Павел Давыдов: "Вуз закончил, а работы нет", – сегодня это один из главных ответов респондентов на вопрос о трудоустройстве выпускников вузов. Перекосы в современной системе российского образования привели к тому, что найти работу по специальности после окончания института очень сложно. По мнению 68% россиян, проблему трудоустройства молодежи можно решить, вернувшись к советской практике распределения молодых специалистов. Однако система, когда бывший студент получал особый юридический статус молодого специалиста, ушла в прошлое, и в настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу безработных. Кто и как помогает сегодняшним выпускникам не пополнить армию безработных? В студии "Большой страны" – член Общественной палаты России, координатор проекта "ТрудСовет" Елена Шапкина. Елена, здравствуйте. Елена Шапкина: Здравствуйте. П.Д.: "ТрудСовет" – это всероссийская общественная инициатива. А что это такое? И как эта инициатива появилась? Е.Ш.: Инициатива возникла еще в 2006 году, когда мы занимались вопросами качества образования, юридического образования в частности, и поняли, что есть несоответствие между потребностями в юристах и качеством и количеством юристов, которые выпускаются. Свою форму она приобрела в 2014 году в Общественной палате России, когда мы собрали всех заинтересованных представителей органов государства, общества, работодателей, вузов и обсудили этот вопрос. 1,5 миллиона безработных выпускников – это существенная цифра. Эта цифра, кстати, сопоставима с количеством выпустившихся в 2014 году по всей России. П.Д.: То есть получается, что все выпускники остались без работы. Страшная цифра. Е.Ш.: Грубое сравнение, но так оно и есть. И это явный показатель того, что есть некоторые вопросы по поводу эффективности расходования денежных средств на систему образования. П.Д.: А кто сегодня пополняет, скажем так, студенческий, молодежный рынок безработных? Е.Ш.: Очень разные сферы и профессии. По последним опросам, которые мы проводили, есть безработные инженеры: физики, математики и экологи почему-то. Это, наверное, самая уязвимая на сегодняшний день группа. И мы сейчас ищем пути, каким образом можно им самореализоваться. П.Д.: Вернемся к проекту "ТрудСовет". Каким образом он работает и, главное, помогает? Е.Ш.: Основная задача "ТрудСовета" – скоординировать усилия общества, органов государства, работодателей и вузов, поскольку эта система проблемная. В чем причина такой безработицы? Вуз плохо готовит или работодатель не хочет принимать молодых и неопытных специалистов? Или, наоборот, у молодежи слишком много амбиций? Именно все эти вопросы мы поставили еще на первом заседании в Общественной палате, куда были приглашены представители государственных органов (Министерства образования, Министерства труда), ведущих работодателей (порядка 50 работодателей сейчас участвуют в нашем проекте), и стали обсуждать, в чем же причины. Потребности работодателей заключаются в том, что студент, окончив вуз, должен иметь как минимум 2 года стажа работы, иногда – ученую степень. Вопрос: каким образом? Наше общество динамично. В течение года может возникнуть новая профессия, не то что специальность П.Д.: А почему так происходит? Е.Ш.: Дело в том, что наше общество динамично, и очень трудно уследить те перемены, которые происходят за год. В течение года может возникнуть новая профессия, не то что специальность – не только какая-то узкая специализация, но и новые профессии. И государство, поскольку система достаточно интерна, не успевает отреагировать на вызовы, которые возникают в нашем обществе. П.Д.: А кто входит сегодня в "ТрудСовет"? Это сообщество инициативных людей? Как работает эта структура, чтобы было понятно? Е.Ш.: В "ТрудСовет" прежде всего входят профессиональные эксперты, которые представляют и сторону работодателей, и государственные органы, и вузы, безусловно. Но основной костяк, который с инициативами может выйти к студентам, к школьникам, – это сами студенты последних курсов и те выпускники, которые не нашли работу. П.Д.: Я нашел информацию, что "ТрудСовет" позволяет уточнить системы статистики, реестров и мониторингов, которые сейчас существуют в России и нуждаются в некоторой доработке. О какой доработке идет речь? И вообще кто этим вопросом заниматься будет? Е.Ш.: Этим вопросом прежде всего занимаются специальные государственные службы. В частности, мы плотно работаем с Министерством труда, которое ведет определенную статистику, с Росстатом, с Министерством образования. Безусловно, эта работа проводится, но роль "ТрудСовета" заключается в том, чтобы адаптировать систему государства больше к практике. Мы общаемся напрямую с работодателями. Работодатель дает нам свой запрос. В службы занятости обращаются люди, которые не могут найти работу. У Министерства труда есть официальная статистика различных организаций. И кто-то должен объединить и скоординировать ту информацию, которая у каждой организации появляется ввиду их деятельности. П.Д.: Конкретные цифры по количеству безработных выпускников в нашей стране устрашают. Получается, что фактически это некий системный сбой. Это неэффективность бюджетного финансирования образовательного процесса? Или все-таки эксперты выделяют здесь другие факторы? Е.Ш.: Один из ключевых факторов – это как раз эффективность финансирования системы образования. Когда мы не знаем, какова будет потребность, мы вкладываем в то, что уже существует. Есть определенный набор программ, утвержденных ГОСТами, утвержденных государством, по которым вузы обязаны реализовывать образовательные программы, сам процесс. Министерство образования, безусловно, принимает определенные меры. В частности, у нас есть ГОСТ, в котором есть вариативная часть, где вуз сам формирует и предлагает студенту выбрать определенные дисциплины. Но поскольку мы развиваемся и экономика меняется, беспрерывная динамика в нашем государстве… П.Д.: Причем иногда даже без нашего участия. Мы этого не хотим, а оно происходит. Е.Ш.: Да. Мы еще не всегда знаем, а узнаем это уже позже, когда все произошло. И здесь возникает та проблема, когда работодатель, принимающий на работу молодого специалиста, вынужден сам его адаптировать под свои условия. Я знаю, что есть примеры, когда в течение 2 лет обучают студентов. Это фактически половина второго высшего образования или экстерном полное высшее образование. Это не проблема работодателей, а это проблема общая, и прежде всего – государства. П.Д.: В такой ситуации получается, что нужно проводить работу не только с системой образования, но и с работодателями, которые должны каким-то образом корректировать обучающийся процесс. То есть они должны напрямую работать с теми вузами, специалистов в которых выпускают. Е.Ш.: Именно поэтому мы и инициировали "ТрудСовет", чтобы на одной площадке мы могли собрать всех представителей и за круглым столом обсудить те причины и те проблемы, с которыми самостоятельно, по отдельности не можем справиться. Хочу сказать, что это получается достаточно эффективно, поскольку уже сейчас вводятся различные новые меры. И есть надежда на то, что будущее поколение выпускников будет более востребованным. П.Д.: В России существует достаточно большое количество всевозможных рейтингов, в том числе эффективности вузов. А как вы относитесь к этим исследованиям? Более того, выпускникам школ стоит их просматривать или все-таки нет? Потому что, посмотрев информацию эту, они могут просто получить неверные данные, что ли. Е.Ш.: Эти данные нельзя назвать неверными, поскольку я считаю, что это эффективный инструмент. Есть такая система – деловая репутация в бизнесе. И, наверное, система мониторинга применима к деловой репутации. Если вуз зарекомендовал себя с положительной стороны, то, конечно же, студент может спокойно обращаться, идти за образованием именно в этот вуз и надеяться на то, что он будет востребован в дальнейшем. П.Д.: Скажите, пожалуйста, а проблема с трудоустройством выпускников, о которой мы сегодня говорим, существует за границей? Е.Ш.: Да, безусловно, но в меньшей степени, – и прежде всего потому, что разные подходы, разные экономические системы, разные условия для получения образования студентов. Насколько я понимаю, за рубежом в основном все образование платное. И когда студент идет, он предпринимает максимальные усилия для того, чтобы следить самому за тенденциями работодателей. Я думаю, что это играет немаловажную роль. У нас немножко другой подход был: мы привыкли как раз к системе, когда человек по окончании вуза знал, что он будет трудоустроен. Медленно-медленно это переходит и в настоящие дни. И, наверное, только в последние несколько лет сами студенты начали задаваться вопросом: "А куда же я пойду работать? И что от меня ждут?" А ждут от них достаточно много. Мы проводили один из общественных мониторингов, и работодатели указывали такое качество студента, как многофункциональность, когда он в короткий срок мог выполнить большое количество задач с минимальной зарплатой. П.Д.: Но, наверное, это все-таки исключение из правил? Е.Ш.: Очень частое исключение из правил. П.Д.: То есть это уже тенденция положительная? Е.Ш.: Сейчас начали это осознавать и сами работодатели. Мы собирали очередную встречу, где поднимали вопрос социальной ответственности: когда человека принимают на работу, что адекватно требовать, а что несет за собой завышенные требования? Работодатели осознают это: "Да, действительно мы были не правы, мы очень много хотели от молодых выпускников". П.Д.: Елена, а есть ли в России относительно благополучные регионы в этом вопросе, где выпускники вузов все-таки легче находят работу, чем, скажем, в других регионах? Е.Ш.: Сейчас создаются в России такие системы, как трудовая мобильность, когда проводится анализ тех регионов, где есть недостаток в кадрах, и тех регионов, где есть, наоборот, избыток кадров, тех регионов, где есть потребность в работниках определенной сферы, и наоборот – там, где избыток. И именно такая трудовая мобильность в идеале поможет равномерно распределить ресурсы – и наша молодежь будет трудоустроена. П.Д.: Елена, я знаю, что в поддержку вашей инициативы разработан интернет-ресурс с таким же названием – trudsovet.ru. Насколько он сегодня востребован? И какие формы помощи там существуют? Е.Ш.: Ресурс востребован. Первые месяцы осторожно-осторожно направляли нам обращения и заявки. Потом был кульминационный период, когда о нем стали узнавать, и молодые специалисты начали обращаться очень активно. Сейчас его основная цель – услышать тех людей, у которых есть проблемы, узнать, в каком они регионе, и понять, чем мы можем им помочь. Основная наша помощь в этом случае заключается в том, что мы напрямую связываемся с работодателями и пытаемся каким-то образом каждую ситуацию индивидуально разрешить. П.Д.: Скажите, пожалуйста, а какие истории из последних в рамках вашего интернет-ресурса для вас оказались наиболее показательными и знаковыми, но при этом вам удалось помочь? Ну, чтобы было понятно, какую-то историю расскажите. Е.Ш.: На сегодняшний день нам удалось трудоустроить чуть меньше 10% тех, кто к нам обратился. Случаи совершенно разные. Наверное, самым ярким и показательным был случай, когда человек с инженерным образованием из Кемерово переехал в Самару. Ему предоставили жилищные условия, и он сейчас работает, трудоустроен и доволен всем. П.Д.: Елена, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru. Я напоминаю, сегодня у нас в гостях координатор проекта "ТрудСовет", член Общественной палаты Елена Шапкина. Елена, вопрос от наших телезрителей: "Молодой человек, закончил платный вуз, учился хорошо. Руководство высшего учебного заведения обещало с трудоустройством, но этого не сделало. Куда обращаться с жалобой и как найти на них управу?" Е.Ш.: Я так понимаю, диплом человек получил, то есть вуз фактически выполнил свои обязательства: он дал образование и предоставил диплом. Сейчас есть обязательное требование – в каждом вузе создавать центры мониторинга и центры трудоустройства выпускников. П.Д.: То есть здесь претензий к высшему учебному заведению быть не может? Е.Ш.: Это только первый этап. Второй этап в том, что сейчас есть обязательное требование – в каждом вузе создавать центры мониторинга и центры трудоустройства выпускников, где ему должны оказать помощь. Поскольку человек окончил вуз и существует такая возможность, он может обратиться именно в этот центр. И третье. Я думаю, если такая ситуация сложилась, человеку не стоит отчаиваться. Предлагаю обратиться к нам в "ТрудСовет". Возможно, мы сможем найти правильное решение. П.Д.: Следующий вопрос: "Как вы считаете, почему сегодня государство так мало уделяет внимания трудоустройству молодежи?" Е.Ш.: Я считаю, что государство на сегодняшний день уделяет очень большое внимание – в том числе, думаю, и не без нашей помощи, поскольку нам удалось сдвинуть с мертвой точки этот вопрос. Это стоило немалых усилий, но тем не менее государство откликнулось на эти обращения. В ближайшем будущем будет уделяться еще больше времени. Сейчас создается очень много центров занятости, стажировок, контактов с работодателями. Создаются все условия для того, чтобы эта ситуация была устранена. П.Д.: И следующий вопрос в продолжение: "А не стоит ли вернуться к советской системе распределения?" Е.Ш.: Думаю, что в одну и ту же воду нельзя войти второй раз. На мой взгляд, сегодня оптимальный вариант – это когда работодатель формирует определенные данные о том, кто будет востребован. Может быть, очень сложно на 5 лет, но на 3 года, думаю, это возможно. П.Д.: Елена, спрашивают вас: "Как правильно выпускникам школ и их родителям выбирать учебное заведение, чтобы через 5 лет не столкнуться с проблемой трудоустройства?" Е.Ш.: Одно из направлений деятельности и работы "ТрудСовета" – это как раз профориентация, чтобы школьник осознавал, какую профессию он хочет выбрать, и в дальнейшем у него не возникало (или меньше возникало) этих проблем. Мы проводили недавно несколько профориентаций, в частности по темам "Моя профессия – полицейский", "Моя профессия – аудитор", "Моя профессия – доктор" и так далее. Интересно, что некоторые школьники не знают, что такое аудитор. Это, может быть, и неудивительно, но эта профессия сейчас становится известной и востребованной. Очень интересуются профессией полицейского. И 30% школьников сообщают о том, что они уже твердо знают, куда они пойдут учиться и работать. П.Д.: Елена, будем подводить итог нашей беседы. По вашей оценке, как много времени нужно России, чтобы решить больной вопрос – вопрос трудоустройства выпускников? Е.Ш.: Самое главное – уделять этому время. Если государство будет так же активно в этом направлении работать, я думаю, что у нас есть все шансы для того, чтобы как минимум на 60% эту цифру сократить в течение ближайших 2 лет. П.Д.: Елена, большое спасибо, что нашли время и приехали в нашу московскую студию. Пожелаю успехов в вашей работе. И пусть "ТрудСовет" крепнет не только как организация, но и количество экспертов, а также участников этого проекта расширяется, помогая выпускникам найти свое место. Спасибо вам большое. Е.Ш.: Спасибо. П.Д.: В студии "Большой страны" мы беседовали с координатором проекта "ТрудСовет", членом Общественной палаты России Еленой Шапкиной.