Павел Давыдов: Есть такое занятие – быть волонтером. Одни скажут, что это призвание, состояние души, образ жизни, другие – что это уже профессия. Они находят пропавших без вести, помогают беженцам, ухаживают за больными и устраивают праздники. Главная награда для них – человеческие улыбки и слова благодарности. Но часто бывает так, что человек хочет кому-то помочь, но не знает, как это сделать, куда обратиться. В Интернете много информации о благотворительных организациях, которым нужны волонтеры, но к кому обратиться в первую очередь? И как правильно НКО работать с волонтерами? Разберем эти вопросы в нашей рубрике "Школа гражданина". Рад представить Анну Цепляеву – управляющего партнера центра "Альфавиль". Анна, здравствуйте. Анна Цепляева: Здравствуйте, Павел. П.Д.: Я напомню, что в этой рубрике мы меняемся ролями: вы – ведущая, главная в "Школе гражданина", а я буду представлять телезрителей, представителей НКО, тех же волонтеров. Итак, как мы сегодня сформулируем тему? А.Ц.: Павел, давайте так. Поскольку вы представляете НКО, на какую тему вам было бы интересно поговорить? П.Д.: Наверное, "Кадры решают все". Мы, кстати, так и обозначили тему этой студии. Давайте ее возьмем как главную. А.Ц.: Да, люди – это самая важная часть в работе НКО, это уж точно. П.Д.: Каким образом люди становятся волонтерами? А.Ц.: Это событийные волонтеры и волонтеры, которые работают постоянно на определенных проектах или в определенных организациях. П.Д.: То есть мы сейчас определяем типы волонтеров, да? А.Ц.: Да, типы волонтеров. Типов бывает очень много разных, но для сегодняшнего занятия я хотела бы все-таки выделить событийное волонтерство, системное волонтерство, и отдельно из этих двух – сотрудники компаний. Сотрудники компаний, конечно, могут быть как системными волонтерами, так и событийными, абсолютно. Сейчас тема волонтерства вообще очень популярна. П.Д.: Это правда. А.Ц.: Этим много интересуются, многие люди стремятся стать волонтерами, многие люди стремятся помогать, и это очень здорово. В том числе многие компании хотят тоже быть в тренде, поэтому реализуют программы корпоративного волонтерства в рамках корпоративной социальной ответственности. П.Д.: Правильно ли я понимаю, что крупные компании просто обязывают сотрудников заниматься волонтерской деятельностью? Так это называется? А.Ц.: В некотором смысле, да, так и есть. П.Д.: А волонтером можно обязать быть? А.Ц.: Смотрите, обязать, в принципе, можно кого угодно и чему угодно, как вы понимаете. Конечно, все-таки когда мы говорим "волонтер", мы подразумеваем, что он идет по зову сердца, по зову души и каким-то образом вовлекается в то дело, которое он делает. У нас есть опыт проведения, например, больших корпоративных программ по корпоративному волонтерству. Например, мы сажали деревья с одной очень крупной компанией в Сочи в Орнитологическом парке, было 2 тысячи сотрудников. Событийные волонтеры – это те люди, которые, может быть, случайно приходят на мероприятия. Кого-то позвал друг. Кто-то пошел, потому что ему тема показалась интересной. Кто-то просто увидел, не знаю, фотографию больного ребенка и пришел помочь. Системные волонтеры – все же это те люди, которые регулярно в своей жизни занимаются этой деятельностью, неважно, в рамках одной благотворительной организации или какого-то проекта, или еще что-то. Или они могут в нескольких местах помогать, такое тоже бывает. П.Д.: Анна, я для себя определил, что я, например, могу стать событийным волонтером, то есть помогать кому-то от раза к разу. Но я так понимаю, что это не только это, о чем мы должны говорить с вами в рамках волонтерского движения. А.Ц.: Конечно. Раз у нас тема "Кадры решают все", все-таки хотелось бы поговорить еще о том, как все-таки работать с волонтерами, потому что это большой блок работы и это, скажем так, не самые очевидные вещи. П.Д.: Но самые важные, наверное. А.Ц.: Самые важные. П.Д.: Анна, и как же правильно НКО работать с волонтерами? А.Ц.: Я расскажу про наш подход, как мы работаем, и о том, что все-таки важно учитывать при работе с волонтерами. Итак, первый пункт (вы его видите на слайде) – "Осознанность выбора". Как организатору мероприятия, на котором работают волонтеры, или как организатору какого-то проекта, где участвуют волонтеры, мне важно понимать, что люди пришли, и они понимают, куда они пришли. То есть осознанность выбора участника прийти сюда. Но также и моя осознанность выбора. Мы не можем брать волонтерами на проект всех, кто заявился и кто пришел, – такой первоначальный отсев. То есть мы берем самых замотивированных, самых адекватных, как это ни странно. П.Д.: Грубо говоря, это тот человек, который может быть волонтером. А.Ц.: Тот человек, который может быть волонтером именно для этой деятельности, для которой мы отбираем. П.Д.: Спасибо за пояснение. "Компетентность и профессионализм". А.Ц.: Организуя мероприятие и приглашая волонтеров на мероприятие, на проект, мы так или иначе берем на себя ответственность, что мы компетентны и профессиональны именно в этой области, в которой мы занимаемся и на которую мы привлекаем волонтеров. Если мы понимаем, что где-то есть какой-то пробел, то не надо этого смущаться, а просто нужно позвать сюда профессионального человека и закрыть эту нишу, скажем так. П.Д.: С этим пунктом все понятно. Осталось – "Ответственность и поддержка". А.Ц.: Мы берем на себя ответственность за тех людей, которых мы пригласили, и готовы в любой момент прийти на помощь каждому волонтеру, если он чего-то не знает, что-то не понимает, что-то недопонял и недослышал. В свою очередь, волонтер также ответственен за тот блок работы, которую он на себя берет. И также он находится в поддержке. В принципе, одна из ценностей, которой мы учим волонтеров, которые к нам приходят, – это позиция проактивности, спрашивать: "Чем я еще могу быть полезен? Что я еще могу сделать?" П.Д.: Анна, новая группа: "Вовлеченность в людей", "Командность", "Обучение и личностный рост". А.Ц.: "Вовлеченность в людей" – немножко странным кажется словосочетание, да? П.Д.: Да. При этом речь идет о волонтерах и через призму НКО. Почему? А.Ц.: Всех волонтеров, которых мы приглашаем к работе, мы не рассматриваем как рабочие единицы, рабочие руки или рабочую силу, как каких-то тягловых лошадок. Каждый пришедший к нам – человек. Неважно, сколько их – 10, 15, 2000 человек. И общаемся с ним именно как с человеком, как с личностью, у которой есть своя мотивация, у которой есть свои зоны и точки роста, как с человеком, который готов учиться и развиваться, и именно за этим он пришел. П.Д.: "Командность". Это речь идет о командном духе? А.Ц.: Пункт, важный для любого дела. И у вас на телевидении, я уверена, то же самое: каждый в команде отвечает за свой блок работы, и все вместе вы делаете одно дело. Поэтому командность – тоже очень важный аспект здесь. Обучение и личностный рост. Это то, во что мы вкладываемся, то, что мы даем своим волонтерам, то, с чем мы их отпускаем после каких-то проектов, то, чем они идут дальше делиться с другими людьми. Каждый так или иначе личностно вырастает в разных плоскостях. Кто-то за проект учится общаться с людьми, например. Всегда находим какие-то точки, чтобы человек сделал чуть больше и вышел из зоны комфорта, в зоне ближайшего развития немножко как-то еще куда-то прикоснулся, к чему-то интересному, и понял: "Вообще-то, я это тоже могу!" П.Д.: Анна, информации много. Мы сейчас ненадолго прервемся и недолго передохнем. А нашим телезрителям напомним: Волонтер – это человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью. Один из самых распространенных видов корпоративного волонтерства – pro bono волонтерство, что в переводе с латинского значит "ради общественного блага". Это профессиональная работа, но оказанная на добровольных началах и без оплаты, в качестве общественной деятельности. П.Д.: Итак, мы продолжаем нашу рубрику "Школа гражданина". У нас в гостях Анна Цепляева, управляющий партнер центра "Альфавиль". Анна, кто не работает, тот не ошибается. В нашем случае – кто не учится, тот тоже не ошибается. А какие типичные ошибки связаны с темой волонтерства? А.Ц.: Ошибок несколько. И я с ними сталкиваюсь, честно говоря, не только как человек, который организует работу волонтеров, но и как волонтер. Я тоже 10 лет уже являюсь волонтером в нескольких проектах. П.Д.: Вы знаете все это изнутри. А.Ц.: Да, я знаю все это изнутри. И это не только я вам скажу. Например, во многие волонтерские центры часто поступают звонки: "Пришлите нам 15 волонтеров, нам надо стулья перетаскать". Волонтеры – это не бесплатные разнорабочие. Да, волонтеры могут таскать стулья. Да, волонтеры выполняют разную физическую, иногда тяжелую физическую работу. Но у них совсем другая мотивация. Это не грузчик, парень работящий, который пришел и за пять рублей отнес. Вторая ошибка, с которой я лично столкнулась, принимая участие и помогая одной организации, – не все знают волонтеров по именам. В частности, я столкнулась с ситуацией, когда руководитель организации не знал меня по имени как волонтера и обращался ко мне: "Эй!" П.Д.: Да вы что? Я бы развернулся и ушел. А.Ц.: Я не развернулась и не ушла, потому что я пообещала помочь, и как честный человек должна была закончить свою работу. Но в следующий раз, конечно, в эту организацию я не вернулась. П.Д.: Мы продолжаем. Итак, "Волонтеры работают не за сувенир" – что это за пункт? А.Ц.: Еще один миф, с которым мы сталкиваемся: волонтеры – это те люди, которые пришли поработать за майку. Такие красивые майки или такие красивые сувениры, чехольчики или ленточки, шнурочки, что-то еще… П.Д.: Может быть, и это тоже? А.Ц.: Безусловно, это важный момент – элемент символики, атрибутики. Надевая эту майку, я вспоминаю это мероприятие, вспоминаю, как мне было здорово, какая у нас была классная команда, как много мы сделали, как мы помогли. Я снова и снова к этому возвращаюсь при помощи майки. В тот момент, когда мероприятие было не очень удачным, какая бы майка красивая ни была, я вряд ли ее надену. П.Д.: Следующий пункт – "Важно вкладываться в обучение волонтеров". Это тоже миф? А.Ц.: Как раз нет, это реальность. Правда важно вкладываться в обучение волонтеров. Вам нужно поработать с детьми – не знаю, провести какую-нибудь игротеку. И вы пригласили студентов педагогического вуза, которые, по идее, проходили практику, кто-то из них отработал в лагерях каких-то летних, знает кучу игр. "Вот сейчас мы их позовем – и они быстренько нам игротеку на час проведут". Какая бы квалификация у волонтеров ни была, важно все равно их обучать, важно дать им вводную первоначальную, когда они пришли, чтобы все были в рамках одной цели, в рамках одной ситуации и в рамках одной программы или проекта. П.Д.: Анна, спасибо. Наш урок подходит к концу. Но прежде чем вас отпустить и поблагодарить, маленький вопрос. А студент на картошке – это тоже тип волонтерства? А.Ц.: В некотором смысле. Я, к сожалению, не застала этот момент, когда студенты ездили на картошку. По воспоминаниям старшего поколения, мне кажется, что большинство и в стройотряды, и на картошку ехали с удовольствием. И для них это была, да, своего рода волонтерская деятельность. П.Д.: Анна, большое вам спасибо. Я надеюсь, наша сегодняшняя тема помогла многим определиться – быть волонтером, не быть, как НКО должны работать в такой ситуации. Важная информация. А главное, что ее всегда можно получить. Спасибо. А.Ц.: Спасибо большое. П.Д.: И в завершение хочу вспомнить цитату Оскара Уайльда: "Маленький акт доброты стоит больше, чем величайшее намерение". Надеюсь, сегодняшняя тема "Школы гражданина" оказалась полезной как для волонтеров или людей, которые хотят ими стать, так и для представителей некоммерческого сектора. Я благодарю Анну Цепляеву, управляющего партнера центра "Альфавиль, за участие в нашей программе. Дорогие телезрители, мы ждем ваши пожелания и предложения, какую тему затронуть в рубрике "Школа гражданина". Пишите нам на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru.