Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидение России, в эфире «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, в студии Павел Давыдов, здравствуйте! По понедельникам мы говорим о прорывах и неудачах в различных областях науки и производства, о том, как передовые технологии и современные взгляды могут изменить нашу жизнь. Центральный федеральный округ, он во многом задает ритм развитию всей России, но в то же время проблемы, возникающие внутри него, в первую очередь, затрагивающие Москву и Подмосковье, оказывают существенное влияние на другие субъекты Федерации, поэтому решение демографических, энергетических, транспортных и экологических вопросов должно происходить с учетом интересов всех регионов. О развитии Центрального федерального округа мы поговорим сегодня с Николаем Константиновым – исполнительным директором ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «ЦФО». Николай Николаевич, здравствуйте! Николай Константинов: Здравствуйте! Павел Давыдов: Чтобы нашим зрителям было понятно, давайте расскажем, что из себя представляет ассоциация, а главное, какие задачи сегодня перед ней стоят? Николай Константинов: Ассоциация «ЦФО» создана 18 субъектами Федерации Центрального федерального округа, главная задача – это организация межрегионального сотрудничества, чтобы с проблемами, которые для вех характерны, боролись не каждый в отдельности, а смогли объединить ресурсы: и кадровые, и экономические, и финансовые, и интеллектуальные, основная задача – объединение ресурсов. Павел Давыдов: Кроме Москвы и Подмосковья, какие еще регионы имеют стратегическое значение? Николай Константинов: Практически все, потому что здесь сосредоточена большая часть экономического потенциала страны и нельзя один регион рассматривать в отрыве от ЦФО – все они играют серьезную роль, потому что так уже сложилось. Павел Давыдов: Вы, как любящий папа, никого не хотите обидеть: люблю всех! Николай Константинов: Это центр России, это 39 миллионов человек, это основной промышленный потенциал. Павел Давыдов: Хочу обратить Ваше внимание, тему этой беседы мы назвали так: «Смена караула». Эта смена, возможно, произойдёт уже в сентябре, в единый день голосования. По вашим прогнозам, в каких регионах, входящих в ЦФО, можно ожидать политических изменений? Николай Константинов: Курская область и Липецкая область – там сейчас временно исполняющие обязанности губернаторов, а в остальных, надеемся, что никаких сюрпризов у нас не будет, потому что подготовка губернатора – это достаточно сложный процесс, на это нужно время, из ниоткуда губернаторы не появляются, это не кино, как сейчас на Украине. Павел Давыдов: В 2011 году была принята Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года. Николай Николаевич, если основываться на этом документе, можно подвести итоги: что успели сделать, а какие направления развития остались в виде проектов? Николай Константинов: Естественно, мы ориентируемся прежде всего на глобальные федеральные направления деятельности, а за это время много изменилось: в 2012 году приступил к обязанностям Президент Владимир Владимирович Путин и тогда, в 2012 году были приняты Майские указы Президента, по которым мы работали, в 2018 году – новый Майский указ и несколько изменены направления, реперные точки, по которым должны двигаться, поэтому я буду честен: мы в основном ориентируемся на эти документы, а уже Стратегия, которая принята в 2011 году, она идет, как фоновая, потому что, в первую очередь, все усилия страны, естественно, сосредотачиваются на исполнении Майских указов Президента. Павел Давыдов: Если посмотреть на большую страну, к сожалению, не все регионы могут похвастаться, можно даже сказать и так, реализацией национальных проектов, а если посмотреть на этот вопрос через призму Центрального федерального округа: в каких регионах эти национальные проекты реализуются быстрее всего и эффективнее? Николай Константинов: Скажу, что слишком мало времени, нельзя говорить об исполнении национальных, вообще, крупных федеральных проектов через полгода – это невозможно. Недавно мы разговаривали с Губернатором Тамбовской области – Никитиным Александром Валерьевичем, он является председателем сейчас общего собрания, он рассказывал о ситуации в Тамбовской области по привлечению инвестиций и, Вы знаете, он рассказывал и о результатах можно сказать через 3 года, вот, через 3 года – да, через полгода – невозможно, потому что для привлечения инвестиций, а это один из основных показателей, один из основных трендов, которые нужно продвигать для изменения экономической ситуации в области, для привлечения нужно огромное количество вкладов интеллектуальных, разобраться, в какие проекты можно двигаться, разобраться с тем, как можно привлечь инвесторов, как построить политику льгот и так далее, и так далее, это всё начинает срабатывать в лучшем случаем через 2 года, поэтому по национальным проектам говорить, кто-то лучше, кто-то хуже – рано. Мы всё время смотрим: приходит новый губернатор, мы хотим от него уже через 100 дней… отсчитывают журналисты, через 100 уже что-то – такого не бывает, 300 дней, 600 дней… Павел Давыдов: Минимум… Николай Константинов: Цыплят… Павел Давыдов: Только по осени считают. Считается, что основными угрозами развития ЦФО сегодня являются: это уменьшение численности населения, недостаток квалифицированных кадров, расслоение населения по уровню жизни, чрезмерная концентрация транспортных потоков. Николай Николаевич, имея эту информацию, скажите, пожалуйста, можно ли решить эти проблемы в отдельно взятом округе? Николай Константинов: В отдельных регионах остальных решить невозможно, нужно только вместе. Транспортная проблема: любая электричка… для того, чтобы доехать до Орла всё равно надо проехать несколько областей условно, и мы попытались приступить к решению транспортных проблем, оказалось, что нам потребовалось создать целый координационно-аналитический центр, анализировать, а как работают перевозочные компании, по каким маршрутам они ходят, какая система аренды подвижного состава, система найма машинистов, локомотивных бригад – это всё в комплексе крутится, это всё можно только вместе решать. Павел Давыдов: Но для решения той или иной проблемы нужны и помощники, они у Вас есть в лице того же Общероссийского народного фронта, который, как палочка-выручалочка, сегодня прибегает во многие регионы, пытается решить конкретные проблемы конкретных людей. Николай Константинов: Мы работаем и с Народным фронтом, и с Общественной палатой Российской Федерации, с Общественными палатами регионов, министерств, безусловно, повторяю: наша главная задача – вместе, мы приглашаем на наши координационные советы специалистов, это те, которые подробно занимаются проблемой, специалистов из регионов, мы называем их «люди от земли», специалистов из общественных организаций, если это касается неких общественных и социально процессов, и только вместе мы начинаем эту проблему смотреть, и я Вам скажу, только так и получается результат, когда в этом участвуют все. Павел Давыдов: Николай Николаевич, а сейчас я предлагаю отправиться в один из регионов Центрального федерального округа, в частности, в Брянскую область – узнаем о работе органов территориального общественного самоуправления, проще говоря, о ТОСах. Внимание на экран. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Что ж, ТОС – это инструмент, который работает, подмечено в сюжете. Николай Николаевич, а наш Ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы этот инструмент работал еще эффективнее в Центральном федеральном округе? Николай Константинов: Подготовка кадров, прежде всего подготовка кадров. Павел Давыдов: Местных администраций? Николай Константинов: Местных администраций, подготовка кадров – людей молодых, которые хотят, которые болеют душой за свой город, свой посёлок. Павел Давыдов: Но помимо подготовки кадров нужно и финансирование подобных проектов, а с этим во многих регионах по-прежнему проблема. Каким может быть выход здесь? Николай Константинов: Мы сейчас разработали у себя в ассоциации программу, она называется: «Реиндустрализация малых городов», мы внимательно рассмотрели, а что нужно для того, чтобы поднять предприятия, которые ранее существовали, в 90-ых годах очень много предприятий вынуждены были сократить свое производство или, вообще, ликвидироваться, потому что заказов не было от соответствующих вышестоящих предприятий, «материнских». Сейчас есть возможность, мы разработали, повторяю, целый проект: возродить промышленность в малых городах и поселках. Если это получится – получится бюджетное наполнение в этих городах и тогда можно более подробно заниматься социальными вопросами, а не думать о дотациях из вышестоящих бюджетов. Павел Давыдов: Николай Николаевич, а могли бы Вы вспомнить яркий пример, когда общественная инициатива помогла в конкретном случае, естественно, через призму Центрального федерального округа? Николай Константинов: Сейчас больше всего приходят на ум все вопросы с твердыми коммунальными отходами и очень много примеров, когда люди больше не хотят мириться с тем, что на их территории есть свалка, она постоянно мешает жить, отравляет воздух и вот эти инициативы, когда люди берутся и пишут письма, собираются, перегораживают улицы буквально или дороги, по которым ездят мусоровозы на нелегальную свалку – это реально, это заставило сегодня всю страну просто встрепенуться и новый национальный проект «Экология» посвящен во многих аспектах тем проблемам, которые поставили люди как раз в ТОСах, муниципальных советах и так далее. Павел Давыдов: Мы часто в этой студии пытаемся найти оптимальный баланс в отношениях общества и власти, на Ваш взгляд, а в чем причина такой что ли несговорчивости сторон? Николай Константинов: Главная причина в уровнях информированности: мы не всегда понимаем в коллективе, в котором живем, что могут вышестоящие органы, что не могут. Я иногда, когда ко мне обращаются и говорят: «Надо обратиться к городским властям», – я говорю: «С этим вопросом можете на почту обратиться и будет эффект тот же». Повторяю: в информированности, если бы люди понимали, с чем обращаться, каким путем пойдет то или иное решение, как это решение сформулировать и как оно будет реализовано – тогда бы договаривались, а так, к сожалению, мы с этого с Вами и начали: мы обратимся к Президенту – он всё решит. Не решит, потому что надо же написать Президенту, куда направить это письмо, кто должен с этим письмом работать, кто должен решать эту проблему – вот на это и нацелена наша работа ассоциации, когда мы вместе со специалистами и с общественниками определим, по какой дорожной карте должно идти решение той или иной проблемы. Павел Давыдов: Говоря другими словами: местные жители с той или иной проблемой могут напрямую обращаться в Вашу ассоциацию, чтобы решить ее. Николай Константинов: Можно и так. Павел Давыдов: Кстати, это очень важно. Николай Константинов: Как правило, мы и собираем информацию из источников всевозможных, с «земли», повторяю, потому что нельзя в Москве сидеть, пальцем в небо и определиться с проблемой. У нас, например, был случай 2 года назад, когда мы решали, чем же надо помочь местным сельским товаропроизводителям, и выяснилось, что самая главная проблема – сохранить урожай, не произвести, а сохранить, потому что произвести – это менее сложно, чем построить склады, холодильники, это достаточно большие капиталовложения. Как это сделать? Потом переработать, потом сделать логистику, чтобы это всё довести до мест продажи и продать, вот – проблема, произвести… ну, я не сельскохозяйственный труженик, но мне кажется, произвести, как и сделать что-то, не так сложно, как продать. И так к каждой проблеме надо подходить, в комплексе: все, все этапы ее решения надо расписывать, надо расписывать со специалистами, но услышать сначала мнение людей, которые с этой проблемой мучаются. Павел Давыдов: Я надеюсь, зрители сегодня поняли, куда обращаться с той или иной проблемой, а главное, мы смогли выработать некую золотую середину, а это очень важно. Я надеюсь, что в долгосрочной перспективе Центральный федеральный округ сможет решить ряд проблем, а главное – укрепить те позитивные изменения, которые мы сегодня обозначили в этой студии, большое вам спасибо за участие в программе! Николай Константинов: Спасибо! Павел Давыдов: У нас в гостях был Николай Константинов – исполнительный директор ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия Центрального федерального округа.