Павел Давыдов: "Здравый смысл получается вопреки, а не благодаря образованию", – сказал когда-то Виктор Гюго. Именно этот афоризм известного французского писателя вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о нынешней российской школе. Судите сами. Большинство наших сограждан уверены, что современное школьное образование сейчас хуже, чем 10 лет назад. Этой точки зрения придерживаются 64% россиян. Каждый десятый, напротив, считает, что качество образования за последние десятилетия улучшилось. И 6% полагают, что ничего не изменилось. Наши соотечественники хотят, чтобы школа уделяла больше внимания урокам труда, риторики и этикета. Еще родители учеников считают, что нужно отменить вторую смену. Кстати, цель специальной правительственной программы – ввести для всех школьников обучение только в первую смену. Для этого нужны дополнительные учебные корпуса и увеличение преподавательского состава. В этом году в российских регионах откроют 92 новые школы. Еще 200 сейчас на стадии строительства. О подготовке к новому учебному году, поддержке учителей и образовательных программах мы поговорим с министром образования и молодежной политики Республики Коми Светланой Моисеевой-Архиповой. Светлана Александровна, здравствуйте. Светлена Моисеева-Архипова: Здравствуйте. П.Д.: Очень рад видеть вас в нашей студии. Начнем нашу беседу с поздравлений, тем более что есть поводы. 22 августа 1921 года была образована Республика Коми. Позвольте поздравить вас и всех жителей с этим юбилеем – с 95-летием со дня образования республики. Как отметили? С.М.-А.: Спасибо большое за поздравления. Отметили мы юбилей здорово. В эти юбилейные дни была возрождена Выставка достижений народного хозяйства, которой 50 лет на территории республики не было. Это были зрелищные массовые мероприятия – например, авиасалон и шоу, пролет пилотажной группы "Русь". Это всевозможные концерты, ярмарочные площадки, театрализованные шествия. Эти мероприятия шли не только в столице республики, а они шли и во всех муниципалитетах – очень широко ярко, красиво, образно. И на самом деле это действительно воодушевляет всех жителей республики. Без учительской базы не будет хорошей преподавательской работы, а без преподавательской работы - обратной связи с учителями, профориентации школьников - и соответствующего социального заказа тоже не будет.  П.Д.: И еще один праздник грядет завтра – День знаний. Поздравляю вас, а также всех учителей, преподавателей, учеников и их родителей с этим светлым праздником! Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, преподаватель или учитель – кто важнее для российской системы образования? С.М.-А.: Если говорить об учителях, речь идет о школе. А если говорить о преподавателях, то это те, кто уже готовят к профессиональной деятельности. П.Д.: И те, кто занимаются исследовательской работой. С.М.-А.: И те, кто занимаются исследовательской работой, и те, кто проектируют это и воплощают это даже в жизнь. На самом деле и те, и те важны, потому что без учительской базы не будет хорошей преподавательской работы, а без преподавательской работы обратной связи с учителями, профориентации школьников, профподготовки и соответствующего социального заказа тоже не будет. П.Д.: А вас как регионального министра устраивает сегодня уровень подготовки преподавателей для учебных заведений? С.М.-А.: Вы знаете, это не только меня не устраивает, но это не устраивает и всю страну. Сегодня мы принимаем участие (мы – это студенты Сыктывкарского государственного университета) именно в этом процессе модернизации педагогического образования. Главная идея заключается в следующем. Будущие учителя и нынешние студенты как можно раньше и как можно ближе должны стать рядышком со школой, поэтому речь идет о модульном обучении. Некий период – условно, 5–6 недель – определенный теоретический курс отчитан и отработка на практике с детьми, с педагогами-практиками. Вторая составляющая – это подключение не только преподавательского состава университета к подготовке будущих преподавателей, но и нынешних работающих учителей-практиков – так называемых учителей-тьюторов, которые будут сопровождать студента во время практики и во время его обучения в вузе. То есть уже с первого курса изначально студент, который осознанно для себя выбирает эту профессию, может подготовиться к практико-ориентированной работе на протяжении того времени обучения, которое он находится в университете. П.Д.: Одна из основных проблем сегодня – это как раз нехватка учителей, причем это головная боль многих регионов России. Скажите, а каким вы видите выход из этой ситуации в Республике Коми? Если бы все выпуски наших педагогических училищ, наших университетов направить на работу туда, на кого они учились, – то проблема нехватки учителей закрылась бы в один учебный год. С.М.-А.: В Республике Коми достаточно много для этого делается. У нас разработан ряд социальных программ, но они связаны больше с материальной поддержкой молодых учителей, которые хотя бы в первый период работы (до трех лет) получают определенные вспомогательные выплаты. И надбавки установлены в размере 40%. Некоторые муниципалитеты предоставляют найм социального жилья. И так далее, и так далее, и так далее. Но это не панацея. Самая главная проблема, ради чего… Мы ведь выпускаем достаточно педагогов. Если бы все выпуски наших педагогических училищ, наших университетов направить одномоментно по адресу – то есть туда, на кого они учились, – то проблема бы в один учебный год закрылась. Речь идет о том, как мотивировать молодого человека остаться жить на селе. А это уже социальная сфера, это инфраструктура, это достойный уровень заработной платы, это прежде всего жилье и интересная, насыщенная, одухотворенная жизнь, наверное. Это и молодежные сообщества, это и доступ к Интернету, и общение со своими ровесниками и коллегами, и так далее. Наверное, речь идет о социализации молодого учителя в той среде, в которую он попадает после прохождения уже вуза. П.Д.: Светлана Александровна, а как много молодых учителей, молодых специалистов в области образования остаются в профессии? Ведь дотации через три года закончатся – и затем начнется, как многие учителя говорят, "суровая реальность". С.М.-А.: За те три года, когда государство берет на себя доплату молодым учителям (по сути дела, они наравне со стажистами получают оплату своего труда), в этот период самосовершенствоваться, накапливать свое портфолио, идти к своим достижениям и выходить на аттестацию. Сейчас ведь не требуется прохождение поэтапное, предположим: безаттестационный период, потом первая квалификационная категория, потом высшая квалификационная категория. Если у тебя есть определенные достижения, если у тебя есть портфолио, если у тебя есть продвижение, желание, талант и умение не только работать, но и уметь систематизировать свою работу и предоставлять результат своей работы, то можно ведь получить сразу и высшую категорию. И это решит уже другие финансовые вопросы. П.Д.: Сегодня, накануне 1 сентября, все без исключения регионы рапортуют о готовности к новому учебному сезону, к новому учебному году, к сожалению, замалчивая о проблемах, о том, что не успели сделать. Скажите, пожалуйста, а что сегодня в Республике Коми у вас как у министра образования вызывает больше всего беспокойства? С.М.-А.: У нас небольшое количество школ – 351 школа всего. Но большая часть школ расположена в сельской местности, а 198 школ из этого количества являются малокомплектными. То есть это маленькие школки, которые учат очень небольшой контингент. У учителей неполная нагрузка, и, чтобы до ставки довести, их всевозможными доплатами наделяют и дополнительными какими-то функциональными обязанностями. И это отвлекает от их собственной педагогической деятельности, ученического становления своих подопечных. Вот эта проблема существует. У нас долгое время таким малым школам не уделялось должного внимания с точки зрения материально-технической базы. Сегодня более или менее начинает выравниваться ситуация. Посмотрите, мы только к 1 сентября 40 муниципальных школ и 38 государственных учреждений поставили на капитальный ремонт – 78. Естественно, что большие работы требуют больших затрат. Что-то будет завершаться и после 1 сентября, но это не будет влиять на образовательный процесс, это внешние работы. Но это деньги прежде всего, ресурсы. И, наверное, самая большая боль – это большое количество изношенных школ. 151 школа у нас в зоне от 50 до 70% износа находится. 33 школы у нас с износом более 70%. Это о чем говорит? О том, что просто нужно снести эту школу и построить новую. Но, вместе с тем, с ростом контингента учащихся, мы посчитали, что нам за время действия этой программы (а время действия программы – до 2025 года) нужно построить минимум 50 школ – причем в сельской местности, небольших, точечно, локально, хорошеньких (мечтаю я), уютненьких, оснащенных вот таких сельских школ. П.Д.: Для этого нужна не только федеральная правительственная программа, а для этого нужны и локальные деньги. Скажите, пожалуйста, а удается ли для образовательного процесса и для решения проблем этого образовательного процесса привлекать инвестиции, бизнес? С.М.-А.: Вы знаете, не так широко, как хотелось бы, но удается. Этим и отличается Республика Коми. Я вам приведу сейчас пример, в частности две совершенно конкретные школы: одна в Ухте и одна под Печорой находится. Капитальный ремонт – благодаря государственно-частному партнерству с компанией ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", которая обеспечивает капитальный ремонт этих школ. Пусть это две школы, но на самом деле "ЛУКОЙЛ" поддерживает не только в плане строительства школ, но и в плане оснащения школ школьными автобусами. П.Д.: Светлана Александровна, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru. Я напоминаю, сегодня у нас в гостях министр образования и молодежной политики Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова. Такой вопрос задают вам телезрители: "Любопытно узнать, знает ли министр о том, насколько затратно учиться в бесплатной школе? Например, в Подмосковье собрать ребенка в школу – купить форму, портфель, канцелярию – это минимум 10 тысяч. А сколько в Республике Коми тратят родители в процессе обучения детей?" С.М.-А.: Министр образования знает об этом, потому что министр образования имеет 27 лет педагогического стажа – он, что называется, от школьной доски. Поэтому знаем, но варианты здесь есть разные. Собрать ребенка тоже можно по-разному (так же, как и выпускные вечера можно по-разному отметить), но определенный минимум затрат, конечно, требуется. И, к сожалению, он не всегда оправдывает по качеству покупаемых тех же принадлежностей, школьной формы, ранца, той же спортивной обуви, спортивной одежды и каких-то других составляющих. Но это уже дело вкуса и возможностей семьи. П.Д.: "Как вы считаете, в эпоху ЕГЭ надо ли от школы требовать, чтобы она воспитывала, а не только обучала? На ваш взгляд, какие воспитательные мероприятия действенны в наше время?" С.М.-А.: И в эпоху ЕГЭ, и без эпохи ЕГЭ – в любые времена школа обязана была воспитывать всегда. На самом деле оно так и было, так и продолжает развиваться это явление. Хотя был определенный исторический период, когда говорили о том, что акцент должен пасть на родителей. На самом деле ведь в законе "Об образовании" прерогатива и право первенства закреплено за родителями. Школа помогает, создает условия для этого, а настаивать, по сути дела, должен родитель. Есть разные школы. Я не буду говорить обо всех, но есть школы, где созданы великолепные условия для воспитания. Чем воспитывать? Я считаю, примером, деятельностью, а не классными часами, говорильней, объяснениями, нотациями, морализацией. Хотя иногда и к этим вещам нужно прибегать, так жизнь наша устроена. П.Д.: Это правда. С.М.-А.: Но организация деятельности, где ребята бы проявляли себя и, самое главное, получали бы от этого удовольствие, чтобы это было не в нагрузку, а действительно такое личностное удовольствие: оказать кому-то помощь, поддержку, посмотреть результат своего труда, получить наслаждение от этого и привлечь еще в это сообщество своих ровесников. П.Д.: Светлана Александровна, будем завершать нашу беседу, но прежде позвольте поинтересоваться: а какие у вас остались воспоминания от школы или института? С.М.-А.: У меня остались замечательные воспоминания от школы, от моего любимого директора школы – почетного гражданина города Сыктывкара Бориса Ивановича Захарова. В пятом классе бегу по коридору – и упираюсь в живот директору. Он ловит и говорит: "Чего бежишь? Упадешь – нос сломаешь. Родители придут, будут жаловаться, требовать новый нос. А где я его возьму?" Потом я подрастала, становилась опорой и помощником. И Борис Иванович, проходя на перемене, мог сказать: "Генсек, зайди в кабинет, посоветоваться нужно". А "генсек" – это был секретарь комсомольской организации школы. Поэтому школа дала жизненную энергию, школа дала позитив. И из моего класса, из моего выпуска, именно этого выпуска 1975 года… Мы собираемся каждые пять лет и считаем, что из нас можно создать малокомплектную школу, если бы мы все встали у школьной доски. П.Д.: Светлана Александровна, большое вам спасибо, что нашли время, приехали к нам в Москву из Республики Коми. Пожелаем и сегодняшним ученикам, естественно, хороших знаний, преподавателям – больших возможностей, чтобы эти знания нести, а родителям – сил и терпения. С.М.-А.: Я хочу присоединиться к вашим пожеланиям. С началом учебного года, с 1 сентября всех наших детей, учителей, родителей! Наверное, это огромный праздник для всей страны, потому что, по большому счету, все мы родом из детства, а значит – из школы. П.Д.: Начало учебного года – это своеобразный очередной этап в жизни молодого жителя большой страны. Пусть он будет без помарок – так сказать, с чистого листа. Как бы мы ни ругали школу, важно не забывать, что процесс обучения зависит не только от нее, но и от родителей, да и от самих учеников. Ведь многие помнят, что сказал Марк Твен: "Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование". Все в наших руках. У нас в гостях была министр образования и молодежной политики Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова.