Ангелина Грохольская: "Жить стало лучше, жить стало веселее", – это известный вариант фразы, произнесенный Сталиным. Я бы добавила: жить стало проще. Покупки можно делать в Интернете, работать, не выходя из дома, оценки детей проверять в электронном дневнике. Даже жалобы мы теперь пишем онлайн. Нужно лишь открыть приложение на смартфоне, сообщить о проблеме – и информация тут же попадет к чиновнику, отвечающему за эту сферу. Но насколько такая форма интернет-общения граждан и власти эффективна? Ведь той же сталинской фразой чаще обозначают ложный оптимизм, некий подвох в том, что внешне кажется положительным. Сегодня у нас в гостях – управляющий партнер платформы взаимодействия граждан и власти iGrajdanin Андрей Давидович. Андрей, здравствуйте. Андрей Давидович: Здравствуйте. А.Г.: Давайте для начала, чтобы нашим зрителям было понятно, о чем мы все-таки говорим, расскажите, что такое платформа iGrajdanin, что это за система и как она работает. А.Д.: Это сейчас такое громкое название имеет – "платформа взаимодействия граждан и власти". А шесть лет назад это было просто желание изменить мир вокруг себя. Мы с нашими партнерами в городе Коломна (в Московской области есть такой город) решили изменить ситуацию вокруг себя и начали со своих личных проблем. Писали в администрацию долго и упорно. И хотя в то время они нас слышали, но иногда не доводили до результата те запросы, которые мы к ним имели. И мы начали системно разбираться: а почему же, собственно, так происходит? Каждый из нас попытался описать свою проблему понятным языком. Моя проблема, например, звучала так. Есть поселок, где мне выделили землю в черте города для строительства частного дома. К сожалению, в этом поселке не было дороги, и ее не было в реестре городских автодорог. Мне все говорили, со мной друзья спорили на ящик коньяка: "Ты никогда это не сделаешь. А если и сделаешь, то это будет твоя собственная стройка всей твоей жизни". Я доказал обратное. Построил эффективное взаимодействие с властью – и власть поняла, местная городская власть. Мои коллеги по этому проекту, молодые коломенские предприниматели, они тоже взяли себе каждый одну-две значимые для себя личные проблемы и решили их, таким образом построив офлайн-диалог с властью. И мы подумали через какое-то время: а почему бы нам не завести это все дело в цифровое русло? Вот я, например, еще являюсь и предпринимателем, то есть у меня IT-компания. И я подумал: почему бы не применить знания, которые у меня есть, и не переформатировать, это все сделать в цифровом формате? И так родился iGrajdanin. Мы договорились с "Яндексом", взяли его карты. Они разрешили нам использовать их в этом проекте, даже удивились, что мы это делаем. Мы были одними из первых, кто вообще каким-то образом систематизировал процесс. Конечно, мы идеи брали на западных рынках, реализацию этого проекта, но в целом все самописное, своими руками. И дали возможность людям использовать это как инструмент изменения мира вокруг себя, чтобы ваши потуги гражданского диалога с властью не заканчивались криками в ЖЭКе, как это привыкли делать наши бабушки, а у многих родители. А.Г.: Потому что вариантов других не было. А.Д.: Абсолютно точно. А.Г.: Это нам сейчас повезло, что у нас, слава богу, есть вот такие возможности, есть инструменты. А.Д.: Вот так, собственно, родился проект. А.Г.: Как он работает? Вот для тех, кто еще ни разу не пользовался. То есть у меня есть проблема, допустим… А.Д.: Давайте начнем с того, что вы сидите дома спокойно. А.Г.: Я сижу дома спокойно – и у меня вдруг лифт не работает. День не работает, два не работает, неделю не работает. Я звоню в управляющую компанию – не реагируют, говорят: "У нас нет монтеров, ремонтников", – или еще чего-то. А.Д.: Вы открываете свой компьютер, находите свой дом, улицу, вплоть до подъезда. А.Г.: На карте этой самой, да? А.Д.: На карте "Яндекса". Выбрали свою позицию на карте – описали проблему. Если у вас есть фотографии, видео или какие-то документы, переписки, то вы дадите тому чиновнику, который будет решать проблему эту, как можно больше козырей для решения этой проблемы, как можно больше фактуры. И после этого обязательно нужно сделать эту проблему официальной, потому что наш сервис не отправляет чиновникам так называемые ноунейм-проблемы – без фамилий, без адресов и без привязки к самому человеку. Потому что человек должен не бояться это сделать, это гражданская позиция. Иногда есть проблемы из категории нерешаемых абсолютно. Тогда вступают в дело наши юристы, активные граждане на территориях, которые уже знают, как пройти этот путь, и пытаются это все дело каким-то образом видоизменить, дополнить, возможно, каким-то образом помочь этому самому чиновнику решить эту проблему. И плюс в помощь нам выступает 59-й федеральный закон, который регламентирует общение с гражданами чиновников. Тот чиновник, которому приходит эта проблема… Система сама ищет его. То есть вам уже ничего не надо делать. Вы описали эту проблему – и спокойно ушли заниматься своими делами. Система сама его ищет с помощью диспетчера. У нас есть такая "волшебница" Ирина Пенькова, которая возглавляет этот департамент диспетчеров. Она знает, в каком городе Российской Федерации, а мы работаем уже… Вот мне новые данные дали: в 535 городах Российской Федерации работает наша система. Она поддерживает отношения со всеми диспетчерами, которые есть в этих городах, и курирует процесс отправки этой проблемы чиновнику. Иногда есть проблемы из категории нерешаемых абсолютно, их нельзя решить. Тогда вступают в дело наши юристы, наши помощники на территориях, наши активные граждане на территориях, которые сами уже знают, как пройти этот путь, и пытаются это все дело каким-то образом видоизменить, дополнить, возможно, каким-то образом помочь этому самому чиновнику решить эту проблему. Такое тоже бывает. Платформа взаимодействия. Это ключевое слово. Это когда мы учимся взаимодействовать друг с другом. Не противостояние устраиваем, кто прав, а кто виноват, а учимся взаимодействовать друг с другом. А.Г.: И найти какие-то пути решения. А.Д.: Да, абсолютно точно. И ведем эту проблему всегда до результата. Я даже могу рассказать об одном из тех случаев, которые меня лично тронули. А.Г.: Расскажите. А.Д.: Недавняя проблема. Это село Шахтино, в Крыму находится. К моему великому стыду, я даже о таком селе и не знал до того времени, пока я не получил одним субботним утром письмо: "Андрей, спасибо вам большое, вам и вашей команде, за то, что вы сделали водопровод в нашем селе". Я подумал, что это сказка какая-то. Какое спасибо? Какой водопровод? Оказывается, была такая проблема несколько месяцев назад, мы получили эту проблему. Людей в этом селе никто не слышал. Наши диспетчеры заинтересовались этой проблемой и задирали ее, все выше, выше, выше поднимали – и довели до Аксенова. Аксенов вниз аккуратно ее опустил и довел до результата. И люди получили водопровод, которого у них не было никогда, со времен царя Гороха там была разруха. Вот ты сидишь в своей Коломне, у тебя что-то не получается, дороги какой-то не было, и тебе кажется это трагедией. Трагедия – это когда у тебя дома из крана чистая вода не течет. Вот это трагедия. И я подумал: вот ты сидишь в своей Коломне, у тебя что-то не получается, дороги какой-то не было, и тебе кажется это трагедией. Трагедия – это когда у тебя дома из крана чистая вода не течет. Вот это трагедия. А.Г.: Вы знаете, Андрей, нам тоже письма пишут. И я сегодня прямо как знала, захватила одно из них. Письмо большое, содержательное. Я просто расскажу, в чем суть конфликта и в четь суть обращения, чего хотят. В Сергиево-Посадском районе Московской области есть такой дом трудолюбия "Ной". Вернее, это сеть домов трудолюбия, они есть в разных районах. Конкретно там они собираются открыть на 5 гектарах земли – на территории бывшего пионерского лагеря – социальную деревню для бывших бездомных, для женщин с детьми, которые попали в трудную ситуацию, для каких-то неблагополучных категорий граждан, для стариков немощных, которые остались на улице, и поселить их там. Все это идет на общественные деньги, на какие-то благотворительные средства. Но проблема в том, что рядом находятся дачные поселки. И дачники против того, чтобы рядом с ними были вот такие соседи. Представители дома трудолюбия "Ной" были у нас в эфире, мы с ними разговаривали, они представили этот проект. С одной стороны, их тоже можно понять. Это очень нужно и важно. И кроме них, никто этими людьми не займется. Но потом нам в редакцию написали ответное письмо те самые дачники, которые категорически против. Администрация этот вопрос не решает, конфликт уже длится несколько месяцев. Ни строительство не идет социального проекта, ни люди не могут жить спокойно. Могу ли я сейчас офлайн передать вам конкретно, воспользовавшись случаем, это письмо? И можно ли эту проблему как-то решить? А.Д.: Смотрите, во-первых, я показываю, что это письмо настоящее, оно есть. В чем я вижу здесь проблему? Быстро расскажу. В информационном пространстве есть такое понятие "белый шум". Это когда вы говорите и я говорю, но между нами нет обмена информацией, мы друг друга не слышим и не рождаем какое-то действие, какое-то решение. Вот я считаю, что в этом вопросе вашем… Я первый раз о нем слышу, но я действительно думаю, что проблема в "белом шуме", потому что люди не умеют общаться друг с другом. А.Г.: Каждый на своем стоит, отстаивает свою позицию. А.Д.: Абсолютно точно. Что бы я сделал в этом вопросе? Во-первых, я привлек бы РПЦ к решению этого вопроса. Я вам скажу, что РПЦ нужно привлекать однозначно к решению этого вопроса и разговаривать с жителями, с этими дачниками. Я уверен, люди обычно против того, чего не знают. Они боятся того, в чем не разбираются. А.Г.: Они боятся, да. А.Д.: А если этих людей завести на территорию, показать им, как будет идти процесс объединения этих людей на территории, как будет происходить дальнейшая социализация этих бездомных… А.Г.: Да, в это надо вникнуть. А.Д.: Нужно будет это обязательно сделать. Но проблема в том, что нужно начать общаться. Платформа iGrajdanin.ru как раз для организации взаимодействия и такого общения. И я думаю, что через какое-то время я вам лично отчитаюсь о решении этой проблемы. Посмотрим, что мы с ней можем сделать. А.Г.: "Ты – гражданин". Могут ли сами горожане сделать свой город комфортнее? О том, как решить главные городские проблемы, обратить внимание властей и других жителей на недостатки, а потом исправить их, – в беседе с Андреем Давидовичем, управляющим партнером платформы взаимодействия граждан и власти iGrajdanin. Андрей, если уж о проблемах мы с вами начали говорить, о конкретных проблемах, то что больше волнует граждан? Я вижу, у вас даже есть графики какие-то, аналитика, статистика. На что больше жалуются, скажем так? А.Д.: Во-первых, я готов перечислить те города, в которых самые активные граждане у нас выступают. А.Г.: А такие есть, да? А.Д.: Да, города есть. Мы специально для вашей программы достали эту статистику. Во-первых, самое большое распространение система получила в том городе, в котором она родилась. А.Г.: В Коломне. А.Д.: Город Коломна Московской области. Сейчас уже, мне кажется, многие горожане не представляют себя, как они раньше жили. Хотя есть и другие проекты в Московской области, такие как "Добродел". И мы считаем его никаким не конкурентом. Я хочу передать привет ребятам из "Добродела". А.Г.: Вы чем-то отличаетесь все-таки, да? А.Д.: Мы отличаемся абсолютно точно территорией покрытия. Мы работаем на территории всей Российской Федерации, а формат "Добродела" – это Московская область. И так наше сотрудничество строится уже на протяжении шести лет. А.Г.: Это Москва. А другие города? Кто самый активный? А.Д.: Я вам скажу, что первый раз проект широкой общественности с помощью Общественной палаты Российской Федерации и форума "Сообщество", в который ребята меня втянули (в хорошем смысле слова) год назад, в Севастополе… Я до сих пор продолжаю работать с этим форумом, ездить по городам Российской Федерации. В Севастополе мы представили свой проект уже на широкую общественность, и севастопольцы поддержали наш проект. И сейчас во многих заведениях, ресторанах, кафе можно увидеть такие таблички: "Открыть на себя", "Закрыть дверь", "Решить проблему", "Взять проблему на себя". Вот они такие креативные флаеры придумали. Мы на это не тратим ни копейки. На сегодняшний день в Севастополе, по моей статистике, по Google Analytics, порядка 6% заходов на нашу систему. И большая часть проблем, которые мы получаем, новых и свежих проблем в системе ЖКХ – это из Севастополя. Санкт-Петербург очень интересно начал работать с нами. Хотя изначально мэрия Санкт-Петербурга сказала нам: "Ребята, у нас есть e-mail на сайте. Пишите туда – и будет вам счастье". Мы не остановились, мы начали рекламную кампанию в Санкт-Петербурге. И сейчас жители Санкт-Петербурга пользуются успешно нашей системой, платформой взаимодействия граждан и власти, и получают свои результаты. Если по списку пойти, то Саратов, Краснодар, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород – самые основные наши пользователи в этих городах. Есть города-миллионники активные. Есть, наоборот, малые города активные. Мы сейчас большее внимание уделяем малым городам Российской Федерации, потому что там живет до 40% населения Российской Федерации. И мы с "Яндексом" договариваемся о том, чтобы они нам давали возможности с картами, потому что в малых городах иногда просто не найдешь свой дом на карте. Я считаю, что люди начинают видеть несколько другие вещи. Они начинают видеть социальные несправедливости и пытаются с этим бороться. А.Г.: На что раньше, возможно, не обращали внимания и даже за проблему некоторые не принимали. А.Д.: Да, абсолютно точно. А сейчас незаконная парковка, парковка на газоне – людей это просто уже немножко выводит из себя. И такое недовольство они выплескивают. Пользуются законом, пользуются нашей проблемой и выплескивают на платформу в том числе. А.Г.: Вы же успешный бизнесмен, вы многодетный отец… А.Д.: Я старался. А.Г.: Зачем вам вся эта некоммерческая, не приносящая по большому счету прибыль история? А.Д.: Знаете, есть такая пирамида Маслоу, ее часто цитируют. А.Г.: Пирамида потребностей. А.Д.: Да, пирамида потребностей. Когда у тебя удовлетворены твои базовые потребности… А в 22–23 года у меня не было фактически ничего. Я пришел из службы в Вооруженных силах, переехал в Коломну жить. И у меня не было ничего, кроме желания чего-то достичь. И я вам скажу, что по большей части, когда ты удовлетворяешь базовые потребности, ты переползаешь, как я говорю обычно (не переходишь, а медленно – хотелось бы быстрее), на следующий уровень по этой самой пирамиде потребностей Маслоу. И у меня возникло желание что-то меня вокруг себя. Мне не нравится грязь на дорогах. Я понимаю, что эту улицу каждый день можно убирать, но, по мне, лучше найти первопричину. Я хочу, чтобы мои дети ходили по чистым дорогам. Я хочу, чтобы мои дети ездили на велосипедах по велодорожкам не в Мадриде и в Лос-Анджелесе, а они ездили в Коломне, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде и так далее. Я хочу, чтобы что-то менялось в течение моей жизни. Купить машину, построить дом – это все, конечно, хорошо, но хочется, чтобы было о чем рассказать внукам. Вот Солженицын – это мой такой путеводитель в жизни. Он сказал: "Не меняй никогда своих принципов, вне зависимости от того, какая власть на дворе, и тогда тебе будет что рассказать внукам". Я прошу у него заочно прощения, что перефразировал немножко его слова, но тем не менее я жду этого момента, когда я смогу что-то рассказать внукам. И это точно будет не про деньги рассказ. А.Г.: Спасибо вам огромное за беседу, за ваш проект, за то, что пришли сегодня и рассказали о нем. Заражайте нас всех, заражайте своей активностью, своим оптимизмом, патриотизмом! И давайте действительно больше делать, а меньше говорить. Спасибо вам огромное. А.Д.: А я хочу сказать спасибо Общественному телевидению России за то, что, во-первых, пригласили еще раз. И я буду поддерживать все ваши начинания. Меня не интересуют сейчас ваши рейтинги. Мне всегда интересна система, которая вдолгую строится. Вот вы строите систему вдолгую, и ваш коллектив это делает абсолютно точно профессионально и востребованно. Я буду помогать и сопровождать все ваши начинания, абсолютно точно. Это еще один мой социальный проект. А.Г.: Мы за таких друзей и партнеров! Спасибо вам огромное. А.Д.: Спасибо. А.Г.: В студии "Большой страны" был Андрей Давидович, управляющий партнер платформы взаимодействия граждан и власти iGrajdanin.