Сергей Андреев: Для "АвтоВАЗа" важно сохранить свой коллектив, и сейчас все для этого делается
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/sergei-andreev-dlya-21237.html Ангелина
Грохольская: Полвека за рулем – "АвтоВАЗ" в этом году отмечает 50
лет. 20 июля 1966 года советское правительство приняло решение о строительстве
нового крупного автомобильного завода в Тольятти. В юбилей полагается
поздравлять, говорить о важных вехах истории, планах на будущее. Но на
"АвтоВАЗе" сегодня ситуация не праздничная – в прошлом году убыток
автоконцерна составил более 43 миллиардов рублей. А ведь это градообразующее
предприятие, от его экономического состояния зависит и самочувствие города.
Как
моногороду пережить кризис? Есть ли варианты развития? Об этом поговорим с
нашим гостем – мэром городского округа Тольятти Сергеем Андреевым. Сергей
Игоревич, здравствуйте.
Сергей
Андреев: Здравствуйте.
А.Г.:
Тольятти сегодня сравнивают даже с Детройтом времен закрытия General Motors, когда там был разгул преступности,
люди уезжали из города. Поэтому я вам сейчас предлагаю говорить предельно
откровенно. Наверное, смысла нет скрывать ситуацию. Вот какая она есть – об
этом и будем говорить. Что в Тольятти происходит сегодня?
С.А.:
Знаете, есть поговорка такая: "Слухи о смерти слишком преувеличены".
Нужно понимать, что происходит в целом на авторынке в России.
А.Г.:
Ничего хорошего, по-моему.
Относительно той ситуации,
которая на рынке сейчас есть, "АвтоВАЗ" свои позиции удерживает и
укрепляет новыми моделями.
С.А.:
Да, авторынок сжался почти в два раза – с 2,8 до 1,5 миллиона. И
"АвтоВАЗ" как участник этого рынка тоже продает меньше автомобилей.
Тут что важно?
Первое – доля рынка.
"АвтоВАЗ" сохраняет и даже немножко увеличивает свою долю рынка. Под
брендом Lada
продается каждый пятый автомобиль в России.
Второе –
"АвтоВАЗ" выпускает новые модели. В прошлом году запустили автомобили
Lada Vesta и Lada XRAY. Это говорит о том, что завод
развивается, запускают конкурентные и принципиально новые автомобили. Lada Vesta – это принципиально новый автомобиль.
Буквально 12 июня, в День России, проходил международный этап гонок в
Подмосковье, пять команд. Как вы думаете, первое и второе место кто занял? Lada Vesta. Это первые места на гонках.
Поэтому относительно той
ситуации, которая на рынке сейчас есть, "АвтоВАЗ" свои позиции
удерживает и укрепляет новыми моделями. И по мере роста рынка (что в данной
ситуации, к сожалению, от "АвтоВАЗа" не зависит) и возможности
россиян покупать новые автомобили, я уверен, количество автомобилей,
производимых на "АвтоВАЗе", будет пропорционально увеличиваться.
"АвтоВАЗ" будет держать 20% рынка.
А.Г.:
Ну, дай бог. Мы все верим в отечественного производителя, импортозамещение и
так далее и тому подобное. Это перспектива. Так или иначе, сокращения на
"АвтоВАЗе" были. В этом году планировалось 15 тысяч рабочих
сократить. Произошло ли это? Какова ситуация именно с социальной
напряженностью?
С.А.: 15
тысяч сокращений нет в этом году. И руководство завода, и коллектив, и профсоюз
приняли совместное решение, что при сокращении объема выпуска автомобилей не
сокращать персонал, а сократить время работы – четырехдневная рабочая неделя.
Это позволяет сохранить трудовой коллектив. Мы все верим в рост рынка. А
практика показывает, что если все-таки люди сокращены были на заводе, то новых
людей набрать не всегда просто. Это особые навыки. Поэтому для
"АвтоВАЗа" важно сохранить свой коллектив, и сейчас для этого все
делается.
А.Г.:
Территория опережающего развития, которую планируют создать именно в Тольятти,
– на нее уповают все-таки больше? Или это как дополнение к общему комплексу?
С.А.:
Безусловно, когда город очень сильно завязан на одно крупное предприятие (а
автомобильный рынок действительно подвержен часто спадам, подъемам),
диверсификация городской экономики – это важно. И территория опережающего
развития – это один из тех инструментов, которые помогут городу Тольятти
создать новые рабочие места в сферах, которые не связаны с автопромом. Сейчас,
в преддверии получения этого статуса, мы работаем с потенциальными резидентами
территории опережающего развития, инвесторами, которые готовы прийти. У нас
порядка 60 проектов находится в портфеле, а это – порядка 5000 рабочих местах в
первые три года работы территории опережающего развития.
Мы еще должны понимать, что
в автопроме должна увеличиваться производительность труда, либо это должно быть
серьезное увеличение выпуска объема продукции. Эти процессы нужно постараться
синхронизировать. В этой части особая экономическая зона, которая в 2010 году в
Тольятти была создана, тоже во многом помогает сейчас и работает достаточно
эффективно.
А.Г.:
Расскажите мне, пожалуйста, чем отличается особая экономическая зона от
территории опережающего развития? Многие путают.
С.А.: Я
не буду вступать в дискуссию, но мне кажется, что есть удачные примеры и, может
быть, не совсем удачные.
А.Г.:
Неудачных больше просто оказалось.
С.А.:
Возможно. Но Тольятти – это пример удачный. В 2010 году принято решение. Строительные
работы начались в ноябре 2012 года – три с половиной года прошло. У нас уже
работает шесть предприятий. Еще два предприятия в этом году будут запущены.
Итого их будет восемь. Всего в целом есть 17 резидентов, которые ведут работы
по строительству своих мощностей. Это точно уход от монозависимости. Это те
компетенции, которые в городе Тольятти никогда не были, и они не связаны с
перепадами на авторынке. Инвестиции государства составляют 50% от того, что
инвестировал бизнес, то есть на 1 рубль госинвестиций 2 рубля частных
инвестиций уже сделано.
Я считаю, что секрет таких
хороших результатов – это сильная управленческая команда, которая работает в
особой экономической зоне. Они пошли параллельно одновременно: и начали
строительство инфраструктуры (дорог, подведение газа), и тут же одновременно
начали строить первые цеха тех предприятий, которые работают в особой
экономической зоне.
А.Г.:
Чтобы начался процесс уже.
С.А.:
Да.
А.Г.:
ТОР зачем вам тогда? Может быть, стоит развивать экономическую зону и дальше?
С.А.:
Это немножко разные инструменты.
А.Г.:
В чем разница?
С.А.:
Особая экономическая зона – это инструмент длинный. Это серьезная
промышленность, серьезные производства. Там другой порог инвестиций, которые
нужно сделать. Там льготы для завоза оборудования, и это во многом для
привлечения иностранных инвестиций – то, что было важно для нас, в том числе
для производства автокомпонентов.
ТОР – это создание рабочих
мест. Основные преимущества даются для тех предприятий, у которых затраты на
фонд оплаты труда и издержки, связанные с заработной платой, высокие, потому
что льготируются взносы во внебюджетные фонды. Поэтому этот инструмент на 10
лет, максимум на 15 лет. Он помогает запустить проекты, связанные в том числе с
малым и средним бизнесом.
А.Г.:
А какая у вас будет специализация? Или ее нет?
С.А.:
Нет, мы не будем ее ставить, чтобы опять же не развивать какое-то одно
направление.
А.Г.:
Многие города сейчас направлены именно на что-то одно.
Мы предельно открыты для предприятий
и инвесторов. У нас квалифицированная рабочая сила. Тольятти достаточно большой
и относительно молодой город, средний возраст жителей – порядка 39 лет.
С.А.: Мы
предельно открыты для тех предприятий и для тех инвесторов, которые готовы
рассмотреть Тольятти как место для своих инвестиций. У нас квалифицированная
рабочая сила, достаточно большой город. Город относительно молодой, средний
возраст жителей – порядка 39 лет.
А.Г.:
Я знаю, что даже по инициативе жителей Тольятти недавно прошел музыкальный
фестиваль "Классика над Волгой", сами они придумали. Я так понимаю,
что это такой народный проект у вас, да?
С.А.:
Да. Этот проект зародился несколько лет назад. Он связан с классической
музыкой. Очень интересный и хороший проект.
А.Г.:
А жители вообще участвуют? Насколько они активны, кроме музыкальной части, в
общественной жизни города? Участвуют, может быть, в экономическом развитии, в
политическом развитии города?
С.А.: Вы
знаете, ветераны "АвтоВАЗа" – люди, которые строили его – вышли с
инициативой сделать специальный парк, посвященный 50-летию
"АвтоВАЗа". Это такие общественные пространства, удобные для
молодежи. Ветераны поняли, что если мы делаем парк, то это должен быть не
только символ 50-летия "АвтоВАЗа", но это должно быть место, в
котором ребята могли бы на скейтах покататься, отдохнуть, спортом позаниматься.
А.Г.:
Возвращаюсь все-таки к созданию ТОР и к особой экономической зоне. Как это на
социальной жизни города скажется? Очень много критики в сторону ваших городских
дорог. Говорят, что в коммунальной сфере тоже не все хорошо. Это как-то
повлияет на общую ситуацию?
С.А.: По
рейтингу качества оказания жилищно-коммунальных услуг мы находимся сегодня в
двадцатке лучших. С дорогами, безусловно, есть проблемы, как и во многих
городах. Но при поддержке региональных властей мы достаточно большой объем
ремонтов, в том числе и в этом году, будем выполнять. И жители это видят.
Причем у нас работы в этом году начались в апреле месяце очень активно. Это не
какой-то ямочный ремонт, а именно полностью капитальный ремонт тех магистралей,
которые требуют этого.
А.Г.:
Вы учитесь в школе "Сколково" со своими коллегами – руководителями
многих моногородов, которые также претендуют на ТОР. Что это дает?
С.А.:
Это одна из форм поддержки, которую нам оказывает Фонд развития моногородов. И
здесь бы я хотел, пользуясь случаем, поблагодарить фонд. Они очень многое
делают для моногородов, обучают. И это важно – получить опыт и других стран,
потому что моногорода существуют не только в России. Перезапуск города, поиск
новых перспектив развития, подготовка программы развития города – это то, чему
нас обучают сейчас в "Сколково".
И вообще фонд создал
проект, в рамках которого будет оказываться точечная поддержка конкретному
моногороду во взаимодействии с федеральными властями. Для нас это очень важно,
мы это очень ценим. И другие инструменты, которыми фонд готов поддержать
моногорода, в том числе поддержка новых проектов в части финансирования
инфраструктуры, участие в капитале новых компаний, которые создают рабочие
места в моногородах, – это то, что для нас важно. И учеба в
"Сколково" – это один из важных элементов этой помощи.
А.Г.:
Сергей Игоревич, безусловно, сейчас моногородам трудно. Как вы думаете, лет
через пять как ситуация изменится?
С.А.:
Через пять лет достаточно активно будут работать предприятия, которые будут
созданы в рамках ТОР. И я думаю, что через пять лет вопрос "где нам найти
дополнительную рабочую силу?" вновь станет актуальным.
А.Г.:
Спасибо вам огромное. Желаю вам удачи, чтобы все проекты сбылись, чтобы город
расцветал, рос, ширился и чтобы к вам приезжали гости всегда. Спасибо вам
большое.
С.А.:
Спасибо. До свидания.
А.Г.:
О реалиях дня сегодняшнего и перспективах на будущее самого крупного города
России, но не являющегося центром субъекта федерации, Тольятти, мы беседовали с
его мэром Сергеем Андреевым.
Сергей Андреев: Для "АвтоВАЗа" важно сохранить свой коллектив, и сейчас все для этого делается