Ангелина Грохольская: Сегодня я начну с личной истории. По дороге на работу в электричке я часто встречаю молодого человека с белой тростью. И однажды, когда на станции было очень много людей, я решила ему помочь, проводить к турникетам. Он вежливо отстранил мою руку, сказал "Спасибо", и вместе со всеми направился к выходу. Вы знаете, у меня было ощущение, что ориентируется он не хуже нас, зрячих. Мы все понимаем, что людям с физическими особенностями надо помогать, но как это делать правильно, узнаем в "Школе гражданина". Сегодня у нас замечательные гости. Впрочем, как всегда я всех приветствую. И сначала я представлю наших основных спикеров, которые сегодня и будут учить нас с вами, дорогие мои телезрители, общению с особенными людьми. У нас сегодня в гостях Мария Генделева, руководитель отдела универсального дизайна на предприятии "Перспектива". Мария, здравствуйте. Мария Генделева: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Я так понимаю, что вы занимаетесь именно доступной средой. Мария Генделева: Универсальный дизайн больше связан и с архитектурной доступностью, и с подачей информации, обслуживанием клиентов, и как раз туда входит терминология и этикет. Ангелина Грохольская: Вот она, наша тема. Поэтому сегодня на вас вся надежда. Вы нас будете учить. Также у нас замечательная мама, замечательного сына Александра Казарина. Саша, здравствуйте. Александра Казарина: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Которая тоже поделится с нами советами, как реагировать на ребяток, которые, может быть, чем-то отличаются. У нас сегодня есть юные гости, например, Оксана. Я обязательно с ней вас познакомлю, она сегодня с папой. Всех гостей обязательно сегодня представлю. Здравствуйте еще раз. Начну с Марии. Скажите мне, пожалуйста, Мария, вам первый вопрос, если вы на улице проезжаете, гуляете не в машине, а в коляске, то с чем чаще всего сталкиваетесь, с какими ошибками со стороны людей немножко других, нас остальных прохожих? Мария Генделева: Очень часто приходится просить о помощи, потому что если хочешь пойти в магазин или в торговый центр, еще куда-то, и если нет условий, там несколько ступенечек, то просишь молодых людей тебе помочь. Очень часто они даже не спрашивают, как, и начинают тебя прямо так хватать на руки. И еще бывает, что у многих колясок, например, у подножки есть съемные ручки, и если их поднимать, то они могут остаться у тебя, а человек остается на полу. Это может быть очень опасно, и всегда нужно успеть сказать, как правильно помочь. Потому что иногда мужчины, они очень сильные, очень быстрые… Ангелина Грохольская: Тем более когда они видят такую красивую девушку. Мне кажется, это нормальная реакция. У нас Илья Чех, который отвечает за технологии, и нам тоже какие-то нюансы расскажет. Уже сейчас, готов подхватить вас на руках и унести, куда вы скажете. У нас как раз таки появилось видео, которое нам любезно предоставил портал "Милосердие", и мы начали с правил, как общаться с людьми на инвалидных колясках. Первое правило: когда вы разговариваете с человеком в инвалидной коляске, обращайтесь к нему, а не к сопровождающему, который везет коляску. Я хочу сейчас обратиться к аудитории. У нас есть Валентина Дроздкова, педагог, мама особенного ребенка, который поддакивает активно. Я вижу, вы соглашаетесь, так как тоже сталкиваетесь с такими ситуациями. Валентина Дроздкова: Да, можно сказать, каждый день. Мой сын в инвалидном кресле с рождения, и все 11 школьных лет мы посещали обычную школу, и часто бывает так, что обращаются ко мне. От меня правило: разговаривая с человеком, который в инвалидной коляске, надо смотреть хотя бы на уровне… Ангелина Грохольская: Если я разговариваю с Машей, то я буду смотреть на нее – мне кажется, это естественно, – а не с человеком, который стоял бы рядом с ней. Валентина Дроздкова: И спрашивать: "Нужна вам помощь? Вам помочь?". Не бросаться помогать, когда его не просят. Ангелина Грохольская: Это тоже одно из правил, которые у нас существуют. Скажите, а стоит ли катить коляску без спроса? Александра Казарина: Ни в коем случае. У меня Максим очень ревностно к коляске. Он сам ее может катить, и он не любит абсолютно, когда кто-то чужой без спроса вообще к коляске прикасается. Это его личное пространство. Более того, иногда, когда он сам катит коляску, например, пытается преодолеть какое-то небольшое препятствие, он чувствует своими руками, что он сделает. И если кто-то пытается подкатить, помочь, как-то приподнять, то он просто теряет контроль над этими движениями, и это очень сильно усложняет его передвижения. Ангелина Грохольская: Я хочу сейчас обратиться к Илье Чеху (это компания "Моторика"). Раз уж мы заговорили о нюансах именно технических. Что нужно знать, если мы видим человека, который пользуется какими-то специальными приспособлениями? Илья Чех: Понятно, что каждый человек не знает, как работает протез, как работает коляска, какая у нее конструкция и особенности. Как правильно отмечали несколько раз, это нужно каждый раз спрашивать. Наша компания занимается разработкой протезов верхних конечностей, и мы в разработке использовали два правила. Во-первых, это простота, то есть наши протезы должны быть достаточно простые, и наши протезы должны быть надежными. Поскольку мы фокусируемся сейчас на детских протезах, дети очень быстро все ломают – сами, не сами, среди сверстников… Ангелина Грохольская: У нас Оксана сидит, которая хитро улыбается. Илья Чех: Оксана как раз одна из наших самых первых и самых активных пользователей. Когда дети с нашими протезами приходят в школу, в садик, первая реакция у сверстников – это огромный интерес. Их обступают на полчаса, на час, не дают им прохода, спрашивают: "Как это, что это?", пытаются подергать, из-за чего очень часто… Ангелина Грохольская: Чего, наверное, тоже делать не стоит? Подергивать точно не надо. Илья Чех: Конечно. Если человек разрешает посмотреть, потрогать, попробовать, как это работает, то только в этом случае. Ангелина Грохольская: Илья, спасибо вам огромное за то, что рассказали. Я знаю, что вам надо уходить. Производство таких особенных вещей не терпит вашего отсутствия. Спасибо вам большое, что приняли участие в нашей беседе. Мы вас отпускаем. Илья Чех: Спасибо. Мария Генделева: Спасибо. До свидания. Ангелина Грохольская: Мы продолжаем нашу беседу. Знаете, о чем вас всех сейчас хочу спросить? Обычных прохожих с нашей стороны, которые встречаются с людьми, раз мы говорим о людях на колясках. Всегда неудобно спрашивать. Вы все говорите: "Спросите, подойдите". Неудобно. Как спросить, как подойти? Развейте этот стереотип, что надо подойти и спрашивать, что нет такого слова "неудобно". Как корректно, правильно, этично это сделать? Мария Генделева: Мы стесняемся из-за того, что нет опыта. И как раз наша организация "Перспектива", мы и проводим такие тренинг по пониманию инвалидности, по терминологии, этикету. У нас очень часто заказывают сотрудники банков, сотрудники музеев, куда непосредственно приходят люди с инвалидностью. Они также хотят получить услуги, побывать на выставке. И иногда сотрудники боятся общаться с людьми с инвалидностью, не знают, как это делать, не знают, как правильно называть людей с инвалидностью. Поэтому есть тоже правила, есть наши рекомендации, можно делать то, что мы иногда проводим квесты, где приглашаем людей без инвалидности и людей с инвалидностью, мешаем все это. И тоже это такой навык общения, чтобы можно было свои страхи как-то преодолеть. Ангелина Грохольская: Я сейчас хочу обратиться к нашей гостье из "Милосердия" Алене Давыдовой. Алена Давыдова: Давыдова Алена, руководитель патронажной службы "Милосердия". Как раз одно из направлений деятельности нашей службы – это помощь людям с ограниченными возможностями. Что мне первое и самое важное хочется сказать, что инвалид – это, прежде всего, личность. У нас остались какие-то негативные пережитки советского прошлого, когда мы даже иногда не воспринимаем людей с инвалидностью, они долгое время не имели возможности появляться на улице, сидели в квартирах. Сейчас потихонечку эти стереотипы начинают рушиться, но всем нам важно этому помочь. У нас сейчас идет сбор на нашем сайте, где мы помогаем девушке со СМА (спинальная мышечная атрофия), собрать на электрическую коляску. Ей очень важно доехать самостоятельно на свой выпускной, чтобы не папа отвел за ручки, а чтобы она ездила сама. Мария Генделева: Потрясающе. Ангелина Грохольская: Я сейчас предлагаю посмотреть видеоролик, снятый "Милосердием". Мы говорили про людей, которые передвигаются на инвалидных колясках, но есть еще люди с белой тростью, люди незрячие. Потом об этом поговорим уже более подробно. Давайте посмотрим видео. Титр: Три правила общения с незрячим человеком. - Не стесняйтесь предложить незрячему помощь. Дотроньтесь до руки и спросите: "Вам помочь?". Не кричите, ведь незрячий – не глухой. Если вашу помощь приняли, то попросите человека взять вас под руку и идите на полшага вперед. Не нужно хватать его за руку и тащить за собой. Предупреждайте незрячего о препятствиях, ступенях, лужах или ямах, описывайте обстановку вокруг настолько конкретно, насколько это возможно. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Титр: Правило 1: Не стесняйтесь предложить незрячему помощь. Дотроньтесь до руки и спросите: "Вам помочь?". Возьмите незрячего под руку, идите на полшага впереди и предупреждайте его о препятствиях. - Не усаживайте инвалида по зрению, подталкивая его к сидению. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула или подлокотник. Пусть вас не обманывает то, что незрячий может носить очки. Это облегчает ему ориентацию, но и в очках он нуждается в помощи зрячих. Если вы знакомите незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его рукой, а дайте ему возможность самому свободно потрогать предмет. Титр: Правило 2: Не пытайтесь усадить незрячего, подталкивая его к сиденью. Предложите есть, а затем положите его руку на спинку стула. Предлагая новый предмет, дайте возможность незрячему человеку самому взять его в руки. - За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий человек при тесноте не опрокинул чайник с кипятком, посуду, блюдо с угощением или вазу с цветами. Если вы обедаете вместе с незрячим, рассказывайте ему о том, какую приносят пищу, и как располагают на столе и на тарелке. Это поможет ему самому найти нужное блюдо. Также не следует ничего класть в тарелку незрячему человеку, не предупредив его о своем намерении. Титр: Правило 3: За столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий человек ничего не опрокинул. Если вы обедаете вместе, рассказывайте, какую приносят пищу и как ее располагают. Ангелина Грохольская: Вот такие основные правила. Я сейчас хочу предоставить слово еще одной нашей гостье – Наталья Николаевна Громова, специалист учебного центра "Собаки-помощники инвалидов" у нас сегодня в гостях. Наталья, вы как раз таки работаете и с незрячими, и готовите им собачек. Наталья Громова: Прежде всего, я работаю с незрячими. Ангелина Грохольская: В первую очередь. Наталья Громова: Наша основная работа – передача собаки, и умение научить незрячего человека пользоваться этой собакой. Ангелина Грохольская: К этим правилам что бы вы добавили, и какие нюансы есть, если незрячий не с белой тростью, не с сопровождающим, а с собакой-поводырем, что нужно знать? Наталья Громова: Если взять вначале про белую трость, я бы сказала, что если вы видите, что идет незрячий человек, не испытывая никаких затруднений, совершенно явно знает, куда он идет – не мешайте ему, не надо его хватать за руки, не надо пытаться помочь. Самое главное, что человек идет уверенно, он себя очень хорошо чувствует, и постоянно слышит: "Не надо ли помочь?". Еще хуже, когда хватают, тянут, и человек полностью теряет ориентировку. При входе в вагон людям пытаются уступить место, усадить. Но, как правило, незрячий человек физически совершенно нормальный, и если его просто насильно отвести и усадить куда-то в кресло, то он теряет ориентацию. Ангелина Грохольская: Я такое наблюдала однажды: "Вы садитесь, садитесь". Молодой человек, сильный, высокий, но просто в очках, и говорил: "Нет, я постою". Он сам готов уступить место. Наталья Громова: Что касается незрячего с собакой-поводырем, то основное правильно – перед тем, как вмешиваться, обязательно спросить, нужна ли помощь, и не вмешиваться насильно в работу пары, потому что это пара, и там два индивида, две личности: и собака, и незрячий. Они чувствуют себя… Я сегодня первый раз услышал, как человек с инвалидным креслом обращается, что это нечто живое, продолжение организма. А собака, она живая, она действительно чувствует. И если она начинает нервничать в тот момент, когда пытаются оказать помощь, то будет только хуже. Поэтому обязательно спросить. И еще о чем я хочу обязательно сказать. У всех возникает желание погладить собаку поводыря. Идет незрячий с собачкой… Ангелина Грохольская: Нам же кажется, что она добрая, что она хорошая. Наталья Громова: …собачка такая хорошая, такая ласковая. Как правило, это лабрадоры. Собака идет по маршруту, люди тянут к ней руки, люди начинают свистеть, начинают звать ее. Собака, она собака, она живая, она отвлекается. Ангелина Грохольская: И она может отреагировать? Наталья Громова: Да, она может среагировать, свести с маршрута, то есть причинить вред своему хозяину. Ангелина Грохольская: Нужна ли помощь ребенку в школе, у которого есть какие-то физические особенности? У нас сегодня Оксана, у нас сегодня папа Оксаны Женя, у нас Александра, у которой мальчик тоже учится в школе. Оксаночка, ты же в школе учишься или в садике? В школе? Расскажите, как происходит общение со сверстниками в школе, и что нужно знать детям и родителям? Евгений: Общение в школе происходит совершенно нормально. У нас обычная школа. Оксана посещает школу в двух режимах: в режиме с протезом и без. Соответственно, с протезом – повышенное внимание, и друзья вокруг нее летают. Но если без протеза, то как обычный ребенок она ходит. Самое главное, в первом классе, когда она пошла, я ей сказал: "Оксана, не прячь ручку. Если дети будут спрашивать, то подходи, показывай, рассказывай. Когда ты детям показываешь, то им любопытно на пять минут. А потом они к тебе привыкают: "Привет, Ксюха! Здорово!", и пошли дальше". Ангелина Грохольская: Тем более такой улыбчивый ребенок. Евгений: Вы вначале программы правильно сказали, что если что-то будешь прятать, то будет: "Покажи, покажи!". Нельзя прятать, а надо показывать. Злых детей, как правило, не существует, а существуют просто дети, которым не объяснили родители. И если какие-то маленькие конфликтные ситуации возникают, то надо разговаривать не с ребенком конкретно, а с родителем поговорить, сказать, что "Давайте вместе сходим поиграть куда-то. Лучше дружить, чем враждовать". Врагов у нас, слава богу, нет. Ангелина Грохольская: И не может быть у красавицы такой. Саша, я хочу, чтобы вы сейчас рассказали такой свод правил для нас, родителей. Если в классе появляется особенный ребенок, то что мы должны сказать своим детям? Александра Казарина: Мне кажется, ничего не надо. Подростки, дети сами между собой разберутся. Здесь никаких правил нет. Они как-то это чувствуют лучше, наверное. Когда Максим только пошел в школу два года назад, ребята предложили сразу помощь. Они видели, как я помогаю Максиму преодолеть лестницу. Ребята как-то все это очень быстро поняли, и они мне сказали: "Не ходите в школу, не надо его провожать, мы сами будем помогать". Класс замечательный, в школе ребята очень хорошо его принял. Сейчас я просто отправляю его в школу, и ни о чем даже не переживаю. Валентина Дроздкова: Замечательно. И чем раньше ребенок с инвалидностью оказывается в среде своих сверстников, среди ровесников, тем лучше для всех, и для всего общества в целом, не только для детского, но и для взрослого. Ангелина Грохольская: Для взрослого, как мне кажется, в первую очередь. Евгений: Я бы хотел сказать, что еще сказать, чтобы отношение было не как к ребенку-инвалиду, а как к ребенку, который косячит, не слушается. То есть спрос должен быть как с обычного ребенка. Не надо жалеть, это важно. Как только начинают жалеть, то ребенок сразу садятся на шею, за минуту. Валентина Дроздкова: Дети очень быстро привыкают. Евгений: У нас очень строгая учительница в школе, Юлия Алексеевна. Я прямо говорю: "Юлия Алексеевна, три шкуры, если что не так". Ангелина Грохольская: Ставит двойки, не ставит? Евгений: Двоек еще пока, слава богу, нет. До троек уже скатилась пару раз. Ангелина Грохольская: Ай-ай-ай! Спасибо вам огромное за то, что пришли. Я желаю всем вам удачи, здоровья. А мы с вами, дорогие телезрители, должны запомнить: не стесняйтесь спрашивать, предлагать свою помощь, но если она не нужна, то и слава богу. На этом сегодняшнее занятие в "Школе гражданина" мы завершаем. Если вы хотите увидеть в нашей студии специалистов по конкретной интересующей вас теме, или задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" – пишите. Электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru. Ищите нас и социальных сетях. А очередное занятие мы проведем в следующий вторник.