Ангелина Грохольская: Полезные советы для активных граждан. Как быстро зарегистрировать общественную организацию? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем выстраивать диалог с чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальным проектам? На эти и другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина". Это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0". Нам в редакцию часто приходят письма, в которых вы, наши телезрители, спрашиваете, что такое общественно полезные услуги и как НКО могут помочь в решении социальных проблем. Спросим об этом у эксперта. Сегодня в "Школе гражданина" работает Елена Темичева – главный редактор Агентства социальной информации. Елена, здравствуйте. Елена Темичева: Здравствуйте, Ангелина. А.Г.: Действительно, мы много рассказываем о некоммерческих организациях, к нам приходят представители и руководители фондов, волонтерских движений. А как мы, обычные граждане, можем воспользоваться услугами этих самых общественных организаций? Е.Т.: Действительно, некоммерческие общественные организации прежде всего для того и созданы, чтобы решать так или иначе проблемы граждан. Бывают, например, организации членские, которые решают проблемы только тех, кто входит в эту организацию, а бывают организации, которые готовы помочь гораздо большему количеству людей. И в такие организации можно обратиться, можно включиться в их программы и прийти, можно стать благополучателем, как любят говорить благотворительные организации и фонды. То есть в зависимости от того, какая у вас проблема или задача, включиться в эти программы и проекты можно. А.Г.: Елена, у нас появился первый слайд – "Социальные услуги для населения". И я сразу вижу, что они делятся на две части: "Входят в основной реестр" и "Остальные". Давайте сразу разберемся, что такое реестр, где он, какие услуги в него входят, и что значит "Остальные". Е.Т.: Ангелина, у нас уже второй год действует новый закон о соцобслуживании, который позволяет некоммерческим организациям наравне с государственными учреждениями оказывать социальные услуги населению. И это не любые услуги, это именно те, которые входят в Реестр социальных услуг. И есть Реестр поставщиков социальных услуг, то есть некоммерческая организация может официально получить такой статус. Это значит, что они за свою услугу будут получать компенсацию из госбюджета и оказывать ее либо на бесплатной основе, либо за очень небольшое количество денег какому-то конкретному гражданину или группе граждан. Например, поддержка семей с детьми в разных ситуациях. Речь идет, например, о приемных семьях, о семьях малоимущих, о семьях, которые воспитывают детей с инвалидностью. Например, это социальная реабилитация и сопровождение. Это услуги, которые связаны с оказанием помощи разного рода социальным категориям граждан, например, освободившимся из мест лишения свободы, бездомным и так далее. И в этом реестре, более того, могут быть совершенно разные услуги от региона к региону. Очень часто оказывается, что в этом реестре, например, по факту всего два направления. Например, социальное такси – это услуга для людей, которые не могут оплатить перевозку свою по разным причинам. И например, уход на дому. Можно посмотреть, что входит в этот реестр. Это доступно всем, кто может отрыть этот закон и посмотреть. А.Г.: И я думаю, что мы сейчас нашим телезрителям расскажем, что же такое социальные услуги и что входит в их перечень. Социальная услуга – действие в сфере социального обслуживания. Другими словами, это помощь людям для улучшения качества их жизни. Основные виды социальных услуг: бытовые, социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан, педагогические, социально-правовые, психологические и социально-трудовые. А.Г.: Мы продолжаем. Сегодня в студии "Школы гражданина" работает эксперт Елена Темичева. У меня знаете какой вопрос? А почему, допустим, социальные услуги какие-то, о которых мы уже сейчас рассказали, у некоммерческой организации могут быть лучше? И могут ли они быть лучше, чем у государственного учреждения? То, что делают некоммерческие организации в каждой сфере, где они работают, действительно уникально. Это более гибкая услуга, она более ориентирована на человека Е.Т.: Это безусловно так, я лично в этом абсолютно уверена. И это связано как с природой некоммерческого сектора, так и с той сложившейся ситуацией, когда некоммерческие организации оказывают ряд уникальных услуг, которые просто не оказывают государственные учреждения. Мне в этом смысле всегда очень приятно вспоминать слова Анюты Федермессер, которая была президентом Фонда помощи хосписам "Вера". Она говорила: "Да, государство вам может обеспечить медикаменты, государство может вам обеспечить койко-место в хосписе, но государство не будет сидеть рядом с кроватью и держать вас за руку". В этом смысле то, что делают некоммерческие организации в каждой сфере, где они работают, действительно уникально. Это более гибкая услуга, она более ориентирована на человека. Это услуга, которая подается в комплексе. Если вы приходите, ну не знаю, в ночлежку, там вам не скажут: "Вот вам ваш паек социальный и вот вам…" А.Г.: "Вы ночью здесь остаетесь, а завтра утром уходите". Е.Т.: Да, а завтра – до свидания. Вам помогут восстановить ваши документы, с вами будут работать психологи и социальные работники. То есть вы получите ту поддержку, которая действительно вам нужна. У нас до сих пор нет часто системы помощи людям с какими-то редкими заболеваниями, потому что на нашу многомиллионную страну этих людей вроде как очень немного. Но они есть. А.Г.: И они тоже нуждаются в помощи. Е.Т.: И они тоже нуждаются в помощи. И им помогают некоммерческие организации, которые создавались специально для того, чтобы, например, помочь детям с муковисцидозом, специально для того, чтобы помочь "детям-бабочкам", помочь людям, которые имеют какие-то свои специфические проблемы и которые в этом широком государственном взгляде просто "сито" не проходят. В этом смысле, безусловно, социальные услуги, которые предоставляют некоммерческие организации, – я считаю, что это такое очень осознанное и правильное будущее нашей социальной системы. А.Г.: Елена, мы поговорили о социальных услугах, но я знаю, что есть еще и общественно полезные. Это новый термин, который сейчас появился и используется. И есть тоже свой Реестр общественно полезных услуг, которые оказывают НКО. Е.Т.: Да, но это называется Перечень общественно полезных услуг, туда входят сейчас 20 позиций. Мы очень рады, что вообще такой перечень появился и что там появились такие позиции, как, например, помощь тем же бездомным, освободившимся из мест лишения свободы, людям ВИЧ-инфицированным – вот таким категориям граждан, которые тоже не всегда видны на уровне общего перечня государственного. Но там есть куда расти. Например, мы очень хотели бы, чтобы в этот перечень со временем вошли услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по охране окружающей среды. А.Г.: Сделаем небольшую паузу, перемену, можем выпить чаю. А нашим зрителям напомним и еще раз повторим, что же такое общественно полезные услуги и что входит в этот перечень. Важно, что НКО могут не только оказывать услуги, но и решать острые социальные проблемы. Прежде всего, это помощь пожилым людям, детям, инвалидам, помощь тем, кто оказался в непростой жизненной ситуации. НКО должны сопровождать семьи, в которых есть дети с ограничениями по здоровью или тяжелобольные люди. И речь идет не только о помощи и уходу, но и о психологической поддержке. А.Г.: Итак, мы, наверное, сейчас к самому важному моменту нашей сегодняшней лекции подошли. Где же нам искать перечень уже не услуг, а непосредственно некоммерческих организаций? Допустим, у меня случилась какая-то проблема, я не получила помощи от государственных учреждений и инстанций, и я хочу к общественникам обратиться. Куда, где, что мне искать, куда бежать? История с социальными услугами именно со стороны НКО сравнительно новая, и мы сейчас находимся на этапе развития Е.Т.: Учитывая, что история с социальными услугами именно со стороны НКО сравнительно новая, мы сейчас находимся на этапе развития. Какого-то единого реестра по всем субъектам и, например, открытого ресурса в Интернете, где они все собраны, сейчас не существует. А.Г.: Увы, да. Я сама лично пыталась найти, чтобы хотя бы понять масштабы. Нет. Е.Т.: Да, это факт. Они, конечно, есть, эти списки, на уровне региональном. То есть те организации, которые вошли в реестр как поставщики, вы их найдете. Они, безусловно, должны быть опубликованы в таких списках и реестрах на сайтах региональных. Ну, по-разному они звучат: сайты краевых правительств… А.Г.: А кто в регионах этим должен заниматься? Е.Т.: Это может быть местное региональное Министерство социальной политики, это может быть специально созданное управление или департамент. Но самое главное, что сам реестр, да, действительно, он публикуется, но, как мы с вами говорили в самом начале, Ангелина, это минимально. То есть тех, которые сейчас входят в этот реестр, например, в Москве, их всего единицы, этих организаций, которые вошли в реестр. А.Г.: Это далеко не все организации общественные, которые существуют. Е.Т.: Абсолютно, конечно, которые на самом деле предоставляют эти услуги. Поэтому гораздо эффективнее для людей, которые ищут возможности получить такую поддержку от некоммерческих организаций, пользоваться, во-первых, ресурсами, которые создают сами общественные организации. На региональном уровне могут существовать порталы некоммерческих организаций, прямо они так и называются – порталы социально ориентированных некоммерческих организаций. Есть ресурсные центры некоммерческих организаций в ряде регионов, у которых есть свои тоже интернет-ресурсы, и там, как правило, можно ознакомиться с реально существующими и хорошо работающими некоммерческими организациями в регионе. А.Г.: У нас на слайде появились достаточно известные… Е.Т.: Ну, это так называемые агрегаторы. Это еще одна возможность, где найти. Есть организации, которые создают свои ресурсы и проекты. Здесь, например, перечислено. Портал, сайт "Так просто!" – это большая компания по вовлечению прежде всего граждан в деятельность некоммерческих благотворительных организаций, но также, конечно, он и рассказывает о деятельности НКО. Есть такие ресурсы, как "Благо.ру" или на предыдущем слайде был "Добро Mail.Ru", которые являются площадками для поиска и привлечения пожертвований, с одной стороны. А с другой стороны, они публикуют отчеты о проделанной работе НКО. И там можно с ними познакомиться. Есть, профильные средства массовой информации, которые пишут именно о деятельности благотворительных общественных организаций. А.Г.: Это, например, Агентство социальной информации. Е.Т.: Это, например, Агентство социальной информации, да, главным редактором которого я являюсь. Это, например, прекрасное издание "Милосердие.ru" или журнал "Филантроп". Их не так много, к сожалению, но их начало появляться все больше и больше. В любом случае у самих общественных организаций, которые работают честно, прозрачно и качественно оказывают услуги, есть свои хорошие сайты. На них вы точно можете зайти и увидеть тот самый перечень услуг, которые они готовы оказать вам, если вы обращаетесь с той проблемой, которая у них по профилю. А.Г.: Ну и, конечно, нужно смотреть Общественное телевидение России, в том числе программу "Большая страна", "Школу гражданина". Елена, спасибо вам огромное за беседу, за лекцию, которую вы нам сегодня прочитали, рассказали. Мы теперь знаем, куда обращаться, если случилась какая-то ситуация и нам не помогли государственные органы власти. Е.Т.: Спасибо, Ангелина. А.Г.: Итак, если вы хотите задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" или увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме – пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. А очередное занятие мы проведем в следующий вторник.