Сергей Подолян: Мы построили на Итурупе с нуля новый аэропорт. И это, наверное, такой прецедент в новейшей российской истории

Гости
Сергей Подолян
заместитель председателя Правительства Сахалинской области

Павел Давыдов: Мы продолжаем островную тему и сейчас поговорим о социально-экономической ситуации в регионе. В студии "Большой страны" – Сергей Подолян, заместитель председателя Правительства Сахалинской области. Сергей Анатольевич, здравствуйте. Пожалуйста, присаживайтесь.

Сергей Подолян: Здравствуйте.

П.Д.: Вот только что мы посмотрели сюжет, где на конкретном примере рассказывалось, как возрождается в регионе рыбная отрасль промышленности, как когда-то предприятие-банкрот сегодня переживает хорошие времена, там хорошие показатели. А как много сегодня в регионе подобных положительных сдвигов?

С.П.: Я хотел бы просто сказать, что на самом деле говорить о возрождении рыбопромышленного комплекса Сахалинской области – это слегка приуменьшать, потому что, по большому счету, отрасль достаточно динамично развивается последние годы, и не только в Сахалинской области, но и вообще в Российской Федерации. Благодаря тому, что созданы правила игры, то есть те законодательные нормы, которые приняты в Российской Федерации, они позволяют бизнесу смотреть в будущее с оптимизмом, и горизонт планирования очевиден. Поэтому и возрождение на примере этих сюжетов, которые мы сейчас посмотрели, оно есть и будет продолжаться.

Что касается нюансов развития этого комплекса, рыбопромышленного комплекса в Сахалинской области, то они, безусловно, есть, потому что область расположена на островах. Это единственный субъект федерации, расположенный на островах. И конечно, рыболовство имеет важнейшее значение для развития экономики Сахалинской области. И сюжет, который мы посмотрели, – это реакция на те сигналы, которые выдаются правительством региональным.

П.Д.: Сегодня в Сахалинской области, насколько я знаю, реализуется проект, который называется "Доступная рыба". Он ведь тоже направлен на развитие этой отрасли, да?

С.П.: Да, безусловно. И здесь тоже я хотел бы сказать, что это не что-то новое. Этим так или иначе многие годы занимаются региональные правительства всех приморских, прибрежных субъектов, а таких у нас достаточное количество, десяток-то уж точно: и на Баренцевом, и Северном море, и на Тихом океане, и Охотском море. Безусловно, так или иначе региональные правительства пытаются решить вопросы о доступности для местных, которые более чем достойны получать рыбу по достойной цене.

П.Д.: Опыт произведения рыбы и ее переработки на Сахалине и на Курилах могут перенять другие регионы? Насколько эту модель могут позаимствовать те регионы, где это также можно возродить?

С.П.: И да, и нет. Да – потому что я уже говорил, что региональные правительства, безусловно, этим занимаются, но, в отличие от нас, может быть, занимались не так системно. В большей части это кампанейщина, это ответ на микровызовы какие-то. Мы же ответили на вызов жителей: "На рыбе живем, а рыбу если и видим, то по ценам дороже, чем в Москве". Мы ответили системной программой, где учтено все – от нюансов промыслов в прибрежной зоне до проблем инфраструктуры при доставке этой рыбы на берег, транспортной составляющей, посредников, которые также занимают немалую часть в себестоимости этой продукции, и непосредственно торговли. То есть мы, связав эти четыре составляющие в один узел, и получили эту программу. Ее, конечно, нужно тиражировать в регионах.

А почему нет? Потому что есть нюансы развития агропромышленного комплекса, которые характерны только для Сахалина и Курил. Этот вопрос касается искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей. Такого в стране нет нигде.

П.Д.: Сергей Анатольевич, мы неслучайно обозначили тему этой беседы как "Сахалинские рассветы". Регион хоть и удален от Большой земли, но обладает огромным потенциалом и возможностями. Наверное, и поэтому он испытал на себе все экономические и политические потрясения. Одна только ситуация вокруг губернатора Хорошавина чего стоит. Как вы считаете, когда область наконец-то обретет уверенность в завтрашнем дне, даже вот какую-то стабильность, что ли? Потому что когда какие-то новости приходят, то это либо Дальний Восток, Камчатка, Сахалин. Вот трясет регион в прямом и переносном смысле. Почему?

С.П.: Я хотел бы просто успокоить вас и тех, кто нас сейчас смотрит. Нет потрясений в экономике Сахалинской области. Нет таких потрясений, потому что успешно развиваются проекты, достаточно успешно работает и нефтегазовая отрасль, и строительная отрасль, и торговля, и мы уже говорили о рыбоперерабатывающей отрасли. Поэтому я бы не сказал, что существуют какие-то угрозы для экономики и развития Сахалинской области в ближайшей перспективе.

П.Д.: А подтверждение ваших слов – это очень интересный мегапроект, в частности по освоению шельфовых месторождений, огромный по капиталовложениям – "Сахалин-1", "Сахалин-2". Чем они интересны с точки зрения развития области?

С.П.: Те успехи, которые у нас есть в строительном комплексе, безусловно, впрямую связаны с развитием нефтегазовых проектов. Те успехи, которые мы имеем в торговле, в сфере услуг – это, безусловно, связано в большей части с развитием нефтегазовых проектов. Поэтому я уверен, что на ближайшую перспективу, несмотря на то, что с учетом конъектуры рынка у нас падают доходы в нефти и газе, но это, мне кажется, просто такой эпизод объективный, который закончится. И эта отрасль будет дальше лидировать, а все остальные в синергетическом таком плане будут двигаться слитно.

П.Д.: Только вперед.

С.П.: Только вперед!

П.Д.: Островной регион с удивительными возможностями. "Сахалинские рассветы". В студии "Большой страны" – Сергей Подолян, заместитель председателя Правительства Сахалинской области.

Как вы уже отметили, Сахалинская область – единственный российский островной регион. 5–10 лет назад одной из серьезных проблем называли транспортную доступность – как внутри региона, так и с остальной Россией. Недавно на Сахалине после реконструкции были открыты аэропорты, запущено несколько дополнительных авиамаршрутов. Можно ли говорить, что сегодня транспортная проблема в регионе решена?

Мы построили на Итурупе с нуля новый аэропорт. И это, наверное, такой прецедент в новейшей российской истории

С.П.: Я побоюсь навлечь на себя какие-то дополнительные вопросы ваши или моих земляков, но я скажу четко: в большей степени – да. Вы разговариваете с человеком, который был мэром на Курилах, 20 лет назад, как раз тот период. И я уж точно, что называется, знаю, что такое "решена проблема" или "не решена проблема". На сегодня мы построили на Итурупе, на отдаленном курильской острове, новый аэропорт, с нуля новый аэропорт. Я не побоюсь этого слова, но, наверное, это такой прецедент в Российской Федерации. Новых аэропортов в новейшей российской истории…

П.Д.: По пальцам можно пересчитать.

С.П.: Я думаю, что вы не найдете. Для интереса давайте посмотрим. То есть это действительно событие и для курильчан, и, честно сказать, в российском масштабе. Достаточно сказать, что открывали его на очень высоком уровне.

Что же касается сегодняшней доступности транспортной, то хочу просто отметить, что на сегодня из Южно-Сахалинска осуществляются перевозки этим видом транспорта в 20 направлениях, в узловые аэропорты, в центральные аэропорты: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить, так сказать, внешний контур для сахалинцев внутри страны. Но мы также являемся и международным аэропортом, осуществляются рейсы: Сеул, Харбин, Саппоро.

Что же касается вопросов, связанных с внутрирегиональными перевозками…

П.Д.: Малая авиация, о которой мы сегодня много говорим, но, к сожалению, не видим результата.

С.П.: Да, я понимаю, в чем проблема, потому что проблема среднемагистральных и более малых самолетов как раз для всех регионов (а особенно такого, который расположен на островах), безусловно, важна.

И здесь, честно говоря, я хочу вас порадовать. Авиакомпания "Аврора"… Это не реклама. Это известная региональная компания, которая занимается этими перевозками уже более чем 20 лет, наверное, 25. С учетом того парка, который у них имеется и обновляется, закрывает перевозки воздушным транспортом и на север Сахалина, Оха и Ноглики (это как раз районы, в которых осуществляются нефтегазовые проекты), и на Курилы. Естественно, эта проблема требует постоянного мониторинга, улучшения, наращивания парка воздушных судов, реконструкции взлетно-посадочных полос. Ну, мы с этим работаем.

П.Д.: Сергей Анатольевич, еще одна проблема – это нехватка трудовых ресурсов. Продолжается процесс оттока населения на другие российские территории. Чем же можно привлечь специалистов, чтобы они приезжали на Дальний Восток? Были даже государственные программы, но, как показывают исследования, пока они не принесли должного эффекта.

С.П.: Вы знаете, заинтересовать нужно и можно. Одно то, что заработали нефтегазовые проекты, привлекает молодежь к Сахалину и Курилам. В частности, вот тот сюжет, о котором вы говорите. То, что прекратилось практически банкротство предприятий в рыбопромышленном комплексе, тоже привлекает молодежь и оставляет их на Сахалине и на Курилах.

П.Д.: Потому что это рабочие места.

С.П.: Потому что это рабочие места. И мало того, это перспектива, это движение молодого человека, так скажем, от специалиста, который пришел после вуза. Это перспектива для него – от той первой должности до движения уже к руководству. В том числе и такие примеры есть, просто формат программы не позволяет их перечислять. Строительство, безусловно. Я считаю, что эта проблема для Сахалина находится в стадии хорошего решения.

П.Д.: Развитие любого региона нашей страны не может идти без гражданских инициатив, без общественного мнения и даже общественного контроля. А как и в чем пересекаются пути представителей гражданского сектора и руководства области?

С.П.: Безусловно, конечно, те институты, которые созданы в последнее время (я имею в виду и Общественную палату, и территориальное общественное самоуправление), которые, хочу вам доложить, на Сахалине развиваются очень хорошо. По крайней мере, Общественная палата является инициатором целого ряда законодательных норм на региональном уровне. И они как раз все касаются вопросов, связанных непосредственно с теми проблемами, с которыми сталкиваются жители Сахалина и Курил. Поэтому я оцениваю уровень этого взаимодействия в регионе как очень высокий.

П.Д.: Сергей Анатольевич, когда речь заходит о Сахалине, о Курилах, в первую очередь думаешь о том, как отправиться туда, как увидеть эти фантастические красоты. Как развиваете сферу туризма? Мне кажется, это тоже сегодня очень важно.

С.П.: Конечно, сама по себе эта отрасль не может развиваться. Потому что даже для безумного туризма все равно нужно какая-то инфраструктура. Те вопросы, о которых мы с вами говорили, они как раз и являются…

П.Д.: Взаимосвязаны в первую очередь.

С.П.: Абсолютно взаимосвязаны. Если самолет не прилетит и машина не довезет, ты никогда на этой сопке…

П.Д.: Ну да. И если не будет инфраструктуры той же, конечно.

У нас есть чудесный горнолыжный курорт "Горный воздух". На него большая ставка  

С.П.: Если не будет гостиниц. Вот этим как раз и занимаемся, очень активно занимаемся в последние годы. Я хочу просто сказать, что у нас есть чудесный горнолыжный курорт "Горный воздух". На него большая ставка. Ну, это такой региональный проект. И я думаю, он уже хорош. Он всегда был хорош и сейчас хорош.

П.Д.: А сейчас особо, да?

С.П.: И будет в перспективе. Мы планируем построить 60 километров горнолыжных трасс к тому, что имеется сейчас. Планируется строительство гостиниц на 600 мест, добавить. Уже это вплеснет новую энергию в развитие этой отрасли. Есть много локальных. Это источники и на Сахалине, и на Курилах. Ну, можно перечислять, но ограничимся "Горным воздухом", этого вполне достаточно для того, чтобы понять. Потому что это тоже не просто проект горнолыжный, "Горный воздух", а вокруг него же будет вырастать инфраструктура. И я уверен, что мы здесь тоже можем с оптимизмом смотреть в будущее.

П.Д.: Сергей Анатольевич, скажите, а какие они, сахалинские рассветы?

С.П.: Ну, вы задаете провокационный вопрос. Его провокация в том, что сахалинский рассвет очень романтичный, а вы меня здесь гоняли по социально-экономическому развитию.

П.Д.: Вот я хочу немножко успокоить и телезрителей, и вас. Расскажите. Вы же в регион не просто так попали. Вот первые впечатления, то, что вы увидели.

С.П.: Вы знаете, я прилетел по распределению в 1982 году на Сахалин. Прилетели мы ночью из Хабаровска. Из Хабаровска вылетали в дождь. Переночевали в аэропорту. Аэропорт был не такой, как сейчас. Но продавалась соленая кета, как сейчас помню. Мы, еще студенты, объелись этой соленой кетой и ждали этого рассвета сахалинского. Я ожидал увидеть что-то невообразимо негативное, то есть и лес вповалку, и медведей каких-то передвигающихся. Правда, ожидал также увидеть, что красная икра везде.

Увидел я совсем другое. Во-первых, это чудеснейший рассвет! Для сахалинцев и курильчан скажу. Это Хомутовская сопка, из-за нее поднимается солнце. Это очень красиво! И конечно, та атмосфера, которая нас встретила в 1983 году, в общем, сделала из меня сахалинца и курильчанина настоящего. Приглашаю вас.

П.Д.: Спасибо большое. И отдельно благодарю вас за то, что сегодня приехали в нашу студию и на конкретных примерах рассказали, что сегодня Сахалинская область в социально-экономическом плане проходит настоящий этап рассвета. Спасибо.

С.П.: Спасибо.

П.Д.: Как вы думаете, с чего начинается Россия? Конечно, однозначного ответа нет, да и у каждого он свой. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что наша страна начинается все-таки с Дальнего Востока, ведь именно там стартует световой день. Там огромная и перспективная территория. Там мощный ресурсный потенциал.

В студии "Большой страны" был Сергей Подолян, заместитель председателя Правительства Сахалинской области. 

Разговор о социально-экономической ситуации на Сахалине