Светлана Фадеева: Современная мода располагает к эклектике, но мы стараемся сохранять традиции елецкого кружева
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/svetlana-fadeeva-sovremennaya-21352.html
Ангелина
Грохольская: Ничто не придает женскому платью столько легкости и
соблазнительности как кружево. Тонкое плетение – вечный тренд. Этим летом
дизайнеры предлагают модницам носить кружевные юбки и блузы, сумочки и шляпки. Сегодня
поговорим о моде и узнаем секреты елецких кружевниц.
Плести
кружева в Ельце начали больше 200 лет назад. Есть даже официальная дата – 1801
год. Им датирован плат дьяконовой дочери Александры, она считается первой
мастерицей. Хотя вопрос этот спорный, ведь ее тоже кто-то научил. Но как бы то
ни было, кружевоплетение так полюбилось елецким девицам, что к концу XIX века в
уезде насчитывалось уже более трети мастериц всей России.
И
сегодня у нас в студии главный художник елецкой фабрики "Елецкие
кружева" Светлана Фадеева. Светлана Евгеньевна, здравствуйте.
Светлана
Фадеева: Здравствуйте.
А.Г.:
Очень красиво! Я думаю, что сейчас вы нам будете все рассказывать, показывать,
объяснять. Что же такое елецкое кружево, и почему оно так полюбилось-то елецким
барышням? Я знаю, что ваша фабрика тоже существует почти 200 лет или даже
больше.
С.Ф.:
Нет, фабрика у нас существует меньше 200 лет. Начало было положено в 1921 году,
когда по распоряжению советского правительства было открыто товарищество
кружевниц. И уже в 30-е годы был создан Союз елецких кружевниц, он насчитывал
более 50 артелей, и в нем состояло более 30 тысяч кружевниц по районам.
А.Г.:
А сколько сегодня кружевниц в Ельце?
С.Ф.:
Сложно сказать, сколько в настоящий момент по всему Ельцу и по областям
кружевниц осталось, но у нас на фабрике сейчас насчитывается около 100 человек,
кто занимается именно кружевоплетением. Наши изделия впервые за рубежом были
представлены в 1873 году на всемирно известной выставке в Вене, где получили
очень высокую оценку. С тех пор наши изделия часто бывают за границей и
привозят оттуда золотые и серебряные медали и дипломы.
А.Г.:
А правду говорят, что иностранцы больше интересуются мастерством тех же елецких
кружевниц, например, чем в родной стране?
С.Ф.:
Да. Дело в том, что у нас бывают даже частные заказы именно из-за границы.
Недавно у нас были заказы из Вены, из Австрии. Бывали заказы и из Японии, когда
в гостиничные номера заказывали столовые комплекты или дорожки, салфетки из
ручного кружева. То есть за границей, в последнее время особенно – видимо, в
связи с последними тенденциями моды, – очень интересуются нашим кружевом.
А.Г.:
Для непрофессионала, для неспециалиста на слуху, наверное, даже больше именно
вологодское кружево. Я не знаю почему. Хотя, может быть, многие наши
телезрители сейчас поспорят. Возможно, елецкие кружева известны больше в
каких-то регионах, допустим. Как отличить вологодское от елецкого? В рисунке, в
технике – в чем самые главные отличия?
Характерная особенность
елецких кружев - легкость, ажурность, изящество, более тонкие нити в плетении. А
также сочетание машинного кружева с ручным, чего ни в одном регионе страны
больше не используют.
С.Ф.: И
рисунок, и техника у нас отличаются от вологодских. Дело в том, что характерной
особенностью елецких кружев как раз является легкость, ажурность, изящество,
более тонкие нити используем в плетении. Особенностью является также
использование машинного кружева в сочетании с ручным, чего ни в одном регионе
страны больше не используют.
А.Г.:
А там как плетут?
С.Ф.:
Там используют машинные кружева отдельно, и их уже затем соединяют с ручными
кружевами.
А.Г.:
Это сейчас уже придумано, да? Ведь 200 лет назад не использовали машинные
кружева.
С.Ф.:
200 лет назад машинных кружев не было, в то время были многопарные кружева.
Многопарное кружево более трудоемкое, и времени на него уходит очень много.
Поэтому для удешевления и увеличения спроса у нас на фирме в то время, в 50-е
годы, были закуплены в Германии машины. Эти машины у нас работают до сих пор и
выпускают машинное кружево, которое более дешевое по сравнению с многопарным
ручным.
А.Г.:
Но все-таки больше ценится, наверное, именно то, что вручную сделано?
С.Ф.:
Естественно. Здесь гораздо большее богатство выбора для художника. Допустим,
свои идеи воплотить ему проще именно в ручном кружеве.
А.Г.:
Я знаю, вы нам сегодня мастер-класс обещали показать, как это делается. Даже
есть у нас коклюшки.
Простейший элемент плетения
– плетешок – выполняется двумя парами коклюшек. Это может выполнить даже ребенок.
С.Ф.:
Все кружево строится из четырех элементов: плетешок, насновка, полотнянка и
сетка. Самые простейший элемент плетения – плетешок, который выполняется двумя
парами коклюшек. Это может выполнить даже любой ребенок. А создается все это
просто и элементарно. У нас есть элементы плетения – "перевить" и
"сплести". Перекладываются коклюшки. Перевив – перевиваем коклюшки,
правую поверх левой. И сплетаем левую поверх правой. Таким образом, растягивая
немножечко коклюшки в сторону, плетешок утягивается – и получается небольшая
веревочка, называемая "плетешком". Вы можете также попробовать.
А.Г.:
Я, конечно, рискну сейчас это сделать, но что-то я не уверена. Давайте я сейчас
буду пробовать, а вы рассказывать. Вообще есть кому передать свое мастерство?
Где можно научиться плетению? Ну, мне сегодня просто повезло.
С.Ф.:
Сейчас обучение детей происходит в основном на уровне школ и кружков. Это
детские кружки, комнаты школьников. Также школы искусств готовят детей, обучают
кружевоплетению.
А.Г.:
Это у вас в Ельце, да?
С.Ф.:
Да. Сейчас кружевоплетению также можно научиться в Бунинском университете на
факультете дизайна, где также обучают кружевоплетению. И на нашей фабрике.
А.Г.:
Слушайте, мне кажется, я уже запуталась, если честно. Ну, какая-то веревочка у
меня получилась. Я понимаю, что здесь нельзя отвлекаться, да?
С.Ф.:
Да, это очень кропотливое и усидчивое занятие.
А.Г.:
Я тогда отложу это в сторону. Трудно, тяжело, хотя это самое просто вы сейчас
мне показали.
С.Ф.:
Да, это самый простой элемент в плетении.
А.Г.:
А сколько бывает максимум коклюшек?
С.Ф.: Мы
используем до десяти пар коклюшек. Самое меньшее количество пар, которые
используются, – четыре.
А.Г.:
Это для начинающих – таких, как я. А сколько нужно времени, чтобы сделать
какое-то изделие – допустим, пелеринку какую-нибудь?
С.Ф.:
Если это будет плести одна кружевница, то, конечно, времени достаточно много
затрачивается на такие крупные изделия. Если это плетет мастерская, то это
готовится в течение двух недель. Но представьте себе, если нам дается заказ –
скатерть пятиметровая. За две недели, конечно, такое даже мастерской не
сплести, поэтому время немного увеличивается. Еще зависит от сложности самого
рисунка. Как вы представляете себе, художники разные, руки разные и восприятие
окружающего мира тоже разное. Соответственно, и рисунок у кого-то более
простой, доступный, а у кого-то – более сложный, изящный, какой-то ювелирный,
очень интересный. Но такие изделия чаще всего и попадают на различные выставки,
в музеи и, соответственно, занимают более высокие места.
А.Г.:
Чем сложнее, тем интереснее, конечно.
С.Ф.:
Да, чем сложнее, тем интереснее.
А.Г.:
Светлана Евгеньевна, вот вы главный художник, вы тоже человек творческий. Я
вижу, что сначала действительно рисунок, эскиз.
С.Ф.:
Сначала создается эскиз – идея, которую художник хочет воплотить в жизнь в
кружеве.
А.Г.:
А она должна быть в соответствии с традициями, с какими-то правилами, по которым
плетется елецкое кружево, или можно нафантазировать все что угодно?
С.Ф.:
Современная мода располагает к эклектике, то есть можно совмещать несовместимое.
Но тем не менее мы стараемся сохранять традиции и использовать те элементы
плетения, которые традиционны именно для елецкого кружева.
А.Г.:
Это что может быть?
С.Ф.:
Здесь как раз я хотела в пример поставить. В этом воротнике используется традиционный
наш "яблоневый цвет". Вы здесь его можете увидеть. Это розетка,
выполненная с фестонами, которые очерчены сканью, каждый лепесток очерчен
сканью. Это называется "яблоневый цвет", который характерный именно
для елецкого кружева, в других местах он не исполняется. Также у нас есть
другие элементы: "жемчужка", "паучок",
"звездочка", "реченька". Они такие красивые, лиричные,
поэтичные.
А.Г.:
Как вы думаете, а как ребенка все-таки заинтересовать и приучить? Очень не
хотелось бы, чтобы такое мастерство пропадало, чтобы с поколениями мастериц
становилось все меньше и меньше, не хотелось бы. Как возродить этот интерес,
как вы думаете?
С.Ф.:
Чем больше мы общаемся с детьми, чем больше мы своим примером им показываем,
что это интересно, рассказываем об истории своего края, своего кружева, тем
интереснее становится детям. Мы в любом случае всей своей фабрикой… Любовь
кружевниц к своим изделиям настолько велика! Вы видите, какие у нас изделия.
А.Г.:
Они фантастические!
С.Ф.: А
это кропотливый труд огромного количества людей на фабрике, начиная от
конструкторов, художников и заканчивая кружевницами-мастерами и,
соответственно, маркетологами, которые тоже должны уметь продать все это,
реализовать нашу продукцию.
А.Г.:
Светлана Евгеньевна, уже завершая наш с вами разговор интереснейший, о трендах:
что сегодня модно? Кружево сегодня используют во многих вещах. На что стоит
обратить внимание? Без чего нельзя вообще это лето прожить (и осень тоже)?
С.Ф.:
Поскольку у нас сейчас именно лето, я думаю, что наибольшим спросом пользуются
перчатки, шляпы, зонты. Очень большим спросом пользуются небольшие воротники с
манжетами, пелерины, различные накидки. У нас бывают пелерины даже с капюшоном.
То есть это своего рода защита от солнца, и в то же время это эстетично,
красиво и изысканно.
А.Г.:
Спасибо вам огромное. Я желаю успеха и процветания вашей фабрике. Чтобы мастериц
у вас было как можно больше с каждым годом, как 200 лет назад, и еще лучше.
Чтобы ваше мастерство ни в коем случае не умирало, а наоборот – развивалось.
Сегодня
у нас в гостях была Светлана Фадеева, главный художник по кружеву фабрики
"Елецкие кружева".
Светлана Фадеева: Современная мода располагает к эклектике, но мы стараемся сохранять традиции елецкого кружева