Павел Давыдов: Уже более 10 лет в нашей стране активно используется термин "стартап". Правда, до сих пор не все еще знают значение этого слова. В общем понимании стартапом является любой молодой бизнес, который либо получает признание и инвестиционную поддержку, чтобы продолжать развитие, либо закрывается как невостребованный и неконкурентоспособный. В нашей стране десятки тысяч молодых предпринимателей, однако только 10% из них смогли добиться впечатляющих результатов. Прямо сейчас познакомимся с человеком, для которого слово "стартап" имеет широкое гастрономическое значение. В студии "Большой страны" – основатель центра кулинарных стартапов "Mabius" Иван Сидорок. Иван, здравствуйте. Иван Сидорок: Здравствуйте, Павел. П.Д.: "Аппетитные стартапы" – так мы коротко обозначили тему этой беседы. Скажите, насколько точно, на ваш взгляд, это словосочетание соотносится с концепцией вашего проекта? И.С.: Вы знаете, мне бы очень хотелось, чтобы это было 100%-ное соответствие, потому что если стартап не аппетитный, значит на него нет спроса – и, соответственно, у него нет будущего. Вместо того, чтобы формировать в недрах компании какой-то продукт и потом объяснять потребителю, зачем он ему нужен, компании привлекают потребителя в формирование новых продуктов. П.Д.: Но, как известно, аппетит приходит во время еды. А для того, чтобы она состоялась, необходимо приготовить пищу. Скажите, пожалуйста, с какого момента вы поняли, что вам необходимо развиваться? Ведь, насколько я понимаю, проект появился 2 года назад, а тогда вы уже были совладельцем Нижегородского масложирового комбината. Как пришло понимание, что пора двигаться вперед? И.С.: На самом деле в том, что мы делаем, нет какой-то суперновизны. Если просмотреть, как продвигаются ведущие компании в FMCG-отрасли (по-русски это будет "рынок потребительских товаров"), то мы увидим, что они переходят на модель открытых инноваций. То есть вместо того, чтобы формировать в недрах компании какой-то продукт и потом объяснять потребителю, зачем он ему нужен, компании привлекают потребителя в формирование новых продуктов. Этим самым они экономят на создании новых продуктов (я имею в виду – становится дешевле процесс), и при этом они сильно расширяют аудиторию. П.Д.: И все-таки что такое "центр кулинарных стартапов"? Красивые слова, но не всем понятные. И.С.: Центр кулинарных стартапов – это место, куда начинающий предприниматель может обратиться со своей идеей. Он проходит через процесс, напоминающий игру, как квест, то есть это пошаговое прохождение какой-то дистанции. И на каждом шаге этого процесса он, с одной стороны, приобретает какие-то новые знания. То есть мы ему даем компетенции, которых у него раньше не было, и при этом помогаем структурировать его идею в работающий бизнес. П.Д.: Например, я хорошо жарю яичницу. Я могу рассчитывать на то, что я приду в ваш центр и получу инвестиционную поддержку для того, чтобы я эту яичницу жарил для 100 тысяч человек каждый день? И.С.: Первое, что мы сделаем, когда вы к нам придете, – мы попросим вас заполнить Business Canvas. Это такой программный продукт, который позволяет определить ту ценность, которую вы создаете, а второе – для кого вы создаете эту ценность. И если наш анализ покажет, что та целевая аудитория, которую вы указали, действительно хочет есть вашу яичницу, то тогда мы дадим вам денег. П.Д.: За 2 года вы наверняка уже средний срез для себя определили. Кто ваши потенциальные клиенты? И.С.: Наш центр кулинарных стартапов обслуживает, можно сказать, две большие группы интересантов. Первая – это те, кто хочет сам делать новый бизнес. И вторая – это те компании или венчурные инвесторы, которые хотят на этом процессе сделать деньги. Мы можем помочь стартаперу масштабировать его небольшой бизнес и перевести его в глобальную историю. И это не только рынок России. Мы в первую очередь считаем, что нужно оперировать на развивающихся рынках – на тех, на которых есть рост. А это в данный момент рынки Азии (например, Китай и Индия), и большим потенциалом сейчас обладает рынок Африки. То есть это одна часть людей, которым это интересно. И вторая – это те компании, которые как раз используют модель открытых инноваций. Соответственно, среди всего списка тех стартапов, которые мы взяли в свою проработку, они могут выбрать для себя интересные и в них проинвестировать, что им позволит получить новый продукт в портфеле. П.Д.: Но все-таки для них это, наверное, некий рискованный бизнес, потому что не знаешь, будет ли так называемый "выхлоп" и насколько он будет рентабельный. И.С.: Это как раз идеология, которая была продуктом предыдущего маркетингового мышления: ты всегда нес риск, что рынок не примет то, что ты придумал. А здесь история совсем наоборот. Кто лучше велосипедистов знает, что велосипедисты хотят? Например, какой-то напиток функциональный. Я могу только предположить, а те люди, которые этим занимаются непосредственно, в миллионах этих людей будет 1000, 2000 или 3000 тех, кто сам бы хотел придумать этот продукт для велосипедистов. П.Д.: То есть проводится большое исследование, прежде чем запустить тот или иной проект? И.С.: Исследование проводится в процессе уже запуска. Перед тем мы проводим некое event, мероприятие, которое приглашает людей, то есть информирует общественность о том, что мы объявляем конкурс на создание функционального напитка для велосипедистов, например. П.Д.: Фокус-группа? И.С.: Да, совершенно верно. И затем на эту идею приходят желающие ее воплотить. И уже среди них мы выбираем путем отфильтровывания тех, кто не способен дальше фантазий идти в реализацию, и тех, кто, по нашему мнению, будет обладать наибольшим потенциалом. Мы имеем тысячи заявок, из них примерно 200 начинают первый этап. П.Д.: А как много сегодня желающих воспользоваться вашей стартап-программой? И.С.: Вы знаете, конверсия примерно следующая. Мы имеем тысячи заявок, из них примерно 200 начинают первый этап. То есть тех, кто может указать свою целевую аудиторию и ту ценность, которую они создают, – их примерно 200. Из них, соответственно, по нашему опыту, по первой стадии инкубации, оказались уже 6 стартапов, в которые мы инвестируем. П.Д.: Я недавно был на Даниловском рынке в Москве, где представлено очень много необычной кулинарной эстетики. И задаюсь вопросом: а сейчас еще что-то новое можно придумать? Мне кажется, придумали уже все. Или я не прав? И.С.: Феномен заключается именно в следующем: что бы ни было произведено, оно обязательно найдет свой спрос. Я был не очень готов к этому открытию. На самом деле есть те продукты, которые интересуют большое количество людей, а дальше – так называемый "длинный хвост". Раньше нельзя было найти потребителя на совершенно любой продукт, потому что ограничение было в торговых площадях. То есть ты не можешь миллионы музыкальных композиций, например, выставить в рамках одного музыкального шопа, поэтому номенклатура обычно исчерпывалась 10 тысячами композиций в одном музыкальном шопе. Но электронная площадка решила эту проблему – можно любое количество музыкальных композиций выложить на "электронную полку". И поэтому любой, даже совершенно сумбурный набор звуков – его обязательно кто-то купит. П.Д.: Я читал, что в одной из ваших лабораторий готовится новый продукт – снэки на основе ДНК. Немножечко испугался. Что это такое? И.С.: Мы вступаем в век персонализированных товаров. Поскольку наука зашла так далеко в своем развитии, сейчас любой человек может заплатить достаточно вменяемые деньги и получить полный профиль своего ДНК. А ДНК – это тот шифр, который кодирует наш ответ, на пищу в том числе. Помимо того, что он определяет цвет глаз, волос, он определяет то, как мы будем реагировать на поступающие вовнутрь вещества, начиная от лекарств и заканчивая пищей. И поэтому, зная свой точный профиль, ты знаешь, с какой силой ты сжигаешь углеводы, как твой организм разбирается с жирами, как он строит белковые структуры из поступающего белка. Соответственно, зная свой профиль ДНК, ты можешь подобрать идеальный профиль продукта под себя. То есть у тебя не будет побочных эффектов, ты не будешь набирать или терять массу, ты можешь решить кучу своих проблем со здоровьем – ты можешь отрегулировать конкретно под себя то, что ты кушаешь. П.Д.: Иван, я обратил внимание, что все-таки вы ориентированы на Запад. А как же быть с российским потребителем? Тем более все-таки мы живем в самой большой стране, и это большие возможности. Не упустите ли вы их, если вы смотрите все-таки на Запад? И.С.: Нужно искать баланс. Конечно, первый этап любого стартапа – тестирование на местном рынке. Поэтому наш российский потребитель, безусловно, не будет обижен. Другое дело, что после того, как ты проходишь этап своего роста на российском рынке… Российский рынок достаточно ограниченный. Плюс у нас страна огромная страна, как вы заметили, и это создает еще логистические проблемы. Для того чтобы контролировать такой бизнес, тебе нужно иметь точки присутствия в достаточно удаленных местах, что не всегда возможно сделать. Другое дело, когда, например, в Шанхай приезжаешь: там 30 миллионов сам город, и вокруг еще 100 миллионов живет. То есть ты, не выходя за 50-километровый радиус, имеешь то население, которое в России на всей территории. Соответственно, с точки зрения… П.Д.: Рентабельности. И.С.: Да. С точки зрения food-рынка, конечно, это несет гораздо большие перспективы. П.Д.: Но, с другой стороны, раз уж вы привели в качестве примера китайский рынок, то вспомните, например, Гонконг. Я, честно говоря, когда там был, поразился, что же они едят, и вообще как с этим можно жить – и ходил там голодный. А как можно предложить западному потребителю, у которого своя культура потребления пищи, что-то новое? Вот здесь у меня большой вопрос. И.С.: Совершенно справедливый вопрос. И на него как раз есть ответ. Ответ следующий: нужно на локальных рынках иметь свои представительства, которые позволяют делать… Есть технология, называется agile development – это когда ты быстро понимаешь местные вкусы. Например, про Китай, про Гонконг. Оказывается, там шесть совершенно не похожих друг на друга кухонь по всей стране. И человек, который любит одну кухню, совершенно отказывается есть другую. У нас был конкретный опыт в Китае, который я рассказываю. Мы приехали и привезли 60 наших продуктов, начиная от шпрот и заканчивая кашами. И когда приходили китайские семьи, то по 10-балльной шкале ставили примерно 4 нашим продуктам, и это максимум был. А рыбу вообще отказывались есть, шпроты. Мы взяли с собой в поездку двух шеф-поваров, которые попробовали то, что местные кушают каждый день, поняли и для себя составили концепцию вкусовой и текстурной палитр. И прямо на месте в течение получаса они сделали какую-то кашу сладкую с размешанными там шпротами. П.Д.: Ой… Какой ужас! И.С.: И это получило высочайшие оценки китайских потребителей. П.Д.: Вот поэтому мне и не понравилось в Гонконге. Ну, бог с этим Гонконгом, мы живем в России. Иван, у вас накоплен огромный, а главное – положительный опыт. Какой совет вы можете дать россиянам, которые планируют организовать свой бизнес? Какие сферы могут завтра "выстрелить"? Давайте организуем какой-нибудь мастер-класс небольшой для наших телезрителей в завершение нашей беседы. И.С.: Вы знаете, если посмотреть статистику, куда инвестируют венчурные компании в данный момент, то там есть прямо такой рейтинг. Но вверху рейтинга я бы назвал пять индустрий: гаджеты, food (еда), биотехнологии, дизайн и авто. Нужно выбирать какую-то одну из этих отраслей или на пересечении, то есть – дизайн автомобилей, например, или промышленный дизайн, или еще что-то такое. Это с одной стороны. С другой стороны, вообще заниматься бизнесом для человека с правильно выстроенным логическим аппаратом – это нелогичная история, потому что, как вы в самом начале передачи заметили, вероятность успеха – 10%. То есть 90% против того, что ты выживешь как стартапер. Соответственно, здесь скорее эмоциональная история. Просто я хочу сказать: ребята, верьте в свои силы, пытайтесь, спотыкайтесь, падайте, но обязательно поднимайтесь – и рано или поздно вы попадете в эти 10%. П.Д.: Иван, большое вам спасибо за эту беседу. Мне кажется, что лучшее пожелание любому бизнесмену – не столько удачи, сколько трезвого расчета, высокой рентабельности и, конечно же, процветания. Вот всего этого желаю вам. А также пусть будут эти возможности для продвижения стартапов, потому что это поддержка. И.С.: Павел, огромное спасибо. П.Д.: Спасибо и вам. У нас в гостях был основатель центра кулинарных стартапов "Mabius" Иван Сидорок. Для тех, кто сегодня размышляет, какой бизнес сейчас выгодно начать или в какие области экономики инвестировать, чтобы в ближайшие 5–10 лет хорошо зарабатывать, эксперты предлагают следующее: онлайн-продажа продуктов питания, всевозможные гаджеты, коммерческая недвижимость в регионах, производство комплектующих для автомобилей и даже системы управления бытовыми и промышленными отходами. Именно это сейчас подтвердил наш гость. Вариантов, как мы можем убедиться, много. Главное – чтобы было то, что вкладывать.