Ангелина Грохольская: По вторникам в нашей программе – "Школа гражданина". Это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0". Мы рассказываем о гражданских инициативах, которые помогают решать различные проблемы, даем практические советы. Ура, каникулы! Через две недели закончится учебный год – тысячи школьников забросят в дальний угол комнаты учебники и побегут на улицу. Три месяца свободы, отсутствие родительского контроля… Весело и в то же время опасно. Мы не хотим никого пугать. Наоборот – сегодня в "Школе гражданина" наши эксперты расскажут, как провести лето интересно и, самое главное, без ущерба для здоровья. Занятие ведет Сергей Монахов, координатор "Лагеря Актива". Сергей, здравствуйте. Сергей Монахов: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Также у нас сегодня интереснейшие эксперты в студии собрались. Я всех обязательно представляю. Здравствуйте! Спасибо, что пришли к нам сегодня. – Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Ну что, Сергей, начнем, наверное. А начнем мы вот с какого вопроса. Хочу по крайней мере я начать как мама, у которой ребенок уже за две недели до начала каникул одной ногой, а может, и двумя уже, и мыслями уже точно он в каникулах, он отдыхает. Он строит планы, он говорит о том, что будет спать до обеда, гулять целый день, потом сидеть до ночи и смотреть фильмы. Меня это, если честно, немножко беспокоит. Вот скажите, что нужно понимать и знать родителю, как на это реагировать – вот на такие мечты, если ребенок хочет прямо в отрыв уйти? И нужно ли готовить детей к каникулам? Сергей Монахов: Я думаю, что реагировать на это нужно, как и всегда, любому родителю – философски. Ребенок может строить любые планы, это его право. И более того, это замечательно, когда ребенок строит планы. Значит, он инициативен. Значит, он чего-то хочет. И надо теперь понять – чего. Вы же понимаете как родитель, как и многие из нас, что у детей сейчас, весной, в связи с окончанием учебного года кипит энергия! И всю эту энергию надо куда-то девать. Поэтому, естественно, ребенок придумывает себе дело, куда бы он решил деть эту энергию. И в общем, я вам хочу сказать, что сидение допоздна – это одно из самых безопасных мероприятий, которое может быть. А многие родители, к большому нашему сожалению, честно говоря, вообще сублимируют эту энергию в компьютерные игры. Ребенок сидит за компьютером? Всем уютно – и бабушке, и маме, и ребенку, и кошке. Ангелина Грохольская: Ну, он же рядышком, да, здесь. Сергей Монахов: Да. И, честно говоря, это гораздо более худший вариант, чем смотреть фильмы допоздна. А теперь мы посмотрим, как можно поломать планы ребенка, не испортив его отдых. Надо ребенку дать активность так, чтобы он принимал в ней некое участие. И желательно, чтобы эта активность была созидательная, потому что смотреть просто так и быть "овощем" – это, в общем, плохая идея для развития ребенка. А хочется, чтобы ребенок развивался. И вот тут нам на помощь приходит совершенно много вариантов, которые в нашей жизни широко распространены. Первый простой вариант – лагеря. Ангелина Грохольская: Вот! Мы сегодня поговорим. У нас есть гости, которые предложат, наверное, свои варианты. Я хочу, прежде чем мы о лагерях поговорим, обратиться к Ирине Часовой. Это мама двоих замечательных ребятишек (хотела сказать "моя коллега" – как мама, я имею в виду), которая самостоятельно организует досуг своих детей. И я хочу спросить сначала: Ирина, вы готовите своих вообще к каникулам? И как вы направляете в нужное русло их энергию? Ирина Часова: Здравствуйте. Ну, мне кажется, детям нужно прежде всего дать возможность отдохнуть, потому что у них должно быть время, когда они предоставлены сами себе, когда они немножко поскучают, когда они о чем-то задумаются, когда они, возможно, посмотрят кино, сделают для себя какие-то выводы, когда они отдохнут от учебного года, в течение которого к ним предъявляется очень много требований. От них все много ждут – учителя ждут чего-то, родители ждут чего-то. На детей мы сваливаем вот этот ком требований, и им очень тяжело. Поэтому, если ребенок хочет смотреть телевизор допоздна, ну, кино допоздна, а потом спать до обеда – наверное, нужно дать какое-то время ему, чтобы он поспал, посмотрел. А когда он уже захочет что-то делать и заявит этот свой интерес – вот в этот момент тогда можно ему предлагать организацию досуга. Ангелина Грохольская: А надо ли ждать? Или надо самому предложить все-таки? Сергей Монахов: Я скорее соглашусь, что ребенок должен ощутить. Среднестатистический ребенок в какой-то момент, когда он наиграется, насмотрится (на третий день, скорее всего, это произойдет), он проявит свой интерес к чему-то. И в этот момент нужно "подсекать". Ангелина Грохольская: Вы говорите, что в лагерь стоит отправлять. Многие родители говорят: "Ой, отправлю тебя в лагерь на все три месяца!" Сергей Монахов: Отличный вариант. Но тут вопрос опять-таки в выборе лагеря. Что этот конкретный лагерь может дать ребенку? Лагерь, в который вы отправляете, должен дать ему некое развитие в идеале, безопасность, безусловно, ну и хорошее настроение обязательно. Кроме лагеря, существует же еще куча активностей. Есть совершенно замечательные музеи в Москве, есть совершенно замечательные школы и тренинги, куда… Ангелина Грохольская: Так это его водить туда надо! А родители-то работают. Сергей Монахов: Не нужно никуда водить. Если ребенок способен на метро доехать от станции до станции, то это уже немало, и он уже многое может сделать. Ангелина Грохольская: Сейчас мы к безопасности подойдем. Но я прежде хочу дать слово Ане Макарчук, директору Центра толерантности Еврейского музея и центра толерантности. Анна, здравствуйте. Анна Макарчук: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: У вас ведь тоже очень много различных программ. Да и лагерь тоже вы организуете? Анна Макарчук: Да, совершенно верно. Сейчас Москва очень богата различными краткосрочными, очень удобными в логистике программами для детей. И в нашем музее тоже есть летние программы для детей. Они удобны тем, что необязательно всю смену, все две недели или все три недели ежедневно посещать этот лагерь. Каждая семья может выбрать тот режим или те мастер-классы, или те дни, которые им удобны, и в своем режиме посещать эти занятия. Ангелина Грохольская: Вот чего я, например, опасаюсь, и многие мамы и папы этого боятся: ребенок во время каникул остается один. У нас в студии есть Дмитрий Второв – это руководитель фонда "Поиск пропавших детей". Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Второв: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, что летом происходит? Какова вообще статистика? Насколько она тревожна? Дмитрий Второв: Начиная с весны, у нас каждый год растет количество пропавших детей. Сокращается оно к весеннему периоду, чуть затихает к зиме. И снова у нас по весне начинает расти количество пропавших. Всего у нас по стране за год проходит порядка 45 тысяч заявлений о пропавших детях. Хорошо, что большая часть у нас, конечно, находятся. Но, к сожалению, где-то порядка 1,5 тысячи детей у нас погибают в результате и несчастных случаев, и в результате насилия, и по другим причинам. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. А в лагерях что с безопасностью? Вот в прошлом году случилась трагедия в Карелии. Конечно, многие родители, мне кажется, очень хорошо подумают, отправлять ли ребенка в лагерь. Сергей Монахов: Ох, больную тему вы поднимаете… Ангелина Грохольская: Так боимся! Сергей Монахов: Я понимаю. Я вам хочу сказать, что в прошлом году, начиная с июля и до начала нашего лагеря, я каждый день тратил примерно по 1,5 часа телефонного времени на успокоение родителей. Я вас уверяю, что в 99 случаях в лагере опасность для ребенка представляет сам ребенок. Вот во всех лагерях. Почему это происходит? Потому что ребенок… Мы же уже начали с этого – в ребенке кипит энергия! И ему эту энергию надо куда-то девать. И к сожалению, далеко не в каждом лагере есть куда эту энергию деть, и поэтому ребенок начинает искать приключения. Он начинает искать, где пойти покурить, потому что скучно; как вылезти за ограду, потому что там друзья; что бы такое сделать, потому что уныло. Ангелина Грохольская: Чтобы себя повеселить и друзей. Сергей Монахов: Чтобы себя повеселить, да, и друзей своих. И именно с этим мы боремся. Боремся мы совершенно разными способами. Первое – мы делаем интересные программы. Как сделать так, чтобы ребенку было хорошо? А очень просто – надо сделать программу для ребенка интереснее. Вообще нахождение на самой территории, соблюдение правил лагеря интереснее, чем курение, интереснее, чем вылезание за забор. Как это сделать? Первое – не ставить ребенка в рафинированные условия простого зрителя. Меня умиляют некоторые лагеря, которые говорят: "У нас очень интересная программа, – я условно, утрирую. – У нас за смену три раза к нам приезжают артисты Большого театра и ставят прекрасные спектакли". И у меня сразу возникает вопрос: а что дети делают между этими тремя спектаклями? Ангелина Грохольская: Анна, прокомментируете как-нибудь? Анна Макарчук: Очень важно, строя программу, интересную программу для ребенка, здесь исходить в первую очередь из интересов детей. Это касается и лагерной активности, это касается и активности, скажем так, вне лагеря, дома. Я с вашего позволения сейчас прокомментирую как мама. Вот мои дети не очень любят лагеря. Они, как правило, проводят свои каникулы дома с семьей. И каждые каникулы для каждого ребенка – это проект, который обсуждается, до начала каникул. Например, старший мой сын – в прошлом году его лето было посвящено тому, что он получал водительские права. Ему исполнилось 17. И все его лето было направлено на то, чтобы получить водительские права. Младший мой сын – в прошлом году его проектом была дрессировка собаки. Ангелина Грохольская: Ого! Анна Макарчук: У нас появился новый щенок. И вся его поисковая и практическая активность была направлена на то, чтобы научить уму-разуму нашего нового члена семьи. И эта философия проектности, результативности и действия от интересов ребенка – она касается и лагерных программ, она касается и, скажем так, философии организации домашнего досуга для ребенка. Ангелина Грохольская: Я хочу сейчас предложить посмотреть небольшой видеоролик. Он касается безопасности, чтобы так нам закрыть уже эту тему, может быть. А может быть, и нет. А потом поговорим еще об одном проекте. У нас есть Анна, которая объездила полмира уже практически и предлагает свой вариант досуга для молодых людей. Давайте посмотрим видео. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Вот это, в общем, такая иллюстрация выступлений всех наших экспертов. Тут самое главное – быть рядом с ребенком в любом случае, даже если вы и не рядом физически. У нас есть Анна Ефремова, участница волонтерских проектов в Европе, путешественница. Анна, как вы проводили свои летние каникулы, будучи школьницей, студенткой? И что предлагаете? Анна Ефремова: Здравствуйте. Да, я здесь сегодня, наверное, представляю больше интересы детей, чем родителей, потому что я от этого всего немножко далека… Ангелина Грохольская: Ну, ладно, ладно! У вас все впереди еще, так что послушайте нас, старших. Анна Ефремова: Поэтому я все-таки ратую за то, чтобы дети с возрастом были все больше и больше без присмотра. Это мне очень помогло в жизни. То есть из-за того, что меня не сильно контролировали и мало что запрещали, лет с четырнадцати мы сами находили, как и куда съездить. То есть я просто считаю, что путешествия – это самый лучший способ развития для ребенка, и души, и ума. И мы ездили на поездах, автостопом, находили волонтерские проекты, находили какие-то интереснейшие вещи, чтобы посмотреть. И это действительно мне очень помогло в жизни. Мое решение, мое предложение здесь сегодня – это волонтерские лагеря для детей. Именно в Европе это очень развитая тема, этих волонтерских лагерей очень много. То есть там можно участвовать в реконструкции замков, которых очень много в Англии, в Шотландии, в Ирландии. Можно спасать черепах в Мексике. Можно на ферме для пони жить в Исландии. Это все бесплатно. Там детей кормят, для них даже устраивают какую-то культурную программу. Допустим, в Исландии есть проект, где группы волонтеров иностранных отправляются в горы, чтобы спасать туристов, которые там пропадают или теряются. То есть это момент, когда ребенок понимает, что он приносит пользу кому-то, чему-то. И в основном жители местной деревни или местного какого-то городка настолько благодарны, что они постоянно приходят знакомиться, приносят пироги, детей свои приносят, ослов своих приводят. Ангелина Грохольская: Ну, кстати, сейчас волонтерство развивается, слава богу, и в нашей стране, да? Например, мы недавно беседовали с Натальей Данилиной, руководителем эковолонтерского движения. Она тоже приглашает молодых людей. Но я вижу – Дмитрий Второв взял микрофон. Дмитрий Второв: Я просто по поводу путешествий и самостоятельности. Есть понятие управляемого риска. И если, например, мы говорим о том, что ребенок подвергается определенным рискам и определенной самостоятельности, но под присмотром – конечно же, здесь ничего в этом нет. Он может проявить самостоятельность, например, в скалолазании, куда ему лезть – направо или налево. Но если рядом находится инструктор, он обезопасен – мы за него спокойны. Другое дело, когда те же путешествия автостопом. У нас самовольно уходят дети в возрасте 12–14 лет и путешествуют. Но, к сожалению, у нас достаточно случаев с трагическим концом, когда дети подвергались насилию, и дети были просто убиты в результате того, что путешествовали сами. То есть здесь, безусловно, вопрос оправданности этого риска. Анна Ефремова: Важный момент – хотела защитить мой любимый автостоп. Я понимаю, что это очень опасно… Ангелина Грохольская: "Сошлись два поколения" это называется. Вот оно! Анна Ефремова: Это очень опасное предприятие. И сейчас я понимаю, что, слава богу, у нас вообще была голова на плечах. Мы очень много продумали техник безопасности, прежде чем это сделать. Так вот, то самое желание ставить ребенка под присмотр и приводит к тому, что он втихаря говорит, что едет на поезде в Казань, а едет автостопом. И вот тогда это очень страшно. Если родитель готов к тому, чтобы ребенок, ну, можно так сказать, дистанционно был под присмотром, то есть… Дмитрий Второв: А это то, что говорят как раз наши родители – о том, что необходимы доверительные отношения с детьми. Если налажен контакт доверия, если есть понимание, то ребенок никогда не обманет, и он всегда придет с любой бедой. Я думаю, что здесь дадут согласие. По крайней мере, на это мы ориентируем своих детей. Вот я сам отец, у меня 14-летняя дочка. И я очень счастлив, что ребенок может с любой бедой прийти и рассказать. А если не мне, то бабушке. Ангелина Грохольская: Ой, это самое главное, да? Сергей Монахов: Да, безусловно. – Я как раз сидели и думала – а есть ли этот пороговый возраст, с которого можно сказать: "Все, ребенку можно путешествовать автостопом"? Ангелина Грохольская: "Собирай чемодан и езжай сам. Вот тебе билет – и вперед!" – Я не представляю себе. Мне кажется, это, естественно, зависит от каждого конкретного ребенка. Кто-то и в 10 вполне уже себе с головой на плечах, а кто-то в 16 витает в облаках, и лучше его за руку водить поздно вечером, я не знаю, с подготовительных курсов. А родители знали, что вы путешествуете автостопом? Анна Ефремова: Ну, в какой-то момент узнали. – Потом? Я бы предпочла не знать, наверное, о том, что мой ребенок путешествует автостопом. Ангелина Грохольская: А с какого момента самостоятельным ребенок становится и уже можно его отпустить одного? Сергей Монахов: Не знаю. Я думаю, что отпустить ребенка одного можно с того момента, когда ему становится 18 лет, когда у него не будет проблем с прохождением документов и прочего. Что касается возраста социологического и психологического, то многие до 30–40 не могут справиться с нахождением дороги до дома. Поэтому тут… Я согласен с концепцией управляемого риска. Именно этим и мы занимаемся в лагерях, и многие наши коллеги. То есть я могу, например, привести пример, когда совершенно домашние девочки приезжают к нам в лагерь – и они дорываются до этого, когда мы их ставим в условия, когда они могут наконец-то поваляться в земле. Это важно ребенку! Когда мы можем дать в руки краски и кисточку. Эффект Тома Сойера за 200 лет никто не отменял, он до сих пор существует. Детям нравится делать своими руками и валяться в грязи. Это нормально совершенно. Безусловно, все это управляемо. Мы, кроме лагерей, проводим еще "Зарницы" зимой. И каждому родителю, который мне звонит, я говорю: "У нас будет мероприятие – ночное ориентирование. Оно закончится часа в два-три ночи. Вы не беспокойтесь. В этот момент дети не будут доступны по сотовому, потому что сотовый будет в одном месте, а дети – в лесу, в другом". И у меня сразу спрашивают: "Это не опасно?" – "Нет, это не опасно". Потому что ребенок не видит того, что происходит. Потому что мы его помещаем в условия, когда он думает, что идет по лесу, ему хорошо и он ищет эти приключения, которых он заждался, застоялся. Он чувствует вот это все! Но это пройденные дороги. Инструктора идут в сопровождении. Инструктора стоят на контрольных пунктах, они отслеживают отклонение от маршрута и прочее. Это действительно управляемый риск, и это очень важно. И надо ребенку дать это попробовать. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Мы, к сожалению, должны завершить уже нашу "Школу гражданина". Спасибо вам большое. Вот я для себя какой сейчас вывод сделала? Мне очень понравилась концепция проектов. Сейчас вообще очень много говорят о проектной деятельности. Это здорово, что надо продумать. Но мне кажется, что надо продумывать не только период летних каникул, а вообще в течение года, чтобы не было такого порыва – все бросить, убежать и вот эту неуемную энергию, сдерживаемую во время учебного года, куда-то выплеснуть в ненужное русло. И вот то, о чем Дмитрий и Сергей сказали. Эти контролируемые риски – это тоже очень важно. Сергей Монахов: Да, так и есть. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное! Хороших летних каникул, и безопасных – самое главное, в первую очередь. На этом мы заканчиваем наше сегодняшнее занятие в "Школе гражданина". Если вы хотите увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме или задать вопрос преподавателям – пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. Очередное занятие мы проведем в следующий вторник.