Елена Шапкина: Мы напрямую связываемся с работодателями и пытаемся каждую ситуацию индивидуально разрешить
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/shapkina-20905.html
Павел
Давыдов: "Вуз закончил, а работы нет", – сегодня это один из главных
ответов респондентов на вопрос о трудоустройстве выпускников вузов. Перекосы в
современной системе российского образования привели к тому, что найти работу по
специальности после окончания института очень сложно. По мнению 68% россиян,
проблему трудоустройства молодежи можно решить, вернувшись к советской практике
распределения молодых специалистов. Однако система, когда бывший студент
получал особый юридический статус молодого специалиста, ушла в прошлое, и в
настоящее время молодежь представляет наиболее многочисленную группу
безработных.
Кто
и как помогает сегодняшним выпускникам не пополнить армию безработных? В студии
"Большой страны" – член Общественной палаты России, координатор
проекта "ТрудСовет" Елена Шапкина. Елена, здравствуйте.
Елена
Шапкина: Здравствуйте.
П.Д.:
"ТрудСовет" – это всероссийская общественная инициатива. А что это
такое? И как эта инициатива появилась?
Е.Ш.:
Инициатива возникла еще в 2006 году, когда мы занимались вопросами качества
образования, юридического образования в частности, и поняли, что есть
несоответствие между потребностями в юристах и качеством и количеством юристов,
которые выпускаются. Свою форму она приобрела в 2014 году в Общественной палате
России, когда мы собрали всех заинтересованных представителей органов
государства, общества, работодателей, вузов и обсудили этот вопрос. 1,5
миллиона безработных выпускников – это существенная цифра. Эта цифра, кстати,
сопоставима с количеством выпустившихся в 2014 году по всей России.
П.Д.:
То есть получается, что все выпускники остались без работы. Страшная цифра.
Е.Ш.:
Грубое сравнение, но так оно и есть. И это явный показатель того, что есть
некоторые вопросы по поводу эффективности расходования денежных средств на
систему образования.
П.Д.:
А кто сегодня пополняет, скажем так, студенческий, молодежный рынок
безработных?
Е.Ш.:
Очень разные сферы и профессии. По последним опросам, которые мы проводили,
есть безработные инженеры: физики, математики и экологи почему-то. Это,
наверное, самая уязвимая на сегодняшний день группа. И мы сейчас ищем пути,
каким образом можно им самореализоваться.
П.Д.:
Вернемся к проекту "ТрудСовет". Каким образом он работает и, главное,
помогает?
Е.Ш.:
Основная задача "ТрудСовета" – скоординировать усилия общества,
органов государства, работодателей и вузов, поскольку эта система проблемная. В
чем причина такой безработицы? Вуз плохо готовит или работодатель не хочет
принимать молодых и неопытных специалистов? Или, наоборот, у молодежи слишком
много амбиций? Именно все эти вопросы мы поставили еще на первом заседании в
Общественной палате, куда были приглашены представители государственных органов
(Министерства образования, Министерства труда), ведущих работодателей (порядка
50 работодателей сейчас участвуют в нашем проекте), и стали обсуждать, в чем же
причины. Потребности работодателей заключаются в том, что студент, окончив вуз,
должен иметь как минимум 2 года стажа работы, иногда – ученую степень. Вопрос:
каким образом?
Наше
общество динамично. В течение года может возникнуть новая профессия, не то что
специальность
П.Д.:
А почему так происходит?
Е.Ш.:
Дело в том, что наше общество динамично, и очень трудно уследить те перемены,
которые происходят за год. В течение года может возникнуть новая профессия, не
то что специальность – не только какая-то узкая специализация, но и новые
профессии. И государство, поскольку система достаточно интерна, не успевает
отреагировать на вызовы, которые возникают в нашем обществе.
П.Д.:
А кто входит сегодня в "ТрудСовет"? Это сообщество инициативных
людей? Как работает эта структура, чтобы было понятно?
Е.Ш.: В
"ТрудСовет" прежде всего входят профессиональные эксперты, которые
представляют и сторону работодателей, и государственные органы, и вузы,
безусловно. Но основной костяк, который с инициативами может выйти к студентам,
к школьникам, – это сами студенты последних курсов и те выпускники, которые не
нашли работу.
П.Д.:
Я нашел информацию, что "ТрудСовет" позволяет уточнить системы
статистики, реестров и мониторингов, которые сейчас существуют в России и
нуждаются в некоторой доработке. О какой доработке идет речь? И вообще кто этим
вопросом заниматься будет?
Е.Ш.:
Этим вопросом прежде всего занимаются специальные государственные службы. В частности,
мы плотно работаем с Министерством труда, которое ведет определенную
статистику, с Росстатом, с Министерством образования. Безусловно, эта работа
проводится, но роль "ТрудСовета" заключается в том, чтобы
адаптировать систему государства больше к практике. Мы общаемся напрямую с
работодателями. Работодатель дает нам свой запрос. В службы занятости обращаются
люди, которые не могут найти работу. У Министерства труда есть официальная
статистика различных организаций. И кто-то должен объединить и скоординировать
ту информацию, которая у каждой организации появляется ввиду их деятельности.
П.Д.:
Конкретные цифры по количеству безработных выпускников в нашей стране устрашают.
Получается, что фактически это некий системный сбой. Это неэффективность
бюджетного финансирования образовательного процесса? Или все-таки эксперты
выделяют здесь другие факторы?
Е.Ш.:
Один из ключевых факторов – это как раз эффективность финансирования системы
образования. Когда мы не знаем, какова будет потребность, мы вкладываем в то,
что уже существует. Есть определенный набор программ, утвержденных ГОСТами,
утвержденных государством, по которым вузы обязаны реализовывать
образовательные программы, сам процесс. Министерство образования, безусловно,
принимает определенные меры. В частности, у нас есть ГОСТ, в котором есть
вариативная часть, где вуз сам формирует и предлагает студенту выбрать
определенные дисциплины. Но поскольку мы развиваемся и экономика меняется,
беспрерывная динамика в нашем государстве…
П.Д.:
Причем иногда даже без нашего участия. Мы этого не хотим, а оно происходит.
Е.Ш.:
Да. Мы еще не всегда знаем, а узнаем это уже позже, когда все произошло. И
здесь возникает та проблема, когда работодатель, принимающий на работу молодого
специалиста, вынужден сам его адаптировать под свои условия. Я знаю, что есть
примеры, когда в течение 2 лет обучают студентов. Это фактически половина
второго высшего образования или экстерном полное высшее образование. Это не
проблема работодателей, а это проблема общая, и прежде всего – государства.
П.Д.:
В такой ситуации получается, что нужно проводить работу не только с системой
образования, но и с работодателями, которые должны каким-то образом
корректировать обучающийся процесс. То есть они должны напрямую работать с теми
вузами, специалистов в которых выпускают.
Е.Ш.:
Именно поэтому мы и инициировали "ТрудСовет", чтобы на одной площадке
мы могли собрать всех представителей и за круглым столом обсудить те причины и
те проблемы, с которыми самостоятельно, по отдельности не можем справиться.
Хочу сказать, что это получается достаточно эффективно, поскольку уже сейчас
вводятся различные новые меры. И есть надежда на то, что будущее поколение
выпускников будет более востребованным.
П.Д.:
В России существует достаточно большое количество всевозможных рейтингов, в том
числе эффективности вузов. А как вы относитесь к этим исследованиям? Более
того, выпускникам школ стоит их просматривать или все-таки нет? Потому что,
посмотрев информацию эту, они могут просто получить неверные данные, что ли.
Е.Ш.:
Эти данные нельзя назвать неверными, поскольку я считаю, что это эффективный
инструмент. Есть такая система – деловая репутация в бизнесе. И, наверное,
система мониторинга применима к деловой репутации. Если вуз зарекомендовал себя
с положительной стороны, то, конечно же, студент может спокойно обращаться,
идти за образованием именно в этот вуз и надеяться на то, что он будет
востребован в дальнейшем.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, а проблема с трудоустройством выпускников, о которой мы
сегодня говорим, существует за границей?
Е.Ш.:
Да, безусловно, но в меньшей степени, – и прежде всего потому, что разные
подходы, разные экономические системы, разные условия для получения образования
студентов. Насколько я понимаю, за рубежом в основном все образование платное.
И когда студент идет, он предпринимает максимальные усилия для того, чтобы
следить самому за тенденциями работодателей. Я думаю, что это играет
немаловажную роль.
У нас немножко другой
подход был: мы привыкли как раз к системе, когда человек по окончании вуза
знал, что он будет трудоустроен. Медленно-медленно это переходит и в настоящие
дни. И, наверное, только в последние несколько лет сами студенты начали
задаваться вопросом: "А куда же я пойду работать? И что от меня
ждут?" А ждут от них достаточно много. Мы проводили один из общественных
мониторингов, и работодатели указывали такое качество студента, как
многофункциональность, когда он в короткий срок мог выполнить большое
количество задач с минимальной зарплатой.
П.Д.:
Но, наверное, это все-таки исключение из правил?
Е.Ш.:
Очень частое исключение из правил.
П.Д.:
То есть это уже тенденция положительная?
Е.Ш.:
Сейчас начали это осознавать и сами работодатели. Мы собирали очередную
встречу, где поднимали вопрос социальной ответственности: когда человека
принимают на работу, что адекватно требовать, а что несет за собой завышенные
требования? Работодатели осознают это: "Да, действительно мы были не
правы, мы очень много хотели от молодых выпускников".
П.Д.:
Елена, а есть ли в России относительно благополучные регионы в этом вопросе,
где выпускники вузов все-таки легче находят работу, чем, скажем, в других
регионах?
Е.Ш.:
Сейчас создаются в России такие системы, как трудовая мобильность, когда
проводится анализ тех регионов, где есть недостаток в кадрах, и тех регионов,
где есть, наоборот, избыток кадров, тех регионов, где есть потребность в
работниках определенной сферы, и наоборот – там, где избыток. И именно такая
трудовая мобильность в идеале поможет равномерно распределить ресурсы – и наша
молодежь будет трудоустроена.
П.Д.:
Елена, я знаю, что в поддержку вашей инициативы разработан интернет-ресурс с
таким же названием – trudsovet.ru. Насколько он сегодня востребован? И какие
формы помощи там существуют?
Е.Ш.:
Ресурс востребован. Первые месяцы осторожно-осторожно направляли нам обращения
и заявки. Потом был кульминационный период, когда о нем стали узнавать, и
молодые специалисты начали обращаться очень активно. Сейчас его основная цель –
услышать тех людей, у которых есть проблемы, узнать, в каком они регионе, и
понять, чем мы можем им помочь. Основная наша помощь в этом случае заключается
в том, что мы напрямую связываемся с работодателями и пытаемся каким-то образом
каждую ситуацию индивидуально разрешить.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, а какие истории из последних в рамках вашего
интернет-ресурса для вас оказались наиболее показательными и знаковыми, но при
этом вам удалось помочь? Ну, чтобы было понятно, какую-то историю расскажите.
Е.Ш.: На
сегодняшний день нам удалось трудоустроить чуть меньше 10% тех, кто к нам
обратился. Случаи совершенно разные. Наверное, самым ярким и показательным был
случай, когда человек с инженерным образованием из Кемерово переехал в Самару. Ему
предоставили жилищные условия, и он сейчас работает, трудоустроен и доволен
всем.
П.Д.:
Елена, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые
прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы
– bs@ptvr.ru.
Я
напоминаю, сегодня у нас в гостях координатор проекта "ТрудСовет",
член Общественной палаты Елена Шапкина. Елена, вопрос от наших телезрителей:
"Молодой человек, закончил платный вуз, учился хорошо. Руководство высшего
учебного заведения обещало с трудоустройством, но этого не сделало. Куда
обращаться с жалобой и как найти на них управу?"
Е.Ш.: Я
так понимаю, диплом человек получил, то есть вуз фактически выполнил свои
обязательства: он дал образование и предоставил диплом.
Сейчас
есть обязательное требование – в каждом вузе создавать центры мониторинга и
центры трудоустройства выпускников.
П.Д.:
То есть здесь претензий к высшему учебному заведению быть не может?
Е.Ш.:
Это только первый этап. Второй этап в том, что сейчас есть обязательное
требование – в каждом вузе создавать центры мониторинга и центры
трудоустройства выпускников, где ему должны оказать помощь. Поскольку человек
окончил вуз и существует такая возможность, он может обратиться именно в этот
центр. И третье. Я думаю, если такая ситуация сложилась, человеку не стоит
отчаиваться. Предлагаю обратиться к нам в "ТрудСовет". Возможно, мы
сможем найти правильное решение.
П.Д.:
Следующий вопрос: "Как вы считаете, почему сегодня государство так мало
уделяет внимания трудоустройству молодежи?"
Е.Ш.: Я
считаю, что государство на сегодняшний день уделяет очень большое внимание – в
том числе, думаю, и не без нашей помощи, поскольку нам удалось сдвинуть с мертвой
точки этот вопрос. Это стоило немалых усилий, но тем не менее государство
откликнулось на эти обращения. В ближайшем будущем будет уделяться еще больше
времени. Сейчас создается очень много центров занятости, стажировок, контактов
с работодателями. Создаются все условия для того, чтобы эта ситуация была
устранена.
П.Д.:
И следующий вопрос в продолжение: "А не стоит ли вернуться к советской
системе распределения?"
Е.Ш.:
Думаю, что в одну и ту же воду нельзя войти второй раз. На мой взгляд, сегодня
оптимальный вариант – это когда работодатель формирует определенные данные о
том, кто будет востребован. Может быть, очень сложно на 5 лет, но на 3 года,
думаю, это возможно.
П.Д.:
Елена, спрашивают вас: "Как правильно выпускникам школ и их родителям
выбирать учебное заведение, чтобы через 5 лет не столкнуться с проблемой
трудоустройства?"
Е.Ш.:
Одно из направлений деятельности и работы "ТрудСовета" – это как раз
профориентация, чтобы школьник осознавал, какую профессию он хочет выбрать, и в
дальнейшем у него не возникало (или меньше возникало) этих проблем. Мы
проводили недавно несколько профориентаций, в частности по темам "Моя
профессия – полицейский", "Моя профессия – аудитор", "Моя
профессия – доктор" и так далее. Интересно, что некоторые школьники не
знают, что такое аудитор. Это, может быть, и неудивительно, но эта профессия
сейчас становится известной и востребованной. Очень интересуются профессией
полицейского. И 30% школьников сообщают о том, что они уже твердо знают, куда
они пойдут учиться и работать.
П.Д.:
Елена, будем подводить итог нашей беседы. По вашей оценке, как много времени
нужно России, чтобы решить больной вопрос – вопрос трудоустройства выпускников?
Е.Ш.:
Самое главное – уделять этому время. Если государство будет так же активно в
этом направлении работать, я думаю, что у нас есть все шансы для того, чтобы
как минимум на 60% эту цифру сократить в течение ближайших 2 лет.
П.Д.:
Елена, большое спасибо, что нашли время и приехали в нашу московскую студию.
Пожелаю успехов в вашей работе. И пусть "ТрудСовет" крепнет не только
как организация, но и количество экспертов, а также участников этого проекта
расширяется, помогая выпускникам найти свое место. Спасибо вам большое.
Е.Ш.:
Спасибо.
П.Д.:
В студии "Большой страны" мы беседовали с координатором проекта
"ТрудСовет", членом Общественной палаты России Еленой Шапкиной.
Елена Шапкина: Мы напрямую связываемся с работодателями и пытаемся каждую ситуацию индивидуально разрешить