Анна Цепляева: Обучение и личностный рост - это то, во что мы вкладываемся

Гости
Анна Цепляева
управляющий партнер центра «Альфавиль»

Павел Давыдов: Есть такое занятие – быть волонтером. Одни скажут, что это призвание, состояние души, образ жизни, другие – что это уже профессия. Они находят пропавших без вести, помогают беженцам, ухаживают за больными и устраивают праздники. Главная награда для них – человеческие улыбки и слова благодарности. Но часто бывает так, что человек хочет кому-то помочь, но не знает, как это сделать, куда обратиться. В Интернете много информации о благотворительных организациях, которым нужны волонтеры, но к кому обратиться в первую очередь? И как правильно НКО работать с волонтерами? Разберем эти вопросы в нашей рубрике "Школа гражданина".

Рад представить Анну Цепляеву – управляющего партнера центра "Альфавиль". Анна, здравствуйте.

Анна Цепляева: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: Я напомню, что в этой рубрике мы меняемся ролями: вы – ведущая, главная в "Школе гражданина", а я буду представлять телезрителей, представителей НКО, тех же волонтеров. Итак, как мы сегодня сформулируем тему?

А.Ц.: Павел, давайте так. Поскольку вы представляете НКО, на какую тему вам было бы интересно поговорить?

П.Д.: Наверное, "Кадры решают все". Мы, кстати, так и обозначили тему этой студии. Давайте ее возьмем как главную.

А.Ц.: Да, люди – это самая важная часть в работе НКО, это уж точно.

П.Д.: Каким образом люди становятся волонтерами?

А.Ц.: Это событийные волонтеры и волонтеры, которые работают постоянно на определенных проектах или в определенных организациях.

П.Д.: То есть мы сейчас определяем типы волонтеров, да?

А.Ц.: Да, типы волонтеров. Типов бывает очень много разных, но для сегодняшнего занятия я хотела бы все-таки выделить событийное волонтерство, системное волонтерство, и отдельно из этих двух – сотрудники компаний. Сотрудники компаний, конечно, могут быть как системными волонтерами, так и событийными, абсолютно. Сейчас тема волонтерства вообще очень популярна.

П.Д.: Это правда.

А.Ц.: Этим много интересуются, многие люди стремятся стать волонтерами, многие люди стремятся помогать, и это очень здорово. В том числе многие компании хотят тоже быть в тренде, поэтому реализуют программы корпоративного волонтерства в рамках корпоративной социальной ответственности.

П.Д.: Правильно ли я понимаю, что крупные компании просто обязывают сотрудников заниматься волонтерской деятельностью? Так это называется?

А.Ц.: В некотором смысле, да, так и есть.

П.Д.: А волонтером можно обязать быть?

А.Ц.: Смотрите, обязать, в принципе, можно кого угодно и чему угодно, как вы понимаете. Конечно, все-таки когда мы говорим "волонтер", мы подразумеваем, что он идет по зову сердца, по зову души и каким-то образом вовлекается в то дело, которое он делает. У нас есть опыт проведения, например, больших корпоративных программ по корпоративному волонтерству. Например, мы сажали деревья с одной очень крупной компанией в Сочи в Орнитологическом парке, было 2 тысячи сотрудников.

Событийные волонтеры – это те люди, которые, может быть, случайно приходят на мероприятия. Кого-то позвал друг. Кто-то пошел, потому что ему тема показалась интересной. Кто-то просто увидел, не знаю, фотографию больного ребенка и пришел помочь. Системные волонтеры – все же это те люди, которые регулярно в своей жизни занимаются этой деятельностью, неважно, в рамках одной благотворительной организации или какого-то проекта, или еще что-то. Или они могут в нескольких местах помогать, такое тоже бывает.

П.Д.: Анна, я для себя определил, что я, например, могу стать событийным волонтером, то есть помогать кому-то от раза к разу. Но я так понимаю, что это не только это, о чем мы должны говорить с вами в рамках волонтерского движения.

А.Ц.: Конечно. Раз у нас тема "Кадры решают все", все-таки хотелось бы поговорить еще о том, как все-таки работать с волонтерами, потому что это большой блок работы и это, скажем так, не самые очевидные вещи.

П.Д.: Но самые важные, наверное.

А.Ц.: Самые важные.

П.Д.: Анна, и как же правильно НКО работать с волонтерами?

А.Ц.: Я расскажу про наш подход, как мы работаем, и о том, что все-таки важно учитывать при работе с волонтерами.

Итак, первый пункт (вы его видите на слайде) – "Осознанность выбора". Как организатору мероприятия, на котором работают волонтеры, или как организатору какого-то проекта, где участвуют волонтеры, мне важно понимать, что люди пришли, и они понимают, куда они пришли. То есть осознанность выбора участника прийти сюда. Но также и моя осознанность выбора. Мы не можем брать волонтерами на проект всех, кто заявился и кто пришел, – такой первоначальный отсев. То есть мы берем самых замотивированных, самых адекватных, как это ни странно.

П.Д.: Грубо говоря, это тот человек, который может быть волонтером.

А.Ц.: Тот человек, который может быть волонтером именно для этой деятельности, для которой мы отбираем.

П.Д.: Спасибо за пояснение. "Компетентность и профессионализм".

А.Ц.: Организуя мероприятие и приглашая волонтеров на мероприятие, на проект, мы так или иначе берем на себя ответственность, что мы компетентны и профессиональны именно в этой области, в которой мы занимаемся и на которую мы привлекаем волонтеров. Если мы понимаем, что где-то есть какой-то пробел, то не надо этого смущаться, а просто нужно позвать сюда профессионального человека и закрыть эту нишу, скажем так.

П.Д.: С этим пунктом все понятно. Осталось – "Ответственность и поддержка".

А.Ц.: Мы берем на себя ответственность за тех людей, которых мы пригласили, и готовы в любой момент прийти на помощь каждому волонтеру, если он чего-то не знает, что-то не понимает, что-то недопонял и недослышал. В свою очередь, волонтер также ответственен за тот блок работы, которую он на себя берет. И также он находится в поддержке. В принципе, одна из ценностей, которой мы учим волонтеров, которые к нам приходят, – это позиция проактивности, спрашивать: "Чем я еще могу быть полезен? Что я еще могу сделать?"

П.Д.: Анна, новая группа: "Вовлеченность в людей", "Командность", "Обучение и личностный рост".

А.Ц.: "Вовлеченность в людей" – немножко странным кажется словосочетание, да?

П.Д.: Да. При этом речь идет о волонтерах и через призму НКО. Почему?

А.Ц.: Всех волонтеров, которых мы приглашаем к работе, мы не рассматриваем как рабочие единицы, рабочие руки или рабочую силу, как каких-то тягловых лошадок. Каждый пришедший к нам – человек. Неважно, сколько их – 10, 15, 2000 человек. И общаемся с ним именно как с человеком, как с личностью, у которой есть своя мотивация, у которой есть свои зоны и точки роста, как с человеком, который готов учиться и развиваться, и именно за этим он пришел.

П.Д.: "Командность". Это речь идет о командном духе?

А.Ц.: Пункт, важный для любого дела. И у вас на телевидении, я уверена, то же самое: каждый в команде отвечает за свой блок работы, и все вместе вы делаете одно дело. Поэтому командность – тоже очень важный аспект здесь.

Обучение и личностный рост. Это то, во что мы вкладываемся, то, что мы даем своим волонтерам, то, с чем мы их отпускаем после каких-то проектов, то, чем они идут дальше делиться с другими людьми. Каждый так или иначе личностно вырастает в разных плоскостях. Кто-то за проект учится общаться с людьми, например. Всегда находим какие-то точки, чтобы человек сделал чуть больше и вышел из зоны комфорта, в зоне ближайшего развития немножко как-то еще куда-то прикоснулся, к чему-то интересному, и понял: "Вообще-то, я это тоже могу!"

П.Д.: Анна, информации много. Мы сейчас ненадолго прервемся и недолго передохнем. А нашим телезрителям напомним:

Волонтер – это человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью. Один из самых распространенных видов корпоративного волонтерства – pro bono волонтерство, что в переводе с латинского значит "ради общественного блага". Это профессиональная работа, но оказанная на добровольных началах и без оплаты, в качестве общественной деятельности.

П.Д.: Итак, мы продолжаем нашу рубрику "Школа гражданина". У нас в гостях Анна Цепляева, управляющий партнер центра "Альфавиль". Анна, кто не работает, тот не ошибается. В нашем случае – кто не учится, тот тоже не ошибается. А какие типичные ошибки связаны с темой волонтерства?

А.Ц.: Ошибок несколько. И я с ними сталкиваюсь, честно говоря, не только как человек, который организует работу волонтеров, но и как волонтер. Я тоже 10 лет уже являюсь волонтером в нескольких проектах.

П.Д.: Вы знаете все это изнутри.

А.Ц.: Да, я знаю все это изнутри. И это не только я вам скажу. Например, во многие волонтерские центры часто поступают звонки: "Пришлите нам 15 волонтеров, нам надо стулья перетаскать". Волонтеры – это не бесплатные разнорабочие. Да, волонтеры могут таскать стулья. Да, волонтеры выполняют разную физическую, иногда тяжелую физическую работу. Но у них совсем другая мотивация. Это не грузчик, парень работящий, который пришел и за пять рублей отнес.

Вторая ошибка, с которой я лично столкнулась, принимая участие и помогая одной организации, – не все знают волонтеров по именам. В частности, я столкнулась с ситуацией, когда руководитель организации не знал меня по имени как волонтера и обращался ко мне: "Эй!"

П.Д.: Да вы что? Я бы развернулся и ушел.

А.Ц.: Я не развернулась и не ушла, потому что я пообещала помочь, и как честный человек должна была закончить свою работу. Но в следующий раз, конечно, в эту организацию я не вернулась.

П.Д.: Мы продолжаем. Итак, "Волонтеры работают не за сувенир" – что это за пункт?

А.Ц.: Еще один миф, с которым мы сталкиваемся: волонтеры – это те люди, которые пришли поработать за майку. Такие красивые майки или такие красивые сувениры, чехольчики или ленточки, шнурочки, что-то еще…

П.Д.: Может быть, и это тоже?

А.Ц.: Безусловно, это важный момент – элемент символики, атрибутики. Надевая эту майку, я вспоминаю это мероприятие, вспоминаю, как мне было здорово, какая у нас была классная команда, как много мы сделали, как мы помогли. Я снова и снова к этому возвращаюсь при помощи майки. В тот момент, когда мероприятие было не очень удачным, какая бы майка красивая ни была, я вряд ли ее надену.

П.Д.: Следующий пункт – "Важно вкладываться в обучение волонтеров". Это тоже миф?

А.Ц.: Как раз нет, это реальность. Правда важно вкладываться в обучение волонтеров. Вам нужно поработать с детьми – не знаю, провести какую-нибудь игротеку. И вы пригласили студентов педагогического вуза, которые, по идее, проходили практику, кто-то из них отработал в лагерях каких-то летних, знает кучу игр. "Вот сейчас мы их позовем – и они быстренько нам игротеку на час проведут". Какая бы квалификация у волонтеров ни была, важно все равно их обучать, важно дать им вводную первоначальную, когда они пришли, чтобы все были в рамках одной цели, в рамках одной ситуации и в рамках одной программы или проекта.

П.Д.: Анна, спасибо. Наш урок подходит к концу. Но прежде чем вас отпустить и поблагодарить, маленький вопрос. А студент на картошке – это тоже тип волонтерства?

А.Ц.: В некотором смысле. Я, к сожалению, не застала этот момент, когда студенты ездили на картошку. По воспоминаниям старшего поколения, мне кажется, что большинство и в стройотряды, и на картошку ехали с удовольствием. И для них это была, да, своего рода волонтерская деятельность.

П.Д.: Анна, большое вам спасибо. Я надеюсь, наша сегодняшняя тема помогла многим определиться – быть волонтером, не быть, как НКО должны работать в такой ситуации. Важная информация. А главное, что ее всегда можно получить. Спасибо.

А.Ц.: Спасибо большое.

П.Д.: И в завершение хочу вспомнить цитату Оскара Уайльда: "Маленький акт доброты стоит больше, чем величайшее намерение". Надеюсь, сегодняшняя тема "Школы гражданина" оказалась полезной как для волонтеров или людей, которые хотят ими стать, так и для представителей некоммерческого сектора. Я благодарю Анну Цепляеву, управляющего партнера центра "Альфавиль, за участие в нашей программе.

Дорогие телезрители, мы ждем ваши пожелания и предложения, какую тему затронуть в рубрике "Школа гражданина". Пишите нам на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск