Гузель Санжапова: Когда я приезжаю в деревню, понимаю, что очень меняется сознание людей, которые работают

Гости
Гузель Санжапова
социальный предприниматель

Павел Давыдов: "Социальное предпринимательство" – этот термин не так давно появился в нашем лексиконе, но мы все чаще сталкивается с ним в разных сферах жизни Большой страны. Сегодня в этой студии познакомимся с Гузель Санжаповой. Эта девушка создала бренд Coccobello, который начался с производства галстуков-бабочек и женских рубашек. В какой-то момент Гузель поняла, что бизнес ради денег не имеет смысла, бизнес должен решать социальные проблемы. Так появилось карамельное производство в деревне Малый Турыш на Урале.

На семейной пасеке Гузель Санжапова вместе со своим отцом и бабушкой основали производство медовых продуктов и травяных чаев. Большинство сотрудников – пожилые люди, которые не только стали получать солидную прибавку к пенсии, но и почувствовали себя нужными. Гузель Санжапова у нас в гостях. Гузель, здравствуйте.

Гузель Санжапова: Здравствуйте.

П.Д.: Вы молодая девушка. В какой момент своей жизни вы поняли, что нужно взять все в свои руки, организовать бизнес, причем не простой, а социально ориентированный?

Г.С.: В какой-то момент я приехала в ту деревню, где у моего папы была пасека, которая осталась от деда. Может быть, нехорошо так говорить, но я услышала, как мой папа шоркает ногами. И я поняла, что в этом есть какая-то определенная безысходность. Деревня маленькая, есть пасека, но ты не конкурентен на рынке, потому что ты производишь пару видов меда. Любой настоящий пчеловод производит два-три вида меда, и у тебя больше просто быть не может. Соответственно, тебе сложно это продать. Это была одна проблема.

Второе, что я заметила: люди не общаются между собой. То есть все живут за своими заборами с телевизором, и вроде как всем хорошо. И я поняла, что для папы это был очень большой стресс, потому что вроде как есть пасека, которая досталась от отца, жена и ребенок в Екатеринбурге, другая дочь в Москве, и как-то он почувствовал себя, может, немножко брошенным. И для меня это шорканье ногами стало, наверное, тем самым, что заставило меня подумать, что нужно сделать, чтобы что-то стало лучше.

П.Д.: А что нужно сделать? Вот с чего начать? Я, например, даже в свои 38 лет боюсь, что не смог бы все перевернуть в своей жизни, стать социальным предпринимателем, и более того, поставить такую цель – возродить целую деревню.

Г.С.: Я же не думала изначально, что я хочу целую деревню возродить. Передо мной стоял определенный круг проблем. И я подумала, что лучшее, что может решить и проблему того, что люди не общаются, и проблему со сбытом, потому что у нас был переизбыток меда: нужно придумать какой-то продукт, в производстве которого будет занят не только папа, его пасека, его помощник, а будут заняты еще и люди, которые живут в деревне.

А поскольку я мед не ем, соответственно, я начала фантазировать, что можно сделать. Мы очень быстро нашли технологию, поняли, что мед можно взбивать – он получается более приятный на вкус, что ли. И подумали, что классно было бы добавить ягоды, они оставляют послевкусие. Для меня в меду самое страшное то, что он очень сладкий. Мне тяжело есть очень много сладкого.

П.Д.: Гузель, давайте вернемся в то время, когда все началось. Вам ведь наверняка нужны были помощники, деньги, чтобы все это запустить. Как это все вы нашли?

Г.С.: Лучшие мои помощники – это моя семья. Деньги у меня на тот момент были. Я уходила со своей основной работы, и у меня скопилась определенная сумма, которой хватило бы на хороший отпуск вдвоем где-нибудь, не знаю, в Америке или в Австралии, но вполне нормальная сумма, чтобы вложить ее куда-то. Мы поняли, что мы не хотим ехать в отпуск, и решили попробовать купить оборудование для сбивания меда, фасовочную линию маленькую. Благо, мы все это нашли очень быстро, все это привезли. На что папа сказал: "Ты сумасшедшая".

П.Д.: И все пошло, как говорится, все и сразу? Или все-таки ваш сладкий путь был не столь простым? Как сейчас это кажется? "Захотела – сделала. Цель есть. Все хорошо! Деньги были. Не Австралия, так производство". Кажется, так все просто. А если задуматься, это ведь не то что тяжелый труд. Я считаю, что это подвиг.

Г.С.: Сейчас, когда я оглядываюсь, я сама, честно сказать, не могу поверить, что все это получилось, потому что каждый день ты просыпаешься и понимаешь: тут проблемы, там проблемы. Но для меня не бывает нерешаемых. Я понимаю, что всегда есть путь какого-то решения. Так мы решили сделать первую маленькую партию (там было порядка 70 баночек), пойти и попробовать продать их. Мы просто пошли на маркет – в Екатеринбурге, не в Москве. Это была моя принципиальная позиция: попробовать это сделать в регионе. Потому что понятно, что твой мед будет стоить не столько, сколько стоит обычный мед, потому что туда вложено много труда. И, на удивление, мы продали все банки.

А самое большое удивление у меня было, что таких "извращенцев", кто не ест мед, кому очень сладко, кому пахнет медом, оказалось много. Так мы продали эти первые баночки и поняли: значит, это кому-то надо. Для сравнения скажу, что в прошлом году мы примерно продали 19 тысяч банок.

П.Д.: Карамельное производство, медовое производство – а в чем все-таки разница?

Г.С.: Как в чем разница? Разница в основе.

П.Д.: Нет, понятно, что мед, карамель. А почему именно такое направление? Шоколадную фабрику ведь можно тоже открыть.

Г.С.: Когда я стала думать, что можно еще сделать, для меня решающим фактором было: я сделала новый продукт, в котором будут ягоды, которые собирают люди. И я начала думать, какие продукты можно сделать. Разные батончики, снеки и так далее, и так далее – этого в магазинах много. Очень много в магазинах чупа-чупсов, но состав чупа-чупсов не радует. Срок хранения леденцовой карамели без всяких добавок, где у тебя будет только сахар, сироп и ягоды, – это шесть месяцев. Для ритейла это очень мало. Но мы принципиально пошли в эту линейку и подумали, что это будет интересно просто потому, что натуральных леденцов действительно на рынке очень мало.

П.Д.: Скажите, а это все в рамках бренда Coccobello производится?

Г.С.: Да.

П.Д.: А почему такое название вы выбрали?

Г.С.: Это название мы еще выбирали для галстуков и бабочек. Если вы когда-нибудь лежали на пляже в Италии, то там ходят мужчины, продают кокосы и кричат: "Cocco bello! Cocco!" И мы тогда подумали, что если бы у него была наша бабочка, все было бы лучше. И так, в общем, как-то это все приросло.

П.Д.: Как социальное предпринимательство помогает возродить жизнь в деревне? "Сладкий путь". В студии Большой страны – социальный предприниматель Гузель Санжапова.

Какие-то изменения уже в деревне есть положительные, помимо того, что запущено производство, появится скоро карамельная фабрика?

Бабушки бегут на работу, потому что им там интересно, потому что там последние новости, люди там смеются, люди там довольны жизнью. Они чувствуют себя нужными. Для деревни это сегодня редкость.  

Г.С.: В первую очередь для меня лично изменение: когда я приезжаю в деревню, я понимаю, что очень меняется сознание людей, которые работают. Им больше не интересно сидеть за забором в телевизоре, а им интересно общаться с людьми. Это очень показательно, например, как бабушка какая-нибудь бежит на работу с утра. То есть у нее рабочий день с девяти. Надо понимать, что в деревне 20 домов, то есть это одна улица, там ничего нет. Но она бежит, она торопится! И не потому, что кто-то ее наругает, что она опоздала на работу. У нас вообще такого нет. Производство – это одна большая семья. Она бежит, потому что ей там интересно, потому что там последние новости, потому что люди там смеются, потому что люди там довольны жизнью. Для деревни это сегодня редкость. Они чувствуют себя нужными. Это самое большое изменение, которое я замечаю у людей в глазах.

Могу сказать, что благодаря спонсорам в деревне появилась детская площадка. Сейчас это лучшая площадка вообще в районе, в Красноуфимском районе, потому что есть резиновое покрытие, она компактная, милая и хорошая. Мы сделали ее для 10 детей, которые живут в деревне.

П.Д.: Я нашел на одном из сайтов, что вы поставили перед собой такую сверхзадачу – сделать так, чтобы деревня развивалась и становилась комфортной для жизни. А у вас есть понимание, как это сделать в нынешних реалиях, когда одна деревня в Пермском крае стерта с земли, другая в соседнем регионе разрушена? И такая ситуация по всей стране.

Г.С.: Конечно, когда я запускала этот проект, я не думала, что я буду ставить какие-то сверхзадачи и думать о том, что делать дальше. Я понимаю: о'кей, в деревне самая большая проблема, что нет работы, поэтому люди оттуда уезжают. Ведь, по сути, ты в деревне можешь зарабатывать те же самые деньги. Это будет чуть меньше, наверное, чем в городе Екатеринбурге, например, но ты там не снимаешь квартиру, у тебя есть свое хозяйство, у тебя все свое. Ты при этом в 5 часов вышел с работы, и ты наслаждаешься, ты дышишь воздухом, ты видишь, как солнце заходит. Мы в Москве это не всегда замечаем, согласитесь.

П.Д.: Да, согласен.

Г.С.: Если у людей есть работа – значит, нужно потихонечку подтягивать инфраструктуру. Понятно, что в таких маленьких деревнях, как наша, государственной программы развития не будет просто потому, что не понятно, насколько эти деньги потом вернутся государству. И я объективно понимаю, что, к сожалению, ситуация такова. И я понимаю, что нужно создавать инфраструктуру.

Первое, что меня больше всего в деревне расстраивало, помимо того, что люди не чувствуют себя нужными и им нужна какая-то работа, – меня расстраивало, что дети играют на дороге. То есть, в принципе, дети никогда в своей жизни не видели качелей нормальных, детской площадки и песочницы. И мне очень многие говорят: "Да зачем вы это делаете? Поставили бы лучше площадку в другой деревне, где больше детей". Я говорю: "Посмотрите, если хотя бы эти 10 детей увидят лучшее детство, у меня есть уверенность, что хотя бы один завтра не пойдет воровать".

И дальше я понимаю: о'кей, детская площадка есть. Что нужно дальше? И я стала наблюдать. Когда мы собрали людей на открытие детской площадки (я специально села на велосипед, всех объехала и позвала на открытие поговорить), все люди мне сказали: "Спасибо". Я говорю: "За что?" Даже не за детскую площадку. Они сказали: "Спасибо, что в первый раз, – внимание! – за 30 лет мы все вместе встретились в центре деревни". 20 домов, 50 человек не могут собраться. Значит – нужно место, где они могут встречаться.

Меня расстраивало, что дети играют на дороге, никогда в своей жизни не видели качелей нормальных, песочницы…Благодаря спонсорам в деревне появилась детская площадка, она компактная, милая и хорошая. Мы сделали ее для 10 детей, которые живут в деревне. 

Поэтому сейчас в нашем краудфандинговом проекте заявлено, что мы задумались над постройкой какой-то общественной зоны для взрослых – просто потому, что когда мы площадку открыли, ночью мы заметили, что взрослые люди на каруселях катаются.

П.Д.: Это естественно, если негде собраться.

Г.С.: Мало того, что они точно такие же недоигранные, у них этого в детстве не было.

П.Д.: Гузель, позвольте такой вопрос. Он, может быть, немножко пространный, но он важный. А тяжело ли быть в нашей стране социальным предпринимателем? Кто как не вы знаете ответ.

Г.С.: У меня есть такая поговорка: "Если тяжело – значит в гору". Легко только с горки спускаться. Да, может быть, тяжело. Я просто об этом не очень часто думаю. Если было бы легко, нас, наверное, было бы очень много. Я работаю над этим и пытаюсь как-то рассказать людям, что это не страшно, что это интересно очень и так далее. Но я понимаю, что нам еще нужно очень много времени, чтобы появилось еще 10, 20, 30 таких детей в деревнях, которые хотят что-то сделать.

П.Д.: Дело в том, что недавно законопроект о социальном предпринимательстве был вынесен на общественное обсуждение, его активно сейчас дорабатывают. С вашей точки зрения, какие основные документы этот важный документ для социального предпринимательства должен содержать?

Г.С.: Наверное, он должен в первую очередь определять, что такое социальный предприниматель, кто это такой, то есть социально ответственный бизнес ли это, или это социальный предприниматель, который затеял производство ради того, чтобы решить какую-то проблему.

Потому что у меня был очень классный пример. Я была на тренинге в "Сколково", ко мне подходит мужчина и говорит: "Я что-то не понял, а ты чем вообще занимаешься? У меня ликероводочный магазин. Я тоже социальный предприниматель – я же людей трудоустраиваю". Я говорю: "Но ведь у вас на вопрос "зачем вы это делаете?" ответ – деньги". Он говорит: "Ну да. А куда без денег?" Я говорю: "Ну, у меня тоже есть вопрос денег, только у меня ответ на вопрос "зачем?" другой. Мне важно, чтобы деревня не умерла". Понятно, что я тоже думаю о деньгах и должна их зарабатывать. No money, no honey.

П.Д.: Гузель, какую цель перед собой ставите на ближайшее время, на ближайший год?

Г.С.: На ближайший год у нас все довольно четко прописано. Мы планируем, что мы хотим построить карамельную фабрику, дать людям чистую воду, сделать скважину питьевой воды и, соответственно, сделать общественную зону. Если про какие-то бизнес-планы, честно сказать, не считала. То есть это будет понятно только в январе.

П.Д.: Вы пришли не с пустыми руками. В двух словах расскажите, что это за чудо-ложки. С медом все понятно.

Г.С.: Все думают на самом деле, что в ложках мед, но это неверно. В ложках карамель. К сожалению, медовой карамели быть не может просто потому, что температура кипения карамели 140 градусов – мед там испортится, и ничего от него не останется. Это ложка с травяным чаем. Собственно травы и ягодки, которые внутри, собирают бабушки в деревне. Суть ее в том, что ты пьешь обычный чай из пакета в студии, кладешь туда ложку – и тебе становится вкуснее, и ты чувствуешь запах деревни. Вот такой продукт. Там самое главное, что история деревни написана на коробочке с чаем. Это самое большое достижение.

П.Д.: Гузель, большое вам спасибо за участие в нашей программе. Я пожелаю вам побед не только во всевозможных конкурсах, премиях, а в главном состязании, которое выпадает любому человеку: добиться поставленных целей, победив главного соперника – себя. Пожелаю вам успешного и сладкого пути. Спасибо вам большое.

Г.С.: Спасибо.

П.Д.: У нас в гостях была социальный предприниматель Гузель Санжапова. 

О бизнесе, который помогает решать социальные проблемы.