Ангелина Грохольская: Как создать некоммерческую организацию, сделать, чтобы о ней узнали, и добиться эффективности? Об этом нас спрашиваете вы, телезрители. За ответами мы обратились к профессионалам. И по вторникам в нашей студии эксперты в сфере благотворительности и социального предпринимательства проводят занятия в "Школе гражданина". Сегодня мы поговорим о фандрайзинге. Я представляю вам модератора форума активных граждан "Сообщество", руководителя собственного направления волонтерского фандрайзинга фонда "Детские сердца" Ольгу Жашкову. Ольга, здравствуйте. Ольга Жашкова: Здравствуйте, Ангелина. А.Г.: Итак, сегодня фандрайзинг. Я предлагаю все-таки с термином определиться. Что это такое? О.Ж.: Понятие звучит так: мы собираем ресурсы на решение социальных проблем и аккумулируем их в некоммерческих целях. А.Г.: Вот у нас появился первый слайд. Эффективный фандрайзинг – это важно? О.Ж.: Да, безусловно, потому что сейчас уже достаточно большое количество фондов могут собирать ресурсы и ежедневно работают в этом направлении. А.Г.: Я готова сейчас вас слушать. Я думаю, что и наши зрители, к которым мы и вы будем обращаться, тоже уже готовы записывать, запоминать и учиться. Ольга, буду вашей прилежной ученицей. О.Ж.: Благодарю. Тогда давайте начнем вот с чего. Может быть, у вас есть какая-то знакомая некоммерческая организация, чтобы наши примеры были как-то более предметными? Или, например, судьба какой-то НКО, которая вас волнует. Мы можем рассмотреть наш материал, в том числе в прикладном формате, то есть дать какие-то конкретные советы. А.Г.: То есть не только теория, но и практика. Есть, да. Сразу я могу такой пример привести: инклюзивная театральная студия для детей и с инвалидностью, и для детей здоровых. Но что усложняет дело – она находится в маленьком провинциальном городе в Вологодской области. В нашей стране для того, чтобы работать, нам нужна сверхсильная мотивация. Почему? Потому что у нас на самом деле большой кризис доверия. Даже если мы знаем о том, что через дорогу живет бабушка на коляске, и мы могли бы ее выгулять… Если мы предложим ей свою помощь, она вряд ли поверит в то, что наши намерения честны и благородны. О.Ж.: Давайте немножечко вводных для начала. В нашей стране для того, чтобы работать, нам нужна сверхсильная мотивация. Почему? Потому что у нас на самом деле большой кризис доверия. И люди не готовы, даже если мы знаем о том, что через дорогу живет бабушка на коляске, и мы могли бы ее выгулять. Она не выходит, скорее всего, на улицу. Мы не знаем, нас никто не оповещает, не информирует. И на самом деле это не очень принято. А бабушка, если мы предложим ей свою помощь, скорее всего, подумает, что мы хотим от нее что-то получить. И она вряд ли поверит в то, что наши намерения честны и благородны. А.Г.: Искренние. О.Ж.: И все люди, которые сейчас выходят и решают социальные проблемы каждый день, состоят в некоммерческой организации или делают это как гражданские активисты, они все время сталкиваются с этим сопротивлением. И нужно себя в том числе очень сильно и всерьез заставлять это делать. Поэтому нам приходится прилагать больше усилий, чем любому другому жителю планеты, который занимается решением социальных проблем. Это важно помнить. Что мы делаем как фандрайзеры? Маленькие пингвинчики говорят большому: "Я больше не могу! Я больше не могу!" А.Г.: Какая знакомая ситуация. О.Ж.: Да. А большой дает "волшебный пинок" и говорит: "Можешь!" А.Г.: И ведь летит маленький пингвинчик, и летит в нужном направлении. О.Ж.: В направлении своей мечты. Мы собираем ресурсы. И нам как некоммерческой организации все время они нужны. Если мы некоммерческая организация, мы не преследуем своей целью заработок и повышение уровня прибыли. Какого рода эти ресурсы? В формате эффективного фандрайзинга надо считать вообще: и деньги, и какие-то льготы, и, возможно, какой-то натуральный продукт, который мы можем использовать в своей работе. Сложно исчисляемый ресурс – это качественное время услуг pro bono, то есть специалистов, например, в области юридических услуг, бухгалтерских услуг, каких-то консультантов, и услуги волонтеров. Волонтеры – это вообще особая статья в этом смысле. Это очень важный и самый ценный на самом деле ресурс. И есть практически не исчисляемые ресурсы, без которых в нашей стране выжить невозможно. Это контакты и связи. Их невозможно посчитать. А.Г.: Мне кажется, я бы их на первое место поставила. Все говорят: "Без связей никуда". О.Ж.: Никуда, да. А как мы их собираем? Мы их собираем вот так: наивный ослик надеется на нашу помощь. И я вполне себе могу представить, что ваша студия и знакомая некоммерческая организация, в общем-то, сбивают ноги в поисках тех целевых групп, тех доноров, которые могут их поддержать. Кто бы это мог быть? Во-первых, целевые группы. Они у нас есть внутренние и внешние. И это важно, то есть именно в контексте эффективного фандрайзинга. Обычно все оперируют понятием внешней целевой группы. Это значит – какие-то люди извне организации, у которых мы что-то просим. А.Г.: Это какая группа сейчас у нас на слайде? О.Ж.: Это внешняя. Разовые жертвователи – те, кто нам чаще всего знаком. Я думаю, и вы, и все ваши знакомые неоднократно клали какие-то средства в ящики, переводили что-то по SMS. Есть доноры – бизнес. Точно так же организация может пожертвовать сумму или какой-то товар некоммерческой организации. Фонды и грантоператоры. Грантоператоров у нас на данный момент достаточно много. И есть системные фандрайзинговые фонды, которые берут в том числе и небольшие НКО. В частности, например, вашей некоммерческой организации в селе… А.Г.: Кадуй. О.Ж.: …мог бы помочь фонд "Перспектива", который специально помогает, поддерживает и принимает заявки на малых территориях. А.Г.: В малых городах, да. О.Ж.: Волонтеры. Волонтеры точно так же приходят и дарят нам бесценный ресурс на самом деле – время. И если деньги можно пожертвовать спонтанно, то время спонтанно можно пожертвовать только на развлекательную программу, когда ты не можешь заснуть. Поэтому это самая важная группа, и их труд самый глубокий и самый ценный. И собственно государственные структуры, которые в том числе заинтересованы в том, чтобы мы могли решить свои задачи. Государственная политика всячески поддерживает развитие некоммерческих организаций и дает им больше возможностей, чем, например, по сравнению с предыдущим годом. А.Г.: Ольга, я предлагаю сейчас сделать нам с вами небольшую паузу. А нашим телезрителям мы напомним: Подумайте, каким образом вы можете привлечь регулярные пожертвования для вашей организации. Для этого составьте запрос таким образом, чтобы было понятно, о чем вы просите, зачем это нужно и что получится в результате. И самое главное – не забывайте благодарить тех, кто поддержал вас. А.Г.: Ольга, я хочу сразу уточнить. Мы сейчас увидели несколько примеров целевых групп. Нужно ли ко всем обращаться либо для себя нужно выбрать какую-то определенную целевую группу? О.Ж.: Если вы будете строить коммуникации так, чтобы учитывать все ваши целевые группы, и более того, вы о них подумаете, и вы попробуете понять, что им нужно, то вы дадите больше возможностей своей организации. Потому что если вы будете опираться только на разовых жертвователей, то это будет малоустойчивая организация. Для того чтобы некоммерческая организация была устойчивой, она должна опираться на несколько разных источников, условно, финансирования. А.Г.: Я как руководитель некоммерческой организации, допустим, должна сразу определиться, что я могу взять от волонтеров, что я могу взять от государства? О.Ж.: Да, безусловно. А.Г.: То есть я не могу, например, просить денег от волонтеров. Они мне другой какой-то ресурс могут преподнести. О.Ж.: Кстати, очень важный момент. Если люди начинают путаться и просить, например, у волонтеров денег, то в результате эта целевая группа от вас, скорее всего, уйдет, потому что она будет чувствовать себя неудовлетворенной. Будет ощущение: "Ну как же? Я трачу свое время. И что же, им мало? Еще и денег?" Если человек хочет добровольно, он всегда это сделает сам. У нас на самом деле постоянно в фонде, в наших дружественных фондах люди из некоммерческих организаций друг у друга все покупают, кладут средства в ящики. Точно так же одни организации поддерживают другие. Но это добровольная история. А.Г.: А это уже внутренние целевые группы? О.Ж.: Именно. А.Г.: Давайте к ним перейдем. О.Ж.: Давайте посмотрим на следующий слайд. Внутренние целевые группы. Если руководитель некоммерческой организации раздаст пять листов А4, рассадит своих сотрудников в разные углы и задаст им пять условных вопросов, например: "Каковы наши самые главные цели на этот год? Зачем мы проводили последнее наше мероприятие и какие у нас получились результаты? О чем мы говорим с нашими постоянными жертвователями, с нашей постоянной аудиторией, которая нас постоянно поддерживает?" – то это будут разные ответы. Поэтому очень важно внутри себя все согласовывать и проверять. И более того, внутренние целевые группы – наши самые главные "послы". Они могут нас поддерживать, они знают нас изнутри, им больше доверяешь. В том же самом селе Кадуй, может быть, сотрудники организации, если они сядут и обсудят это со своим руководством и спланируют, каким образом они будут вести коммуникации на следующий год, они могут позвонить своим друзьям, коллегам. Для того чтобы они функционировали, им нужно работать с аудиторией. А село или небольшой город – рано или поздно деньги там заканчиваются, там есть лимит. Поэтому для того, чтобы им эффективно взаимодействовать с аудиторией, расти и оказывать эти социальные услуги, решать социальные проблемы качественно, им нужно выходить на бо́льшую аудиторию – им нужно учиться коммуницировать вовне, через Интернет и так далее. Но ценность личного обращения несоизмеримо выше, чем любая коммуникация, как рекламный сайт. То есть людям, которых мы знаем, мы верим лучше. А.Г.: Ольга, я предлагаю сейчас сделать нам с вами небольшую паузу. А нашим телезрителям мы напомним: Важно не забывать, что мы общаемся с людьми, с разными целевыми группами, формулируем запросы на поддержку нашей деятельности. Возьмем, например, студию в Кадуе. Она может обратиться за помощью не только к местным жителям, но и заручиться поддержкой бизнес-сообщества, подать заявку на президентский грант в фонд "Перспектива". А.Г.: Фандрайзинг – тема сложная, поэтому одним уроком нам не обойтись. В следующий раз Ольга Жашкова продолжит занятие и расскажет, почему целиться нужно не в кошелек, а в человека. А на сегодня – все. Спасибо вам, Ольга. О.Ж.: Огромное спасибо и вам. А.Г.: Если вы хотите задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" или увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме – пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. Ищите нас в и социальных сетях. А очередное занятие мы проведем в следующий вторник.