Елена Темичева: То, что делают НКО в каждой сфере, где они работают, действительно уникально
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/shkola-grazhdanina-kak-23610.html Ангелина
Грохольская: Полезные советы для активных граждан. Как быстро зарегистрировать
общественную организацию? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем выстраивать
диалог с чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальным проектам? На
эти и другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина". Это
совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников
некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0".
Нам
в редакцию часто приходят письма, в которых вы, наши телезрители, спрашиваете,
что такое общественно полезные услуги и как НКО могут помочь в решении
социальных проблем. Спросим об этом у эксперта. Сегодня в "Школе гражданина"
работает Елена Темичева – главный редактор Агентства социальной информации.
Елена, здравствуйте.
Елена
Темичева: Здравствуйте, Ангелина.
А.Г.:
Действительно, мы много рассказываем о некоммерческих организациях, к нам
приходят представители и руководители фондов, волонтерских движений. А как мы,
обычные граждане, можем воспользоваться услугами этих самых общественных организаций?
Е.Т.:
Действительно, некоммерческие общественные организации прежде всего для того и
созданы, чтобы решать так или иначе проблемы граждан. Бывают, например,
организации членские, которые решают проблемы только тех, кто входит в эту
организацию, а бывают организации, которые готовы помочь гораздо большему
количеству людей. И в такие организации можно обратиться, можно включиться в их
программы и прийти, можно стать благополучателем, как любят говорить
благотворительные организации и фонды. То есть в зависимости от того, какая у
вас проблема или задача, включиться в эти программы и проекты можно.
А.Г.:
Елена, у нас появился первый слайд – "Социальные услуги для
населения". И я сразу вижу, что они делятся на две части: "Входят в
основной реестр" и "Остальные". Давайте сразу разберемся, что
такое реестр, где он, какие услуги в него входят, и что значит "Остальные".
Е.Т.:
Ангелина, у нас уже второй год действует новый закон о соцобслуживании, который
позволяет некоммерческим организациям наравне с государственными учреждениями
оказывать социальные услуги населению. И это не любые услуги, это именно те,
которые входят в Реестр социальных услуг. И есть Реестр поставщиков социальных
услуг, то есть некоммерческая организация может официально получить такой статус.
Это значит, что они за свою услугу будут получать компенсацию из госбюджета и
оказывать ее либо на бесплатной основе, либо за очень небольшое количество
денег какому-то конкретному гражданину или группе граждан.
Например, поддержка семей с детьми в разных ситуациях.
Речь идет, например, о приемных семьях, о семьях малоимущих, о семьях, которые
воспитывают детей с инвалидностью. Например, это социальная реабилитация и
сопровождение. Это услуги, которые связаны с оказанием помощи разного рода
социальным категориям граждан, например, освободившимся из мест лишения свободы,
бездомным и так далее.
И в этом реестре, более того, могут быть совершенно
разные услуги от региона к региону. Очень часто оказывается, что в этом
реестре, например, по факту всего два направления. Например, социальное такси –
это услуга для людей, которые не могут оплатить перевозку свою по разным
причинам. И например, уход на дому. Можно посмотреть, что входит в этот реестр.
Это доступно всем, кто может отрыть этот закон и посмотреть.
А.Г.:
И я думаю, что мы сейчас нашим телезрителям расскажем, что же такое социальные
услуги и что входит в их перечень.
Социальная
услуга – действие в сфере социального обслуживания. Другими словами, это помощь
людям для улучшения качества их жизни. Основные виды социальных услуг: бытовые,
социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан,
педагогические, социально-правовые, психологические и социально-трудовые.
А.Г.:
Мы продолжаем. Сегодня в студии "Школы гражданина" работает эксперт
Елена Темичева. У меня знаете какой вопрос? А почему, допустим, социальные
услуги какие-то, о которых мы уже сейчас рассказали, у некоммерческой
организации могут быть лучше? И могут ли они быть лучше, чем у государственного
учреждения?
То, что делают некоммерческие организации в каждой сфере, где они работают, действительно уникально. Это более гибкая услуга, она более ориентирована на человека
Е.Т.:
Это безусловно так, я лично в этом абсолютно уверена. И это связано как с
природой некоммерческого сектора, так и с той сложившейся ситуацией, когда
некоммерческие организации оказывают ряд уникальных услуг, которые просто не
оказывают государственные учреждения. Мне в этом смысле всегда очень приятно
вспоминать слова Анюты Федермессер, которая была президентом Фонда помощи
хосписам "Вера". Она говорила: "Да, государство вам может
обеспечить медикаменты, государство может вам обеспечить койко-место в хосписе,
но государство не будет сидеть рядом с кроватью и держать вас за руку".
В этом смысле то, что делают некоммерческие организации
в каждой сфере, где они работают, действительно уникально. Это более гибкая
услуга, она более ориентирована на человека. Это услуга, которая подается в
комплексе. Если вы приходите, ну не знаю, в ночлежку, там вам не скажут:
"Вот вам ваш паек социальный и вот вам…"
А.Г.:
"Вы ночью здесь остаетесь, а завтра утром уходите".
Е.Т.:
Да, а завтра – до свидания. Вам помогут восстановить ваши документы, с вами
будут работать психологи и социальные работники. То есть вы получите ту
поддержку, которая действительно вам нужна. У нас до сих пор нет часто системы
помощи людям с какими-то редкими заболеваниями, потому что на нашу многомиллионную
страну этих людей вроде как очень немного. Но они есть.
А.Г.:
И они тоже нуждаются в помощи.
Е.Т.: И
они тоже нуждаются в помощи. И им помогают некоммерческие организации, которые
создавались специально для того, чтобы, например, помочь детям с муковисцидозом,
специально для того, чтобы помочь "детям-бабочкам", помочь людям,
которые имеют какие-то свои специфические проблемы и которые в этом широком
государственном взгляде просто "сито" не проходят. В этом смысле,
безусловно, социальные услуги, которые предоставляют некоммерческие
организации, – я считаю, что это такое очень осознанное и правильное будущее
нашей социальной системы.
А.Г.:
Елена, мы поговорили о социальных услугах, но я знаю, что есть еще и
общественно полезные. Это новый термин, который сейчас появился и используется.
И есть тоже свой Реестр общественно полезных услуг, которые оказывают НКО.
Е.Т.:
Да, но это называется Перечень общественно полезных услуг, туда входят сейчас 20 позиций.
Мы очень рады, что вообще такой перечень появился и что там появились такие
позиции, как, например, помощь тем же бездомным, освободившимся из мест лишения
свободы, людям ВИЧ-инфицированным – вот таким категориям граждан, которые тоже
не всегда видны на уровне общего перечня государственного. Но там есть куда
расти. Например, мы очень хотели бы, чтобы в этот перечень со временем вошли
услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по охране окружающей
среды.
А.Г.:
Сделаем небольшую паузу, перемену, можем выпить чаю. А нашим зрителям напомним
и еще раз повторим, что же такое общественно полезные услуги и что входит в
этот перечень.
Важно,
что НКО могут не только оказывать услуги, но и решать острые социальные
проблемы. Прежде всего, это помощь пожилым людям, детям, инвалидам, помощь тем,
кто оказался в непростой жизненной ситуации. НКО должны сопровождать семьи, в
которых есть дети с ограничениями по здоровью или тяжелобольные люди. И речь
идет не только о помощи и уходу, но и о психологической поддержке.
А.Г.:
Итак, мы, наверное, сейчас к самому важному моменту нашей сегодняшней лекции
подошли. Где же нам искать перечень уже не услуг, а непосредственно
некоммерческих организаций? Допустим, у меня случилась какая-то проблема, я не
получила помощи от государственных учреждений и инстанций, и я хочу к
общественникам обратиться. Куда, где, что мне искать, куда бежать?
История с социальными услугами именно со стороны НКО сравнительно новая, и мы сейчас находимся на этапе развития
Е.Т.:
Учитывая, что история с социальными услугами именно со стороны НКО сравнительно
новая, мы сейчас находимся на этапе развития. Какого-то единого реестра по всем
субъектам и, например, открытого ресурса в Интернете, где они все собраны,
сейчас не существует.
А.Г.:
Увы, да. Я сама лично пыталась найти, чтобы хотя бы понять масштабы. Нет.
Е.Т.:
Да, это факт. Они, конечно, есть, эти списки, на уровне региональном. То есть
те организации, которые вошли в реестр как поставщики, вы их найдете. Они,
безусловно, должны быть опубликованы в таких списках и реестрах на сайтах
региональных. Ну, по-разному они звучат: сайты краевых правительств…
А.Г.:
А кто в регионах этим должен заниматься?
Е.Т.:
Это может быть местное региональное Министерство социальной политики, это может
быть специально созданное управление или департамент. Но самое главное, что сам
реестр, да, действительно, он публикуется, но, как мы с вами говорили в самом
начале, Ангелина, это минимально. То есть тех, которые сейчас входят в этот
реестр, например, в Москве, их всего единицы, этих организаций, которые вошли в
реестр.
А.Г.:
Это далеко не все организации общественные, которые существуют.
Е.Т.:
Абсолютно, конечно, которые на самом деле предоставляют эти услуги. Поэтому
гораздо эффективнее для людей, которые ищут возможности получить такую
поддержку от некоммерческих организаций, пользоваться, во-первых, ресурсами,
которые создают сами общественные организации. На региональном уровне могут
существовать порталы некоммерческих организаций, прямо они так и называются –
порталы социально ориентированных некоммерческих организаций. Есть ресурсные
центры некоммерческих организаций в ряде регионов, у которых есть свои тоже
интернет-ресурсы, и там, как правило, можно ознакомиться с реально
существующими и хорошо работающими некоммерческими организациями в регионе.
А.Г.:
У нас на слайде появились достаточно известные…
Е.Т.:
Ну, это так называемые агрегаторы. Это еще одна возможность, где найти. Есть
организации, которые создают свои ресурсы и проекты. Здесь, например,
перечислено. Портал, сайт "Так просто!" – это большая компания по
вовлечению прежде всего граждан в деятельность некоммерческих благотворительных
организаций, но также, конечно, он и рассказывает о деятельности НКО. Есть
такие ресурсы, как "Благо.ру" или на предыдущем слайде был
"Добро Mail.Ru", которые являются площадками для поиска и привлечения
пожертвований, с одной стороны. А с другой стороны, они публикуют отчеты о
проделанной работе НКО. И там можно с ними познакомиться. Есть, профильные
средства массовой информации, которые пишут именно о деятельности
благотворительных общественных организаций.
А.Г.:
Это, например, Агентство социальной информации.
Е.Т.:
Это, например, Агентство социальной информации, да, главным редактором которого
я являюсь. Это, например, прекрасное издание "Милосердие.ru" или журнал
"Филантроп". Их не так много, к сожалению, но их начало появляться
все больше и больше.
В любом случае у самих общественных организаций, которые
работают честно, прозрачно и качественно оказывают услуги, есть свои хорошие
сайты. На них вы точно можете зайти и увидеть тот самый перечень услуг, которые
они готовы оказать вам, если вы обращаетесь с той проблемой, которая у них по
профилю.
А.Г.:
Ну и, конечно, нужно смотреть Общественное телевидение России, в том числе
программу "Большая страна", "Школу гражданина". Елена,
спасибо вам огромное за беседу, за лекцию, которую вы нам сегодня прочитали,
рассказали. Мы теперь знаем, куда обращаться, если случилась какая-то ситуация
и нам не помогли государственные органы власти.
Е.Т.:
Спасибо, Ангелина.
А.Г.:
Итак, если вы хотите задать вопрос преподавателям "Школы гражданина"
или увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме –
пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. А
очередное занятие мы проведем в следующий вторник.