Ангелина Грохольская: Полвека за рулем – "АвтоВАЗ" в этом году отмечает 50 лет. 20 июля 1966 года советское правительство приняло решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в Тольятти. В юбилей полагается поздравлять, говорить о важных вехах истории, планах на будущее. Но на "АвтоВАЗе" сегодня ситуация не праздничная – в прошлом году убыток автоконцерна составил более 43 миллиардов рублей. А ведь это градообразующее предприятие, от его экономического состояния зависит и самочувствие города. Как моногороду пережить кризис? Есть ли варианты развития? Об этом поговорим с нашим гостем – мэром городского округа Тольятти Сергеем Андреевым. Сергей Игоревич, здравствуйте. Сергей Андреев: Здравствуйте. А.Г.: Тольятти сегодня сравнивают даже с Детройтом времен закрытия General Motors, когда там был разгул преступности, люди уезжали из города. Поэтому я вам сейчас предлагаю говорить предельно откровенно. Наверное, смысла нет скрывать ситуацию. Вот какая она есть – об этом и будем говорить. Что в Тольятти происходит сегодня? С.А.: Знаете, есть поговорка такая: "Слухи о смерти слишком преувеличены". Нужно понимать, что происходит в целом на авторынке в России. А.Г.: Ничего хорошего, по-моему. Относительно той ситуации, которая на рынке сейчас есть, "АвтоВАЗ" свои позиции удерживает и укрепляет новыми моделями. С.А.: Да, авторынок сжался почти в два раза – с 2,8 до 1,5 миллиона. И "АвтоВАЗ" как участник этого рынка тоже продает меньше автомобилей. Тут что важно? Первое – доля рынка. "АвтоВАЗ" сохраняет и даже немножко увеличивает свою долю рынка. Под брендом Lada продается каждый пятый автомобиль в России. Второе – "АвтоВАЗ" выпускает новые модели. В прошлом году запустили автомобили Lada Vesta и Lada XRAY. Это говорит о том, что завод развивается, запускают конкурентные и принципиально новые автомобили. Lada Vesta – это принципиально новый автомобиль. Буквально 12 июня, в День России, проходил международный этап гонок в Подмосковье, пять команд. Как вы думаете, первое и второе место кто занял? Lada Vesta. Это первые места на гонках. Поэтому относительно той ситуации, которая на рынке сейчас есть, "АвтоВАЗ" свои позиции удерживает и укрепляет новыми моделями. И по мере роста рынка (что в данной ситуации, к сожалению, от "АвтоВАЗа" не зависит) и возможности россиян покупать новые автомобили, я уверен, количество автомобилей, производимых на "АвтоВАЗе", будет пропорционально увеличиваться. "АвтоВАЗ" будет держать 20% рынка. А.Г.: Ну, дай бог. Мы все верим в отечественного производителя, импортозамещение и так далее и тому подобное. Это перспектива. Так или иначе, сокращения на "АвтоВАЗе" были. В этом году планировалось 15 тысяч рабочих сократить. Произошло ли это? Какова ситуация именно с социальной напряженностью? С.А.: 15 тысяч сокращений нет в этом году. И руководство завода, и коллектив, и профсоюз приняли совместное решение, что при сокращении объема выпуска автомобилей не сокращать персонал, а сократить время работы – четырехдневная рабочая неделя. Это позволяет сохранить трудовой коллектив. Мы все верим в рост рынка. А практика показывает, что если все-таки люди сокращены были на заводе, то новых людей набрать не всегда просто. Это особые навыки. Поэтому для "АвтоВАЗа" важно сохранить свой коллектив, и сейчас для этого все делается. А.Г.: Территория опережающего развития, которую планируют создать именно в Тольятти, – на нее уповают все-таки больше? Или это как дополнение к общему комплексу? С.А.: Безусловно, когда город очень сильно завязан на одно крупное предприятие (а автомобильный рынок действительно подвержен часто спадам, подъемам), диверсификация городской экономики – это важно. И территория опережающего развития – это один из тех инструментов, которые помогут городу Тольятти создать новые рабочие места в сферах, которые не связаны с автопромом. Сейчас, в преддверии получения этого статуса, мы работаем с потенциальными резидентами территории опережающего развития, инвесторами, которые готовы прийти. У нас порядка 60 проектов находится в портфеле, а это – порядка 5000 рабочих местах в первые три года работы территории опережающего развития. Мы еще должны понимать, что в автопроме должна увеличиваться производительность труда, либо это должно быть серьезное увеличение выпуска объема продукции. Эти процессы нужно постараться синхронизировать. В этой части особая экономическая зона, которая в 2010 году в Тольятти была создана, тоже во многом помогает сейчас и работает достаточно эффективно. А.Г.: Расскажите мне, пожалуйста, чем отличается особая экономическая зона от территории опережающего развития? Многие путают. С.А.: Я не буду вступать в дискуссию, но мне кажется, что есть удачные примеры и, может быть, не совсем удачные. А.Г.: Неудачных больше просто оказалось. С.А.: Возможно. Но Тольятти – это пример удачный. В 2010 году принято решение. Строительные работы начались в ноябре 2012 года – три с половиной года прошло. У нас уже работает шесть предприятий. Еще два предприятия в этом году будут запущены. Итого их будет восемь. Всего в целом есть 17 резидентов, которые ведут работы по строительству своих мощностей. Это точно уход от монозависимости. Это те компетенции, которые в городе Тольятти никогда не были, и они не связаны с перепадами на авторынке. Инвестиции государства составляют 50% от того, что инвестировал бизнес, то есть на 1 рубль госинвестиций 2 рубля частных инвестиций уже сделано. Я считаю, что секрет таких хороших результатов – это сильная управленческая команда, которая работает в особой экономической зоне. Они пошли параллельно одновременно: и начали строительство инфраструктуры (дорог, подведение газа), и тут же одновременно начали строить первые цеха тех предприятий, которые работают в особой экономической зоне. А.Г.: Чтобы начался процесс уже. С.А.: Да. А.Г.: ТОР зачем вам тогда? Может быть, стоит развивать экономическую зону и дальше? С.А.: Это немножко разные инструменты. А.Г.: В чем разница? С.А.: Особая экономическая зона – это инструмент длинный. Это серьезная промышленность, серьезные производства. Там другой порог инвестиций, которые нужно сделать. Там льготы для завоза оборудования, и это во многом для привлечения иностранных инвестиций – то, что было важно для нас, в том числе для производства автокомпонентов. ТОР – это создание рабочих мест. Основные преимущества даются для тех предприятий, у которых затраты на фонд оплаты труда и издержки, связанные с заработной платой, высокие, потому что льготируются взносы во внебюджетные фонды. Поэтому этот инструмент на 10 лет, максимум на 15 лет. Он помогает запустить проекты, связанные в том числе с малым и средним бизнесом. А.Г.: А какая у вас будет специализация? Или ее нет? С.А.: Нет, мы не будем ее ставить, чтобы опять же не развивать какое-то одно направление. А.Г.: Многие города сейчас направлены именно на что-то одно. Мы предельно открыты для предприятий и инвесторов. У нас квалифицированная рабочая сила. Тольятти достаточно большой и относительно молодой город, средний возраст жителей – порядка 39 лет. С.А.: Мы предельно открыты для тех предприятий и для тех инвесторов, которые готовы рассмотреть Тольятти как место для своих инвестиций. У нас квалифицированная рабочая сила, достаточно большой город. Город относительно молодой, средний возраст жителей – порядка 39 лет. А.Г.: Я знаю, что даже по инициативе жителей Тольятти недавно прошел музыкальный фестиваль "Классика над Волгой", сами они придумали. Я так понимаю, что это такой народный проект у вас, да? С.А.: Да. Этот проект зародился несколько лет назад. Он связан с классической музыкой. Очень интересный и хороший проект. А.Г.: А жители вообще участвуют? Насколько они активны, кроме музыкальной части, в общественной жизни города? Участвуют, может быть, в экономическом развитии, в политическом развитии города? С.А.: Вы знаете, ветераны "АвтоВАЗа" – люди, которые строили его – вышли с инициативой сделать специальный парк, посвященный 50-летию "АвтоВАЗа". Это такие общественные пространства, удобные для молодежи. Ветераны поняли, что если мы делаем парк, то это должен быть не только символ 50-летия "АвтоВАЗа", но это должно быть место, в котором ребята могли бы на скейтах покататься, отдохнуть, спортом позаниматься. А.Г.: Возвращаюсь все-таки к созданию ТОР и к особой экономической зоне. Как это на социальной жизни города скажется? Очень много критики в сторону ваших городских дорог. Говорят, что в коммунальной сфере тоже не все хорошо. Это как-то повлияет на общую ситуацию? С.А.: По рейтингу качества оказания жилищно-коммунальных услуг мы находимся сегодня в двадцатке лучших. С дорогами, безусловно, есть проблемы, как и во многих городах. Но при поддержке региональных властей мы достаточно большой объем ремонтов, в том числе и в этом году, будем выполнять. И жители это видят. Причем у нас работы в этом году начались в апреле месяце очень активно. Это не какой-то ямочный ремонт, а именно полностью капитальный ремонт тех магистралей, которые требуют этого. А.Г.: Вы учитесь в школе "Сколково" со своими коллегами – руководителями многих моногородов, которые также претендуют на ТОР. Что это дает? С.А.: Это одна из форм поддержки, которую нам оказывает Фонд развития моногородов. И здесь бы я хотел, пользуясь случаем, поблагодарить фонд. Они очень многое делают для моногородов, обучают. И это важно – получить опыт и других стран, потому что моногорода существуют не только в России. Перезапуск города, поиск новых перспектив развития, подготовка программы развития города – это то, чему нас обучают сейчас в "Сколково". И вообще фонд создал проект, в рамках которого будет оказываться точечная поддержка конкретному моногороду во взаимодействии с федеральными властями. Для нас это очень важно, мы это очень ценим. И другие инструменты, которыми фонд готов поддержать моногорода, в том числе поддержка новых проектов в части финансирования инфраструктуры, участие в капитале новых компаний, которые создают рабочие места в моногородах, – это то, что для нас важно. И учеба в "Сколково" – это один из важных элементов этой помощи. А.Г.: Сергей Игоревич, безусловно, сейчас моногородам трудно. Как вы думаете, лет через пять как ситуация изменится? С.А.: Через пять лет достаточно активно будут работать предприятия, которые будут созданы в рамках ТОР. И я думаю, что через пять лет вопрос "где нам найти дополнительную рабочую силу?" вновь станет актуальным. А.Г.: Спасибо вам огромное. Желаю вам удачи, чтобы все проекты сбылись, чтобы город расцветал, рос, ширился и чтобы к вам приезжали гости всегда. Спасибо вам большое. С.А.: Спасибо. До свидания. А.Г.: О реалиях дня сегодняшнего и перспективах на будущее самого крупного города России, но не являющегося центром субъекта федерации, Тольятти, мы беседовали с его мэром Сергеем Андреевым.