Татьяна Бачинская: Эпоха пресс-релизов ушла, и пришло время интересных и понятных историй о том, что делают компании

Гости
Татьяна Бачинская
директор Центра развития филантропии «Сопричастность», главный редактор журнала и портала «Бизнес и общество»

Ангелина Грохольская: Благотворительность, социальная ответственность, корпоративное волонтерство – мы уже начинаем привыкать к этим понятиям. В различных средствах массовой информации все чаще стали появляться материалы о филантропии, о деятельности НКО, но сами благотворители жалуются, что качество статей и репортажей оставляет желать лучшего.

Можно ли этому научиться? Спросим у нашей гостьи. В студии "Большой страны" директор "Центра развития филантропии "Сопричастность", главный редактор журнала "Бизнес и общество" Татьяна Бачинская.

Татьяна Бачинская: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Татьяна, здравствуйте. И также Татьяна – создатель проекта "Школа журналистики" по социальному партнерству и КСО. Это правильно, да?

Татьяна Бачинская: Да.

Ангелина Грохольская: "Школа журналистики", сколько этому проекту уже лет, или это только начало еще?

Татьяна Бачинская: Это молодой проект, он родился, когда я… Я хожу в вузы, мы там проводим разные мероприятия, разговариваем со студентами. И когда я спросила студентов гуманитарного факультета, журналистов, почти что выпускников, которые завтра придут в редакцию, что такое корпоративная социальная ответственность, как они понимают это, социальное партнерство, никто не смог правильно это сказать. Но я понимаю, что этому не учат, и если корпоративная социальная ответственность как дисциплина вошла в бакалавриат, по-моему, экономических вузов, то, что касается журналистики, я знаю, где-то в МГУ, по-моему, есть социальная журналистика, небольшой курс, но, по большому счету, ко мне приходят даже студенты социального университета, и ничего не знают, к сожалению, не знают. Поначалу, когда я организовывала ее в 2015 году, я думала сделать ее для журналистов как просветительский проект – для студентов, для молодых журналистов, – чтобы рассказать, что это такое, через истории людей. Я приглашала представителей компании, которые работают в нашей теме, занимаются социальными проектами, и они рассказывали, что они делают, как они сами пришли в это, чем близко это направление. Потому что, чего греха таить, иногда считают, что КСО – это не совсем искренне. Мне очень хотелось понять, чтобы представители компаний, люди рассказали, что это такое, чем занимаются компании, что входит в социальную ответственность, как меняется мир, и вообще для чего это нужно.

И получилось, что, с другой стороны, школой стали интересоваться некоммерческие организации. Они-то знают, что такое социальное партнерство, они работают с компаниями или очень хотят работать. И как войти к ним, как рассказать о совместных проектах, оказалось очень важным. Мне кажется, что любой талантливый журналист или редактор всегда может рассказать, как какую тему подать интересно.

Ангелина Грохольская: Поделитесь какими-то секретами. Я заглянула к вам на сайт, посмотрела мастер-класс. Мне кажется, побывать очень интересно, потому что какие-то личные примеры есть.

Татьяна Бачинская: Мне кажется, эпоха пресс-релизов уже уходит, и приходит время интересных историй. Через истории, которые очень понятны и близки людям, можно рассказать о том, что делают компании.

Ангелина Грохольская: Кто еще преподает в школе?

Татьяна Бачинская: Мы и вас пригласим. У нас нет преподавателей. Мы выбираем мастер-классы. Обычно это люди, которые в компаниях могут рассказать, что это такое. Рассказывают, какие проекты есть в компании, чем они занимаются, как они привлекают своих сотрудников, вообще что такое социальная ответственность, устойчивое развитие, социальное партнерство, что это дает компании, некоммерческим организациям, как можно к ним прийти, как можно сотрудничать.

С другой стороны, приходит журналист или редактор – это вторая часть наших мастер-классов, – который рассказывает, как интересно об этом писать. Мы стараемся, чтобы не просто люди получили какие-то знания, а чтобы закрепили эти навыки. Поэтому мы приглашаем наставников, журналистов, редакторов, и мы сами, бизнес-сообщество, работаем со студентами, и даем им какие-то задания, потому что проходит очень много мероприятий. Мы их посылаем на какие-то интересные…

Ангелина Грохольская: И там уже на практике, да?

Татьяна Бачинская: На практике, да, обрабатываем их материалы. Мне кажется, это часто здорово, когда человек сам прошел через это, и когда он послушал, когда он написал материал, когда он был опубликован с их фамилиями.

Ангелина Грохольская: Конечно. Я вас сейчас познакомлю с журналистами, которые, мне кажется, тоже могли бы быть полезными и вашей школе в том числе, потому что они знают, как рассказать историю, чтобы заинтересовать своих читателей. Это газета "Рассвет", она единственная в Успенском районе Краснодарского края. "Районка" – так ее называют местные жители. Для них она уже стала и службой психологической помощи, и МЧС, в общем, все-все-все. Давайте посмотрим сюжет.

(СЮЖЕТ.)

Ангелина Грохольская: Мы продолжаем разговор с нашей гостьей. Татьяна Бачинская сегодня у нас в студии "Большой страны". Мы говорим о проекте "Школа журналистики", которая занимается и такими проблемами, о которых рассказали авторы этого сюжета.

Татьяна Бачинская: Я восхищаюсь редактором этой газеты, как они все организовали. Какие молодцы.

Ангелина Грохольская: Вот она, социальная ответственность.

Кстати, на одном из ваших мастер-классов я прочитала, что один из преподавателей дал такой совет учащимся: "Не заканчивайте свои статьи фразой "Надеемся, что…", действуйте". Мне кажется, это как раз пример, когда журналисты не заканчивают фразу "Да, надеемся, что все будет хорошо у вас", а они сами действуют.

Что самое важное для журналиста, который собирается или уже начал заниматься именно социальной тематикой?

Татьяна Бачинская: Мне кажется, ему нужно непосредственно участвовать в проектах. Если он хочет разобраться в этом по-настоящему, если говорить, например, о социальной ответственности бизнеса, можно пойти вместе с волонтерами компаний, или даже просто с волонтерами НКО, пойти на мероприятия. Я ходила на какие-то экологические субботники. Компании устраивают пресс-туры, интересные встречи с сотрудниками, с руководителями своих организаций, которые рассказывают нам, что происходит.

Ангелина Грохольская: И посмотреть на этот процесс изнутри.

Татьяна Бачинская: Да.

Ангелина Грохольская: Не наблюдателем быть, а участником?

Татьяна Бачинская: Да. Они приглашают некоммерческие организации, которые они поддерживают, эти организации презентуют проекты, они помогают им их писать, и помогают выигрывать те же президентские гранты. И это здорово, когда компания поддерживает и выращивает то гражданское общество, которому сейчас очень сложно. Поэтому, мне кажется, социальное партнерство очень важно еще в этой связке, когда регион преобразуется в партнерстве бизнеса, некоммерческих организаций. Очень хотелось бы, чтобы здесь была власть, и средства массовой информации играют здесь очень важную роль. Их заинтересованность, вовлеченность очень важна.

Ангелина Грохольская: Татьяна, спасибо вам огромное за то, что нашли время, пришли к нам. Когда следующий мастер-класс в "Школе журналистики"?

Татьяна Бачинская: Мы планируем на апрель.

Ангелина Грохольская: Готовимся, и обязательно будем принимать участие.

Татьяна Бачинская: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое.

Замечательно, мы тоже, я надеюсь, присоединимся и как-то поучаствуем. Будем рады.

Татьяна Бачинская: С удовольствием.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное, что нашли время и пришли к нам.

Татьяна Бачинская: Спасибо вам.

Ангелина Грохольская: Директор "Центра развития филантропии "Сопричастность", главный редактор журнала и портала "Бизнес и общество" Татьяна Бачинская была сегодня у нас в гостях.

  

Где научиться интересно освещать социальную проблематику