Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я Ангелина Грохольская. «Хорошо там, где нас нет» – известное выражение, мы уверены, где-то кому-то живется лучше, однако, психологи называют эту фразу «универсальной отговоркой» – мы просто не хотим что-либо менять. К счастью, есть люди, уверенные обратном: «Хорошо там, где мы есть». Поиском таких активных и позитивных занялись в Агентстве стратегических инициатив и в этом году впервые запустили программу «100 городских лидеров». Каковы ее цели и успешны ли поиски, спросим у нашей гостьи, в студии Татьяна Журавлёва – директор Центра городских компетенций АСИ. Татьяна, здравствуйте! Татьяна Журавлёва: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: У любой истории есть предыстория, вот что послужило запуском этой программы, что было сначала? Татьяна Журавлёва: Агентству уже 7 лет, и уже 7 лет агентство работает с лидерами в разных сферах: в социальной сфере, с технологическими лидерами, с новыми бизнесами. Мы поняли, что появились те люди которые хотят создавать свой бизнес или открывать какую-то социальную инициативу, а которые хотят менять пространство вокруг себя, которые хотят выходить городе на новый уровень комфорта и которые готовы делать это сами, и поэтому мы решили, что мы создадим такую программу для таких людей, будем их искать по всей стране, поэтому мы ее назвали «100 городских лидеров» – это не значит, что их всего 100 по стране, это значит, что в каждом городе должно появиться, мы в этом уверены, 100 городских лидеров, в каждом городе нашей страны, которых у нас 1117. Ангелина Грохольская: Сейчас поговорим об этом подробнее, как попасть в программу, но прежде давайте посмотрим сюжет, его герой создал в собственном подъезде музей. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Татьяна, героя этой истории можно назвать лидером, меняющим жизнь? Татьяна Журавлёва: Безусловно, именно таких мы ищем по всей стране, именно с такими мы и пытаемся работать, чтобы из одного подъезда у нас получилось 25 подъезда, а то и 125 подъездов в каждом городе. Ангелина Грохольская: Потому что начинать надо… Татьяна Журавлёва: С себя. Ангелина Грохольская: С себя, да, и с пространства, которое вокруг тебя. Татьяна Журавлёва: Начинать надо, в первую очередь, с себя, и если человек понимает, что он каждый день приходит домой и ему по дороге домой некомфортно, значит он в состоянии и способен сам организовать какую-то группу людей, которая изменит с ним этот маршрут домой, в подъезде, во дворе. У нас, например, по этому путь пошла Выкса – это моногород, в котором происходит арт-фестиваль уже много лет, это знаменитый «Арт-Овраг», теперь есть команда оттуда, которая к нам пришла, они пошли дальше, они поняли, что у нас фестиваль происходит один раз в год, но мы хотим пользоваться этим культурным наследием, которое остается на протяжении всего года, и поэтому они занимаются сейчас дворами: они взяли 3 двора разных и сформировали дворовое сообщество. Мы понимаем, что такое двор, двор – это то место, где живут бабушки, где живут мамы с колясками, где живут автомобилисты, которые не любят бабушек, и бабушки не любят автомобилистов, где живут собачники, которые не любят мамочек с детьми, а мамочки с детьми не любят собачников, и при этом они еще там постоянно пересекаются – вот они взяли 3 двора, договорились между этими всеми категориями людей, и теперь они разрабатывают концепцию этого двора, вот сейчас первый двор у нас уже появился в городе Выксе, и вот сейчас, 18-го сентября, на финальном питчинге будут его представлять. Ангелина Грохольская: А что там в этом дворе будет? Татьяна Журавлёва: Они продумали арт-концепцию двора, они продумали, для кого этот двор, что там должно точно появиться, я не буду раскрывать все интриги, 18-го сентября – это будет очень большая презентация их проекта, но они именно пошли от людей, которые там живут. Ангелина Грохольская: Какие еще примеры можно привести, какие проекты заявились на конкурс? Татьяна Журавлёва: Их очень много, у нас вообще их изначально было 583, мы, честно говоря, не ожидали такого ажиотажа, мы думали о том, что в этот первый пилотный год нам придет, ну, 40-60 проектов… Ангелина Грохольская: Хотя бы ту сотню набрать тех самых лидеров, да?.. Татьяна Журавлёва: Да, у нас была задача – собрать 25 проектов, с которыми мы можем работать первый пилотный год. В итоге, у нас пришло 583 заявки из 154 городов – это каждый 11-й город страны к нам пришел. Мы не ожидали такого, это был очень сложный отбор, но мы отобрали 25 проектов и они абсолютно разные, у нас есть, например, город Тюмень, где идет реконструкция парка, вернее, создание парка с нуля, я бы не сказал, что это реконструкция, это создание парка с нуля на территории заброшенного озера Алебашево, там было множество административных проблем до того момента, пока мы с ними не начали разрабатывать концепцию этого ивент-парка и сейчас там уже появился первый понтон – это первая площадка на воде, которая будет в городе Тюмени, и собственно, этот парк станет лицом города Тюмень. У нас есть абсолютно другой проект – это город Черняховск, это маленький город в Калининградской области, где к нам пришла команда с проектом «Городского огорода», помните, в советское время возле первых этажей были маленькие-маленькие огородики, вот, собственно… Ангелина Грохольская: Не только в советское, и сейчас они есть в некоторых городах. Татьяна Журавлёва: Да, но они есть в некоторых городах, а тогда это было повсеместно – вот они решили немножко изменить эту тему и сделать ее более молодежной и более приближенной к детям: они сделали городской огород между двумя школами, общеобразовательной и музыкальной школами, на пустыре, этот пустырь прилегает к промзоне, надо понимать, и они там создали городской огород, в котором проходят не просто уроки труда и экскурсии по ботанике, зоологии и прочим вещам, но и разные образовательные лекции, то есть они сделали образовательный городской лекторий на месте этого маленького городского огорода, любой может прийти туда, занять площадку и сделать свой образовательный мастер-класс, но самое интересное, что после этого они пришли к собственнику промышленной территории, которая находится рядом, и сказали: «А давайте мы рекультивируем эту территорию и сделаем там экологический креативный кластер». И это тот большой проект, с которым они будут работать дальше – вот так с одной маленькой инициативы сейчас мы будем, уже в следующем году, менять несколько гектаров в центре города. Ангелина Грохольская: Татьяна, а кто они, вот эти люди, которые заявились на конкурс, которые вот это всё придумывают и предлагают, кто они, откуда они берутся? Татьяна Журавлёва: Во-первых, это люди с активной жизненной позицией абсолютно все. Ангелина Грохольская: Это горожане, которые живут в этом в этом городе… Татьяна Журавлёва: Это обязательно горожане, это обязательно местные жители, которые говорят о том, что мы хотим менять город, мы устали, мы хотим чего-то другого, мы хотим иначе. Мы понимаем, что есть такое экономическое понятие, как «провалы государства», эти «провалы государства» всегда заменяют либо бизнес, либо некоммерческий сектор – это законы экономики и вот, собственно, этот слой который заполняет «провалы государства» в части градостроительства, в части благоустройства в части соучаствующего проектирования, когда необходимо наладить контакт между администрацией и жителями – вот это люди с активной жизненной позицией, это очень важно, что мы их отбирали сразу по принципу кросс-секторальности, то есть к нам приходит не один человек, к нам приходит команда минимум их трёх человек, это обязательно представитель бизнеса, это обязательно представитель общественности, если они сразу приводят с собой представителя муниципалитета, они могли на старте договориться, что они будут вместе делать этот проект, это прекрасно, если они не смогли этого сделать, то мы им в этом помогаем как агентство. Ангелина Грохольская: То есть вы такая триада: власть, общество и бизнес – это идеал, да? Татьяна Журавлёва: Это обязательно, это единственный способ что-то поменять в наших городах. Ангелина Грохольская: А расскажите, пожалуйста, о рейтинге представления людей о современном городе, что это такое и каковы же представления людей? Татьяна Журавлёва: Мы, собственно, начали ездить по городам и смотреть, а какие же ключевые запросы жителей есть у нас и поняли, что их несколько: первая история – это самое главное, о том, что особенно молодежь они просят, чтобы город был «в кармане», то есть для города это значит, что это должно быть приложение, это должно быть мобильное отношение с городом, то есть, когда я иду, я могу узнать сразу, ну, условно, я могу узнать о том, о чем этот дом, я могу построить себе правильный маршрут, тематический маршрут или какой-то другой маршрут, я могу тут же связаться оперативно с разными городскими структурами или с другими организациями, то есть максимальное совмещение пространство физического и онлайн-пространства – в этом сейчас очень большая потребность, поэтому у нас есть даже несколько проектов, которые называются «Цифровой город», это digital city, это история не про «умный город», а именно цифровой, кога город общается с жителями при помощи этих новых технологий. Вторая история – про то, что город должен быть более открытым к людям, то есть он должен быть для людей, а не для чиновников, а не для бизнесменов отдельно, не для отдельных групп, он должен быть именно для каждого человека. Ангелина Грохольская: Вы сейчас работаете только с городами? Татьяна Журавлёва: Пока, да, но у нас есть один спецпроект – это как раз поселок городского типа, это Поречье-Рыбное, это концепция социального села потому что в этом поселке находится Дом милосердия, и к нам пришел фонд «Вера» и сказал: «А давайте что-нибудь сделаем с поселком, давайте как-нибудь сделаем так, чтобы людям там было комфортно». Поселок Поречье-Рыбное – это очень-очень-очень, знаете, такие исторически зажиточные крестьяне, которые имеют очень правильное чувство собственного достоинства, у которого прекрасное фермерское хозяйство у каждого и поэтому для них история с третьим местом для них вторичная очень, но… Ангелина Грохольская: То есть, у них есть свое… Татьяна Журавлёва: У них есть свое, есть несколько дворов, с которыми они дружат и это особая культура, это прекрасно, это великолепно, это основа фермерства, это огромный потенциал для экономического развития. Когда мы с ними разговариваем, говорим: «Ну, давайте будем развивать вместе с вами фермерство и развивать какую-то программу». Это просто великолепно, когда люди настолько по-деловому относятся к сельскому хозяйству, в нашей стране это встречается крайне редко, но всё равно они говорят: «Мы бы хотели бы пройтись вечером». Там, например, в Поречье нет тротуаров… Ангелина Грохольская: Чего-то не хватает… Татьяна Журавлёва: Да… Ангелина Грохольская: Всё есть, но чего-то не хватает… Татьяна Журавлёва: Да, то есть культурного досуга у них очень мало, например, мы вместе с ними проводили День поселка и решили, что к этому Дню поселка мы попробуем наш новый формат, это формат кемпа, когда со всей страны в одно место на неделю съезжаются архитекторы и волонтеры, архитекторы и волонтеры выбирают одну площадку, рисуют мастер-план этой площадки, рисуют, что там должно появиться, общаются с жителями, собирают их мнения, вовлекают этих жителей в стройку и создают временное пространство – это называется тактический урбанизм, когда мы показываем людям то, что изменения могут быть здесь и сейчас, то есть стоит вам захотеть и у вас появятся лавочки, у вас появятся собственные арт-объекты, какие вы захотите, у вас появится здесь место, где вы можете посидеть, поиграть на гитаре, где вы можете посидеть с друзьями – для поселка это было очень важно, мы выбрали площадку возле Дома культуры, там была практически свалка и очень плохая парковка с неровной дорогой, мы договорились с муниципалитетом, выровняли там пространство, сделали дорогу, там осталось только положить асфальт, если они захотят к зиме, мы сделали очень хорошую основу под асфальт, которую не надо будет менять через год, мы сделали очень хорошее основание и построили такое общественное пространство, в котором уже сейчас на протяжении двух с половиной месяцев постоянно находится молодежь, постоянно приходят мамочки и приводят старших детей в Дом культуры, потому что это единственное место, где дети получают допобразование там. Ангелина Грохольская: Наш корреспондента, Дмитрий Дробышев, на Алтае нашел необычную деревню, я не случайно начала про сёла говорить, про деревни, давайте посмотрим, там около ста семей, но каждый житель обладает уникальными талантами. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Вы мне сейчас по секрету сказали, что Вы там были, в этой деревне? Татьяна Журавлёва: Да, я там была, в этой деревне, это как раз очень хороший пример того, когда у нас формируется правильная среда, то есть она же не из пустого места возникает, она возникает, когда туда приезжают люди и начинают делать там определенные вещи, то есть, я не верю в волшебство, я верю в людей в этом смысле. Если у нас в любом городе, в любом дворе, на любой улице соберется точно такая же группа креативных людей, которым, во-первых, не будут мешать, во-вторых, для которых будут определенные условия для того, чтобы они могли творить и создавать и это потом не будет разрушаться, это будет именно такая созидательная среда, то Аскат может появиться, на самом деле, практически везде. Ангелина Грохольская: 18-го сентября будет финал программы 2019 года, если есть финал, значит будут победители или как? Татьяна Журавлёва: Нет, смотрите, когда к нам приходили заявки, они тоже думали, что это конкурс, когда будут победители мы вручим первое, второе, третье место – нет, мы их расстроили, к сожалению, они у нас попали в акселератор, это значит, что им пришлось сейчас 9 месяцев работать и им пришлось 9 месяцев создавать свой проект и самая главная заслуга для низ – это реализация этого проекта, они это сами прекрасно понимают, что они пришли к нам за знаниями, за умениями, за поддержкой, за наставничеством, за какими-то новыми подходами к развитию городов, в которых они живут, в итоге, у них сейчас будет инвест-питчинг: мы приглашаем инвесторов для каждого из проектов они приходят, и они презентуют свой проект и результатом этого инвест-питчинга должно быть либо соглашение о намерениях, либо предложение о том, что давайте встретимся и разговаривать детально, какие нужны инвестиции, какие нужны экспертные инвест-питчинги, это тоже история отдельная, когда иногда о проекте говорят, что нам не нужны деньги, они сначала пришли и говорят: «Дайте нам денег». Теперь говорят: «Всё, нам не нужны деньги, зачем нам деньги, дайте нам, пожалуйста, вот у нас нет в городе нормального маркетолога». Ангелина Грохольская: Инноваторы, специалисты нужны. Татьяна Журавлёва: Или нет нормального архитектора, да, дайте нам человека, который сможет научить наших местных или хотя бы дорастить их до нормального уровня вот этого маркетинга или архитектуры и это тоже отдельный вид питчинга, поэтому они сейчас 18-го числа проходят сессию инвест-питчинга, защищаются перед внешним миром, а не только перед местными жителями, показывают все свои результаты, и после этого мы начинаем такой режим мониторинга за ними, мы начинаем смотреть, что у них получается, что не получается, безусловно, их не отпускаем насовсем, мы ними срослись, мне кажется, за этот год очень сильно. Ангелина Грохольская: Тем более первенцы. Татьяна Журавлёва: Да, первенцы, первый ребенок всегда самый любимый, а, собственно, с 15-го января следующего года у нас объявляется следующий отбор, и еще 20 городов мы возьмем к себе в такое ручное сопровождение. Ангелина Грохольская: Под опеку, так что, уважаемые городские лидеры, не только городские или это пока только городские всё-таки? Татьяна Журавлёва: Пока городские. Ангелина Грохольская: Городские лидеры вы уже можете готовить свои проекты, а всем активным, позитивным просто пожелаем удачи и не бросать то, что начали. Татьяна, спасибо Вам огромное за беседу и ту информацию, которую Вы рассказали. Татьяна Журавлёва: Спасибо! Ангелина Грохольская: Сегодня в нашей студии мы беседовали с директором Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив Татьяной Журавлёвой. На сегодня всё, удачи и до встречи, адрес нашей электронной почты: bs@ptvr.ru и помните, несмотря на расстояния – мы рядом!