Елена Темичева: То, что делают НКО в каждой сфере, где они работают, действительно уникально

Гости
Елена Темичева
главный редактор Агентства социальной информации

Ангелина Грохольская: Полезные советы для активных граждан. Как быстро зарегистрировать общественную организацию? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем выстраивать диалог с чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальным проектам? На эти и другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина". Это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0".

Нам в редакцию часто приходят письма, в которых вы, наши телезрители, спрашиваете, что такое общественно полезные услуги и как НКО могут помочь в решении социальных проблем. Спросим об этом у эксперта. Сегодня в "Школе гражданина" работает Елена Темичева – главный редактор Агентства социальной информации. Елена, здравствуйте.

Елена Темичева: Здравствуйте, Ангелина.

А.Г.: Действительно, мы много рассказываем о некоммерческих организациях, к нам приходят представители и руководители фондов, волонтерских движений. А как мы, обычные граждане, можем воспользоваться услугами этих самых общественных организаций?

Е.Т.: Действительно, некоммерческие общественные организации прежде всего для того и созданы, чтобы решать так или иначе проблемы граждан. Бывают, например, организации членские, которые решают проблемы только тех, кто входит в эту организацию, а бывают организации, которые готовы помочь гораздо большему количеству людей. И в такие организации можно обратиться, можно включиться в их программы и прийти, можно стать благополучателем, как любят говорить благотворительные организации и фонды. То есть в зависимости от того, какая у вас проблема или задача, включиться в эти программы и проекты можно.

А.Г.: Елена, у нас появился первый слайд – "Социальные услуги для населения". И я сразу вижу, что они делятся на две части: "Входят в основной реестр" и "Остальные". Давайте сразу разберемся, что такое реестр, где он, какие услуги в него входят, и что значит "Остальные".

Е.Т.: Ангелина, у нас уже второй год действует новый закон о соцобслуживании, который позволяет некоммерческим организациям наравне с государственными учреждениями оказывать социальные услуги населению. И это не любые услуги, это именно те, которые входят в Реестр социальных услуг. И есть Реестр поставщиков социальных услуг, то есть некоммерческая организация может официально получить такой статус. Это значит, что они за свою услугу будут получать компенсацию из госбюджета и оказывать ее либо на бесплатной основе, либо за очень небольшое количество денег какому-то конкретному гражданину или группе граждан.

Например, поддержка семей с детьми в разных ситуациях. Речь идет, например, о приемных семьях, о семьях малоимущих, о семьях, которые воспитывают детей с инвалидностью. Например, это социальная реабилитация и сопровождение. Это услуги, которые связаны с оказанием помощи разного рода социальным категориям граждан, например, освободившимся из мест лишения свободы, бездомным и так далее.

И в этом реестре, более того, могут быть совершенно разные услуги от региона к региону. Очень часто оказывается, что в этом реестре, например, по факту всего два направления. Например, социальное такси – это услуга для людей, которые не могут оплатить перевозку свою по разным причинам. И например, уход на дому. Можно посмотреть, что входит в этот реестр. Это доступно всем, кто может отрыть этот закон и посмотреть.

А.Г.: И я думаю, что мы сейчас нашим телезрителям расскажем, что же такое социальные услуги и что входит в их перечень.

Социальная услуга – действие в сфере социального обслуживания. Другими словами, это помощь людям для улучшения качества их жизни. Основные виды социальных услуг: бытовые, социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан, педагогические, социально-правовые, психологические и социально-трудовые.

А.Г.: Мы продолжаем. Сегодня в студии "Школы гражданина" работает эксперт Елена Темичева. У меня знаете какой вопрос? А почему, допустим, социальные услуги какие-то, о которых мы уже сейчас рассказали, у некоммерческой организации могут быть лучше? И могут ли они быть лучше, чем у государственного учреждения?

То, что делают некоммерческие организации в каждой сфере, где они работают, действительно уникально. Это более гибкая услуга, она более ориентирована на человека

Е.Т.: Это безусловно так, я лично в этом абсолютно уверена. И это связано как с природой некоммерческого сектора, так и с той сложившейся ситуацией, когда некоммерческие организации оказывают ряд уникальных услуг, которые просто не оказывают государственные учреждения. Мне в этом смысле всегда очень приятно вспоминать слова Анюты Федермессер, которая была президентом Фонда помощи хосписам "Вера". Она говорила: "Да, государство вам может обеспечить медикаменты, государство может вам обеспечить койко-место в хосписе, но государство не будет сидеть рядом с кроватью и держать вас за руку".

В этом смысле то, что делают некоммерческие организации в каждой сфере, где они работают, действительно уникально. Это более гибкая услуга, она более ориентирована на человека. Это услуга, которая подается в комплексе. Если вы приходите, ну не знаю, в ночлежку, там вам не скажут: "Вот вам ваш паек социальный и вот вам…"

А.Г.: "Вы ночью здесь остаетесь, а завтра утром уходите".

Е.Т.: Да, а завтра – до свидания. Вам помогут восстановить ваши документы, с вами будут работать психологи и социальные работники. То есть вы получите ту поддержку, которая действительно вам нужна. У нас до сих пор нет часто системы помощи людям с какими-то редкими заболеваниями, потому что на нашу многомиллионную страну этих людей вроде как очень немного. Но они есть.

А.Г.: И они тоже нуждаются в помощи.

Е.Т.: И они тоже нуждаются в помощи. И им помогают некоммерческие организации, которые создавались специально для того, чтобы, например, помочь детям с муковисцидозом, специально для того, чтобы помочь "детям-бабочкам", помочь людям, которые имеют какие-то свои специфические проблемы и которые в этом широком государственном взгляде просто "сито" не проходят. В этом смысле, безусловно, социальные услуги, которые предоставляют некоммерческие организации, – я считаю, что это такое очень осознанное и правильное будущее нашей социальной системы.

А.Г.: Елена, мы поговорили о социальных услугах, но я знаю, что есть еще и общественно полезные. Это новый термин, который сейчас появился и используется. И есть тоже свой Реестр общественно полезных услуг, которые оказывают НКО.

Е.Т.: Да, но это называется Перечень общественно полезных услуг, туда входят сейчас 20 позиций. Мы очень рады, что вообще такой перечень появился и что там появились такие позиции, как, например, помощь тем же бездомным, освободившимся из мест лишения свободы, людям ВИЧ-инфицированным – вот таким категориям граждан, которые тоже не всегда видны на уровне общего перечня государственного. Но там есть куда расти. Например, мы очень хотели бы, чтобы в этот перечень со временем вошли услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по охране окружающей среды.

А.Г.: Сделаем небольшую паузу, перемену, можем выпить чаю. А нашим зрителям напомним и еще раз повторим, что же такое общественно полезные услуги и что входит в этот перечень.

Важно, что НКО могут не только оказывать услуги, но и решать острые социальные проблемы. Прежде всего, это помощь пожилым людям, детям, инвалидам, помощь тем, кто оказался в непростой жизненной ситуации. НКО должны сопровождать семьи, в которых есть дети с ограничениями по здоровью или тяжелобольные люди. И речь идет не только о помощи и уходу, но и о психологической поддержке.

А.Г.: Итак, мы, наверное, сейчас к самому важному моменту нашей сегодняшней лекции подошли. Где же нам искать перечень уже не услуг, а непосредственно некоммерческих организаций? Допустим, у меня случилась какая-то проблема, я не получила помощи от государственных учреждений и инстанций, и я хочу к общественникам обратиться. Куда, где, что мне искать, куда бежать?

История с социальными услугами именно со стороны НКО сравнительно новая, и мы сейчас находимся на этапе развития

Е.Т.: Учитывая, что история с социальными услугами именно со стороны НКО сравнительно новая, мы сейчас находимся на этапе развития. Какого-то единого реестра по всем субъектам и, например, открытого ресурса в Интернете, где они все собраны, сейчас не существует.

А.Г.: Увы, да. Я сама лично пыталась найти, чтобы хотя бы понять масштабы. Нет.

Е.Т.: Да, это факт. Они, конечно, есть, эти списки, на уровне региональном. То есть те организации, которые вошли в реестр как поставщики, вы их найдете. Они, безусловно, должны быть опубликованы в таких списках и реестрах на сайтах региональных. Ну, по-разному они звучат: сайты краевых правительств…

А.Г.: А кто в регионах этим должен заниматься?

Е.Т.: Это может быть местное региональное Министерство социальной политики, это может быть специально созданное управление или департамент. Но самое главное, что сам реестр, да, действительно, он публикуется, но, как мы с вами говорили в самом начале, Ангелина, это минимально. То есть тех, которые сейчас входят в этот реестр, например, в Москве, их всего единицы, этих организаций, которые вошли в реестр.

А.Г.: Это далеко не все организации общественные, которые существуют.

Е.Т.: Абсолютно, конечно, которые на самом деле предоставляют эти услуги. Поэтому гораздо эффективнее для людей, которые ищут возможности получить такую поддержку от некоммерческих организаций, пользоваться, во-первых, ресурсами, которые создают сами общественные организации. На региональном уровне могут существовать порталы некоммерческих организаций, прямо они так и называются – порталы социально ориентированных некоммерческих организаций. Есть ресурсные центры некоммерческих организаций в ряде регионов, у которых есть свои тоже интернет-ресурсы, и там, как правило, можно ознакомиться с реально существующими и хорошо работающими некоммерческими организациями в регионе.

А.Г.: У нас на слайде появились достаточно известные…

Е.Т.: Ну, это так называемые агрегаторы. Это еще одна возможность, где найти. Есть организации, которые создают свои ресурсы и проекты. Здесь, например, перечислено. Портал, сайт "Так просто!" – это большая компания по вовлечению прежде всего граждан в деятельность некоммерческих благотворительных организаций, но также, конечно, он и рассказывает о деятельности НКО. Есть такие ресурсы, как "Благо.ру" или на предыдущем слайде был "Добро Mail.Ru", которые являются площадками для поиска и привлечения пожертвований, с одной стороны. А с другой стороны, они публикуют отчеты о проделанной работе НКО. И там можно с ними познакомиться. Есть, профильные средства массовой информации, которые пишут именно о деятельности благотворительных общественных организаций.

А.Г.: Это, например, Агентство социальной информации.

Е.Т.: Это, например, Агентство социальной информации, да, главным редактором которого я являюсь. Это, например, прекрасное издание "Милосердие.ru" или журнал "Филантроп". Их не так много, к сожалению, но их начало появляться все больше и больше.

В любом случае у самих общественных организаций, которые работают честно, прозрачно и качественно оказывают услуги, есть свои хорошие сайты. На них вы точно можете зайти и увидеть тот самый перечень услуг, которые они готовы оказать вам, если вы обращаетесь с той проблемой, которая у них по профилю.

А.Г.: Ну и, конечно, нужно смотреть Общественное телевидение России, в том числе программу "Большая страна", "Школу гражданина". Елена, спасибо вам огромное за беседу, за лекцию, которую вы нам сегодня прочитали, рассказали. Мы теперь знаем, куда обращаться, если случилась какая-то ситуация и нам не помогли государственные органы власти.

Е.Т.: Спасибо, Ангелина.

А.Г.: Итак, если вы хотите задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" или увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме – пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. А очередное занятие мы проведем в следующий вторник. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Главред Агентства социальной информации дает урок в "Школе гражданина"

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск