Анна Цепляева: Обучение и личностный рост - это то, во что мы вкладываемся
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/shkola-grazhdanina-anna-23101.html Павел
Давыдов: Есть такое занятие – быть волонтером. Одни скажут, что это призвание,
состояние души, образ жизни, другие – что это уже профессия. Они находят
пропавших без вести, помогают беженцам, ухаживают за больными и устраивают
праздники. Главная награда для них – человеческие улыбки и слова благодарности.
Но часто бывает так, что человек хочет кому-то помочь, но не знает, как это
сделать, куда обратиться. В Интернете много информации о благотворительных
организациях, которым нужны волонтеры, но к кому обратиться в первую очередь? И
как правильно НКО работать с волонтерами? Разберем эти вопросы в нашей рубрике
"Школа гражданина".
Рад
представить Анну Цепляеву – управляющего партнера центра "Альфавиль".
Анна, здравствуйте.
Анна
Цепляева: Здравствуйте, Павел.
П.Д.:
Я напомню, что в этой рубрике мы меняемся ролями: вы – ведущая, главная в
"Школе гражданина", а я буду представлять телезрителей,
представителей НКО, тех же волонтеров. Итак, как мы сегодня сформулируем тему?
А.Ц.:
Павел, давайте так. Поскольку вы представляете НКО, на какую тему вам было бы
интересно поговорить?
П.Д.:
Наверное, "Кадры решают все". Мы, кстати, так и обозначили тему этой
студии. Давайте ее возьмем как главную.
А.Ц.:
Да, люди – это самая важная часть в работе НКО, это уж точно.
П.Д.:
Каким образом люди становятся волонтерами?
А.Ц.:
Это событийные волонтеры и волонтеры, которые работают постоянно на
определенных проектах или в определенных организациях.
П.Д.:
То есть мы сейчас определяем типы волонтеров, да?
А.Ц.:
Да, типы волонтеров. Типов бывает очень много разных, но для сегодняшнего
занятия я хотела бы все-таки выделить событийное волонтерство, системное
волонтерство, и отдельно из этих двух – сотрудники компаний. Сотрудники
компаний, конечно, могут быть как системными волонтерами, так и событийными,
абсолютно. Сейчас тема волонтерства вообще очень популярна.
П.Д.:
Это правда.
А.Ц.:
Этим много интересуются, многие люди стремятся стать волонтерами, многие люди
стремятся помогать, и это очень здорово. В том числе многие компании хотят тоже
быть в тренде, поэтому реализуют программы корпоративного волонтерства в рамках
корпоративной социальной ответственности.
П.Д.:
Правильно ли я понимаю, что крупные компании просто обязывают сотрудников
заниматься волонтерской деятельностью? Так это называется?
А.Ц.: В
некотором смысле, да, так и есть.
П.Д.:
А волонтером можно обязать быть?
А.Ц.:
Смотрите, обязать, в принципе, можно кого угодно и чему угодно, как вы
понимаете. Конечно, все-таки когда мы говорим "волонтер", мы
подразумеваем, что он идет по зову сердца, по зову души и каким-то образом вовлекается
в то дело, которое он делает. У нас есть опыт проведения, например, больших
корпоративных программ по корпоративному волонтерству. Например, мы сажали
деревья с одной очень крупной компанией в Сочи в Орнитологическом парке, было
2 тысячи сотрудников.
Событийные волонтеры – это те люди, которые, может быть,
случайно приходят на мероприятия. Кого-то позвал друг. Кто-то пошел, потому что
ему тема показалась интересной. Кто-то просто увидел, не знаю, фотографию
больного ребенка и пришел помочь. Системные волонтеры – все же это те люди,
которые регулярно в своей жизни занимаются этой деятельностью, неважно, в
рамках одной благотворительной организации или какого-то проекта, или еще
что-то. Или они могут в нескольких местах помогать, такое тоже бывает.
П.Д.:
Анна, я для себя определил, что я, например, могу стать событийным волонтером,
то есть помогать кому-то от раза к разу. Но я так понимаю, что это не только
это, о чем мы должны говорить с вами в рамках волонтерского движения.
А.Ц.:
Конечно. Раз у нас тема "Кадры решают все", все-таки хотелось бы
поговорить еще о том, как все-таки работать с волонтерами, потому что это
большой блок работы и это, скажем так, не самые очевидные вещи.
П.Д.:
Но самые важные, наверное.
А.Ц.: Самые
важные.
П.Д.:
Анна, и как же правильно НКО работать с волонтерами?
А.Ц.: Я
расскажу про наш подход, как мы работаем, и о том, что все-таки важно учитывать
при работе с волонтерами.
Итак, первый пункт (вы его видите на слайде) – "Осознанность
выбора". Как организатору мероприятия, на котором работают волонтеры, или
как организатору какого-то проекта, где участвуют волонтеры, мне важно
понимать, что люди пришли, и они понимают, куда они пришли. То есть
осознанность выбора участника прийти сюда. Но также и моя осознанность выбора.
Мы не можем брать волонтерами на проект всех, кто заявился и кто пришел, – такой
первоначальный отсев. То есть мы берем самых замотивированных, самых
адекватных, как это ни странно.
П.Д.:
Грубо говоря, это тот человек, который может быть волонтером.
А.Ц.:
Тот человек, который может быть волонтером именно для этой деятельности, для
которой мы отбираем.
П.Д.:
Спасибо за пояснение. "Компетентность и профессионализм".
А.Ц.:
Организуя мероприятие и приглашая волонтеров на мероприятие, на проект, мы так
или иначе берем на себя ответственность, что мы компетентны и профессиональны
именно в этой области, в которой мы занимаемся и на которую мы привлекаем
волонтеров. Если мы понимаем, что где-то есть какой-то пробел, то не надо этого
смущаться, а просто нужно позвать сюда профессионального человека и закрыть эту
нишу, скажем так.
П.Д.:
С этим пунктом все понятно. Осталось – "Ответственность и поддержка".
А.Ц.: Мы
берем на себя ответственность за тех людей, которых мы пригласили, и готовы в
любой момент прийти на помощь каждому волонтеру, если он чего-то не знает,
что-то не понимает, что-то недопонял и недослышал. В свою очередь, волонтер
также ответственен за тот блок работы, которую он на себя берет. И также он
находится в поддержке. В принципе, одна из ценностей, которой мы учим
волонтеров, которые к нам приходят, – это позиция проактивности, спрашивать:
"Чем я еще могу быть полезен? Что я еще могу сделать?"
П.Д.:
Анна, новая группа: "Вовлеченность в людей", "Командность",
"Обучение и личностный рост".
А.Ц.:
"Вовлеченность в людей" – немножко странным кажется словосочетание,
да?
П.Д.:
Да. При этом речь идет о волонтерах и через призму НКО. Почему?
А.Ц.:
Всех волонтеров, которых мы приглашаем к работе, мы не рассматриваем как
рабочие единицы, рабочие руки или рабочую силу, как каких-то тягловых лошадок.
Каждый пришедший к нам – человек. Неважно, сколько их – 10, 15, 2000 человек. И
общаемся с ним именно как с человеком, как с личностью, у которой есть своя
мотивация, у которой есть свои зоны и точки роста, как с человеком, который
готов учиться и развиваться, и именно за этим он пришел.
П.Д.:
"Командность". Это речь идет о командном духе?
А.Ц.:
Пункт, важный для любого дела. И у вас на телевидении, я уверена, то же самое:
каждый в команде отвечает за свой блок работы, и все вместе вы делаете одно
дело. Поэтому командность – тоже очень важный аспект здесь.
Обучение и личностный рост. Это то, во что мы
вкладываемся, то, что мы даем своим волонтерам, то, с чем мы их отпускаем после
каких-то проектов, то, чем они идут дальше делиться с другими людьми. Каждый
так или иначе личностно вырастает в разных плоскостях. Кто-то за проект учится
общаться с людьми, например. Всегда находим какие-то точки, чтобы человек
сделал чуть больше и вышел из зоны комфорта, в зоне ближайшего развития
немножко как-то еще куда-то прикоснулся, к чему-то интересному, и понял:
"Вообще-то, я это тоже могу!"
П.Д.:
Анна, информации много. Мы сейчас ненадолго прервемся и недолго передохнем. А
нашим телезрителям напомним:
Волонтер
– это человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной
деятельностью. Один из самых распространенных видов корпоративного волонтерства
– pro
bono
волонтерство, что в переводе с латинского значит "ради общественного
блага". Это профессиональная работа, но оказанная на добровольных началах
и без оплаты, в качестве общественной деятельности.
П.Д.:
Итак, мы продолжаем нашу рубрику "Школа гражданина". У нас в гостях
Анна Цепляева, управляющий партнер центра "Альфавиль". Анна, кто не работает,
тот не ошибается. В нашем случае – кто не учится, тот тоже не ошибается. А
какие типичные ошибки связаны с темой волонтерства?
А.Ц.:
Ошибок несколько. И я с ними сталкиваюсь, честно говоря, не только как человек,
который организует работу волонтеров, но и как волонтер. Я тоже 10 лет уже
являюсь волонтером в нескольких проектах.
П.Д.:
Вы знаете все это изнутри.
А.Ц.:
Да, я знаю все это изнутри. И это не только я вам скажу. Например, во многие
волонтерские центры часто поступают звонки: "Пришлите нам 15 волонтеров,
нам надо стулья перетаскать". Волонтеры – это не бесплатные разнорабочие.
Да, волонтеры могут таскать стулья. Да, волонтеры выполняют разную физическую,
иногда тяжелую физическую работу. Но у них совсем другая мотивация. Это не
грузчик, парень работящий, который пришел и за пять рублей отнес.
Вторая ошибка, с которой я лично столкнулась, принимая
участие и помогая одной организации, – не все знают волонтеров по именам. В
частности, я столкнулась с ситуацией, когда руководитель организации не знал
меня по имени как волонтера и обращался ко мне: "Эй!"
П.Д.:
Да вы что? Я бы развернулся и ушел.
А.Ц.: Я
не развернулась и не ушла, потому что я пообещала помочь, и как честный человек
должна была закончить свою работу. Но в следующий раз, конечно, в эту
организацию я не вернулась.
П.Д.:
Мы продолжаем. Итак, "Волонтеры работают не за сувенир" – что это за
пункт?
А.Ц.:
Еще один миф, с которым мы сталкиваемся: волонтеры – это те люди, которые
пришли поработать за майку. Такие красивые майки или такие красивые сувениры,
чехольчики или ленточки, шнурочки, что-то еще…
П.Д.:
Может быть, и это тоже?
А.Ц.:
Безусловно, это важный момент – элемент символики, атрибутики. Надевая эту
майку, я вспоминаю это мероприятие, вспоминаю, как мне было здорово, какая у нас
была классная команда, как много мы сделали, как мы помогли. Я снова и снова к
этому возвращаюсь при помощи майки. В тот момент, когда мероприятие было не
очень удачным, какая бы майка красивая ни была, я вряд ли ее надену.
П.Д.:
Следующий пункт – "Важно вкладываться в обучение волонтеров". Это
тоже миф?
А.Ц.:
Как раз нет, это реальность. Правда важно вкладываться в обучение волонтеров.
Вам нужно поработать с детьми – не знаю, провести какую-нибудь игротеку. И вы
пригласили студентов педагогического вуза, которые, по идее, проходили
практику, кто-то из них отработал в лагерях каких-то летних, знает кучу игр.
"Вот сейчас мы их позовем – и они быстренько нам игротеку на час
проведут". Какая бы квалификация у волонтеров ни была, важно все равно их
обучать, важно дать им вводную первоначальную, когда они пришли, чтобы все были
в рамках одной цели, в рамках одной ситуации и в рамках одной программы или
проекта.
П.Д.:
Анна, спасибо. Наш урок подходит к концу. Но прежде чем вас отпустить и
поблагодарить, маленький вопрос. А студент на картошке – это тоже тип
волонтерства?
А.Ц.: В
некотором смысле. Я, к сожалению, не застала этот момент, когда студенты ездили
на картошку. По воспоминаниям старшего поколения, мне кажется, что большинство
и в стройотряды, и на картошку ехали с удовольствием. И для них это была, да,
своего рода волонтерская деятельность.
П.Д.:
Анна, большое вам спасибо. Я надеюсь, наша сегодняшняя тема помогла многим
определиться – быть волонтером, не быть, как НКО должны работать в такой
ситуации. Важная информация. А главное, что ее всегда можно получить. Спасибо.
А.Ц.:
Спасибо большое.
П.Д.:
И в завершение хочу вспомнить цитату Оскара Уайльда: "Маленький акт
доброты стоит больше, чем величайшее намерение". Надеюсь, сегодняшняя тема
"Школы гражданина" оказалась полезной как для волонтеров или людей,
которые хотят ими стать, так и для представителей некоммерческого сектора. Я
благодарю Анну Цепляеву, управляющего партнера центра "Альфавиль, за
участие в нашей программе.
Дорогие
телезрители, мы ждем ваши пожелания и предложения, какую тему затронуть в
рубрике "Школа гражданина". Пишите нам на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru.