Спортивный класс! Доступность спорта в региональных школах

Гости
Лариса Савина
председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Елена Добужская
директор средней общеобразовательной школы № 14 г. Балашиха
Алексей Логинов
координатор всероссийской Ассоциации «Дворовых видов спорта»
Елена Истягина-Елисеева
заместитель председателя комиссии ОПРФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни

Павел Давыдов: На Общественном телевидении России «Большая страна» - программа о людях, обществе и власти, в студии Павел Давыдов, здравствуйте! Как всегда, по вторникам в нашей дискуссионной студии мы обсуждаем актуальные региональные проблемы, собираем разные мнения, а главное ищем пути выхода из конкретной ситуации. Формирование здорового образа жизни – как добиться этого в большой стране? В своих майских указах 2018 года Владимир Путин не оставил без внимания этот вопрос – перед Правительством была поставлена задача: создать необходимые условия для занятия спортом всех категорий населения и разработать систему мотивации. В результате, к 2024 году доля россиян, занимающихся регулярно спортом, должна быть увеличена до 55 %, а продолжительность жизни к 2030 – до 80 лет. Ни для кого не секрет, что интерес к спорту закладывается еще в начальной школе на уроках физкультуры, но именно на этом этапе порой и возникают проблемы, о них мы сегодня и поговорим с нашими гостями. В студии «Большой страны» Елена Истягина-Елисеева – заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, директор государственного музея спорта, Елена Александровна, здравствуйте!

Елена Истягина-Елисеева: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Алексей Логинов – координатор всероссийской Ассоциации «Дворовых видов спорта», Алексей Иванович, приветствую Вас!

Алексей Логинов: Доброго времени!

Павел Давыдов: И Елена Добужская – директор средней общеобразовательной школы № 14 из города Балашиха Московской области, Елена Юрьевна, здравствуйте!

Елена Добужская: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Тему этой студии мы назвали просто: «Спортивный класс». Как это ни странно, но именно спортивных объектов сегодня не хватает в школах, особенно в регионах и мой первый, пожалуй, главный вопрос: кто за это несет персональную ответственность? Елена Александровна, давайте, начнем с Вас.

Елена Истягина-Елисеева: Общественная палата Российской Федерации в силу своих возможностей проводит регулярный мониторинг состояния спортивной инфраструктуры в регионах, за прошлой мы широкой географий посетили целый ряд регионов от Калининграда до Южно-Сахалинска и надо сказать, что совершенно разная ситуация: где-то финансирование совсем, можно сказать, небольшое, небогатое, где-то посолиднее, посытнее и от этого, в частности, зависит то, какими темпами развивается спорт и физическая культура в том или ином регионе. Любопытно, что совершенно не поддается никакому логическому объяснению, количество бюджетных средств, которое регион выделяет на одного жителя для занятий физической культурой, не на спортсмена, а просто на жителя, разброс очень разный, от 600 рублей в Бурятии до, по-моему, 14000 рублей в Ямало-Ненецком автономном округе, в среднем по стране на одного жителя – это порядка 2500 рублей на занятия физической культурой, и в эти деньги должно уместиться всё: и спортивная инфраструктура и другие возможности для гражданина.

Павел Давыдов: Алексей Иванович, а что думаете Вы по этому поводу? Кто несет эту персональную ответственность?

Алексей Логинов: Здесь всё понятно – высшее должностное лицо, начиная от Губернатора, потом руководитель муниципального образования, естественно, по соответствию руководитель отрасли и дальше, если мы ведем речь про школы – директор школы и, в конечном счете, кто занимается непосредственно спортом в школе. Но я еще, может быть, дополнил бы насчет ответственности общества, потому что спорт, вообще-то, социальную природу имеет, и он идет из семьи, потому другое дело, что школа должна подхватить те начинания, которые идут из семьи, а вертикаль понятна.

Павел Давыдов: Елена Юрьевна, Вы – директор школы, Вы готовы нести персональную ответственность за отсутствие спортивных объектов в конкретном случае?

Елена Добужская: Конечно. Я согласна со своим собеседником, что здесь каждый несет персональную ответственность каждый на своем уровне, будь то Губернатор, будь то глава, в том числе директор общеобразовательного учреждения.

Павел Давыдов: А сейчас мы отправимся в Воронежскую область и посмотрим сюжет с говорящим названием: «Аварийная физкультура». Внимание на экран.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Что ж, если директор не уверен, что деньги поступят на расчётный счёт этого учебного заведения, то сложно что-либо комментировать, но, возвращаясь к первому вопросу: Елена Юрьевна, Вы по-прежнему считаете, что персональную ответственность в этой ситуации несет директор школы?

Елена Добужская: В такой ситуации, конечно, довольно сложно говорить о персональной ответственности именно директора, потому что здесь с финансовой точки зрения, именно с точки зрения администрации, которая не всегда может помочь и оказать помощь директору и тем более, что регион, который, может быть, отличается от того региона, в котором мы живем, потому что у нас совершенно другая ситуация, и я даже не могу представить, что я, как директор, могу попасть именно в такую ситуацию, как попал данный директор.

Павел Давыдов: Алексей Иванович, каковы впечатления от увиденного?

Алексей Логинов: Я, может быть, сознательно встану чуть на другую сторону: как ни парадоксально, я в этом усматриваю вину непосредственно руководителя спорта и образования в конкретном районе.

Павел Давыдов: Местного, да?

Алексей Логинов: Совершенно верно, потому что пример такой: когда мы начинали советский спорт, российский спорт не было ничего, но тогда была придумана модель, которая позволяла заниматься везде, почему сейчас так оскудела наша отечественная мысль, организационная мысль, что мы не можем найти какие-то другие варианты? Самое страшное, что пока эти годы идут, а они во многих местах идут десятилетиями – вырастают поколения, которые лишены импринтинга увидеть вот эту подвижность по месту, где они учатся. Вот я хотел бы сделать низкий поклон непосредственно руководителю спорта из этого сюжета, кто с детишками занимается, показывает, потому что это можно делать и на улице, и в помещении.

Павел Давыдов: Елена Александровна, а что интересного для себя узнали Вы из этого сюжета?

Елена Истягина-Елисеева: С одной стороны, то, что я увидела, конечно, уроком физической культуры назвать нельзя – это не урок физической культуры, это близко к антиуроку. Что касается того, почему не построено? Здесь вот как раз у меня очень серьезные сомнения, как у директора федерального бюджетного учреждения , понятно, что без содействия учредителя, администрация, директор не волен в своих финансовых передвижениях, пожеланиях и так далее, но заметьте, если в 2010 году был сыгран конкурс, и даже если один из поставщиков отменил свое участие, собственно, это же не значит, что он забрал все деньги и исчез с ними – это значит, что его внесли в реестр недобросовестных поставщиков и передали этот конкурс, должны были передать следующему участвующему.

Павел Давыдов: То есть вопрос к администрации?

Елена Истягина-Елисеева: Собственно, да, где же эти самые деньги, которые были выделены в 2010 году? Здесь, конечно, большие вопросы, и я бы рекомендовала, скажем так, контрольно-надзорным органам обратить внимание на то, где курсируют эти деньги и на организацию конкурсных процедур по конкретному вопросу.

Алексей Логинов: Может быть, это проблема организации и методологии подхода к каким-то вещам, может быть, слишком мы в какие-то моменты упёрлись: если только вот так и ни влево, ни вправо.

Елена Истягина-Елисеева: Я согласна, опять же урок можно перенести после всех занятий, так ведь, я права? Директор же может перестроить, точнее в школе могут перестроить расписание таким образом, чтобы физическая культура шла заключительным уроком?

Павел Давыдов: Вне стен школы, да?

Елена Добужская: Да, заключается договор сотрудничества со сторонними организациями, будь то с Дворцом детского творчества…

Павел Давыдов: Там, где есть площадка.

Елена Добужская: Конечно, и последний урок, всё правильно – дети могут ходить…

Елена Истягина-Елисеева: Это, кстати, распространенная практика, правда?

Елена Добужская: Да.

Павел Давыдов: Елена Александровна, я знаю, что вы много ездите по регионам и знаете о том, что происходит непосредственно в субъектах России, связанных со спортом, с оснащенностью спортивными объектами. Скажите, пожалуйста, в каких регионах сегодня такая же плачевная ситуация, которую мы видели, например, в Воронежской области?

Елена Истягина-Елисеева: Вы знаете, во-первых, я уроженка Воронежской области, тем обиднее мне наблюдать такой подход, и, откровенно говоря, я не очень-то верю, что во всей Воронежской области в каждом учреждении образования или спорта вот настолько плохая.

Павел Давыдов: Плачевная.

Елена Истягина-Елисеева: Да, плачевная. В каждом регионе это зависит от хозяйствующего субъекта, от директора, от степени его вовлеченности в процесс, от пробивных способностей, в конце концов. Например, в Южно-Сахалинске ситуация, где не могут длительное время построить легкоатлетический комплекс, там спортсмены высокой квалификации занимаются в стареньком подтрибунном помещении, бегают в коридоре, отрабатывают технику, знаете, говорят: «У нас как раз коридор 60 метров, у нас, если двери закрыть – хватает». При этом, например, они стараются и выбивают деньги, добиваются этого, и у них потихонечку дело, скажем так, идет. И у нас сейчас огромное количество всяких инициативных организаций, которые можно привлечь на свою сторону для того, чтобы твой голос был услышан. Кстати говоря, я знаю, что директор данной школы или, по крайней мере, кто-то из региона привлекал ОНФ этого самого региона к разрешению ситуации в 2018 году.

Павел Давыдов: Может быть, мы как раз благодаря этому и узнали об этом?

Елена Истягина-Елисеева: Да, возможно, кстати, и узнали об этом и финансирование им потихоньку выделили, хотя, конечно, довольно странно и надо посмотреть, где же эти деньги «бродят»?

Павел Давыдов: Действительно, это так, хороший вопрос вы поставили, а сейчас мы переместимся в другой, но благополучный, с этой точки зрения, регион: в Волгоградской области в этом году муниципалитеты получат областную субсидию на поддержку школьного спорта, более того, с 2014 года количество учащихся, занимающихся спортом в этом регионе, увеличилось на треть, за это время на средства областного бюджета отремонтирован спортивные залы в 97-ми сельских школах, а в 28-ми оснащены спортивным оборудованием и инвентарем. Сейчас на прямую связь со студией по скайпу выходит председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина. Лариса Михайловна, здравствуйте!

Лариса Савина: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Главный вопрос, который возникает на фоне обсуждаемой темы: почему в одних регионах удается найти деньги на развитие физкультуры и школьного спорта, а в других нет? Можете ответить на этот вопрос, основываясь на опыте Волгоградской области?

Лариса Савина: Спасибо за предоставленную возможность, соглашусь с гостями в студии, что не всё, наверно, так однозначно и в Воронежской области, и к тому же время движется и спортивная инфраструктура, которая когда-то была современной, сегодня, к сожалению, нуждается в модернизации. Но скажу, что, конечно, позиция руководства региона в решении таких вопросов очень важна, действительно, сегодня физическая культура и спорт это и дело школы и дело дополнительного образования, и здесь не только органы управления образованием, но и руководители спорта в регионах, поэтому межведомственное взаимодействие, плюс общественные организации, федерации спортивные, социально ответственный бизнес, который работает на территории – это всё, конечно, та большая команда, которая может решать этот вопрос, но есть школы, сельские школы, где ремонтировать нечего, потому что нет помещения…

Павел Давыдов: Вот это очень важный момент, Лариса Михайловна, простите, что перебиваю: при каких условиях школам выделяются субсидии из областного бюджета?

Лариса Савина: Это субсидия из областного бюджета, плюс это субсидии из федерального бюджета, мы смотрим, конечно же, по количеству детей, проживающих на территории, в каком состоянии находится зал, определяем приоритетность, советуемся с муниципалитетами – на этом основании эта субсидия и выделяется. Это для тех, кто имеет помещение, но у нас есть примеры, когда отсутствует спортивный зал, никогда не было его в этой школе и тогда есть современные решения: универсальные спортивные залы, мини-спортивные комплексы, которые строятся из современных легких материалов, и мы стараемся, если у нас такие универсальные залы или ФОКи возводятся на сельской территории, в малых городах, они отдаются в оперативное управление либо детско-юношеским спортивным школам и в сети обслуживают школьную потребность, либо отдаются школам в пользование и строятся в близости от них для того, чтобы такая возможность у всех появилась.

Павел Давыдов: Лариса Михайловна, спасибо за участие в нашей программе и за ваш передовой опыт в этом вопросе, возможно, он поможет Вашим коллегам из других регионов России. Но скажите, пожалуйста, сейчас правильно было сказано, что надо привлекать в том числе и инвестиции, будь это бизнес или такая замечательная форма, как государственно-частное партнерство, а насколько это реально в большой стране? Кто может ответить?

Елена Истягина-Елисеева: Можно я скажу пару ласковых слов?

Павел Давыдов: Конечно.

Елена Истягина-Елисеева: Так уж получилось, что будучи уроженкой Воронежской области, я сейчас, как член Общественной палаты Российской Федерации, представляю родную мне Ульяновскую область и вот уж на что у меня хорошие взаимоотношения, я стараюсь делать для региона всё, что могу, есть маленькая подшефная сельская школа и там не хватает инвентаря, и я уж и так и эдак – не могу сказать, что ситуация движется прямо так замечательно, как хотелось бы. Конечно, говорится о ГЧП, но ГЧП у нас ведь сейчас работает только в крупном строительстве, где объем инвестиций, соинвестиций порядка 100 миллионов, а нам всего лишь мячики надо купить, поэтому ГЧП здесь как-то не складывается.

Павел Давыдов: Алексей Иванович, а что Вы по этому поводу можете сказать? Я знаю, что Вы бизнес привлекали в свой проект.

Алексей Логинов: Не привлекали, бизнес бежит из социальных проектов. Мы копаемся в производных, суть не в этом – суть в организации управления спортом в стране, подходу к образовательной модели. Вот, когда мы разнесем по всей стране: финал в Ульяновске по какому-нибудь виду спорта…

Елена Истягина-Елисеева: Принимается.

Алексей Логинов: Общественная палата, кстати, не ответила на это предложение….

Павел Давыдов: Вот теперь ответят точно, правда?

Алексей Логинов: Поэтому я еще раз кричу на большую страну: проблема в организации спорта в стране. Она понимает, о чем я говорю, дело в том, что у нас затык интеллектуальный и организационный, и он идет с головы страны и все эти пороки выливаются в частный случай по всей большой стране.

Елена Истягина-Елисеева: Коллега хочет сказать, насколько я понимаю, что если человек хочет заниматься спортом, если он мотивирован, он будет и с кирпичом заниматься.

Алексей Логинов: Абсолютно верно.

Павел Давыдов: Подождите, мы возвращаемся к начальному звену – к учителям физической культуры и спорта, которые присутствуют в школах. Елена Юрьевна, получается, что с учителей всё начинается, а не с Президента или Правительства?

Елена Добужская: Отчасти да, даже не столько с учителей, сколько со школы и с администрации школы, я не могу сказать за всю страну, я хочу сказать за свое учреждение, за свой город, который я люблю, фанатом своего города я являюсь очень большим, потому что я родилась в своем городе, наша организация поддерживает все образовательные учреждения, у нас, действительно, очень хорошо развит спорт, давайте закон «Об образовании» посмотрим: если директор выступает с инициативой и подходит к своему учредителю и говорит: у меня есть вот это, я хочу сделать вот это. И если директор разложит по полочкам, то администрация не просто поддержит, она будет полностью содействовать.

Павел Давыдов: К слову о документах: в перечне санитарно-гигиенических требований к школьному спортивному залу оговорены его площадь и размер, которые определяются числом учащихся. Но при этом спортзал часто отсутствует в школах, где конструктив здания не позволяет это сделать, и эксперты говорят – это основная проблема. Эту точку зрения все разделяют?

Алексей Логинов: В Липецке куча спортивных объектов, которые не используются, я это опять говорю убедительно, утвердительно, «скелеты», «виселицы» стоят школьных площадок.

Павел Давыдов: И заложниками становятся родители школьников. В такой ситуации попрошу каждого из вас, подводя итог, дать совет этим родителям: как быть, куда обращаться, если их дети не могут заниматься в школе спортом? Елена Александровна, давайте с вас начнем.

Елена Истягина-Елисеева: Я за активную гражданскую позицию, и я считаю, что если родители понимают, что их не услышал директор, местная администрация, следует обращаться в Общественную палату своего региона или в Общественную палату Российской Федерации – мы эту школу включим в график проверок и тогда местной администрации придется принимать решение.

Павел Давыдов: Елена Юрьевна, прошу вас дать совет, и я хочу всем нам напомнить, что существует такая замечательная форма общения родителей, как родительский комитет, может, он поможет?

Елена Добужская: Конечно, он всегда помогает и, поверьте, родители – это как раз та большая сила, которая является огромной помощью директору образовательного учреждения, которая способна практически совершить всё, тем более, родители являются теми же самыми важными членами образовательного процесса, как и дети, как и учителя. Для меня, как для директора, очень важно, что родители мне доверяют и, в первую очередь, приходят именно ко мне.

Павел Давыдов: С проблемой.

Елена Добужская: Конечно, потому что мы вместе с ними обсуждаем и думаем: как мы вместе можем решить эту проблему? А когда мы вместе, когда мы команда, то нам подвластно всё.

Павел Давыдов: Алексей Иванович, и завершающее слово Вам.

Алексей Логинов: Два основных момента: быть гражданином и социальная семья, социальный спорт, ребенок смотрим на папу, на маму, он приходит в школу уже с чем-то, ему может попасться неграмотный, неинициативный школьник, но если он будет понимать, что его кто-то толкает из семьи и поддерживает – будет гораздо легче и правильные слова: обычный папа может сделать гораздо больше, чем вся администрация региона, даже так бывает.

Павел Давыдов: Золотые слова. Сегодня мы с вами говорили о том, как может выглядеть физкультура без определенного места занятий. Быстрого решения проблема эта не имеет, но пути выхода есть и большое вам спасибо, что вы сегодня их обозначили, до встречи в эфире «Большой страны». Ну-ка, быстро, не ленись на зарядку становись! Думаю, многие из нас помнят этот призыв еще с советских времен, важно, чтобы и сегодня его не забывали, особенно те, кто причастен к школьному образованию: от специалистов по физической культуре, до чиновников от образования и исполнительной власти, ведь есть прямая зависимости между количеством спортивных классов и здоровье наших детей. Вы смотрели «Большую страну», встретимся завтра, напомню электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru, мы также доступы и в социальных сетях, будьте с нами на связи и помните, несмотря на расстояния – мы рядом! До встречи.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск