Владимир Спиридонов: Методами стерилизации и кастрации животных устраняется много болезней, которые могли бы проявиться в будущем

Гости
Владимир Спиридонов
главный врач сети ветеринарных клиник «Апогей»

Павел Давыдов: Животные – не игрушки, это живые существа, требующие любви, постоянной заботы и ухода. Недаром многие говорят, что завести кошку или собаку – событие не менее ответственное, чем родить и воспитать ребенка. Не хочется говорить банальности, вроде: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Но Антуан де Сент-Экзюпери был прав: наш долг – не только научить своих детей уважению, любви и заботе об этом существе, но и самим понять, что животное – это не развлечение, а друг, и его нельзя предавать и обижать. "Ответственное отношение к животным" – тема сегодняшней "Школы гражданина". Я напомню, это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0".

Рад представить сегодняшних гостей. Владимир Спиридонов – главный врач сети ветеринарных клиник "Апогей". Владимир, здравствуйте.

Владимир Спиридонов: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Также в студии – представители общественных организаций и фондов помощи животным, а также зрители программы "Большая страна". Приветствую вас, уважаемые гости!

У 76% россиян есть домашние животные. Чаще всего люди заводят кошку или собаку. Менее популярны аквариумные рыбки, декоративные птицы и другие мелкие животные. Таковы данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Поэтому сегодня будем говорить именно о кошках и собаках и о том, как мы должны к ним относиться.

Ну а начать хотелось бы с истории, в которую попала собака Веста. Сегодня в нашей студии ее новые хозяева – Диана и Константин Демины. Но прежде чем вы расскажете о том, как сегодня Веста себя чувствует, я хочу передать слово Наталье Цветковой, координатору Фонда помощи бездомным животным "РЭЙ". Наталья, напомните эту историю.

Наталья Цветкова: История Весты началась в марте этого года в подмосковном городе Ногинске, когда в одну из ветеринарных клиник позвонила женщина и сказала: "Заберите, пожалуйста, собаку. Мы ее все равно не кормим". Когда местные волонтеры приехали за собакой, они ужаснулись, потому что это был фактически уже скелет. Собака была привязана к батарее, жила так как минимум несколько недель, а может быть, и больше.

Павел Давыдов: То есть прямой факт издевательства над животным.

Наталья Цветкова: Прямой факт. И что самое кощунственное, что самое ужасное? Что эта семья – это не какие-то изверги, а это обычные люди, которые живут среди нас. Это мама троих детей, которая на глазах у детей занималась такими вещами.

Павел Давыдов: А теперь у меня вопрос к Диане и Константину: в какой момент вы поняли, что эта собака должна жить именно в вашем доме?

Диана Демина: Мы узнали об истории Весты из соцсетей и тоже не остались равнодушными к ней. Я была уже знакома с Екатериной по благотворительной ярмарке, которая проходила на моей работе. Мы связались с Екатериной и просто решили приехать и познакомиться с этой собакой. К моему удивлению, мой муж не оказался против, хотя у нас уже дома две кошки. И завести собаку для нас было достаточно ответственным шагом.

Павел Давыдов: Представляю, как ваши кошки встретили нового домочадца.

Диана Демина: Нет, кстати, все прошло достаточно спокойно. Они, видимо, видели, что собака, может быть, не совсем себя хорошо чувствует. И коши с пониманием отнеслись к этой ситуации.

Павел Давыдов: Как чувствует сегодня себя Веста?

Диана Демина: Веста чувствует себя хорошо. Теперь она весит 15 килограмм. Когда мы ее забирали, она весила всего 9,5. И это активная и жизнерадостная собака, которая с радостью обучается чему-то новому, хулиганит, наверное, как все собаки-подростки в ее возрасте. В общем, мы считаем, что это вполне себе веселая и хорошая собачка.

Павел Давыдов: Вот мы как раз видим сейчас Весту – полна сил и бодрости! И все благодаря как раз зоозащитникам и небезразличным людям. Спасибо вам большое!

Диана Темина: Да, все это так. Спасибо.

Павел Давыдов: Кстати, Владимир, скажите, пожалуйста, а подобных случаев в вашей практике, я так понимаю, немало. Но их было бы меньше, если бы мы грамотно подходили к вопросу содержания домашних животных.

Владимир Спиридонов: Это все-таки ответственный шаг непосредственно перед приобретением животного – сесть за стол в семейном кругу, пообщаться, какая ответственность ляжет на плечи, что с той же собакой делать, кто будет гулять, кто будет и как кормить. Вообще надо все это дело взвесить, "за" и "против", и только после этого делать шаг уже ответственный – приобретение кошки или собаки.

Павел Давыдов: Ну, вот смотрите. Решение принято – домашнее животное появилось. А дальше что? Надо научиться кормить, выгуливать, ухаживать. Да и к ветеринару отвезти было бы не лишним.

Владимир Спиридонов: Совершенно правильно. Ответственное отношение к домашнему животному включает не только "накормить собаку или вывести ее на пять минут на улицу", а это непосредственно уход за шерстью, за ушами, за зубами, за глазами, воспитание у тех же дрессировщиков и кинологов. Допустим, если приобретают кошку, думают, что, может, кошка не так прихотлива, как собака. Да, ее, конечно, не надо выгуливать, не надо водить к воспитателям и прочим дрессировщикам…

Павел Давыдов: Как владелец кошки скажу, что моя, когда была шестимесячным котенком, разрушила полквартиры, поэтому очень внимательно надо относиться и к выбору, а главное – к воспитанию, не упустить этот момент. Мне кажется, каждый из нас мог бы дополнить мою историю своей.

Рад представить Ольгу Кажарскую – зоопсихолога, главного редактора издательства "Догфренд". Вам слово.

Ольга Кажарская: Здравствуйте. По поводу ответственного отношения к животным у меня особая, скажем так, установка. Дело в том, что когда мы говорим об этой теме, мы никогда не говорим о том, что животное – это не механическая игрушка, а у него есть психика, есть развитая нервная система. И эта нервная система работает и развивается по определенным законам. Эти законы, в принципе, очень близки нам, потому что нервная система всех живых существ создана одинаково. Когда у нас появляется животное, мы, как правило, не думаем о том, что первое, что надо животному, – это вовсе не дрессировка, а это нужен очень хороший контакт с хозяином. А чтобы такой контакт сложился, нужно именно душевное отношение. Нужно знать как можно больше о сигналах коммуникации животных, поддерживать эти сигналы.

Павел Давыдов: И это вы говорите как зоопсихолог. А нам, обычным людям, научиться этому искусству (а по-другому это не назовешь) непросто.

Ольга Кажарская: Абсолютно просто, потому что интересно, что симптомы стресса, факторы, которые связывают людей, точно так же связывают нас с животными. Если говорить о сигналах примирения, то знаете ли вы о том, что эти сигналы, которые вначале были открыты для собак, есть у всех млекопитающих? И мы очень хорошо ими пользуемся, когда общаемся с животными. Надо только их выучить. Их не так много. Симптомы стресса те же самые, что и у нас…

Павел Давыдов: А как понять (простите, что вас перебиваю), что животное находится в состоянии стресса? Ну, кошка играет или собака играет, немного злится. Но это же не стресс?

Ольга Кажарская: Например, самая высшая форма стресса – это агрессия. Это самая непонятая и самая страшная действительно форма стресса. С помощью подавления пытаются ее убрать, достигая, в принципе, противоположного результата. Вот у меня есть такой совершенно шикарный инструмент XX века, называется "строгий ошейник", который у нас везде распространен. Вот им пытаются воспитывать собак. Раны от этого ошейника, даже если немножко затянуть, держатся на руке несколько часов, а боль может продолжаться еще дольше.

Павел Давыдов: Вот мне интересно, что движет людьми, которые приобретают такие ошейники для своих питомцев, которых они любят?

Владимир Спиридонов: Я могу сказать, что, поскольку я занимаюсь этой темой, я насыщаю рынок информацией, современной биологической информацией и пытаюсь увести их от механического подхода, который был раньше, который был создан 100 лет назад в системе армии. Я пытаюсь увести людей в сторону биологического отношения к животным. И я пришел к выводу (в принципе, как знает вся современная психология), что люди, которые в детстве испытали какие-то травмы со стороны родителей – то есть их, по сути дела, травмировали плохим отношением к ним самим, – они становятся закрытыми для какого-то эмоционального восприятия. То есть они эмоционально мертвы в той или иной степени, можно так сказать. Поэтому они не видят, что вот это – вообще-то, средство пытки. И если вы создадите травмы, как зоопсихолог могу сказать, их очень трудно убирать.

Павел Давыдов: Ольга, спасибо большое за ваше мнение.

Татьяна Константинова – член попечительского скорее совета фонда "РЭЙ" и, насколько я знаю, мама пятерых усыновленных животных. По-моему, даже так?

Татьяна Константинова: Да, есть такое дело. Я тут немножечко поправлю все-таки Ольгу.

Павел Давыдов: Пожалуйста.

Татьяна Константинова: Не совсем соглашусь с тем, что люди специально это делают. У людей просто нет информации. Вы сами сказали, что больше на 90% площадок, если человек придет с какими-то своими проблемами, ему будет предложен универсальный метод, основанный на таком подавлении. Поэтому, если больше будет у людей информации, люди будут тогда выбирать, и им тогда будет легче и проще. И тогда таких случаев применения подобных вещей будет меньше.

Павел Давыдов: Я хочу сейчас пригласить к диалогу Анастасию Новоселову, ветеринарного врача в клинике "Биоконтроль". Анастасия, я читал, что у каждого животного должен быть свой ветеринарный паспорт. Вы могли бы доступным языком объяснить – зачем? У меня кошка живет дома. Зачем мне ее каждый месяц или каждый раз в год водить в клинику, если она себя чувствует хорошо?

Анастасия Новеселова: Если ваша кошечка живет дома – это не значит, что она полностью находится в безопасности и ей не страшны никакие болезни. Ветеринарный паспорт в основном нужен для того, чтобы проставлять вакцинацию. Ну и плюс какие-то пометки для вас – обработка от блох, что тоже необходимо животному, которое даже содержится только дома. Поэтому ежегодно вы приходите на консультацию к врачу. Предварительно, за десять дней до этого вы даете препарат от глистов и вакцинируете ваше животное, даже если оно не собирается никуда уходить, даже если вы живете на десятом этаже и уверены, что никакая инфекция не попадет в ваш дом. Вы все равно должны вакцинировать ваше животное.

Павел Давыдов: Что еще необходимо знать владельцам животных для того, чтобы человек мог гордо сказать: "Я гуманно обращаюсь со своим питомцем!"?

Анастасия Новеселова: Перед тем как заводить животное, владельцы должны понимать, что они хотят от этого животного, какое они хотят животное – активное, пассивное, большое, маленькое. Если это какая-то породистая собака, то они должны предварительно почитать особенности этой породы, особенности здоровья, особенности психики, что с ним можно делать, что нельзя. Если это животное из приюта, то чаще всего им помогают в налаживании контакта волонтеры и зоопсихологи. Обязательно они проходят знакомство с ним. Им объясняют особенности этой собаки.

Далее они могут пройти на прием к ветврачу, и он объяснит особенности вакцинации, обработки от блох, что для собаки очень важно. Обработка от блох и от клещей – ежемесячно, так как клещи особенно опасны для собак, они переносят опасное заболевание пироплазмоз. Также ветеринарный врач проконсультирует по поводу выбора диеты, которая будет удобна и по финансовым каким-то обстоятельствам, и по каким-то личным предпочтениям. Ветврач обязательно им поможет подобрать то, что нравится им и их животному.

Павел Давыдов: Здесь мы подошли к другой очень важной теме. Многие владельцы животных встают перед выбором – стерилизовать или нет, кастрировать или нет? Что думают об этом зооврачи?

Владимир Спиридонов: Этими методами устраняется много болезней, которые могли бы проявиться, если их не стерилизовать и не кастрировать. Тем самым мы, заведомо уже зная эти болячки, эти проблемы, заболевания, в раннем возрасте просто-напросто их профилактируем и не даем животному заболеть в более преклонном возрасте – тем самым опять же мы улучшаем качество жизни животному, продлевая его жизнь.

Павел Давыдов: А кто может мне ответить на простой и одновременно сложный вопрос: в каком возрасте нужно кастрировать животных?

Ольга Кажарская: С точки зрения современной психологии животных, можно говорить о том, что это время после переходного периода, когда организм уже сформировался.

Павел Давыдов: От года, да?

Ольга Кажарская: Полтора-два года. А вообще по этому поводу очень большие и бурные дебаты идут по всему миру. И каждый, в принципе, решает так, как соответствует его жизни. И я считаю, что это очень важный повод для того, чтобы просто уменьшить количество животных. Если это не ведет к каким-то очень сильным проблемам для животного, то лучше не создавать ситуацию, когда у вас в результате некастрированности получается еще больше животных.

Павел Давыдов: Спасибо. Татьяна, вы хотите добавить, я так понимаю?

Татьяна Константинова: Я бы в целом про кастрацию и стерилизацию животных хотела бы сказать следующее. В голове у некоторых людей есть некий набор мифов: "Зачем лишать кошечку радости материнства?" Даже иногда существуют такие слова: "Зачем лишать этих животных радости сексуальных отношений?" Ну, опустим вообще насчет наслаждения кошечкой сексуальными отношениями. Пожалуйста, дорогие товарищи, не переносите человеческие чувства на жизнь животных! Не надо делать этот перенос. В их жизни все совсем по-другому – это раз.

А второе – всегда помните, что каждый орган должен работать по назначению. И если у вас дома живет нестерилизованная кошка (сейчас мы говорим про кошек) или собака, и если у нее есть такой орган, как матка, и она не занимается тем, что вынашивает щенков, котят и дальше рожает их – в этом органе рано или поздно начинает заводиться всякая дрянь, типа пиометры, опухолей других и так далее. Поэтому здесь мы с вами выступаем как ответственные люди. Да, мы берем на себя ответственность, что мы стерилизуем наших животных, но в данном случае мы не приводим в мир огромное количество никому не нужных маленьких щенков и котят.

Павел Давыдов: Владимир, вам есть чем дополнить информацию о гуманном отношении к животным? Наверняка в ваш ветеринарный отдел неоднократно обращались люди с просьбой усыпить животное.

Владимир Спиридонов: Работаем с такими людьми. Мы животных не усыпляем.

Павел Давыдов: Как вы работаете? Что вы им говорите?

Владимир Спиридонов: Когда непосредственно уже видишь человека, что ему бесполезно объяснять, в крайнем случае уже просто-напросто связываемся с волонтерами, рассказываем: "Вот такое животное. Как бы с ним поступить?" Но на усыпление таких животных абсолютно не берем.

Павел Давыдов: Сейчас эксперты работают над законом "Об ответственном обращении с животными". Скажите, пожалуйста, какие основные положения этот документ должен содержать? Давайте поможем экспертам. Очень коротко.

Ольга Кажарская: Я приняла участие в составлении закона тоже и предложила запретить в стране использование вот этого ужасного орудия. Кинологам, которые не могут жить без этого, пройти просто курсы квалификации. А тех, кто не могут, просто дисквалифицировать и лишить лицензии на работу.

Павел Давыдов: Татьяна, вам слово.

Татьяна Константинова: Совершенно точно надо идти к истокам. Нужно регулировать численность и рождаемость подобных животных. И вопрос с повальной стерилизацией. Я считаю, что вот эта история может как-то спасти ситуацию.

Павел Давыдов: Наталья.

Наталья Цветкова: Достаточно чипировать всех животных в обязательном порядке. Таким образом мы сможем узнать, увидев на улице бездомное животное, чье оно, по какой причине оно оказалось на улице и является ли это следствием безответственности хозяев.

И конечно же, важно ввести наказание для таких безответственных людей, как бывшие хозяева Весты, например. Нужно еще и исполнение этих законов, потому что мы очень часто в фонде принимаем звонки от населения, например: "Умер хозяин, кошка/собака находятся в закрытой квартире, мы не можем открыть. Что нам делать?" Поскольку мы все законопослушные граждане, естественно, мы что советуем? Обратиться к участковому. И на это получаем ответ: "А участковый сказал, что ради кошки он открывать квартиру не будет".

Вот мы говорим об ответственном отношении, о том, что у нас садизм никак не карается. При этом представитель системы вот так реагирует на страдание животного, которое медленно умирает без воды, без еды, закрытое в помещении. В законе о защите животных хотелось бы видеть такие пункты, которые действительно помогут животным, а не наоборот.

Павел Давыдов: Тему мы обозначили так – "Собаки в городе". Это как напоминание, что животные рядом с нами. Но иногда сами люди превращаются в собак. Спасибо вам большое, что сегодня помогли многим телезрителям напомнить, что ответственное отношение к животным – это спасение нашего общества.

Решение завести питомца необходимо обсуждать со всей семьей и серьезно обдумывать. Готовы ли вы завести питомца? Кто будет им заниматься, кормить, выгуливать, играть и воспитывать? Кто будет возить к ветеринарному врачу? Если вы не можете четко ответить на эти вопросы – не берите на себя такую ответственность, не портите жизнь себе и животным, ведь безответственное отношение к ним приводит к тяжелым последствиям, которые могут отразиться на каждом из нас.

Я благодарю гостей "Большой страны". В студии были Владимир Спиридонов, главный врач сети ветеринарных клиник "Апогей", представители общественных организаций и фондов помощи животным, а также зрители программы "Большая страна".