Сергей Нотов: Государство как сохраняло тот объем медпомощи, которую финансирует, так и будет сохранять. Не сомневайтесь!

Гости
Сергей Нотов
председатель Совета директоров консалтинговой компании, проводившей исследование на тему внедрения проектов Государственно-частного партнерства в здравоохранении

Ангелина Грохольская: Медицина ищет инвесторов. Правительство объявило о проведении в 2017 году всероссийского конкурса "Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении". В общей сложности планируется привлечь частных инвестиций на сумму 61 млрд руб. Но готов ли к этом бизнес и что мешает успешному сотрудничеству? Поговорим об этом сегодня с нашим гостем. В студии "Большой страны" председатель совета директоров консалтинговой компании Сергей Нотов. Сергей, здравствуйте.

Сергей Нотов: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Эксперты вашей компании как раз проводили исследование на тему внедрения проектов государственно-частного партнерства. Что это было за исследование, каковы его результаты, что самое главное?

Сергей Нотов: Первое. Этим исследованием мы хотели определить готовность всех сторон – а это и государство, и бизнес…

Ангелина Грохольская: Не только бизнеса, но и государства тоже.

Сергей Нотов: … и обязательно социальная среда относительно нового социального явления – это партнерство между государством и бизнесом. И на сегодняшний день для нас очевидно, что обе стороны – а я говорю и о государстве, и о бизнесе – к этому готовы. Потому что впервые в рамках этого сотрудничества государство допускает частный бизнес для реализации своих задач. Здравоохранение было всегда той сферой, которая осуществлялась со стороны государства. И понятно, что передавая полномочия в части реализации этих задач частному бизнесу, государство испытывает некоторое беспокойство. Для нас в рамках этого исследования важно было ответить, насколько мы готовы – а когда я говорю "мы", то говорю и о государстве, и о бизнесе…

Ангелина Грохольская: Все участники?

Сергей Нотов: … для того, чтобы вступить в это паритетное партнерство.

Ангелина Грохольская: Нет никаких препонов? То есть готовы на 100%, или все-таки есть некие аспекты, которые пока, может быть, смущают?

Сергей Нотов: Мы задачи в первую очередь государству несколько вопросов. "Что вас беспокоит с точки зрения вхождения в это соглашение?". И с удовольствием обнаружили для себя, что большинство сотрудников государственных органов ответили, что они заинтересованы, постольку-поскольку это создает удовлетворенность их потребностей, они готовы к объединению с точки зрения законодательной институциональной среды, они не видят в этом беспокойств. Но, к удивлению, они сегодня говорят о том, что достаточно мало опыта как на территории Российской Федерации, так и относительно стран Ближайшего Зарубежья, как это делать. Поэтому этот факт для нас был некоторым сигналом к тому, что государство должно на сегодняшний день дать некий посыл со стороны в первую очередь федеральных органов государственной власти относительно начала процесса образования и реализации задач, связанных с созданием некой среды сотрудников, чиновников, которые будут способны на равных говорить, с одной стороны, с бизнесом, с другой стороны, будут предлагать те некоторые модельные лучшие практики.

Ангелина Грохольская: Мы как-то разговаривали уже с представителями бизнеса, которые внедряют проекты, но, правда, в других сферах, в основном, дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, что бизнес как раз таки готов бы уже вкладывать деньги в какие-то проекты и участвовать на паритетных началах с государством, а государство немножко путает. Деньги вроде бы давайте, а предоставить и организовать какую-то среду, комфортную для бизнеса, для этого участия, пока до этого не доходит.

Сергей Нотов: И да, и нет. У нас есть положительный опыт взаимодействия с Московской областью. Более года назад мы заключили концессионные соглашения по строительству двух ПЭТ-центров в Балашихе и Подольске. То есть это ранняя диагностика онкологических заболеваний. Безусловно, мы нашли тот компромисс между двумя сторонами, который позволил разделить и риски, определиться с точки зрения инвестиций и доходности каждой стороны. В результате это согласие было заключено и сегодня успешно реализуется.

Если мы говорим об этом процессе, то этот сам пробег с начала переговоров до даты заключения концессионного согласия у нас составил более 1,5 лет. Это нормальная практика. Почему? Потому что у нее новизна, и потому что каждая сторона должна ответить на те вопросы, которые их беспокоят. Мы это к удовлетворению прошли, и создали, как мне кажется, ту модельную практику, которую можно называть лучшей, и масштабировать на территории всех иных субъектов Российской Федерации.

Если на сегодняшний день на руководство субъекта Российской Федерации испытывает потребность в той или иной сфере здравоохранения… Что значит испытывает потребность? У него просто денежных средств нет для того, чтобы закрыть эту задачу.

Ангелина Грохольская: Это самая главная потребность – материальная.

Сергей Нотов: Она просто должна договориться с бизнесом, на каких условиях тот вложит свои денежные средства, создаст объекты, и потом будет управлять этими объектами. Та открытость государства, которая сегодня пропагандируется, она очень комфортна для бизнеса. Осталось договориться, как претворять это в жизнь на втором этапе.

Ангелина Грохольская: Как научиться? Что нужно сделать в первую очередь?

Сергей Нотов: Здесь несколько вопросов. В первую очередь хочется сказать о том, что на сегодняшний день есть некоторая разобщенность между органами власти. У нас много субъектов-участников концессионных согласий, прямо или косвенно влияющих на его результат. Например, это может быть и Министерство здравоохранения, и Фонд обязательного медицинского страхования, и ФАС (Федеральная антимонопольная служба), и иной набор органов государственной власти, которые прямо или косвенно участвуют в этом процессе. Но у каждого из них своя задача, свои цели, и они ориентированы на разные результаты.

Постольку, поскольку они самодостаточны в реализации своих компетенций, собрать их и направить в один документ бывает исключительно затруднительно.

Вторая позиция – это сложные переговоры относительно рисков, которые ложатся на каждую из сторон. К радости, с Московской областью мы, например, нашли тот компромисс, что та сторона, которая управляет этим риском, да и должна его на себя взять. Но это не всегда так. Иногда бизнес, пугаясь некоторого прошлого опыта отношений с государством, пытается переложить излишние риски на государство. Иногда государство стимулирует, что должен за все ответить бизнес. К счастью, это как раз та совместная паритетная среда, достигнув которой, каждый получит свое удовлетворение.

Ангелина Грохольская: Какой аргумент для бизнеса может быть участия в таких проектах?

Сергей Нотов: Для бизнеса очень простой аргумент. Бизнес всегда ищет вложение денежных средств, которое будет позволять ему обеспечивать возврат этих денежных средств и соответствующую доходность. Если эта среда найдена, то бизнес, безусловно, туда пойдет, без всякого сомнения. Понятно, что бизнес более эффективен, он способен быстро осваивать новые технологии, способен обеспечивать трансферт оборудования, как правило, он способен оплачивать дорогие консультации ведущих экспертов. Поэтому, понятно, он найдет компромисс, каким образом снизить свою себестоимость, и определить даже достаточную долю прибыли в тех бизнесах, которые, на первый взгляд, с точки зрения государства являются нерентабельными. Поэтому если позиция государства сегодня открытая будет пролонгирована на определенный период, то бизнес с частной инициативой пойдет и в здравоохранение, и в спорт, и в культуру, и спустится до уровня местного самоуправления, потому что все основные задачи все равно в небольших маленьких сообществах. Соответственно, это наш двор, наше парковое хозяйство, это то, куда мы сможем сходить и полечиться от заболеваний.

Ангелина Грохольская: В самом начале нашей беседы вы назвали еще одну сторону – не прямого участника рынка, не участника согласий, в том числе концессионных, но сторону заинтересованную – это нас, простых граждан, зрителей нашей программы, пациентов, ради которых все это делается. И есть некое беспокойство, что придет частный бизнес в медицину, в здравоохранение, и здравоохранение перестанет быть социальным, уйдут все бесплатные социальные услуги, то есть мы получим только платную, причем с высокими ценами, медицину, и лечиться мы не сможем, как делаем это сейчас. Стоит ли этого опасаться, или все-таки государственно-частное партнерство как-то предусматривает заботу о нас, простых смертных?

Сергей Нотов: Я бы подходил немного издали, но с очень простого результата. Первое. Понятно, что клиентом государства всегда является наше население. Всегда. Мы, население, и создали государство, чтобы оно удовлетворяло наши потребности. Наше Российское государство – и я рад за это и с удовольствием об этом говорю – даже на продолжении последних непростых лет обеспечивало сохранение уровня финансирования нашего здравоохранения на уровне 3,5-3,7% от ВВП. Более того, наши эксперты – эксперты IPT – видят, что на сегодняшний день доля этого финансирования продолжает расти. Таким образом, если мы говорим о том, сохранится ли объем денежных средств, а соответственно и бесплатная медицинская помощь, то, по нашему мнению, это очевидно.

Вопрос взаимодействия между инвестором и государством очень прост – инвестор идет и получает плату. Он может получать плату от населения, от государства, он, условно, будет обеспечивать возвратность своих средств и определенную доходность. Но государство как сохраняло тот объем медицинской помощи, которую финансирует, так и будет сохранять. Не сомневайтесь. И те виды медицинской помощи, которые интересны для государства и для его клиентов – населения, – они будут финансироваться со стороны государства.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное за беседу. Успокоили, во-первых, во-вторых, какую-то перспективу мы сегодня с вами нарисовали.

Сергей Нотов: Пожалуйста.

Ангелина Грохольская: Гостем нашей студии был председатель совета директоров консалтинговой компании Сергей Нотов.