Ангелина Грохольская: Талантливые и успешные дети должны не только учиться, но и хорошо отдыхать. Для одаренных школьников Сочи создан образовательный центр "Сириус". Каждый месяц он принимает около тысячи спортсменов, ученых, художников и музыкантов. Собственный пляж, бассейн, библиотеки, экскурсии в сочинские музеи, развлекательные парки и, конечно, море – все, что нужно юным дарованиям. Но чтобы гении не потеряли свою форму, в "Сириус" приезжают лучшие педагоги. Например, мастер-классы проводит народный художник России и педагог Сергей Андрияка. И сегодня Сергей Николаевич у нас в студии. Здравствуйте. Спасибо огромное, что пришли. Сергей Андрияка: Здравствуйте.  А.Г.: Сергей Николаевич, вы не просто мастер-классы в "Сириусе" проводите, а вы курируете целое образовательное направление "живопись". С.А.: Да, все изобразительное искусство. Я как эксперт просматриваю, выбираю лучших ребят, и эти лучшие ребята приезжают в "Сириус". Помимо наших педагогов, которые приезжают туда работать непосредственно по сменам, по группам, я стараюсь каждый месяц туда вырваться и какой-то такой заряд, импульс обязательно дать ребятам. Вместе с ними мы и на пленэр выходим. Там очень красивые и горы, и, конечно, море рядом, все это рядом.  А.Г.: Море красок практически. С.А.: Море красок, да. Конечно, мы работаем и в помещении, в мастерской. Ну, стараемся максимум им дать, чтобы они с этим хорошим, позитивным зарядом приехали к себе, вспоминали эту поездку и понимали, к чему нужно стремиться и чего можно достичь.  А.Г.: Как сложился вообще ваш творческий союз с "Сириусом"? Почему вы взялись за это? И почему именно вы? С.А.: Там была задумка – создать и сделать разные направления: это спорт, там есть фигурное катание, там есть музыка, там есть наука, там и математики, и физики, и прочее, много всего. И в итоге возникло изобразительное искусство.  А.Г.: Это как раз там, да? С.А.: Да. Это там, где мы занимаемся. Здесь натюрморт с рыбой, причем рыбой свежей, надо писать ее быстро. И ребята, приехав из разных регионов России, причем это действительно вся Россия, они за одно занятие (это, может быть, где-то три с небольшим часа), в общем-то, саму рыбу успели написать. Ну, потому что она же портится, она же лежит. Как быть?  А.Г.: Ее бы есть, а не писать. С.А.: Ее бы есть. Вы знаете, такая красота! Причем мы принесли песок, камушки – как будто бы ее выловили и положили на берег, только в условиях мастерской. Тут и природа, пейзажи. А пейзаж очень важно сначала рассказывать. Нужны знания вообще по всем направлениям: и портрет, и пейзаж, и натюрморт. У ребят, конечно, не хватает немножко знаний.  А.Г.: Вы имеете в виду каких знаний? С.А.: Каких знаний? Понимаете, вообще образ в пейзаже, в натюрморте, в портрете – это то, что создается без натуры, вообще без натуры.  А.Г.: В голове. Чтобы писать по памяти, надо знать натуру. А чтобы получить эти знания, должны быть занятия С.А.: Это по памяти пишется. А чтобы писать по памяти, надо знать натуру. Чтобы получить эти знания, должны быть занятия. Если это опытный художник, он может эти знания передать, дать как бы самый короткий путь. К примеру: как писать небо, как писать горы, как писать воду, море, которое бурлит, которое очень сложное. Можно растеряться, увидев эту красоту, а можно…  А.Г.: Я сразу обратила внимание, у вас есть учебное пособие "Как рисовать деревья". Можно я посмотрю? С.А.: Да, пожалуйста. Это как раз учебное пособие по пейзажу. И первое, с чем мы сталкиваемся обычно, – ребята не умеют рисовать деревья, кустарники. Это все – непростая вещь. И в регионах России мы как раз хотели делать презентации. Сейчас показывают нашу академию, я так прервусь.  А.Г.: Это Академия акварели в Москве. С.А.: Это Академия изящных искусств, да. У нас там много еще направлений, кроме акварели, кроме рисунка, много всего. Там есть и мозаика, и витраж, и керамика, и масса всего.  А.Г.: У вас вообще уникальная система образования, насколько я знаю, да? Она выстроена от и до. С.А.: Да. И почему мы были привлечены к этой работе? Потому что, наверное, впервые была создана непрерывная система художественного образования, начиная от младшего школьного возраста и кончая уже высшим художественным образованием. С самого начала создания школы в 1999 году мы начали работать с регионами. У нас была одна из главных задач – это взаимодействие с регионами. Мы прекрасно понимали, что, во-первых, немногие люди могут себе позволить приехать в Москву. А потом, когда они приезжают в Москву, основное что? Это Красная площадь, Большой театр, Третьяковская галерея – какой-то такой ознакомительный набор. Но до самого яркого – до той же Школы акварели, до академии – им тяжело добраться.  А.Г.: Если только не целенаправленно они приехали. С.А.: Конечно. И мы решили сделать такую образовательно-ознакомительную программу. Мы показываем именно выставку "Мастер и ученик". Вся система обучения построена на личном примере: все, что художник-педагог задает, он обязан выполнять вместе с учениками.  А.Г.: Я хочу уточнить. То есть вот та самая рыба, которая лежала, – и вы ее пишете, и ученики, да? С.А.: Абсолютно верно.  А.Г.: И они видят, как это делает мастер. С.А.: Более того, я им как раз показываю (если мы выходим на пленэр – то же самое), с чего надо начинать, как вести работу, какие есть особенности, трудности во время работы. И они это все наглядно видят. Сейчас и копирование тут показывают. У нас проходила выставка Шишкина, и наши уже взрослые, это студенты, они копируют. Копирование – это тоже очень важная вещь. На раннем, начальном этапе дети приезжают от 12 до 16 лет, вот этот возраст. И ребенок к этому времени уже как-то осознает, что такое искусство, которым он занимается.  А.Г.: Он уже понимает, какой-то выбор сделал. С.А.: Выбор сделан, безусловно, уже какая-то ориентация у него ясная.  А.Г.: "Море красок". Может ли "Сириус" повлиять на развитие таланта у ребенка? Рассказывает народный художник России, ректор Академии акварели и изящных искусств Сергей Андрияка. Сергей Николаевич, а какой уровень художественного преподавания в регионах, на ваш взгляд профессиональный? С.А.: Вы знаете, разный. Разные регионы – разный уровень. К великому сожалению, наверное, в музыкальной сфере немножко лучше дело обстоит, мне так кажется, потому что музыка в основе своей построена на повторе. Когда любой ребенок начинает учиться музыке, то это исполнение чьего-то произведения под руководством педагога, которого он повторяет. Естественно, он учится, и он повторяет, повторяет за ним.  А.Г.: Ну да, здесь меньше авторства, наверное, если это не композиторское отделение. С.А.: Да. Ну, композиторское – это все-таки редкость.  А.Г.: Это уже отдельная тема, это редкость, да. С.А.: Совершенно правильно. Вообще любое подобное обучение должно начинаться именно с такого повтора, подражания. Когда ребенок рождается, он повторяет за родителями, за друзьями, за всеми. Как раз демонстрируются работы, которые сделаны детишками в том самом "Сириусе", но которые приехали из регионов. Вот так они работают. А.Г.: Это уже не копирование, это уже творчество, да? С.А.: Вы знаете, все-таки это немножко учебная работа. Хотя здесь проявляется, конечно, индивидуальность каждого художника.  А.Г.: Сергей Николаевич, а с какого момента начинается искусство? У художника, чтобы писать, должен быть восторг, должна быть поэзия С.А.: Я вам могу рассказать такую маленькую вещь. Мой отец тоже был заслуженным художником, он преподавал в Суриковской школе и потом, в последние годы жизни, был директором этой школы. И я помню, когда я пришел на подготовительные курсы, поставили цветок. Я его писал, старался, рисовал очень внимательно каждый лепесток, все сделал. А потом он пришел и говорит: "Вообще ты молодец, ты здорово все сделал, но твой цветок не пахнет". Я вижу, что да, но – что делать? Я стал что-то смывать, тереть кисточкой, чтобы запах этот цветок. И потом, уже спустя какое-то время, несколько лет, помню, он мне говорит: "Знаешь, с того момента, когда ты стал добиваться этого, началось искусство". Должен быть восторг, должна быть поэзия, должно быть очень много всего. Мы должны любить ту красоту, которую мы изображаем. Если мы относимся к ней безразлично, то, конечно, ничего не получится.  А.Г.: Да, тут одной техникой, конечно, уже не обойдешься. С.А.: Конечно. Техника – это мастерство. Но, вы знаете, сегодня этого мастерства очень сильно не хватает, потому что все немножко ушли в творчество, не получив должного образования.  А.Г.: Должен быть баланс, да? С.А.: Да, к сожалению, это есть.  А.Г.: Сергей Николаевич, со многими регионами вы работаете? С.А.: Перечислять мне сейчас очень сложно, потому что это от Дальнего Востока, нашего Севера и центральной части России и, конечно, южной части. В "Сириусе" на наших занятиях бывают дети и из Краснодарского края, из самого Сочи, и Чебоксары, и Йошкар-Ола, и Мурманск, и Ростов-на-Дону, и так далее. То есть захват колоссальный, очень большой спектр. И, конечно, Москва и Санкт-Петербург тоже. В общем, здесь дети отовсюду, со всей нашей страны. Вы знаете, я могу сказать: талантов очень много, наша страна богата талантами. Но нужна та основа, та школа, которая будет этой оправой, которая даст этим бриллиантам действительно достойное место и достойное развитие.  А.Г.: Что делать с уроками рисования в школах? Я сижу сейчас и вас слушаю. Многие дети талантливы, но они не могут раскрыться, потому что в школах сегодня беда, просто беда. С.А.: Мы сейчас как раз занимаемся и очень активно продвигаем один очень важный проект – курсы повышения квалификации для преподавателей из регионов. Мы считаем, что, безусловно, детей нужно привлекать, и они должны приезжать, это очень важно и нужно для них. Но и не менее важна, конечно, именно методическая работа с педагогами для того, чтобы они могли, может быть, самым коротким путем давать эти знания, понимая, как системно это донести до каждого ребенка.  А.Г.: Этот проект тоже воплощается? С.А.: Он у нас существует. У нас, во-первых, такие занятия проходят в Академии акварели и изящных искусств, у нас есть возможность. Но мне кажется, что еще не во всех регионах это как-то понимают. Отдельные люди это понимают. Я надеюсь, что Министерство образования Российской Федерации… Мы в ближайшее время как раз будем обсуждать эти все вопросы: как сделать доступными эти возможности?  А.Г.: Это очень важно, потому что сегодня изобразительное искусство именно в общеобразовательных школах – как-то по остаточному принципу. С.А.: У нас разработана методика, ее требуется немножко доработать. И можно преподавание ИЗО сделать так, чтобы дети реально чему-то могли научиться, реально получили какое-то умение, знание.  А.Г.: У вас есть даже мастер-классы. Я вижу, они записаны. Этим тоже ведь могут воспользоваться те же регионы? С.А.: Да. Конечно, будем, потому что было сейчас обращение Министерства образования, чтобы провести такие уроки для электронных учебников, для всех желающих. Они у нас и есть, и для разного возраста есть. Но этого, я думаю, недостаточно. Нужно, конечно, системно заниматься с педагогами, готовить кадры. Это просто буклет, который касается всех направлений нашей академии, того, что делают студенты. Школа у нас старейшая, можно сказать, а академия всего четвертый год, поэтому еще нет первого большого выпуска, который будет по истечении шести лет.  А.Г.: Сергей Николаевич, еще о работе регионов. Я знаю, что вы даете возможность выставить работы. Наша страна богата музейными коллекциями. Но практически во всех регионах большая проблема экспонировать эти богатства и сокровища С.А.: Да. С одной стороны, мы показываем то, чем мы богаты, то, что мы делаем. И это, безусловно, очень интересно. В регионах люди с огромным удовольствием приходят, посещают и пробные уроки, и мастер-классы, и встречи со зрителями, и общение. Собственно, они видят наглядно саму систему художественного образования. С другой стороны, конечно, наша страна богата музейными коллекциями. А практически во всех регионах это большая проблема – экспонирование этих богатств, сокровищ. Сотрудники с удовольствием бы это показывали, но нет средств, нет возможностей, нет порой помещений. И они показывают какие-то отдельные, самые-самые знаковые работы, а все остальное лежит под спудом десятилетиями, и этого никто не видит. И мы взяли на себя такой труд – показать эти фонды музеев у нас здесь и издавать под эти показы, конечно, каталоги, чтобы эти вещи увидели свет, чтобы они могли это увидеть и с этим познакомиться, потому что просто никто этого не знает.  А.Г.: Сергей Николаевич, спасибо вам огромное за то, что пришли сегодня в программу "Большая страна", за беседу и, конечно, за ваш проект. Я желаю удачи и академии, и школе, и всем талантливым детям, которые приходят к вам. Спасибо огромное! С.А.: Спасибо!  А.Г.: Василий Сухомлинский говорил: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". Именно такая атмосфера создана и в сочинском "Сириусе". Об одном из образовательных проектов центра мы сегодня говорили с народным художником России, педагогом Сергеем Андриякой.