Павел Давыдов: "Золотой Меркурий" – ежегодная национальная премия в области предпринимательской деятельности, которая проводится Торгово-промышленной палатой России. Главная цель – содействие развитию предпринимательства и формирование уважительного отношения общества к бизнесу. В конце мая были названы лауреаты "Золотого Меркурия – 2018". И сегодня у нас в гостях победитель регионального этапа премии Семен Янин, директор подмосковной компании "Сварог". Семен, здравствуйте. Семен Янин: Здравствуйте. Павел Давыдов: Примите, во-первых, наши поздравления с победой в региональном этапе. Семен Янин: Спасибо. Павел Давыдов: А какие перспективы для вашей компании открывает участие в конкурсе? Семен Янин: Ну, я думаю, на данный момент перспектива наша – это получение новых покупателей и выход на какой-то более крупный рынок для нас. Я думаю, именно в этом состоит главная цель участия. Павел Давыдов: Давайте немного познакомимся с деятельностью вашей компании, которая занимается производством кисломолочной продукции и сыров. Какой путь пришлось пройти для того, чтобы на вас обратили внимание, в том числе представители этой премии? Семен Янин: Ну, наша компания организована в 2004 году. Изначально это было одно предприятие в Орехово-Зуевском районе, в деревне Давыдово. В 2014 году мы открыли, ну, взяли в аренду помещение в Шатурском районе. Основные продукты – это у нас кефир и творог для детей раннего возраста. Такой продукции в нашем районе… в наших районах, в которых мы производим, нет. Есть продукты для детей от трех лет. Мы производим продукцию, рекомендованную с шести месяцев. И в 2014 году мы начали немножко производить сыры. Павел Давыдов: То есть вы фактически монополист в Орехово-Зуевском и Шатурском районах Подмосковья, у вас нет конкурентов? Семен Янин: Конкуренты есть, и конкурентов очень много. Конкуренты – в основном это крупные производители продукции для детей раннего возраста. Они, естественно, и составляют большую конкуренцию нам. Мы пытаемся реализовывать свою продукцию разными способами, то есть подаем заявки в большие крупные торговые сети, которые в большинстве случаев и в основном отказывают, потому что срок годности нашей продукции – это 3–5 суток. В основном рынок – это торговые сети. Маленькие магазины – да, мы туда поставляем, в какие-то торговые сети малые в нашем регионе, на нашей территории, но наше производство загружено не на 100%. Павел Давыдов: Семен, а как на вашей работе отразились санкции, введенные против нашей страны несколько назад, и ответные меры России в виде контрсанкций? Семен Янин: Ну, для нас это в любом случае положительный этап в нашем росте, потому что, естественно, ушли продукты зарубежные с рынка. И покупатель… Павел Давыдов: Не имеет выбора теперь? Семен Янин: Покупатель имеет огромный выбор, потому что на рынке сейчас огромное количество производителей, и нам действительно тяжело работать, тяжело конкурировать со всеми. Но в любом случае сказалось на нас это положительно. Павел Давыдов: Семен, в этой студии недавно мы обсуждали административное давление на бизнес, в гостях был Александр Хуруджи, уполномоченный по правам предпринимателей, которые находятся под следствием. И Александр сказал, что сегодня любой бизнес находится в группе риска. Если даже он у вас честный, то это не значит, что на вас не окажут влияние, в том числе госорганы, отвечающие за контроль. А вы сталкивались с неким давлением в адрес своего бизнеса? Семен Янин: С давлением – нет. Контроль в любом случае присутствует. И я считаю, что на данный момент контроль должен быть, и тем более на таких производствах, как молочные производства, потому что в любом случае производители, не имеющие какой-то контроль сверху, не могут работать честно. Павел Давыдов: Контроль вас, я так понимаю, не пугает, но тем не менее, когда этого контроля много, это мешает развитию бизнеса. Так, по крайней мере, говорят сами предприниматели. Вы с этой точкой зрения не согласны? Семен Янин: Я согласен с этой точкой зрения, потому что в любом случае любой контроль – это огромное количество документов, огромное количество бумаг. И на данный момент существует небольшой, может быть, разрыв между информационным развитием технологий и старыми традициями, что ли, можно так сказать. Получается, что очень много документов нужно вести в бумажной форме и нельзя в электронной. А в бумажной форме – это отдельный сотрудник, отдельные люди, соответственно, отдельное время. И вот это затрудняет дальнейшую работу и увеличивает срок проверки. Павел Давыдов: Слово "импортозамещение" у всех на устах в последние несколько лет. А каких побед вы достигли в этой сфере? Семен Янин: Ну, естественно, когда пропали с рынка сыры итальянские и вообще зарубежные импортные сыры… Павел Давыдов: Как вы об этом говорите! Семен Янин: …мы решили попробовать такое направление. Я обучился этому делу нелегкому. И что-то получается. Мы попробовали это реализовывать в своих магазинах. Людям очень понравился тот продукт. Сейчас, естественно, тоже на рынке огромное количество сыров российского производства, очень вкусных и очень качественных. И вот эта ситуация радует, потому что люди верят российскому производителю и действительно покупают. Сейчас у нас возникла небольшая проблема с производством, опять же техническая проблема. И вот этот пробел виден со стороны покупателей, которые требуют с тебя этот продукт. И вот это радует. Павел Давыдов: Семен, ваша компания является спонсором одноименной футбольной команды, которая находится в городском округе Шатура. Для вас это некая благотворительная стезя или профессиональный интерес? Семен Янин: С одной стороны, может быть, благотворительность, потому что учредитель нашей организации, то есть мой отец, мастер спорта по самбо – соответственно, вопрос спорта ставится в любом случае на высшем уровне, так скажем. И вопрос поддержки кого-либо, я думаю, очень актуален в сегодняшнее время, тем более спорта, потому что огромное количество ребят, которые хотят заниматься, хотят себя как-то реализовывать в различных видах спорта, не могут найти какую-то поддержку. И получилось так, что в Шатуре есть команда, которая нуждалась в такой поддержке. Мы решили их поддержать. Надеемся, что в дальнейшем сможем каким-то образом только увеличивать эту поддержку, а они будут радовать нас своими победами. Павел Давыдов: Ну и в завершение беседы вернемся к "Золотому Меркурию". Дело в том, что главная цель премии, как я уже сказал, – развитие предпринимательства, а также формирование уважительного отношения общества к бизнесу. И вот эта вторая часть интересует нас больше всего. Вы на себе испытываете уважительное отношение общества к бизнесу? Хочется в этом вопросе разобраться. Семен Янин: На сегодняшний момент общество очень требовательно относится ко всем сферам бизнеса. В принципе, это, может быть, даже плюс, потому что для бизнеса это стимул двигаться вперед, и двигаться вперед на высоком уровне. Если бы этого требования не было со стороны общества, я думаю, слово "халатность" было бы очень знаменито. Павел Давыдов: Семен, вот только что вы сформулировали это золотое правило ведения бизнеса. Очень коротко – как планируете развиваться в ближайшие годы? Семен Янин: В ближайшие годы мы планируем в первую очередь расширять список выпускаемой продукции и выходить на новые рынки сбыта. Павел Давыдов: Что же, пожелаю вам удачи. Спасибо за участие в программе. Семен Янин: И вам спасибо. Павел Давыдов: У нас в гостях был победитель регионального этапа премии "Золотой Меркурий – 2018", директор компании "Сварог" Семен Янин.