наш выдающийся симфонический коллектив народных инструментов имени Осипова под руководством Владимира Павловича Андропова. Он выступал вчера в зале Чайковского, а сегодня выступает в Доме культуры в Зарайске. Для артиста не имеет значения, где он выступает. Если это профессионал, если это талантливый артист, он с той же отдачей работает на любой площадке. Вы бы видели, как принимали жители Зарайска этот коллектив. Потрясающе! Это наше национальное достояние. Московский кремлевский балет приезжал со спектаклем в Зарайск. Представляете, какие коллективы громадные? А.Г.: А там есть инфраструктура? Есть где выступать? Вот приезжает балет… Д.Р.: Для таких представлений Центральный дом культуры в Зарайске. Он на 500 мест. Ну, это типовой советский дворец культуры с большой сценой, кстати, поэтому все размещаются. А.Г.: Наталья, будете ли вы продолжать сотрудничество? Н.С.: У меня есть предложение сразу. А можем ли мы на следующий год одной из площадок сделать город Чехов? Д.Р.: Чехов? Замечательно! Конечно. Н.С.: Дело в том, что в Чехове находится детский реабилитационный центр для детей, перенесших онкологические заболевания. Это крупнейший центр и фактически единственный в России такого профиля. Порядка 150 детей ежемесячно проходят там очень сложную реабилитацию после тяжелого лечения. И если мы с вами совместно… Д.Р.: Мы договорились. Безусловно! Чехов – это замечательный город. Тем более рядом дом-музей Чехова в Мелихове. Мы очень дружны, можем объединиться и сделать. Сговоримся, в общем, что мы там можем придумать. А.Г.: При свидетелях, при всей большой стране! А мы, конечно, обязательно расскажем об этом. Спасибо вам огромное. Я желаю вам удачи во всех проектах. Спасибо, Наталья, вам за поддержку этого фестиваля. И, конечно, вам, Дмитрий, за всю программу. И будем ждать новых гостей. Н.С.: До встречи через год! А.Г.: Спасибо вам большое. Д.Р.: Спасибо. Н.С.: Спасибо. А.Г.: Александр Алексеевич Бахрушин перед смертью завещал на благотворительность около 800 тысяч рублей. Своим детям он оставил завет: "Жить в мире и согласии, помогать бедным, жить по правде". В студии "Большой страны" мы беседовали с Дмитрием Родионовым, генеральным директором Театрального музея имени Бахрушина, и Натальей Стешиной, координатором благотворительных проектов фонда "Народное единство".