Татьяна Неганова: Мы рассказываем о творчестве Чайковского путем технического прогресса

Гости
Татьяна Неганова
Директор Государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И.Чайковского», Удмуртская республика

Ангелина Грохольская: Чайковский в стиле техно. Сотрудники Музея-усадьбы Петра Ильича Чайковского из Удмуртии пошли на смелый эксперимент – предложили школьникам, увлеченным точными науками, посмотреть на творчество композитора с инженерной точки зрения. Так появился конкурс "Техно-арт Чайковский". Его результаты превзошли самые смелые ожидания.

Сегодня у нас в студии – директор музея Татьяна Неганова. Татьяна Николаевна, здравствуйте.

Татьяна Неганова: Добрый день.

Ангелина Грохольская: Вы не одна к нам пришли?

Татьяна Неганова: Нет.

Ангелина Грохольская: Кто ваша спутница?

Татьяна Неганова: Сегодня в студии со мной вместе одна из участниц этого конкурса – робот-балерина, которая… По привычке даем мы имена музейным экспонатам или вот таким нашим продуктам музейной деятельности. Зовут ее Аврора. И как раз она сегодня пришла, чтобы исполнить небольшие па из балета "Лебединое озеро".

Ангелина Грохольская: Да вы что? Аврора танцующая?

Татьяна Неганова: Аврора танцует.

Ангелина Грохольская: А как? Надо поаплодировать, чтобы она что-то исполнила?

Татьяна Неганова: Я сейчас сделаю.

Ангелина Грохольская: Это первый класс балетной школы. Замечательно! Конечно, очаровательная Аврора. Кто ее придумал, кто ее изобрел?

Татьяна Неганова: Вот это сделали мальчики из технопарка "Кванториум" из города Ижевска. Именно с ними и с технопарками из других городов мы осуществили этот проект. Вообще проект пришел как бы внезапно весной 2017 года, когда мы приняли участие в празднике Гербер. Именно тогда нам захотелось показать Чайковского с очень близкой для детей и для современного человека позиции, то есть рассказать о его музыке и творчестве путем технического прогресса. Мы создали виртуальный тур. И когда надевали очки виртуальной реальности, то могли путешествовать, даже не перемещаясь в пространстве, по нашим залам музейным.

Это очень вдохновило для того, чтобы эта практика уже получила свое развитие. Именно тогда мы и создали проект "Техно-арт Чайковский" и предложили кванториумам России (а их уже сейчас более 40) осуществить такие подборки – неделя кино, неделя музыки. И среди этих кейсов были действительно замечательные варианты.

Ангелина Грохольская: Что еще было, кроме Авроры? Какие еще были интересные решения?

Татьяна Неганова: Первоначально дети очень хорошо познакомились с архитектурным наследием Вятской губернии, именно с архитектурой дома, в котором родился Петр Ильич Чайковский. Они создали через 3D-принтер макет этого дома, который, в принципе, нам будет очень полезен в музейной деятельности. Особенные посетители – люди с ограниченными возможностями – могут наощупь понять, какой же особняк дал возможность счастливо жить этой большой и дружной семье. Создали из бумаги и пластика, например, варианты архитектурных сооружений. Удивительный проект сделали две девочки, которые создали шахматную доску, а вот фигуры, шахматные фигуры они сделали как раз из образцов архитектуры Вятской губернии, где ферзя играл в том числе Дом Чайковских.

Ангелина Грохольская: С ума сойти! А музыка Чайковского? Ведь самая-то главная цель, как мне кажется, – не придумать роботов (хотя, конечно, они прекрасные), не напечатать что-то на 3D-принтере, а чтобы с наследием Чайковского, с произведениями, которые он писал, в том числе и для детей, современные дети познакомились. Музыку они почувствовали?

Татьяна Неганова: Да. Пожалуй, это был самый большой вот такой посыл этого конкурса – чтобы познакомились с музыкой Чайковского, слушали и балеты, и оперы Петра Ильича и под музыку создавали в том числе и небольшие вот такие музыкальные фрагменты: танцующий робот или самоиграющая гитара. Было и такое, да.

Ангелина Грохольская: А что гитара играет?

Татьяна Неганова: Гитара играет тоже абсолютно маленький отрывочек, но тем не менее это "Игра в лошадки", детский альбом.

Ангелина Грохольская: Известный детский альбом. У вас уникальный музей, у вас уникальные экспонаты. Я знаю, что самый интересный, самый любимый, и посетителями в том числе, – это рояль, на котором играл маленький Петр Ильич Чайковский.

Татьяна Неганова: Да.

Ангелина Грохольская: А сегодня звучит этот рояль?

Татьяна Неганова: Да, конечно. Вообще, чтобы музыкальный инструмент жил, он должен играть. И этот рояль у нас прошел реставрацию не так давно. С другой стороны, он всегда настроен и ждет своих посетителей. На этом рояле играл и Денис Мацуев, и Валерий Гергиев, который приезжает к нам на музыкальный фестиваль. Весной каждого года проходит у нас большой фестиваль, посвященный музыке. Звучит не только Чайковский. Но тем не менее важно, чтобы вот это пространство Удмуртии наполнялось музыкой. Играют лучшие ученики. То есть те, кто в дальнейшем планируют связать свою жизнь с музыкой, тоже получают право сыграть на детском рояле Чайковского.

Ангелина Грохольская: Как вы думаете, вот из тех физиков, которые принимали участие в конкурсе "Техно-арт Чайковский", кто-нибудь когда-нибудь удостоится чести сыграть на этом рояле?

Татьяна Неганова: Не будем загадывать, но вполне возможно. Потому что физики и лирики – это сочетание, которое идет по жизни. И дети вообще очень интересные. Надо сказать, что ведь мы в этом проекте не традиционно взяли себе категорию детей, учащихся в художественных школах искусств, не талантливых детей, которых тоже много приезжает в музей, а взяли именно средний класс – детей, которые любопытные от природы. И наверное, в чем-то они повторяют и судьбу Петра Чайковского, который маленьким мальчиком, как говорила его гувернантка, был любителем стихи писать. "Мой маленький Пушкин" – так называла его Фанни Дюрбах. Или, например, очень любил природу. И те восхищения, те восторги, которые он испытывал, в дальнейшем были перенесены именно в музыку.

Ангелина Грохольская: Чайковский был народным композитором?

Татьяна Неганова: Вообще он о себе писал: "Я артист, который может и должен принести честь своей Родине". Что Петр Ильич Чайковский сделал много-много раз. И мне кажется, что даже по прошествии 178 лет со дня рождения Чайковский делает очень много для своей страны. Это имя известно миру, и поэтому кажется, что и границы становятся прозрачнее, и расстояния меньше, и люди добрее, когда они слушают музыку Чайковского.

Ангелина Грохольская: Будет ли продолжение конкурса замечательного, который вы попробовали, сделали? И мне кажется, результаты действительно превзошли ожидания ваши тоже.

Татьяна Неганова: Да, мы планируем сделать продолжение этого конкурса, планируем работать с кванториумами, потому что это часто интересно и это оставляет такое ощущение какого-то восторга, детскости. Вот такая, пожалуй, эмоция приходит во взрослую музейную жизнь – и от этого становится действительно лучше.

Ангелина Грохольская: Ваше произведение любимое Чайковского – есть ли оно? И какое оно?

Татьяна Неганова: В разное время жизни, в разное время года оно какое-то свое. Ну, я очень люблю "Пиковую даму", дуэт Лизы и Полины. Это тоже такой интересный вариант. Когда-то Первый концерт звучит от восторга. Чайковский прекрасен!

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Чайковский действительно прекрасен, его надо слушать. И в разные моменты жизни обязательно найдется вот нужное здесь и сейчас произведение.

Татьяна Неганова: Да.

Ангелина Грохольская: Спасибо огромное. Спасибо Авроре за то, что она исполнила этот танец. Спасибо вам.

О музыке и технологиях мы говорили с директором Государственного мемориального архитектурного комплекса "Музей-усадьба Петра Ильича Чайковского" Татьяной Негановой.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск