Светлана Капанина: Вся Америка летает, вся Европа, а мы так и ползаем по кочкам, по нашим ямам. Пора наводить порядок!
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/svetlana-kapanina-36018.html Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидении России, в эфире «Большая страна» - программа о людях, обществе и власти. И сегодня у нас в гостях семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта Светлана Капанина, Светлана, здравствуйте!
Светлана Капанина: Здравствуйте, Павел!
Павел Давыдов: Очень рад Вас видеть, особенно накануне международного женского дня. Спасибо, что нашли время и приехали в нашу студию! Недавний опрос показал, что для женщин самое главное в жизни – быть счастливой, так ответили 52 % респондентов, Вы относите себя к их числу?
Светлана Капанина: Конечно.
Павел Давыдов: А для Вас счастье – это?..
Светлана Капанина: Когда с любой точки мира хочется возвращаться домой, это семейное, наверно, счастье.
Павел Давыдов: Когда ждут и любят.
Светлана Капанина: Да.
Павел Давыдов: Но при этом в одном из интервью Вы заметили, что дома у Вас постоянно огонь и молнии, потому что двум лидерам ужиться сложно.
Светлана Капанина: Ну, бывает такое, у нас сейчас два маленьких лидера, вот с ними точно сложно ужиться, потому что они тоже чемпионы и уже имеют свой характер.
Павел Давыдов: Но компромисс же можно найти, да?
Светлана Капанина: Компромисс найти всегда можно.
Павел Давыдов: А вот здесь очень важный момент: если на ваш взгляд гендерные различия в восприятии счастья? Вот нам мужчинам кажется, что главное – это добиться успеха, а для вас женщин?
Светлана Капанина: Для женщины, наверно, тоже главное – добиться успеха, но основное предназначение женщины – это всё-таки потомство, родить детей, создать уют в семье.
Павел Давыдов: Светлана, вообще женщина в кабине пилота – достаточно редкое явление для нашей страны, но в последние годы ситуация меняется, пилотесс становится больше, как Вы считаете, с чем это связано, профессия пилота стала универсальной?
Светлана Капанина: У нас много профессий стали универсальными. При Советском Союзе было очень большое разделение, хотя почему-то на железной дороге рельсы тоже женщины клали.
Павел Давыдов: Это абсолютно мужская работа, тяжелая.
Светлана Капанина: Да, абсолютно, должна быть мужская.
Павел Давыдов: А с чем Вы это связываете: женщин стали допускать, разрешать, или женщины стали более активно пробивать себе путь к звездам в том числе?
Светлана Капанина: Я считаю, что не должно быть разделения на женские, мужски профессии, если женщина способна выполнять мужскую профессию, почему нет? Сейчас мужчины заняли, наверное, все женские позиции, кроме одной – они не могут рожать, а всё остальное…
Павел Давыдов: Слава Богу, скажу я вам от лица мужчин!
Светлана Капанина: Да, единственное, чего бы я не хотела, чтобы доставалось женщинам – это убивать, потому что они по природе должны возрождать жизнь.
Павел Давыдов: Ну, вернемся к представительницам прекрасного женского пола и Вашей замечательной профессии, скажите, пожалуйста, а какими качествами женщине необходимо обладать для того, чтобы управлять воздушным судном?
Светлана Капанина: Если рассматривать авиацию, как спортивную авиацию, то, конечно, должна быть очень хорошая физика, профессионализм я уже не беру в расчет, профессионализм должен быть везде, в любой профессии, в любом виде деятельности, а вот физика, очень хорошая координация, пространственное мышление должно быть.
Павел Давыдов: И наверное, мгновенная реакция?
Светлана Капанина: Да, реакция обязательно.
Павел Давыдов: Потому что бывают такие ситуации, когда за долю секунды принять решение, об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас краткая информация о Вас для наших зрителей.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Павел Давыдов: Светлана Капанина – известная российская летчица, обладательница огромного количества спортивных и государственных наград, занесена в «Книгу рекордов Гиннесса», как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации. Светлану называют «королевой неба» и «сибирским ангелом». В ее багаже порядка 100 медалей, большая часть из которых высшей пробы. В 2015 году Светлана стала Почетным гражданином Курганской области. Вместе с мужем воспитывает сына и дочь. Светлана, Вы летаете уже 30 лет, за плечами тысячи полетов, давайте вспомним самый первый, когда Вы сели за штурвал самолета и отправились вверх в небо, какие эмоции, какие ощущения Вы испытали тогда?
Светлана Капанина: Вот здесь расхождение: любо первый, либо первый самостоятельный?
Павел Давыдов: Первый самостоятельный, конечно. Хотя, хорошо, давайте тот, который запомнился Вам больше всего.
Светлана Капанина: Да, первый был более интересный, потому что высший пилотаж первый раз я увидела из кабины самолета.
Павел Давыдов: Не пассажирского?
Светлана Капанина: Нет, нет, слава Богу.
Павел Давыдов: А то напугали меня.
Светлана Капанина: Пилотажного. И мой будущий тренер как раз прокатил меня на пилотажном – это было неповторимое ощущение, поверьте, вот нигде больше этого ощутить нельзя: ни на американских горках, нет, такого нет нигде. И только второй взгляд уже с земли был на самолет, и после этого я сказала: «Нет, этому надо научиться, это стоит того».
Павел Давыдов: А как родители отнеслись к вашему выбору, всё-таки молодая девушка выбрала такую профессию?
Светлана Капанина: Мама сказала, что даже если ты полетишь в космос – ни чему не удивлюсь.
Павел Давыдов: То есть могло быть и такое… Естественно, самолет – это своеобразный риск, разные ситуации бывали и в Вашем случае, могли бы сегодня вспомнить самый страшный свой полет, когда на решение отводились секунды?
Светлана Капанина: Было несколько таких ситуаций, было несколько остановок двигателя, кстати одна из них была на МАКСе, никто этого даже не заметил, кроме руководителя полетом, которому доложила. Одна, наверно, из сложных ситуаций была в Японии – на короткой полосе был отказ тормозов, неисправная система, горный аэродром, еще и завелись с попутным ветром и пришлось некоторые манипуляции произвести, чтобы попытаться затормозить, в результате произошло небольшое боковое столкновение с ограждением, самолет встал вертикально, постоял, подумал, подумал – падать ему в обрыв или нет, но, видимо, Боженька меня вернул всё-таки обратно на землю. И еще был один очень сложный случай: в барках, когда сорвало винт на плоском штопоре, у меня была интересная фигура: три витка прямого плоского штопора, а потом переворачиваешься в обратный плоский штопор…
Павел Давыдов: Вам удалось стабилизировать самолет после этого!
Светлана Капанина: … и у меня сначала улетела как бы одна лопасть, разрушилась и пробила лонжерон на крыле. Мне повезло, что из-за тряски срезало полностью с фала винта весь винт, потому что в таких ситуациях было несколько случаев, когда пилоты не выживали, к сожалению. Да, такая ситуация, самолет очень летучий, но не хотел выходить спортивным методом, как мы выводим очень быстро штопорной бочкой из всех штопоров и здесь уже вот эти доли секунды – понимаешь, что времени на принятие решения очень мало, но каждая мысль, скажем так, каждое решение было, как струной натянуто и нужно было, как на гитаре играешь, струны поднимаешь: где-то одной струной дети пробежали, семья… одно решение, второе… даже нашлось место, потом, когда я на земле проигрывала эту ситуацию, нашлось даже место юмору, у нас девочка одна в команде летала, ну и докладывает: «У меня винт улетел». Ей зелёную дорогу – садись. Подбегают – винт на месте. «Что у тебя улетело?». Она достает вот так изо рта: «Вот». А там, видимо, что-то где-то открутилось.
Павел Давыдов: Такой женский подход к авиации.
Светлана Капанина: Мне надо докладывать, я была техником связи, понимаю, что, если что случись, это же всё на запись, в первую очередь, вспомнила этот случай, ничего так и не нашла, как сказать: «Винт улетел». Меня потом с земли спрашивают: «38, у вас там что-то улетело с самолета, вы не наблюдаете, винт улетел?»
Павел Давыдов: Светлана, мы сейчас посмотрим фрагмент одного Вашего полета, давайте сейчас попросим сейчас запустить на наш экран. Вот скажите, пожалуйста, о чем человек думает, когда совершает такие кульбиты в воздухе?
Светлана Капанина: Это шоу-программа, поэтому она в основном состоит не из классических фигур, не из классических элементов, но – неуправляемых фигур, вот, абракадабра, например, срыв через штопорную бочку, наверняка, с вращением потому сзади земля… не земля, а не небо вращается, под нами Олимпийский парк Сочи.
Павел Давыдов: И кстати у этого видео огромное количество просмотров, если я не ошибаюсь, за десятки миллионов, да?
Светлана Капанина: Да, видео интересное, очень интересно стоит камера, поэтому видна немножко и ногами работа, и ручкой, и газом.
Павел Давыдов: Можно я вернусь всё-таки к своему главному вопросу?
Светлана Капанина: Да.
Павел Давыдов: О чём вы думали в тот момент? Я понимаю задач у пилота много: нужно за всем следить, за приборами в том числе, но тем не менее, есть время насладиться самим полетом и окружающей действительностью?
Светлана Капанина: Окружающей действительностью точно некогда наслаждаться, обычно думаешь о том, чтобы было красиво для зрителей, чтобы было видно, чтобы было интересно, чтобы было больше вращений, ну и, естественно, основной контроль – скорость, высота, место.
Павел Давыдов: Светлана, прочитав разные Ваши интервью, я для себя сделал вывод, что Вас за рубежом ценят больше, чем в России. Может быть, я, конечно, ошибаюсь, но действительно внимание иностранных журналистов или даже тех же чиновников за границей больше в сторону Вас?
Светлана Капанина: Ну, есть такое.
Павел Давыдов: С чем вы это связываете?
Светлана Капанина: Наверно, из-за того, что у нас сейчас авиации, особенно малой, уделяется очень мало внимания.
Павел Давыдов: А ее и нет в нашей стране.
Светлана Капанина: Нет.
Павел Давыдов: Мы эту тему неоднократно в этой студии поднимали.
Светлана Капанина: Да.
Павел Давыдов: Есть какие-то отголоски, государство не поддерживает, фактически эта сфера разрушена и восстанавливать ее то ли нет средств, то ли нет желания, но это уже другая тема.
Светлана Капанина: Да, скорее по желанию, конечно.
Павел Давыдов: А это правда, что в Китае даже обсуждался вопрос, чтобы Вам установить памятник при жизни.
Светлана Капанина: Да, было такое.
Павел Давыдов: Расскажите, что это такое?
Светлана Капанина: Это после очередных соревнований, по-моему «Мастера пилотажа», что-то такое было, ко мне подходили, мерки снимали полностью, как будто мне комбинезончик хотели сшить, фотографировали со всех сторон, брали документы на согласие установки этого памятника, но, по-моему, так и не поставили, там, по-моему, поменялся губернатор, не знаю этих тонкостей.
Павел Давыдов: И еще одна история, связанная с Вами и тоже с Китаем, скажите, пожалуйста, это правда, что вы с кем-то поспорили и пролетели узкое ущелье в этой стране?
Светлана Капанина: Ну, в Китае всегда были какие-то свои прибамбасы, они любят такой экстрим. Там есть в одном из городов гора, в которой есть сквозное отверстие – это называется «райские ворота». У китайцев есть поверье: кто пройдет через «райские ворота» – познает смысл жизни, но видать они решили узнать, познает ли смысл жизни пилот, или какой смысл жизни может познать пилот, пролетев на самолете сквозь эти «райские ворота», поэтому мы – шесть пилотов: пять ребят и одна я, как всегда среди мужчин сильных полом, должны были пролететь через эти «райские ворота», но как-то лететь туда не очень хотелось, потому что в Китае всегда туман такой, дымка, вот, с пятикопеечную монету смотрелись эти «райские ворота» со стороны, когда смотришь на них. И подходит ко мне девочка журналистка, такая маленькая-маленькая, такая на меня смотрит и спрашивает: «А как Вы полетите в эти «райские ворота»?». Говорю: «А как Вы хотите?». «Ну, вот так вот как-нибудь». Думаю, куда деваться, придется лететь, а то скажут, что женщина напугалась.
Павел Давыдов: Но вы осознавали, какая это опасность?
Светлана Капанина: Пришлось слетать, вошла, как она и просила – на «ноже», потом обратно, потом на другой «нож» поставила, там потоки свои, немножечко кидануло, оно потом вышла. В следующий раз, на следующих соревнованиях опять в Китае летали на рекорд «Книги Гиннесса» 10 самолетов под один мост, под разные приемы, мне говорят: «Светлана, только «бочки» не крути под мостом – высоты не хватит».
Павел Давыдов: Даже так, предупреждали.
Светлана Капанина: Да.
Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а на каких самолетах вам, как пилоту, комфортнее летать: отечественного или зарубежного производства?
Светлана Капанина: Я люблю наши самолеты Сухого: Су-31, Су-26 – это лучшие пилотажные самолеты мира, несмотря на то, что их уже больше 10 лет не производят, они всё равно лучшие в мире.
Павел Давыдов: А есть ли у нас сегодня самолеты в таком количестве, чтобы заниматься авиаспортом?
Светлана Капанина: Вот, давайте не будем о грустном, потому что сегодня у нас в нашей стране нет вообще ни одного самолета в команде, на котором команда могла бы тренироваться и выступать, все без ресурсов.
Павел Давыдов: Я знаю, что Вы к Президенту России обращались и сказали, что авиаспорт в России скорее мёртв, чем жив, летаем мы на рухляди, и Вы попросили Главу государства о помощи, она была Вам оказана?
Светлана Капанина: Увы. Вы знаете, когда всё спускается до нижних чиновников, как снег тает, как вроде бы был брошен Президентом – принять меры, решения, воде сначала туда, сюда побегали и у Министра спорта были, еще где-то, потому что несколько раз я обращалась с письмами к Президенту, но как только ниже спускается к чиновникам, всё, как растворяется – солнце засветило, и снег растаял.
Павел Давыдов: Но в очередной раз эта тема поднята, и я надеюсь, что, может быть, чиновники, которые ответственны за это, в том числе и за развитие малой авиации, сегодня нас с Вами услышат и примут какие-то меры.
Светлана Капанина: Очень надеюсь, очень надеюсь.
Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а как Вы считаете, что мешает сегодня молодежи идти в спортивную авиацию? Я читал недавно исследование, которое вообще меня потрясло – молодежь вообще не идет в авиацию, в том числе спортивную, почему? Я понимаю, ДОСААФа как такового нет, нет примеров, нет популяризации, но тем не менее, может, Вы сможете ответить на этот вопрос?
Светлана Капанина: На самом деле, нет государственной поддержки, ведь раньше все провинциальные клубы, да, это ДОСААФ был, поддерживались военными, сейчас у нас этого нет. Говорят, нам не нужен этот вид спорта, нам не нужна авиация, мы сейчас воюем в другой, так сказать…
Павел Давыдов: Сфере.
Светлана Капанина: Сфере, да. Но это же неправильно, так не должно быть, мы в нашей великой стране должны летать так же легко и непринужденно, как и автомобили передвигаются по стране, тем более что летает вся Америка, летает вся Европа, а мы так и ползаем по кочкам, по нашим ямам – пора наводить порядок.
Павел Давыдов: Еще момент, который хотел с Вами обсудить: некоторые космонавты говорят, что полет в космос серьезно меняет восприятие жизни. Скажите, а полет в околоземном пространстве меняет мировоззрение?
Светлана Капанина: Не знаю, меняет или не меняет, но, когда ты летаешь, тебе не хочется потом ничем другим заниматься. Правду говорят, что авиация – это какой-то некий наркотик, наверно, просто это хобби, работа и всё прекрасное, что может быть связано именно в этом плане, это есть в авиации.
Павел Давыдов: Можно я попрошу Вас заглянуть в свой завтрашний день, что мы там увидим? Каким вы видите будущее своё, своих детей?
Светлана Капанина: Светлым, конечно, светлым будущим, детей бы я, конечно, тоже хотела видеть чемпионами, я бы хотела, чтобы они нашли себя в своей профессии, чтобы они любили свою профессию так же, как и я, чтобы она совпадала с их хобби, и чтобы они были достойны этого большого звания – «Человек».
Павел Давыдов: Спасибо Вам большое, я надеюсь именно так и будет ведь вся ваша жизнь – это «Высший пилотаж», так называлась тема этой студии, Ваш пример впечатляет, а самое главное вдохновляет, пожелаю Вам новых высот и по жизни и в авиаспорте и еще раз хочу вас поздравить с наступающим международным женским днем! Я где-то читал, что человек либо красив внутренне, либо внешне, так вот, у Вас такой редкий случай, когда Вы сочетаете и то, и другое. С праздником Вас, спасибо Вам большое!
Светлана Капанина: Спасибо большое!
Павел Давыдов: У нас в гостях была семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России Светлана Капанина.