Светлана Моисеева-Архипова: И в эпоху ЕГЭ, и без эпохи ЕГЭ – в любые времена школа обязана воспитывать
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/svetlana-moiseeva-arhipova-22140.html Павел
Давыдов: "Здравый смысл получается вопреки, а не благодаря
образованию", – сказал когда-то Виктор Гюго. Именно этот афоризм
известного французского писателя вспоминается в первую очередь, когда речь
заходит о нынешней российской школе. Судите сами. Большинство наших сограждан
уверены, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад.
Этой точки зрения придерживаются 64% россиян. Каждый десятый, напротив,
считает, что качество образования за последние десятилетия улучшилось. И 6% полагают,
что ничего не изменилось.
Наши
соотечественники хотят, чтобы школа уделяла больше внимания урокам труда,
риторики и этикета. Еще родители учеников считают, что нужно отменить вторую
смену. Кстати, цель специальной правительственной программы – ввести для всех
школьников обучение только в первую смену. Для этого нужны дополнительные
учебные корпуса и увеличение преподавательского состава. В этом году в
российских регионах откроют 92 новые школы. Еще 200 сейчас на стадии
строительства.
О
подготовке к новому учебному году, поддержке учителей и образовательных
программах мы поговорим с министром образования и молодежной политики
Республики Коми Светланой Моисеевой-Архиповой. Светлана Александровна,
здравствуйте.
Светлена
Моисеева-Архипова: Здравствуйте.
П.Д.:
Очень рад видеть вас в нашей студии. Начнем нашу беседу с поздравлений, тем
более что есть поводы. 22 августа 1921 года была образована Республика Коми.
Позвольте поздравить вас и всех жителей с этим юбилеем – с 95-летием со дня
образования республики. Как отметили?
С.М.-А.:
Спасибо большое за поздравления. Отметили мы юбилей здорово. В эти юбилейные
дни была возрождена Выставка достижений народного хозяйства, которой 50 лет на
территории республики не было. Это были зрелищные массовые мероприятия – например,
авиасалон и шоу, пролет пилотажной группы "Русь". Это всевозможные
концерты, ярмарочные площадки, театрализованные шествия. Эти мероприятия шли не
только в столице республики, а они шли и во всех муниципалитетах – очень широко
ярко, красиво, образно. И на самом деле это действительно воодушевляет всех
жителей республики.
Без учительской базы не будет хорошей преподавательской работы, а без преподавательской работы - обратной связи с учителями, профориентации школьников - и соответствующего социального заказа тоже не будет.
П.Д.:
И еще один праздник грядет завтра – День знаний. Поздравляю вас, а также всех
учителей, преподавателей, учеников и их родителей с этим светлым праздником!
Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, преподаватель или учитель – кто важнее для
российской системы образования?
С.М.-А.:
Если говорить об учителях, речь идет о школе. А если говорить о преподавателях,
то это те, кто уже готовят к профессиональной деятельности.
П.Д.:
И те, кто занимаются исследовательской работой.
С.М.-А.: И
те, кто занимаются исследовательской работой, и те, кто проектируют это и
воплощают это даже в жизнь. На самом деле и те, и те важны, потому что без
учительской базы не будет хорошей преподавательской работы, а без
преподавательской работы обратной связи с учителями, профориентации школьников,
профподготовки и соответствующего социального заказа тоже не будет.
П.Д.:
А вас как регионального министра устраивает сегодня уровень подготовки
преподавателей для учебных заведений?
С.М.-А.: Вы
знаете, это не только меня не устраивает, но это не устраивает и всю страну.
Сегодня мы принимаем участие (мы – это студенты Сыктывкарского государственного
университета) именно в этом процессе модернизации педагогического образования.
Главная идея заключается в следующем. Будущие учителя и нынешние студенты как
можно раньше и как можно ближе должны стать рядышком со школой, поэтому речь идет
о модульном обучении. Некий период – условно, 5–6 недель – определенный
теоретический курс отчитан и отработка на практике с детьми, с
педагогами-практиками.
Вторая составляющая – это подключение не только
преподавательского состава университета к подготовке будущих преподавателей, но
и нынешних работающих учителей-практиков – так называемых учителей-тьюторов,
которые будут сопровождать студента во время практики и во время его обучения в
вузе. То есть уже с первого курса изначально студент, который осознанно для
себя выбирает эту профессию, может подготовиться к практико-ориентированной работе
на протяжении того времени обучения, которое он находится в университете.
П.Д.:
Одна из основных проблем сегодня – это как раз нехватка учителей, причем это
головная боль многих регионов России. Скажите, а каким вы видите выход из этой
ситуации в Республике Коми?
Если
бы все выпуски наших педагогических училищ, наших университетов направить на
работу туда, на кого они учились, – то проблема нехватки учителей закрылась бы
в один учебный год.
С.М.-А.: В
Республике Коми достаточно много для этого делается. У нас разработан ряд
социальных программ, но они связаны больше с материальной поддержкой молодых
учителей, которые хотя бы в первый период работы (до трех лет) получают
определенные вспомогательные выплаты. И надбавки установлены в размере 40%.
Некоторые муниципалитеты предоставляют найм социального жилья. И так далее, и
так далее, и так далее.
Но это не панацея. Самая главная проблема, ради чего… Мы
ведь выпускаем достаточно педагогов. Если бы все выпуски наших педагогических
училищ, наших университетов направить одномоментно по адресу – то есть туда, на
кого они учились, – то проблема бы в один учебный год закрылась. Речь идет о
том, как мотивировать молодого человека остаться жить на селе. А это уже
социальная сфера, это инфраструктура, это достойный уровень заработной платы,
это прежде всего жилье и интересная, насыщенная, одухотворенная жизнь,
наверное. Это и молодежные сообщества, это и доступ к Интернету, и общение со
своими ровесниками и коллегами, и так далее. Наверное, речь идет о социализации
молодого учителя в той среде, в которую он попадает после прохождения уже вуза.
П.Д.:
Светлана Александровна, а как много молодых учителей, молодых специалистов в
области образования остаются в профессии? Ведь дотации через три года
закончатся – и затем начнется, как многие учителя говорят, "суровая
реальность".
С.М.-А.: За
те три года, когда государство берет на себя доплату молодым учителям (по сути
дела, они наравне со стажистами получают оплату своего труда), в этот период
самосовершенствоваться, накапливать свое портфолио, идти к своим достижениям и
выходить на аттестацию. Сейчас ведь не требуется прохождение поэтапное,
предположим: безаттестационный период, потом первая квалификационная категория,
потом высшая квалификационная категория. Если у тебя есть определенные
достижения, если у тебя есть портфолио, если у тебя есть продвижение, желание,
талант и умение не только работать, но и уметь систематизировать свою работу и
предоставлять результат своей работы, то можно ведь получить сразу и высшую
категорию. И это решит уже другие финансовые вопросы.
П.Д.:
Сегодня, накануне 1 сентября, все без исключения регионы рапортуют о готовности
к новому учебному сезону, к новому учебному году, к сожалению, замалчивая о
проблемах, о том, что не успели сделать. Скажите, пожалуйста, а что сегодня в
Республике Коми у вас как у министра образования вызывает больше всего
беспокойства?
С.М.-А.: У
нас небольшое количество школ – 351 школа всего. Но большая часть школ
расположена в сельской местности, а 198 школ из этого количества являются
малокомплектными. То есть это маленькие школки, которые учат очень небольшой
контингент. У учителей неполная нагрузка, и, чтобы до ставки довести, их
всевозможными доплатами наделяют и дополнительными какими-то функциональными
обязанностями. И это отвлекает от их собственной педагогической деятельности,
ученического становления своих подопечных. Вот эта проблема существует.
У нас долгое время таким малым школам не уделялось
должного внимания с точки зрения материально-технической базы. Сегодня более
или менее начинает выравниваться ситуация. Посмотрите, мы только к 1 сентября
40 муниципальных школ и 38 государственных учреждений поставили на капитальный
ремонт – 78. Естественно, что большие работы требуют больших затрат. Что-то
будет завершаться и после 1 сентября, но это не будет влиять на образовательный
процесс, это внешние работы. Но это деньги прежде всего, ресурсы.
И, наверное, самая большая боль – это большое количество
изношенных школ. 151 школа у нас в зоне от 50 до 70% износа находится. 33 школы
у нас с износом более 70%. Это о чем говорит? О том, что просто нужно снести
эту школу и построить новую. Но, вместе с тем, с ростом контингента учащихся,
мы посчитали, что нам за время действия этой программы (а время действия
программы – до 2025 года) нужно построить минимум 50 школ – причем в сельской
местности, небольших, точечно, локально, хорошеньких (мечтаю я), уютненьких,
оснащенных вот таких сельских школ.
П.Д.:
Для этого нужна не только федеральная правительственная программа, а для этого
нужны и локальные деньги. Скажите, пожалуйста, а удается ли для
образовательного процесса и для решения проблем этого образовательного процесса
привлекать инвестиции, бизнес?
С.М.-А.: Вы
знаете, не так широко, как хотелось бы, но удается. Этим и отличается
Республика Коми. Я вам приведу сейчас пример, в частности две совершенно
конкретные школы: одна в Ухте и одна под Печорой находится. Капитальный ремонт
– благодаря государственно-частному партнерству с компанией ООО
"ЛУКОЙЛ-Коми", которая обеспечивает капитальный ремонт этих школ.
Пусть это две школы, но на самом деле "ЛУКОЙЛ" поддерживает не только
в плане строительства школ, но и в плане оснащения школ школьными автобусами.
П.Д.:
Светлана Александровна, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших
телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный
адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.
Я
напоминаю, сегодня у нас в гостях министр образования и молодежной политики
Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова. Такой вопрос задают вам
телезрители: "Любопытно узнать, знает ли министр о том, насколько затратно
учиться в бесплатной школе? Например, в Подмосковье собрать ребенка в школу –
купить форму, портфель, канцелярию – это минимум 10 тысяч. А сколько в
Республике Коми тратят родители в процессе обучения детей?"
С.М.-А.:
Министр образования знает об этом, потому что министр образования имеет 27 лет
педагогического стажа – он, что называется, от школьной доски. Поэтому знаем,
но варианты здесь есть разные. Собрать ребенка тоже можно по-разному (так же,
как и выпускные вечера можно по-разному отметить), но определенный минимум
затрат, конечно, требуется. И, к сожалению, он не всегда оправдывает по
качеству покупаемых тех же принадлежностей, школьной формы, ранца, той же
спортивной обуви, спортивной одежды и каких-то других составляющих. Но это уже
дело вкуса и возможностей семьи.
П.Д.:
"Как вы считаете, в эпоху ЕГЭ надо ли от школы требовать, чтобы она
воспитывала, а не только обучала? На ваш взгляд, какие воспитательные
мероприятия действенны в наше время?"
С.М.-А.: И
в эпоху ЕГЭ, и без эпохи ЕГЭ – в любые времена школа обязана была воспитывать
всегда. На самом деле оно так и было, так и продолжает развиваться это явление.
Хотя был определенный исторический период, когда говорили о том, что акцент
должен пасть на родителей. На самом деле ведь в законе "Об
образовании" прерогатива и право первенства закреплено за родителями.
Школа помогает, создает условия для этого, а настаивать, по сути дела, должен
родитель.
Есть разные школы. Я не буду говорить обо всех, но есть
школы, где созданы великолепные условия для воспитания. Чем воспитывать? Я
считаю, примером, деятельностью, а не классными часами, говорильней,
объяснениями, нотациями, морализацией. Хотя иногда и к этим вещам нужно
прибегать, так жизнь наша устроена.
П.Д.:
Это правда.
С.М.-А.: Но
организация деятельности, где ребята бы проявляли себя и, самое главное, получали
бы от этого удовольствие, чтобы это было не в нагрузку, а действительно такое
личностное удовольствие: оказать кому-то помощь, поддержку, посмотреть
результат своего труда, получить наслаждение от этого и привлечь еще в это
сообщество своих ровесников.
П.Д.:
Светлана Александровна, будем завершать нашу беседу, но прежде позвольте
поинтересоваться: а какие у вас остались воспоминания от школы или института?
С.М.-А.: У
меня остались замечательные воспоминания от школы, от моего любимого директора
школы – почетного гражданина города Сыктывкара Бориса Ивановича Захарова. В
пятом классе бегу по коридору – и упираюсь в живот директору. Он ловит и
говорит: "Чего бежишь? Упадешь – нос сломаешь. Родители придут, будут
жаловаться, требовать новый нос. А где я его возьму?" Потом я подрастала, становилась
опорой и помощником. И Борис Иванович, проходя на перемене, мог сказать:
"Генсек, зайди в кабинет, посоветоваться нужно". А "генсек"
– это был секретарь комсомольской организации школы. Поэтому школа дала
жизненную энергию, школа дала позитив. И из моего класса, из моего выпуска,
именно этого выпуска 1975 года… Мы собираемся каждые пять лет и считаем, что из
нас можно создать малокомплектную школу, если бы мы все встали у школьной
доски.
П.Д.:
Светлана Александровна, большое вам спасибо, что нашли время, приехали к нам в
Москву из Республики Коми. Пожелаем и сегодняшним ученикам, естественно,
хороших знаний, преподавателям – больших возможностей, чтобы эти знания нести,
а родителям – сил и терпения.
С.М.-А.: Я
хочу присоединиться к вашим пожеланиям. С началом учебного года, с 1 сентября
всех наших детей, учителей, родителей! Наверное, это огромный праздник для всей
страны, потому что, по большому счету, все мы родом из детства, а значит – из
школы.
П.Д.:
Начало учебного года – это своеобразный очередной этап в жизни молодого жителя
большой страны. Пусть он будет без помарок – так сказать, с чистого листа. Как
бы мы ни ругали школу, важно не забывать, что процесс обучения зависит не
только от нее, но и от родителей, да и от самих учеников. Ведь многие помнят,
что сказал Марк Твен: "Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое
образование". Все в наших руках.
У
нас в гостях была министр образования и молодежной политики Республики Коми
Светлана Моисеева-Архипова.