Ангелина Грохольская: 21 марта в Международный день Земли в российский прокат выходит документальный фильм "Рожденные свободными". Это картина не только о фантастическом подводном мире и его обитателях. Авторы впервые показали закулисье дельфинариев и океанариумов. Жуткий отлов, ужасающие условия транспортировки – и это далеко не все, что переживают будущие любимцы публики. Что стоит за яркими шоу с участием морских животных, узнаем у наших гостей. Сегодня в студии "Большой страны" Татьяна Белей, автор идеи фильма, и Татьяна Денисенко, кандидат биологических наук, микробиолог. Здравствуйте. Татьяна Денисенко: Здравствуйте. Татьяна Белей: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Насколько я знаю, вы сами не ожидали того результата, который в итоге получится, с чем вы выйдете к зрителю с картиной, потому что начиналось все совершенно по-другому. Татьяна Белей: Основная идея и задача была донести до людей правду, что скрывают шоу с дельфинами, потому что людям кажется, что все прекрасно, дельфины улыбаются, они радуются, им нравится быть артистами. Ангелина Грохольская: Нас же убеждают в том, что они там счастливы, и мы счастливы, все счастливы, все хорошо. Глаза тех детей, которые приходят в дельфинарий, -  это глаза потребителей, и никакой образовательной ценности представление не несет.    Татьяна Белей: Я счастливый человек, и мне повезло, я очень много общалась со свободными дикими дельфинами в их родных стихиях, морях и океанах, и в какой-то момент я поняла, что мне, наверное, это счастье не просто так было дано, и я что-то должна для них сделать. Я посмотрел фильм "Бухта", как-то получилось. Я тоже не задумывалась никогда о том, что происходит в дельфинариях. Я туда не ходила, но как-то тема все равно для меня была закрытой. И я узнала, что на самом деле происходит. И поняла, что в России об этом точно никто думает, и что происходит с нашими дельфинами, тоже никому неизвестно. И я решила: а что можно сделать? Рассказывать всем, ходить на митинги, но это бесполезно. Только искусство может, наверное, донести до людей. Ангелина Грохольская: Что происходит с дельфинами? Давайте сразу расскажем, пока мы еще не посмотрели фильм. Он выйдет в прокат только завтра. Я же происходит, что вам удалось раскрыть и показать в итоге? Татьяна Денисенко: Дельфин, когда он попадает в дельфинарий, правильно Татьяна сказала, кажется, что он действительно очень весел, счастлив и хорошо там живет. Но если посмотреть закулисье дельфинария, мы увидим, что там работает целый штат ветеринарных врачей. Это люди, которые поддерживают здоровье животных. Но ведь здоровье мы поддерживаем далеко не здоровому существу, а существу, которое постоянно находится под прессом целого ряда неблагоприятных факторов: это и стресс, это и те ужасные условия, в которых они живут. Чистая вода – это еще не значит, что она качественная. Татьяна Белей: Прозрачная вода. Татьяна Денисенко: Да. Там могут быть микроорганизмы, которые попадают от людей, приходящих в дельфинарий, от обслуживающего персонала. Эта вода далеко от той воды, которая находится в море, она совершенно не соответствует тем показателям, которые есть в настоящей морской воде. В дельфинарии нет солнца, в дельфинарии нет времен года. И все это приводит к тому, что звери в неволе болеют, а для того, чтобы животные выглядели веселыми, чистенькими и хорошими, ветеринарные врачи постоянно их обслуживают. Ангелина Грохольская: Это ваши съемки? Татьяна Белей: Да. Ангелина Грохольская: Кто снимал, кто участвовал вообще в процессе создания вашей картины? Татьяна Белей: Участвовала Юлия Петрик – это девушка, которая стала родоначальницей предайвинга в России. С нее начался именно этот вид спорта в России. Победитель национальных соревнований. Мы снимались вместе, нас трое авторов – Юлия Петрик, режиссер Гаянэ Петросян, она тоже фридайвер. То есть мы все вместе это снимали. Эти съемки мы делали в Мозамбике с Юлией Петрик в кадре. Я, Юлия снимает, и наоборот. Ангелина Грохольская: Мне кажется, там девушка чувствует себя так же, как дельфин. Татьяна Белей: Это я. Это все красиво, но я хотела бы еще пояснить. Показывали съемки, кадры из трейлера фильма перед этим, что предшествует тому, когда дельфины попадают в дельфинарий. Ангелина Грохольская: А мы продолжаем нашу беседу. Сегодня она, на самом деле, непростая для меня лично, потому что я была в дельфинариях и океанариумах, я обычный зритель. Но сегодня наши гости открывают нам всю правду, что же стоит за этими яркими шоу с участием морских животных. Татьяна Белей и Татьяна Денисенко сегодня у нас в студии. Они представляют фильм "Рожденный свободными", который выходит в российский прокат уже завтра. С чего все начинается? До того момента, как дельфинов, белух привозят в океанариум? Татьяна Белей: До того, как вы видите их счастливыми. До того, как они становятся артистами, им приходится пройти очень многое. Во-первых, это отлов. В самом начале нашей беседы были кадры из трейлера, из фильма, и там как раз были отловы, как все это проходит. Это действительно эксклюзивные съемки, которые нам удалось достать, потому что на отловы никого не допускают, естественно. Ангелина Грохольская: Это что? Транспортировка? Татьяна Белей: Это транспортировка, это съемки одного передвижного дельфинария. Сейчас, в общем-то, идет большая компания в СМИ, уже направленная против них, естественно. И в чем такое явное зло этих передвижных дельфинариев – что животные от 5 дней до 2 недель проводят в таких баках, как вы видели. Ангелина Грохольская: Кошмар какой. Где производится отлов? Это, наверное, какая-то бизнес-структура, целая цепочка выстроена, потому что это бизнес? Татьяна Белей: Да, это гигантский бизнес, очень выгодный. Отловы белух производятся в Охотском море у острова Чкалов. Хотела сказать еще, что Россия - это единственный поставщик белух по всему миру. Правда, весь мир уже, слава богу, отказывается. Штаты уже отказались импортировать белух из России в принципе, остается Китай, Япония. Но Китай – это огромная потребительская страна, которая строит очень много океанариумов, они вырастают как грибы после дождя. Ангелина Грохольская: Сколько белух живет в своей естественной среде? Татьяна Денисенко: От 25 лет до 50, а более крупные киты, такие, как касатка, могут дожить и до 100 лет. Ангелина Грохольская: А в неволе? Татьяна Денисенко: В неволе живут до 25 лет, но не все животные доходят до такого возраста. Только очень сильное здоровьем животное может выжить и адаптироваться к этим условиям. И то, даже несмотря на то, что он адаптирован, живет в этих условиях дельфинария, тем не менее, ему очень тяжело, и он постоянно находится на антибиотиках, постоянно находится на ветеринарном обслуживании, потому что без этого животное жить, к сожалению или к счастью – я не знаю, как это сказать, – не будет. Ангелина Грохольская: Чтобы понимать, что это действительно как бизнес, вы знаете, сколько стоит белуха? Татьяна Белей: Белуха сейчас на рынке стоит от 40 до 50 тыс. долларов. Ее цена упала. Раньше стоила 80-90 тыс. Цена упала, потому что рынок белух переполнен, слишком много отловили. Вообще бездумно отлавливали белух. Поэтому сейчас она в цене упала. А касатки стоят, когда мы только начинали снимать наш фильм три года назад, говорили, что они стоили около 1 млн. долларов, сейчас появилась новая информация, что цена за касатку доходит до 10 млн. Ангелина Грохольская: Потому что есть зрители, есть потребитель, которым это очень нравится. Сегодня в дельфинариях очень много услуг. Можно не только шоу посмотреть. Но ведь наверняка, чтобы открыть дельфинарий или океанариум, нужны какие-то разрешения от тех же ветеринарных врачей, от тех же ученых. Почему ваше сообщество? Или это было неизвестно никому до сих пор? Татьяна Денисенко: Да. Дело в том, что очень мало изучен вопрос содержания животных в неволе. Когда в советское время были дельфинарии, они были в основном настроены именно на военные и исследовательские цели, очень мало они давали представления для обычного зрителя. А сейчас из сферы военной и научной дельфинарии перешли в развлекательные цели. Я сама еще являюсь преподавателем, и, приходя в дельфинарий, приходится иногда по работе там появляться, я смотрю на глаза тех детей, которые приходят на представление. Вы знаете, это глаза потребителей, и никакой образовательной ценности представление не несет. И когда потом разговариваешь с ребенком, спрашиваешь: "Что же ты нового узнал?", он, дай бог, если скажет ту информацию, которую легко можно почерпнуть из книг, или, например, после поездки на море, пообщавшись с людьми, работающими в заповедниках. Сейчас очень много различных программ, которые позволяют увидеть дельфина, или увидеть белуху, или касатку увидеть на воле. Ангелина Грохольская: В естественной среде. Татьяна Денисенко: Да. И вы представляете, какое это счастье для ребенка увидеть чудо? Потому что прийти в дельфинарий – это не чудо. Ангелина Грохольская: Безусловно. Что делать? Я сейчас сижу с единственной целью – давайте пойдем закрывать… Правда, какой выход? Закрывать все дельфинарии, океанариумы и зоопарки в том числе, потому что ведь там тоже в неволе содержатся животные. Татьяна Белей: Я с вами абсолютно согласна. Нельзя животных признавать вещью. Есть Закон "О животном мире", где написано, что на животных распространяются имущественные права, потому что законом не предписано иное. Так давайте напишем иное. Понятно, есть домашние животные, но дикие животные – это не имущество, тем более такая высокоразвитая цивилизация, как дельфины и киты. Нельзя строить новые океанариумы. Зачем? И, конечно надо запрещать отловы. Ангелина Грохольская: Мне кажется, надо как можно больше и чаще говорить именно об обратной стороне этих шоу. Этот разговор вы начали. Вернемся к фильму. Где его можно будет увидеть? Где люди наконец-то посмотрят? Татьяна Белей: Мы надеемся, что его можно будет увидеть во всех кинотеатрах России. Я считала, что детям, может быть, не стоит смотреть фильм, но приходили дети на премьеру, и их родители говорили: "Нет, это детям нужно смотреть, мы даже хотим, чтобы в школах показывали такое кино". Татьяна Денисенко: Действительно, этот фильм можно показывать детям, несмотря ни на что, потому что дети воспринимают информацию немножко не так, как мы. Они чувствуют правду. Если взрослый человек не всегда может увидеть правду, даже если ему ее показывают, то ребенок ее увидит, и он ее поймет правильно. Я бы хотела сказать про выход из ситуации с дельфинариями. Безусловно, надо сокращать их количество, надо разрабатывать требования и нормы содержания морских животных в дельфинариях. Эти нормы должны быть очень жесткие, такие, чтобы их… Татьяна Белей: Им никто не смог соответствовать. Татьяна Денисенко: Да, потому что, действительно, это очень сложно. Татьяна Белей: Так в Англии, кстати, произошло. Татьяна Денисенко: И второе. Мне понравились европейские опыты над тем, что они реабилитируют животных. Те животные, которые попали в беду, их спасают, их приводят в специализированные заведения, в которые, кстати, может приехать любой человек и посмотреть. Не соприкасаясь с этим животным, он может понаблюдать за его жизнью. Есть специальные веб-камеры. А потом это животное спасают, лечат и выпускают на волю совершенно здоровым. Ангелина Грохольская: Я хочу сказать, что у нас в России в некоторых регионах тоже есть такие реабилитационные центры, где помогают и спасают именно диких животных. Слава богу, что они есть. Мы о них рассказываем, кстати. И я думаю, что мы эту тему обязательно продолжим, посвятим ей уже гораздо больше времени. Татьяна Белей: Давайте, это будет здорово. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное за то, что пришли сегодня, спасибо вам огромное за вашу работу, и за мысль, которую вы сегодня донесли. Татьяна Белец, автор идеи фильма "Рожденные свободными", и Татьяна Денисенко, кандидат биологических наук, микробиолог, были сегодня в студии "Большой страны".