Татьяна Неганова: Мы рассказываем о творчестве Чайковского путем технического прогресса

Гости
Татьяна Неганова
Директор Государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И.Чайковского», Удмуртская республика

Ангелина Грохольская: Чайковский в стиле техно. Сотрудники Музея-усадьбы Петра Ильича Чайковского из Удмуртии пошли на смелый эксперимент – предложили школьникам, увлеченным точными науками, посмотреть на творчество композитора с инженерной точки зрения. Так появился конкурс "Техно-арт Чайковский". Его результаты превзошли самые смелые ожидания.

Сегодня у нас в студии – директор музея Татьяна Неганова. Татьяна Николаевна, здравствуйте.

Татьяна Неганова: Добрый день.

Ангелина Грохольская: Вы не одна к нам пришли?

Татьяна Неганова: Нет.

Ангелина Грохольская: Кто ваша спутница?

Татьяна Неганова: Сегодня в студии со мной вместе одна из участниц этого конкурса – робот-балерина, которая… По привычке даем мы имена музейным экспонатам или вот таким нашим продуктам музейной деятельности. Зовут ее Аврора. И как раз она сегодня пришла, чтобы исполнить небольшие па из балета "Лебединое озеро".

Ангелина Грохольская: Да вы что? Аврора танцующая?

Татьяна Неганова: Аврора танцует.

Ангелина Грохольская: А как? Надо поаплодировать, чтобы она что-то исполнила?

Татьяна Неганова: Я сейчас сделаю.

Ангелина Грохольская: Это первый класс балетной школы. Замечательно! Конечно, очаровательная Аврора. Кто ее придумал, кто ее изобрел?

Татьяна Неганова: Вот это сделали мальчики из технопарка "Кванториум" из города Ижевска. Именно с ними и с технопарками из других городов мы осуществили этот проект. Вообще проект пришел как бы внезапно весной 2017 года, когда мы приняли участие в празднике Гербер. Именно тогда нам захотелось показать Чайковского с очень близкой для детей и для современного человека позиции, то есть рассказать о его музыке и творчестве путем технического прогресса. Мы создали виртуальный тур. И когда надевали очки виртуальной реальности, то могли путешествовать, даже не перемещаясь в пространстве, по нашим залам музейным.

Это очень вдохновило для того, чтобы эта практика уже получила свое развитие. Именно тогда мы и создали проект "Техно-арт Чайковский" и предложили кванториумам России (а их уже сейчас более 40) осуществить такие подборки – неделя кино, неделя музыки. И среди этих кейсов были действительно замечательные варианты.

Ангелина Грохольская: Что еще было, кроме Авроры? Какие еще были интересные решения?

Татьяна Неганова: Первоначально дети очень хорошо познакомились с архитектурным наследием Вятской губернии, именно с архитектурой дома, в котором родился Петр Ильич Чайковский. Они создали через 3D-принтер макет этого дома, который, в принципе, нам будет очень полезен в музейной деятельности. Особенные посетители – люди с ограниченными возможностями – могут наощупь понять, какой же особняк дал возможность счастливо жить этой большой и дружной семье. Создали из бумаги и пластика, например, варианты архитектурных сооружений. Удивительный проект сделали две девочки, которые создали шахматную доску, а вот фигуры, шахматные фигуры они сделали как раз из образцов архитектуры Вятской губернии, где ферзя играл в том числе Дом Чайковских.

Ангелина Грохольская: С ума сойти! А музыка Чайковского? Ведь самая-то главная цель, как мне кажется, – не придумать роботов (хотя, конечно, они прекрасные), не напечатать что-то на 3D-принтере, а чтобы с наследием Чайковского, с произведениями, которые он писал, в том числе и для детей, современные дети познакомились. Музыку они почувствовали?

Татьяна Неганова: Да. Пожалуй, это был самый большой вот такой посыл этого конкурса – чтобы познакомились с музыкой Чайковского, слушали и балеты, и оперы Петра Ильича и под музыку создавали в том числе и небольшие вот такие музыкальные фрагменты: танцующий робот или самоиграющая гитара. Было и такое, да.

Ангелина Грохольская: А что гитара играет?

Татьяна Неганова: Гитара играет тоже абсолютно маленький отрывочек, но тем не менее это "Игра в лошадки", детский альбом.

Ангелина Грохольская: Известный детский альбом. У вас уникальный музей, у вас уникальные экспонаты. Я знаю, что самый интересный, самый любимый, и посетителями в том числе, – это рояль, на котором играл маленький Петр Ильич Чайковский.

Татьяна Неганова: Да.

Ангелина Грохольская: А сегодня звучит этот рояль?

Татьяна Неганова: Да, конечно. Вообще, чтобы музыкальный инструмент жил, он должен играть. И этот рояль у нас прошел реставрацию не так давно. С другой стороны, он всегда настроен и ждет своих посетителей. На этом рояле играл и Денис Мацуев, и Валерий Гергиев, который приезжает к нам на музыкальный фестиваль. Весной каждого года проходит у нас большой фестиваль, посвященный музыке. Звучит не только Чайковский. Но тем не менее важно, чтобы вот это пространство Удмуртии наполнялось музыкой. Играют лучшие ученики. То есть те, кто в дальнейшем планируют связать свою жизнь с музыкой, тоже получают право сыграть на детском рояле Чайковского.

Ангелина Грохольская: Как вы думаете, вот из тех физиков, которые принимали участие в конкурсе "Техно-арт Чайковский", кто-нибудь когда-нибудь удостоится чести сыграть на этом рояле?

Татьяна Неганова: Не будем загадывать, но вполне возможно. Потому что физики и лирики – это сочетание, которое идет по жизни. И дети вообще очень интересные. Надо сказать, что ведь мы в этом проекте не традиционно взяли себе категорию детей, учащихся в художественных школах искусств, не талантливых детей, которых тоже много приезжает в музей, а взяли именно средний класс – детей, которые любопытные от природы. И наверное, в чем-то они повторяют и судьбу Петра Чайковского, который маленьким мальчиком, как говорила его гувернантка, был любителем стихи писать. "Мой маленький Пушкин" – так называла его Фанни Дюрбах. Или, например, очень любил природу. И те восхищения, те восторги, которые он испытывал, в дальнейшем были перенесены именно в музыку.

Ангелина Грохольская: Чайковский был народным композитором?

Татьяна Неганова: Вообще он о себе писал: "Я артист, который может и должен принести честь своей Родине". Что Петр Ильич Чайковский сделал много-много раз. И мне кажется, что даже по прошествии 178 лет со дня рождения Чайковский делает очень много для своей страны. Это имя известно миру, и поэтому кажется, что и границы становятся прозрачнее, и расстояния меньше, и люди добрее, когда они слушают музыку Чайковского.

Ангелина Грохольская: Будет ли продолжение конкурса замечательного, который вы попробовали, сделали? И мне кажется, результаты действительно превзошли ожидания ваши тоже.

Татьяна Неганова: Да, мы планируем сделать продолжение этого конкурса, планируем работать с кванториумами, потому что это часто интересно и это оставляет такое ощущение какого-то восторга, детскости. Вот такая, пожалуй, эмоция приходит во взрослую музейную жизнь – и от этого становится действительно лучше.

Ангелина Грохольская: Ваше произведение любимое Чайковского – есть ли оно? И какое оно?

Татьяна Неганова: В разное время жизни, в разное время года оно какое-то свое. Ну, я очень люблю "Пиковую даму", дуэт Лизы и Полины. Это тоже такой интересный вариант. Когда-то Первый концерт звучит от восторга. Чайковский прекрасен!

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Чайковский действительно прекрасен, его надо слушать. И в разные моменты жизни обязательно найдется вот нужное здесь и сейчас произведение.

Татьяна Неганова: Да.

Ангелина Грохольская: Спасибо огромное. Спасибо Авроре за то, что она исполнила этот танец. Спасибо вам.

О музыке и технологиях мы говорили с директором Государственного мемориального архитектурного комплекса "Музей-усадьба Петра Ильича Чайковского" Татьяной Негановой.