• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Дмитрий Родионов: Сама идея Бахрушинского фестиваля настолько чиста, прозрачна и понятна любому, что не откликнуться очень сложно

Дмитрий Родионов: Сама идея Бахрушинского фестиваля настолько чиста, прозрачна и понятна любому, что не откликнуться очень сложно

Ангелина Грохольская: "Профессиональные благотворители" – так с XIX века в Москве называют семью Бахрушиных. Богатые промышленники в конце каждого года выделяли суммы на помощь бедным, больным, престарелым и учащимся. На деньги меценатов в столице были построены храмы, приюты, народный дом со столовой и библиотекой и Театр Корша (сейчас это Театр наций). А в Зарайске, малой родине Бахрушиных, горожанам до сих пор служит Бахрушинская больница. И вот уже 13 лет в этом старинном подмосковном городе проводится большой фестиваль искусства, также в традициях благотворительности.

И сегодня в студии "Большой страны" Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Театрального музея имени Бахрушина, и Наталья Стешина, координатор благотворительных проектов фонда "Народное единство". Здравствуйте.

Дмитрий Родионов: Добрый день.

Наталья Стешина: Здравствуйте.

А.Г.: Очень рада вас видеть в студии "Большой страны", тем более сегодня повод хороший есть – именно сегодня завершается большой, уже XIII Бахрушинский фестиваль. Что-то изменилось за эти годы? За 13 лет он как-то стал другим? Фестиваль вырос?

Сама идея Бахрушинского фестиваля настолько чиста, прозрачна и понятна любому человеку, что не откликнуться очень сложно 

Д.Р.: Да. И, наверное, неизбежны были эти изменения во времени. Во-первых, фестиваль завоевал уже авторитет, обрел масштабы другие, нежели вначале. Мы начинали весьма скромно, конечно, а потом потихонечку к нам потянулись люди, что называется, актеры театра. В этом фестивале у нас принимали участие и Академический молодежный театр, и театр Петра Наумовича Фоменко, Челябинский театр оперы и балета, колледж им. Вишневской, ГИТИС (выпускной курс Андреева). Коллективы Москонцерта в этом году совершенно безвозмездно нас подержали – поехали и камерный оркестр, и струнный квартет. И все это для Зарайска было сделано. Почему-то это наших артистов очень притягивает. Я догадываюсь почему. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что сама идея такого фестиваля настолько чиста, прозрачна и понятна любому человеку, что не откликнуться очень сложно.

А.Г.: Давайте об идее тогда. Ведь это не просто приезжают в маленький город артисты знаменитые?

Н.С.: И не просто, допустим, дни открытых дверей в музеях, которые тоже достаточно часто происходят. Эта творческая идея совпадает с идеей благотворительности и находит отклик у тех адресатов, кому это и должно посвящаться, собственно говоря. В этом году мы принимали участие впервые, наш фонд "Народное единство". И по нашему приглашению приезжали дети из многодетных семей из города Истры (ближайшее Подмосковье) и дети военнослужащих Чкаловского гарнизона. У всех остались абсолютно позитивные, прекрасные впечатления. И все сказали: "Мы вернемся сюда еще раз".

А.Г.: Это далеко не концерт. Что это происходит?

Н.С.: Мероприятия в форме нескольких мастер-классов проходили в Центральном музее Бахрушина в Москве. Одна площадка была художественной, где дети рисовали картины. Вторая – театральная (мы ее несколько секунд назад видели). Спасибо Ксении Алферовой, которая поддержала.

Д.Р.: У нее благотворительный фонд.

Н.С.: Благотворительный фонд "Я есть!". Она тоже активно поддержала и весь день провела с детьми. И в финале все выпускали воздушные шары с желаниями.

А.Г.: Я правильно понимаю, что этот фестиваль не ограничен в жанре каком-то?

Д.Р.: Формат наших мероприятий очень разнообразен, широк и удовлетворяет все детские желания и возможности. Это и мастер-классы, и тренинги, и показ спектаклей разного формата (музыкальные, кукольные, драматические), непосредственно сами спектакли и концерты. Задача – чтобы ребенок был вовлечен в ту или иную программу, поэтому основной формат мероприятий достаточно камерный. Мы не стремимся делать мероприятия на большое количество людей, а мы хотим, чтобы каждый ребенок был в руках опытного педагога, артиста, чтобы ему лично было уделено внимание. Исключение – может быть, большие концерты в самом Зарайске, в Центральном доме культуры, куда приходит и молодежь, и дети, и взрослые жители Зарайска. Но на этом фестивале дети, требующие особого внимания, и поэтому все для них делается так, чтобы они реально почувствовали себя нормальными детьми, что у них все есть – радость, счастье. Мы стараемся это делать в рамках этого фестиваля.

А.Г.: Неслучайно у вас традиционно центральная акция называется "Серебряные нити детства". Это как раз ваше совместное?

Н.С.: Да. И что мне очень понравилось – дети не просто посмотрели спектакль во время этой акции. Потом было предложено самым активным принять участие в спектакле и еще раз его проиграть. И даже я знаю, что как раз из детей военнослужащих Чкаловского гарнизона была такая Ксюша, которую все запомнили, с явно актерскими способностями. И, в общем-то, даже для педагогов, которые их сопровождали, это было удивительно. Поэтому, конечно, это в хорошем смысле "фишка" фестиваля, что называется.

Д.Р.: Фестиваль традиционно открывается этой акцией. Целый день мы с детьми занимаемся, развлекаемся, отдыхаем. А в конце все дети вместе с взрослыми запускают в небо эти серебряные шары, загадывая свои желания.

А.Г.: Не знаете, что загадывают?

Д.Р.: Это тайна.

Н.С.: С шарами расставаться не хотели.

Д.Р.: Дети это делают с удовольствием, с радостью. Это действительно кульминация начала фестиваля. В этом году она как-то особо была трогательной, как нам показалось.

А.Г.: Дети с открытыми глазами все воспринимают. А потом не уходит этот интерес, после фестиваля? Они возвращаются, приходят ли к вам в музей и говорят: "Вы знаете, я был на фестивале"?

Д.Р.: Обязательно. Конечно, приходят. Мы поддерживаем многолетние связи и с коллективами, и со школами, и с детскими центрами, с которыми мы когда-то подружились. До сих пор эти связи продолжаются. Кто-то взрослеет и уже приходит в другом качестве. Наша задача – чтобы ребенок был приобщен к каким-то ценностям, изначально правильным, нравственно ориентированным, этически ориентированным. Музей для этого, собственно говоря, и существует.

А.Г.: Дмитрий Викторович, фестиваль проходит в Москве, в Зарайске. И в этом году он проходил еще в Апрелевке?

Д.Р.: В Апрелевке, да. Каждый год география городов меняется, и в основном по инициативе самих городов Московской области.

А.Г.: Но Зарайск – это традиционно. Правильно?

Д.Р.: Зарайск – это точка неизменная. Потому что Зарайск – это родина семьи Бахрушиных. Собственно говоря, из Зарайска они приехали в середине XIX века в Москву. Тем не менее, строили в Зарайске и храмы, и больницу построили, которая, как вы сказали, до сегодняшнего дня действительно работает. Вот их вклад. И они до сих пор чтимы в памяти жителей Зарайска.

А.Г.: Давайте вернемся к Бахрушинскому фестивалю. Мы начали говорить о его географии. В этом годе – в Апрелевке. Я знаю, что неслучайно тоже он там. Это была инициатива (вы уже об этом упомянули) именно этого города?

Д.Р.: Да, местной интеллигенции и, кстати, депутатского корпуса. Потому что под Апрелевкой после революции Алексей Александрович со своей семьей снимал комнату у простой крестьянки Солнцевой (фамилия осталась в истории). И этот дом сохранился. Но местные жители хотят, чтобы в этом доме был маленький музей, посвященный Бахрушиным. И мы сейчас пытаемся это сделать вместе с Министерством культуры Московской области. Надеюсь, это получится. Хотя, как вы понимаете, даже такое маленькое и простое дело сделать не так просто. Это место очень важное для жителей, потому что они очень трепетно относятся к имени Алексея Александровича Бахрушина.

А.Г.: Наташа, как вы думаете? Такими темпами развивается – и слава богу. Это же замечательно, что у нас искусство открытым становится для всех, для всей большой страны. И во многих регионах узнают о Бахрушиных, о театральном музее. А станет ли фестиваль, может быть, и межрегиональным, и всероссийским?

Будет прекрасно, если география Бахрушинского фестиваля расширится и выйдет за пределы Подмосковья 

Н.С.: Я еще хотела добавить по поводу синтетического жанра этого фестиваля. Начинался он для наших детей с экскурсии по музею. Экскурсия была очень интересная. И не будем скрывать, что среди детей было большинство, кто, может быть, впервые слышал фамилию Бахрушин. Они наконец-то узнали, что это за человек, и заинтересовались. Поэтому, конечно, это будет прекрасно, если география будет расширяться и выйдет за пределы Подмосковья. Когда выезжаешь за 400 километров от Москвы и дальше, понимаешь, какой отклик у всех и как они хотят приобщаться тоже к прекрасному.

А.Г.: Дмитрий Викторович, а включать театры, знаменитые коллективы (очень много же звезд работает с вами) тяжело, или сразу соглашаются?

Д.Р.: За эти годы я даже не припомню случая, кто бы отказался. Если и были отказы, то по весьма уважительным причинам – совпадали съемки или премьеры и так далее. В этом году у нас был прекрасный творческий вечер народного артиста России, актера Театра сатиры Юрия Васильева. Потрясающий вечер, замечательный актер. Он с радостью откликнулся и поехал в город Зарайск.

Кстати, мы этот фестиваль делаем же не одни. С одной стороны, это фонды, которые нам помогают, и замечательные люди, которые понимают, для чего это все делается. Но есть еще и Фонд поддержки культуры малых городов России, который возглавляет народный артист России и солист Большого театра Владимир Анатольевич Маторин. С первого фестиваля мы вместе это все делаем. И у этого фонда есть очень большие программы, которые они показывают как раз по всей России, в основном, естественно, по малым городам, потому что малые города – это центр притяжения их творческого интереса. И, конечно, администрация Зарайского района. Вот мы втроем это дело и начинали, и продолжаем.

А.Г.: А уровень программ, уровень концертов не отличается в Москве и в Апрелевке, допустим?

Для артиста не имеет значения, где он выступает. Если он профессионал и талантливый артист, он с той же отдачей работает на любой площадке  

Д.Р.: Нет. Ну что вы? Приезжает и наш выдающийся симфонический коллектив народных инструментов имени Осипова под руководством Владимира Павловича Андропова. Он выступал вчера в зале Чайковского, а сегодня выступает в Доме культуры в Зарайске. Для артиста не имеет значения, где он выступает. Если это профессионал, если это талантливый артист, он с той же отдачей работает на любой площадке. Вы бы видели, как принимали жители Зарайска этот коллектив. Потрясающе! Это наше национальное достояние. Московский кремлевский балет приезжал со спектаклем в Зарайск. Представляете, какие коллективы громадные?

А.Г.: А там есть инфраструктура? Есть где выступать? Вот приезжает балет…

Д.Р.: Для таких представлений Центральный дом культуры в Зарайске. Он на 500 мест. Ну, это типовой советский дворец культуры с большой сценой, кстати, поэтому все размещаются.

А.Г.: Наталья, будете ли вы продолжать сотрудничество?

Н.С.: У меня есть предложение сразу. А можем ли мы на следующий год одной из площадок сделать город Чехов?

Д.Р.: Чехов? Замечательно! Конечно.

Н.С.: Дело в том, что в Чехове находится детский реабилитационный центр для детей, перенесших онкологические заболевания. Это крупнейший центр и фактически единственный в России такого профиля. Порядка 150 детей ежемесячно проходят там очень сложную реабилитацию после тяжелого лечения. И если мы с вами совместно…

Д.Р.: Мы договорились. Безусловно! Чехов – это замечательный город. Тем более рядом дом-музей Чехова в Мелихове. Мы очень дружны, можем объединиться и сделать. Сговоримся, в общем, что мы там можем придумать.

А.Г.: При свидетелях, при всей большой стране! А мы, конечно, обязательно расскажем об этом. Спасибо вам огромное. Я желаю вам удачи во всех проектах. Спасибо, Наталья, вам за поддержку этого фестиваля. И, конечно, вам, Дмитрий, за всю программу. И будем ждать новых гостей.

Н.С.: До встречи через год!

А.Г.: Спасибо вам большое.

Д.Р.: Спасибо.

Н.С.: Спасибо.

А.Г.: Александр Алексеевич Бахрушин перед смертью завещал на благотворительность около 800 тысяч рублей. Своим детям он оставил завет: "Жить в мире и согласии, помогать бедным, жить по правде". В студии "Большой страны" мы беседовали с Дмитрием Родионовым, генеральным директором Театрального музея имени Бахрушина, и Натальей Стешиной, координатором благотворительных проектов фонда "Народное единство". 

Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск