Ангелина Грохольская: Здравствуйте! Сегодня мы говорим о людях Большой страны. И у нас в гостях – министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. Татьяна Вячеславовна, здравствуйте. Татьяна Рыбкина: Здравствуйте, Ангелина. Ангелина Грохольская: Очень рады видеть вас снова в нашей студии. Татьяна Рыбкина: Взаимно. Ангелина Грохольская: Я надеюсь, наши зрители вас узнали, потому что вы уже бывали здесь. Татьяна Вячеславовна, а у вас, если я не ошибаюсь, на этой неделе был юбилей. Татьяна Рыбкина: Несколько дней назад, 1 апреля… Ангелина Грохольская: 1 апреля, да? Татьяна Рыбкина: …я была назначена на должность министра культуры Тульской области. Ангелина Грохольская: Сколько лет назад? Татьяна Рыбкина: Пять лет назад. Ангелина Грохольская: Пять лет назад. Ну что же, я вас поздравляю! Татьяна Рыбкина: Спасибо, спасибо. Татьяна Рыбкина – министр культуры Тульской области, преподаватель, музыковед, кандидат искусствоведения. Родилась в городе Котласе Архангельской области. Окончила Тульское музыкальное училище, Уральскую государственную консерваторию Мусорского, аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных. До того как стать чиновником, преподавала в детской музыкальной школе и в Университете искусств. Ангелина Грохольская: Татьяна Вячеславовна, скажите, пожалуйста, а культура сейчас – дорогое удовольствие? Татьяна Рыбкина: Я бы сказала, что культура в региональном масштабе, наверное, не столь дорогое удовольствие. И судя по тому, как сейчас люди ходят и в театры, и в филармонии, и на концерты, вот сейчас мы переживаем вообще в обществе, я бы сказала, всплеск интереса к культуре, вот буквально несколько лет. И я бы даже сказала, что это немножко стадия, наверное, каких-то перемен – не только в обществе, но и в культуре в том числе. Ангелина Грохольская: Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик, известный философ (я хочу сейчас его процитировать), он очень много рассуждал о культуре, говорил о культуре. И вот одна из его мыслей: "У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития, потому что большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театры, музеи, библиотеки, эстрадную музыку. И получается зачастую так, что явления, которые мы относим к культуре, рассматриваются в изоляции друг от друга". То есть мысль такая, что это должна быть некая общая форма. Вот вы когда пять лет назад пришли на должность министра, у вас была какая-то концепция развития культуры сформирована? Татьяна Рыбкина: Во-первых, я пришла из учреждения культуры. Я как бы две сферы уже для себя освоила. Это сфера образования, начиная от начального звена и кончая высшим. Ангелина Грохольская: Вы преподавали. Татьяна Рыбкина: Я преподавала. И руководила научно-методической частью в СУЗе. И я одновременно работала заведующей литературной частью музыковедческого отдела в Тульской областной филармонии, поэтому сценическая сфера деятельности мне тоже была понятна и близка. Ангелина Грохольская: Вы человек изнутри. Татьяна Рыбкина: Да, я человек изнутри, скажем так, профильник. Вот по поводу концепции и единого взгляда. Вот сейчас, наверное, я уже со словами Дмитрия Лихачева не соглашусь… Ангелина Грохольская: Нет? Татьяна Рыбкина: …потому что стремительно слишком развивается и общество, и культура в том числе. Вот смотрите – появились и стратегии развития, и Основы государственной культурной политики. Можно по-разному говорить об этом документе, но это системный взгляд на отрасль. Сейчас я бы сказала, что государство и президент, и Министерство культуры – они все-таки наряду с какими-то изменениями, движением, которое происходит, в том числе и в отрасли, с акцентом на молодежь, на молодежные форумы, на изменение контента в сторону молодежи, все-таки показывают и призывают нас системно работать. Я считаю, что взгляд системный – и на федеральном уровне, и в регионах – он однозначно сформирован. Ангелина Грохольская: Он уже существует. Татьяна Рыбкина: Да. Ангелина Грохольская: В одной из статей в Интернете нашла такую фразу, что "Татьяне Рыбкиной достаточно легко работать сейчас в должности министра культуры, потому что у нее есть весомая поддержка в Москве". Татьяна Рыбкина: Я считаю, что под лежачий камень вода не течет. Поэтому я очень люблю свою отрасль. Я считаю, что в культуре… может быть, где-то еще можно по-другому, но в культуре нужно работать, если ты очень любишь свою работу и очень любишь свой край. Ангелина Грохольская: Надо быть настойчивым. Татьяна Рыбкина: Да. Поэтому – как бы сказать? – нести вот тему тульскую, я считаю, это просто обязательно. И в федеральном Министерстве культуры, и в других ведомствах. Я ворвалась на федеральный уровень буквально за год. Ангелина Грохольская: Татьяна Вячеславовна, а как вам удалось? В чем секрет? Татьяна Рыбкина: Я участвую в каких-то мероприятиях, я высказываю какие-то инициативные проекты. Я предлагала Тулу как площадку для того, для другого. Я не боялась, чтобы Тула становилась вот той экспериментальной площадкой, на базе которой рождаются те или иные идеи или реализуются те или иные планы. "Давайте попробуем. Может быть, не получится – другие сделают лучше". Но тебе верят, нам дают средства, нам дают какие-то возможности. Ангелина Грохольская: Неужели все двери были открыты? Татьяна Рыбкина: Не все двери были открыты, но я считаю, что… Вы знаете, ничего другого, я вам никакого секрета не открою. Только такая активная и инициативная позиция. Но, Ангелина, я хочу сказать, что очень важно, чтобы среди других проблем региона (а ведь их очень много, особенно в социальной сфере, и в инвестиционной политике, и в промышленной политике) культура во взглядах правительства, губернатора особенно, она не уходила на второй или на третий план. И я считаю, что в этом плане Тульской области очень повезло, потому что наряду с такими мощными драйверами, каким у нас является промышленность, мы активно развиваемся как инвестиционный регион, все-таки культуре, в частности, наш губернатор уделяет очень большое внимание. И я бы даже сказала, что для меня было удивительно, что не просто, например, вещам, которые можно увидеть. Вот сейчас у нас проект – Тульская набережная. Пешеходные зоны. Нас это так радует! Восстанавливается историческая часть города. Ну, это просто мечта туляков. Туляки сплотились вокруг этой идеи. Это культурное пространство, которое просто ожидал народ. Но вместе с тем еще и идут темы, которые, казалось бы… И как откликается общественная культурная. Появился центр для одаренных детей. И почему акцент стоит на том, чтобы мы привлекали детишек? Губернатор спрашивает: "А если ребенок талантливый в деревне живет? Подумайте, какая методика, как его привлечь". Например: "У вас нет симфонического оркестра? А что у вас делает духовой оркестр? А почему у вас нет каких-то фестивалей ярких, на которые люди могут прийти?" Вот если так относится руководство, то в любом случае тебе верят, тебе и региональные возможности дают, и средства. Ангелина Грохольская: Мы продолжим с вами говорить буквально через минуту. По итогам 2017 года Татьяна Рыбкина заняла 61-е место в рейтинге 100 влиятельных людей Тульской области. Ее имя связывают с активным развитием и продвижением на федеральном уровне проекта "Русские усадьбы", созданием "Музейного квартала", открытием новых туристических проектов, направленных на поддержку традиционных ремесел и тульской провинции. Ангелина Грохольская: Мы продолжаем беседу с Татьяной Рыбкиной. Татьяна Вячеславовна, когда вы стали министром, вашему сыну было, по-моему, два года с небольшим, да? Татьяна Рыбкина: Да, с небольшим два года. Ангелина Грохольская: А трудно было решиться все-таки уйти в карьеру, уйти в работу? Татьяна Рыбкина: Ну, Ангелина, во-первых, я не ожидала, что работа министра настолько требует всего человека. Я бы, наверное, подумала… Ангелина Грохольская: Если бы сейчас уже? Татьяна Рыбкина: Да. Ну, как это все распределить и сделать? Но с другой стороны, я отношусь к той категории матерей и вообще людей, наверное, которых сложности вообще не пугают. Я считаю, что… Ну, у меня сын вообще, если я была даже в музыкальном колледже, работала, он всегда был со мной. Ну, что там говорить? Я, в принципе, даже не брала декретный отпуск. Ангелина Грохольская: Это ребенок всех творческих людей, мне кажется. Татьяна Рыбкина: На хоре я его искала, на репетиции духовного оркестра. Ангелина Грохольская: Жизнь за кулисами. Татьяна Рыбкина: Да, да. Поэтому это было несложно. Он ребенок, который сформировался в моей работе, в моей жизни. Я считаю, что это нормально. Я думаю, что он потом оценит, что это даже счастье его детства. Ангелина Грохольская: А у него есть уже какие-то музыкальные или творческие наклонности? Татьяна Рыбкина: Он любит петь, но занимается он… Вот опять же, что называется, профессия помогла. У нас замечательные музеи, у нас вообще музейный регион. Это я говорю вместе о семье и сразу о профессии. У нас ведь в Тульской области четыре федеральных музея, уникальная художественная галерея, кремль. Действительно, музейное сообщество очень высокопрофессиональное. И один из директоров наших музеев говорит: "Татьяна Вячеславовна, вашему сыну уже четыре года. Посмотрите, как у нас ребятки занимаются рисованием. Он будет рисовать. Он посмотрит коллекцию. Он будет посещать экскурсии. Зачем вам его держать в садике? Давайте вы будете приводить его два-три раза в неделю". И вы знаете, как-то независимо от меня его затянуло, засосало. И он просто приходит… Там посещают экскурсии, ходят по музею и рисуют. Удивительные методики! Я говорю, что раньше рисовали по-другому, какие-то шаблоны. Сейчас действительно методики, когда… Ребенок мне говорит: "Мое полотно", "Я сегодня писал". Активизация творческого взгляда. Ангелина Грохольская: Вот то самое воспитание культуры, с которого вы начали. Татьяна Рыбкина: Да. Ангелина Грохольская: Татьяна Вячеславовна, а как вы в Туле оказались? Ведь вы родились в Архангельской области. Татьяна Рыбкина: Я родилась в городе Котласе Архангельской области. Там родилась моя мама, жила бабушка. Мама училась… тогда это был Ленинград. А папа туляк. Они там познакомились. И потом они решили попробовать себя вот там – на Севере, в глубинке. Приехали. Но, к сожалению, тогда глубинка, наверное, не отвечала еще потребностям вот той молодой семьи, которая… В принципе, обучавшись в Питере (сейчас бы мы так сказали), они уже ожидания от жизни имели другие. И когда мне было два годика, мы переехали в Тулу, на родину папы. И здесь уже они начали работать. Они инженеры, родители. Ангелина Грохольская: То есть можно сказать, что вы выросли, в общем, в Туле? Татьяна Рыбкина: Я выросла в Туле, да, поэтому я себя ощущаю тулячкой. Ангелина Грохольская: А в Котласе не бываете? Татьяна Рыбкина: Я бывала в Котласе в юности, в детстве. Бывала в Котласе, безусловно. У меня там оставались родные, оставались двоюродные братья и сестры. Потом где-то кто-то переехал на Юг страны, кто-то – в Москву. Ну, что называется, разбросало. Но к Северу у меня особое отношение. Я помню с детства, и когда приезжала, вот лес, большую реку, какой-то масштаб и суровость. Вы знаете, еще как-то в душе осталось, что люди Севера – у них чувство локтя другое, у них отношение какой-то ответственности к твоим поступкам, какой-то честности, что ли, такой доброжелательности к тому, что находится. Открытости как-то немножко больше. Там даже двери не закрывали, понимаете, там не закрывали двери вообще. Ангелина Грохольская: Мне, северянке, очень приятно сейчас слышать эти слова, честное слово. Татьяна Рыбкина: Поэтому для меня эти какие-то нормы от моей семьи остались. И мне кажется… Ну, все наши регионы хороши. Будучи министром, я столько поездила. Ангелина Грохольская: Везде свои особенности. Татьяна Рыбкина: Везде свои. Я хочу сказать большой какой-то комплимент, наверное, Министерству культуры. Я уже говорила, что в посылах, которые идут от президента, буквально вот в той какой-то стратегической линии, которую должна обрести культура… И она ее обрела. Мы идем по ней, быстро реализуя или медленно, по-разному. Это судить, наверное, будут еще следующие поколения. Но это обрели. А вот то, что Министерство культуры сейчас, в последние годы, наверное, лет пять, оно как бы активно занялось региональной политикой – это очень чувствуется! То есть раньше были Москва и Петербург – две столицы. Сейчас регионы поднимаются, у каждого своя самобытность. Знаете, вот такая шкала: кто-то выше, кто-то ниже. И я очень благодарна и нашему руководству региона, потому что у нас (не для красного словца) очень активная и идет сквозной линией несколько лет уже тема развития малых городов. Но опять же это не потому, что я сейчас говорю о малых исторических городах. Это совокупность проблем. Потому что одно – демографическая проблема. Если мы не будем обращать внимания на какие-то территории, то мы просто потеряем эти территории: люди уедут либо старики вымрут. В конце концов, в некоторых областях (я не буду сейчас называть) есть такие места, просто глухие места. Ангелина Грохольская: А было какое-то место, может быть, есть и в Тульской области, куда вы приехали – и, знаете, сердце защемило, настолько больно стало? Татьяна Рыбкина: Сейчас руководство, высшее руководство региона очень нацелено на голос людей, причем людей из глубинки. Поэтому когда к нам приходят письма… А их очень много. "Нужен клуб. Отремонтируйте хотя бы уголочек, сделайте". Ну, это то, что касается культуры. Пишут нам: "Восстановите нам церковь". Как говорится, клуб, школа, церковь… Ангелина Грохольская: Но ведь не всегда это можно сделать быстро. Опять же нужны деньги. У небольших районов, как правило, бюджет ну совсем ограничен. Татьяна Рыбкина: Вы знаете, главное – двигаться. Нужно просто поставить себе цель, как-то о ней думать активно, озвучить ее, обсудить ее. К примеру, вот у нас есть Чернский район, граничащий с Орловщиной. У нас уникальное место, с точки зрения литературы. Как будто место, которое рождало каких-то гениев. Там и родовое имение Тургенева. Там Никольское-Вяземское – родовое имение отца Льва Николаевича Толстого, филиал федерального музея "Ясная Поляна". Сейчас оно активно развивается, потому что там сельскохозяйственные производители. И вот мы видим, что деревни, маленькие деревушки, которые, может быть, и потребности не имели, они оживают, появляется инфраструктура. И вот это все вместе связано. Например, у них ФАП есть, где-то школа. И мы понимаем, что в отраслях разных начинается движение вокруг этого места. Если, например, еще десять лет назад, может быть, даже пять и семь лет назад еще были места… Тула – это промышленный центр. Была еще угольная промышленность. У нас были большой бедой вот эти угольные районы, когда люди потеряли работу. Но я знаю, насколько активно правительство занимается этими проблемами. И технопарки, и технозоны. В общем-то, находятся вот те… Ангелина Грохольская: Татьяна Вячеславовна, мы сегодня назвали нашу беседу – "Как по нотам". Я вас сейчас слушаю и понимаю, что мы это правильно сделали, потому что, ну, во всяком случае складывается такое впечатление, что в вашей жизни, в вашей профессии, в вашей карьере и вообще во всем, чего вы касаетесь и что вы делаете, все идет как по нотам. Или это не так, а все-таки есть место импровизации? Если уж про музыку. Татьяна Рыбкина: Вы знаете, я бы сказала – не импровизация, а… Для меня это удивительно, но в последнее время я поняла, что это хорошо. Я иногда и даже порой часто в каких-то проектах опираюсь на свою интуицию. Казалось бы, по нотам распишешь (и твоя чиновничья жизнь уже на это настраивает), но чувствуешь, что надо здесь поддать, надо в эту сторону отойти. Рискованно, а получится! Я не сказала бы, что это импровизация. Ну, это какой-то, может быть, опыт. А может быть, вот то самое, что я называю хорошим предвидением, ощущением каким-то внутренним. Его трудно сформулировать, но… Если вы это называете импровизацией, то она присутствует. Но хотелось бы, конечно, чтобы все шло планово. Хотя бывают и такие вещи свободные. Ангелина Грохольская: А чего вы боитесь? Татьяна Рыбкина: Я боюсь чего-то не успеть, потому что кажется, что вот еще… "У нас вот этот район, через три года, наверное, подойдет эта программа, и вот здесь уже появится, и мы этот район охватим. А вот здесь, наверное, еще появится у нас музыкальный театр". Это не этого года перспективы, а это два-три. Кое-какие вещи я для себя понимаю, что это, наверное, в Тульскую область придет через пять лет. Вот нам вуз, например, нужен, да? И думаешь: "Наверное, это будут делать уже другие". Хотелось бы быть вовлеченной. В этой должности (мы сегодня говорим о том, что я министр), в другой должности, но хотелось бы быть занятой. И я думаю, что, наверное, люди, которые вкусили эту работу в культуре, наверное, они… Ангелина Грохольская: Из культуры уйти нельзя, это точно. Татьяна Рыбкина: Нет. Вы знаете, буквально такой личный пример. Вчера в Facebook девочка пишет: "Вы, наверное, меня не помните, Татьяна Вячеславовна, а я у вас училась, когда вы преподавали еще в школе". И вы знаете, я такой какой-то ноткой тоски живу, потому что я стала экономистом, сейчас я занимаюсь продажами. Но вот так, что называется, к моей душе, к моему внутреннему миру и с таким доверием никто и никогда не обращался. Я для себя думаю: ну, может быть, человек загрустил. А вот сейчас я понимаю. Дочь моя старшая иногда говорит: "Мама, чуть-чуть не хватило", – а она экономист. Чуть-чуть не хватило мне такого гуманитарного образования, потому что это духовное развитие. Поэтому те, кто занимаются культурой, наверное, уходя из нее, тоскуют. Ангелина Грохольская: Время на семью у вас остается вот сейчас? Татьяна Рыбкина: Мало, мало времени на семью. Но есть и другие преимущества. Мне одна наша мудрая… Сейчас она уже ушла. Знаете, такие мэтры бывают. Директор библиотеки, ее знала вся Россия. И я на второй год своей работы поделилась с ней, я говорю: "Леся Ивановна, я очень переживаю, что сына мало вижу. Наверное, буду себя потом корить, и он меня будет упрекать". Она говорит: "Вы знаете, он потом будет вами гордиться, во-первых. А во-вторых, он имеет возможности, в отличие от других детей". Да, пускай это наскоками, пускай это в выходные дни, после школы, до ночи, но он уже в юности, в детстве, с младенчества даже, если брать ретроспективно, он имеет возможность, как вы говорите, посмотреть что-то за кулисами, увидеть праздник изнутри, побывать на тех мероприятиях, которые другие… Он туда, может быть, и не хотел ехать в свои четыре года. Он побывал, и у него это все остается. И хочет он или не хочет, он посещать со мной театры, бывает. Он маму видит по телевидению. Поэтому я думаю, что я с ним реально не бываю. Ну, может быть, какие-то системные вещи, как уложить, почитать… Ангелина Грохольская: А читаете ему перед сном? Татьяна Рыбкина: Мало, мало читаю. Ангелина Грохольская: Мало? Татьяна Рыбкина: Я прихожу, а иной раз он спит. Мы с ним общаемся по телефону, мы с ним утром общаемся. Ну, какие-то выходные дни. Ангелина Грохольская: А у вас есть какие-то семейные традиции? Татьяна Рыбкина: Семейные традиции у нас появились, когда у нас появился дачный загородный дом. Мы с ним ходим на речку, ловим рыбу. Ангелина Грохольская: Вы сами ловите рыбу? Татьяна Рыбкина: Да, я с ним. Ну, я – как бы сказать? – для того чтобы составить сыну компанию, да, я с ним бывает ловлю. Ангелина Грохольская: Как рыбак рыбаку скажите – самая большая какая рыба? Татьяна Рыбкина: Нет, я пока еще такой улов не поймала. Вот это, наверное, тоже дань, какое-то уважение и стремление к тому, чтобы немножко побыть со своей семьей, побыть со своим сыном, который у меня сейчас. Дочка уже сама определилась, она не живет со мной. А маленькому хочется дать еще много чего, мужу, ему. Ангелина Грохольская: А какая у вас мечта? Татьяна Рыбкина: Да у меня все хорошо. Я даже не знаю. Мечта? Мечта… Не знаю даже. А, ну, наверное, стать бабушкой и нянчить внуков, потому что меня судьба пока этим не одарила. Я уже понимаю, что своим опытом я, наверное, уже смогу совершенно маленького человечка уже воспитать, что-то дав того, что я не дала своим детям. Я имею в виду – даже с точки зрения культурного воспитания. Ангелина Грохольская: Татьяна Вячеславовна, спасибо вам огромное за эту беседу. Невероятно приятно с вами разговаривать обо всем, мне кажется. Хотя сегодня о работе мы говорили все-таки больше. Татьяна Рыбкина: Ну… Ангелина Грохольская: Это, наверное, пока внуков нет? Татьяна Рыбкина: Не знаю. Ангелина Грохольская: Я желаю, чтобы все ваши мечты сбылись – и профессиональные, и личные. Татьяна Рыбкина: Спасибо. Ангелина Грохольская: Сегодня у нас в студии была министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина.