Татьяна Бачинская: Эпоха пресс-релизов ушла, и пришло время интересных и понятных историй о том, что делают компании
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/tatyana-bachinskaya-25395.html
Ангелина Грохольская: Благотворительность, социальная
ответственность, корпоративное волонтерство – мы уже начинаем привыкать к этим
понятиям. В различных средствах массовой информации все чаще стали появляться
материалы о филантропии, о деятельности НКО, но сами благотворители жалуются, что
качество статей и репортажей оставляет желать лучшего.
Можно ли этому научиться? Спросим у нашей гостьи. В студии
"Большой страны" директор "Центра развития филантропии "Сопричастность", главный
редактор журнала "Бизнес и общество" Татьяна Бачинская.
Татьяна Бачинская: Здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Татьяна, здравствуйте. И также Татьяна –
создатель проекта "Школа журналистики" по социальному партнерству и КСО. Это
правильно, да?
Татьяна Бачинская: Да.
Ангелина Грохольская: "Школа журналистики", сколько этому
проекту уже лет, или это только начало еще?
Татьяна Бачинская: Это молодой проект, он родился, когда я… Я
хожу в вузы, мы там проводим разные мероприятия, разговариваем со студентами. И
когда я спросила студентов гуманитарного факультета, журналистов, почти что
выпускников, которые завтра придут в редакцию, что такое корпоративная
социальная ответственность, как они понимают это, социальное партнерство, никто
не смог правильно это сказать. Но я понимаю, что этому не учат, и если
корпоративная социальная ответственность как дисциплина вошла в бакалавриат, по-моему,
экономических вузов, то, что касается журналистики, я знаю, где-то в МГУ, по-моему,
есть социальная журналистика, небольшой курс, но, по большому счету, ко мне
приходят даже студенты социального университета, и ничего не знают, к сожалению,
не знают. Поначалу, когда я организовывала ее в 2015 году, я думала сделать ее
для журналистов как просветительский проект – для студентов, для молодых
журналистов, – чтобы рассказать, что это такое, через истории людей. Я
приглашала представителей компании, которые работают в нашей теме, занимаются
социальными проектами, и они рассказывали, что они делают, как они сами пришли
в это, чем близко это направление. Потому что, чего греха таить, иногда считают,
что КСО – это не совсем искренне. Мне очень хотелось понять, чтобы
представители компаний, люди рассказали, что это такое, чем занимаются компании,
что входит в социальную ответственность, как меняется мир, и вообще для чего
это нужно.
И получилось, что, с другой стороны, школой стали интересоваться некоммерческие
организации. Они-то знают, что такое социальное партнерство, они работают с компаниями
или очень хотят работать. И как войти к ним, как рассказать о совместных
проектах, оказалось очень важным. Мне кажется, что любой талантливый журналист
или редактор всегда может рассказать, как какую тему подать интересно.
Ангелина Грохольская: Поделитесь какими-то секретами. Я
заглянула к вам на сайт, посмотрела мастер-класс. Мне кажется, побывать очень
интересно, потому что какие-то личные примеры есть.
Татьяна Бачинская: Мне кажется, эпоха пресс-релизов уже
уходит, и приходит время интересных историй. Через истории, которые очень
понятны и близки людям, можно рассказать о том, что делают компании.
Ангелина Грохольская: Кто еще преподает в школе?
Татьяна Бачинская: Мы и вас пригласим. У нас нет
преподавателей. Мы выбираем мастер-классы. Обычно это люди, которые в компаниях
могут рассказать, что это такое. Рассказывают, какие проекты есть в компании, чем
они занимаются, как они привлекают своих сотрудников, вообще что такое
социальная ответственность, устойчивое развитие, социальное партнерство, что
это дает компании, некоммерческим организациям, как можно к ним прийти, как
можно сотрудничать.
С другой стороны, приходит журналист или редактор – это вторая
часть наших мастер-классов, – который рассказывает, как интересно об этом
писать. Мы стараемся, чтобы не просто люди получили какие-то знания, а чтобы
закрепили эти навыки. Поэтому мы приглашаем наставников, журналистов, редакторов,
и мы сами, бизнес-сообщество, работаем со студентами, и даем им какие-то
задания, потому что проходит очень много мероприятий. Мы их посылаем на
какие-то интересные…
Ангелина Грохольская: И там уже на практике, да?
Татьяна Бачинская: На практике, да, обрабатываем их
материалы. Мне кажется, это часто здорово, когда человек сам прошел через это, и
когда он послушал, когда он написал материал, когда он был опубликован с их
фамилиями.
Ангелина Грохольская: Конечно. Я вас сейчас познакомлю с
журналистами, которые, мне кажется, тоже могли бы быть полезными и вашей школе
в том числе, потому что они знают, как рассказать историю, чтобы заинтересовать
своих читателей. Это газета "Рассвет", она единственная в Успенском районе
Краснодарского края. "Районка" – так ее называют местные жители. Для них она
уже стала и службой психологической помощи, и МЧС, в общем, все-все-все.
Давайте посмотрим сюжет.
(СЮЖЕТ.)
Ангелина Грохольская: Мы продолжаем разговор с нашей гостьей.
Татьяна Бачинская сегодня у нас в студии "Большой страны". Мы говорим о проекте
"Школа журналистики", которая занимается и такими проблемами, о которых
рассказали авторы этого сюжета.
Татьяна Бачинская: Я восхищаюсь редактором этой газеты, как
они все организовали. Какие молодцы.
Ангелина Грохольская: Вот она, социальная ответственность.
Кстати, на одном из ваших мастер-классов я прочитала, что один из
преподавателей дал такой совет учащимся: "Не заканчивайте свои статьи фразой
"Надеемся, что…", действуйте". Мне кажется, это как раз пример, когда
журналисты не заканчивают фразу "Да, надеемся, что все будет хорошо у вас", а
они сами действуют.
Что самое важное для журналиста, который собирается или уже начал
заниматься именно социальной тематикой?
Татьяна Бачинская: Мне кажется, ему нужно непосредственно
участвовать в проектах. Если он хочет разобраться в этом по-настоящему, если
говорить, например, о социальной ответственности бизнеса, можно пойти вместе с
волонтерами компаний, или даже просто с волонтерами НКО, пойти на мероприятия.
Я ходила на какие-то экологические субботники. Компании устраивают пресс-туры, интересные
встречи с сотрудниками, с руководителями своих организаций, которые
рассказывают нам, что происходит.
Ангелина Грохольская: И посмотреть на этот процесс изнутри.
Татьяна Бачинская: Да.
Ангелина Грохольская: Не наблюдателем быть, а участником?
Татьяна Бачинская: Да. Они приглашают некоммерческие
организации, которые они поддерживают, эти организации презентуют проекты, они
помогают им их писать, и помогают выигрывать те же президентские гранты. И это
здорово, когда компания поддерживает и выращивает то гражданское общество, которому
сейчас очень сложно. Поэтому, мне кажется, социальное партнерство очень важно
еще в этой связке, когда регион преобразуется в партнерстве бизнеса, некоммерческих
организаций. Очень хотелось бы, чтобы здесь была власть, и средства массовой
информации играют здесь очень важную роль. Их заинтересованность, вовлеченность
очень важна.
Ангелина Грохольская: Татьяна, спасибо вам огромное за то, что
нашли время, пришли к нам. Когда следующий мастер-класс в "Школе журналистики"?
Татьяна Бачинская: Мы планируем на апрель.
Ангелина Грохольская: Готовимся, и обязательно будем принимать
участие.
Татьяна Бачинская: Спасибо.
Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое.
Замечательно, мы тоже, я надеюсь, присоединимся и как-то
поучаствуем. Будем рады.
Татьяна Бачинская: С удовольствием.
Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, что нашли время и
пришли к нам.
Татьяна Бачинская: Спасибо вам.
Ангелина Грохольская: Директор "Центра развития филантропии
"Сопричастность", главный редактор журнала и портала "Бизнес и общество"
Татьяна Бачинская была сегодня у нас в гостях.