Павел Давыдов: Считается, что прогнозы – вещь неблагодарная. Но тем не менее существуют целые институты в этой области. Да и как жить, не думая о завтрашнем дне? Многие из нас хотели бы знать, что ждет Россию и каждого из нас в ближайшем будущем. Программа "Большая страна" продолжает обсуждать с экспертами возможные сценарии развития страны на ближайшие годы. Сегодня у нас в гостях – вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Андрей Максимов. Андрей Альбертович, здравствуйте. Андрей Максимов: Здравствуйте. Павел Давыдов: Давайте начнем с губернаторского корпуса, который серьезно обновился за последний месяц. То, что происходит это именно сейчас – менее чем за полгода до президентских выборов – означает ли, что стартовала таким образом президентская кампания? Андрей Максимов: Ну да, с одной стороны, безусловно, это означает, что стартовала президентская кампания. С другой стороны, это показывает, что главное действующее лицо предстоящих выборов не изменится. Только имея такой запас прочности рейтинга и устойчивости политической, можно на столь серьезные и массированные изменения кадрового состава идти. Павел Давыдов: А отставки губернаторов в каких регионах лично для вас как для политолога стали полной неожиданностью? Андрей Максимов: Ну, реально-то пока все прогнозируемо идет. То есть у нас часть регионов так или иначе попадали под ротацию. У нас девять регионов так или иначе должны были либо идти на перевыборы, либо смениться в сентябре будущего года. А еще девять регионов были названы аналитиками. Они, в принципе, просчитывались достаточно легко. Павел Давыдов: А Омская область не выпадает из этого числа? Андрей Максимов: Омская? С одной стороны, понимаете, там ситуация достаточно сложная возникла после того, как был сменен мэр Омска, потому что проблема там прежде всего в том, что кадровая политика там очень неровная была, и неустойчивая ситуация экономическая из-за этого. Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а вот как эти кадровые изменения могут повлиять на точки будущего в конкретном регионе? Понятно, что новая команда, которая приходит, она обновит социально-экономический климат в конкретном месте. Андрей Максимов: Не везде у нас приходит полностью новая команда. То есть у нас есть определенные регионы с такой политической, идеологической преемственностью или даже с поколенческой преемственностью. Если мы говорим о недавних отставках, например, в Орле, то там приходит товарищ по партии господина Потомского – правда, из Москвы. То есть Потомский у нас петербуржец же, а это москвич Клычков Андрей приходит. Но тем не менее идеологическая составляющая остается той же. Павел Давыдов: То есть курс будет сохранен? Андрей Максимов: Родина Геннадия Андреевича Зюганова останется по-прежнему под контролем его партии, по большому счету. Если мы говорим о Псковской области, где Андрей Турчак уходит на Генсовет, то мы опять же можем говорить о том, что приходит его преемник, по большому счету, коллега из Северо-Восточного федерального округа, с одной стороны, а с другой стороны – коллега по молодежному движению. Если Турчак был лидером "Молодой гвардии" до назначения губернатором, то это тоже человек, который до того, как стал сотрудником Администрации президента, тоже прошел большую карьерную лестницу в молодежных движениях. Павел Давыдов: Андрей Альбертович, а непосредственно личность губернатора может влиять на социально-экономическое положение в его регионе? Андрей Максимов: Я бы сказал – не столько личность, сколько профессиональные навыки, сколько профессиональный опыт, сколько в какой-то степени идеологемы, которых он придерживается. То есть можно говорить… Если приходит типичный, так сказать, технократ, то он, наверное, больше внимания будет уделять развитию высоких современных технологий, модернизации системы управления в регионе… Павел Давыдов: А давайте сразу с примерами. Андрей Максимов: Использование новых коммуникативных инструментов в работе с жителями для того, чтобы оперативнее реагировать на их обращения, чтобы быстрее принимать решения, чтобы более эффективна была эта машина, управленческая прежде всего. Если приходит человек, скажем так, с идеологическим опытом "борца за справедливость", как мы можем сказать о господине Буркове, то здесь, видимо, прежде всего будут какие-то новые социальные программы запущены. То есть меньше внимания будет развитию, так сказать, новых современных технологий, но больше внимания каждому конкретному жителю, прежде всего тем людям, которые находятся ниже черты бедности или вблизи черты бедности. И там будут какие-то новые социальные эксперименты, наверное, в их интересах проводиться. Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а если говорить о моделях социально-экономического развития страны, которые можно было бы взять за основу как успешные, какие примеры можно было бы привести? Андрей Максимов: Хороший вопрос. С моей точки зрения, между нами говоря, это еще не успешный опыт, а это еще только наметка успешного опыта… Павел Давыдов: То есть "между нами" – не для эфира? Или для эфира? Андрей Максимов: Нет-нет, это можно для эфира. Павел Давыдов: Хорошо. Андрей Максимов: Я говорю о том, что есть вещи, которые назрели так или иначе. Если мы говорим о московской программе реновации, то рано или поздно ее нужно будет экстраполировать на всю страну, потому что жилой фонд, пардон, построенный в эпоху массированного промышленного домостроения начала 60-х годов, он по всей стране возводился, все эти пятиэтажки. И по всей стране рано или поздно они придут в аварийное состояние, не пригодное для жизни. То есть у нас либо придется эвакуировать значительную часть населения страны неизвестно куда и неизвестно как, либо эту программу реновации экстраполируют – после модельной проверки на столице – на основные территории страны, на все регионы. Это достаточно серьезно и очень массированно. Павел Давыдов: А вы представляете, как сейчас испугались наши телезрители? Они же знают, какое мнение у москвичей по поводу этой программы. Андрей Максимов: Ну, мнение у москвичей совершенно неоднозначное. Павел Давыдов: Конечно. Андрей Максимов: Если вы вспомните голосование по этой программе, то примерно 90% эту программу поддержало, а 10% выступило против. Павел Давыдов: Ну, это официальные данные. А неофициальные говорят о другом. Андрей Максимов: Ну, как официальные? Они голосовали, эти же люди голосовали, в МФЦ никто за шиворот туда не тащил. Правильно? И кроме того, те люди, которые попали в реновацию, они имеют возможность из нее выйти в любой момент, как только они почувствуют, что их одурачили или одурачат. Как бы достаточное количество защитных механизмов есть у этой программы. Павел Давыдов: Ну, еще об опросах. Недавно "Левада-Центр" выяснил, что россияне – больше половины – говорят о том, что не видят альтернативу Владимиру Путину. Но если бы действующий президент не пошел бы на предстоящие выборы главы государства, то в рейтинге лидировал бы Дмитрий Медведев. О чем говорят эти данные? Андрей Максимов: Есть же другие опросы, которые показывают, что весьма высок запрос на перемены (у того же Федорова во ВЦИОМе). Это мое личное предположение. Но предстоящие выборы у нас будут иметь, наверное, самый большой список, с моей точки зрения, претендентов на пост президента, который у нас за последние 20 лет существовал на этих президентских выборах. То есть, я думаю, не меньше 15 людей будет, которые попытаются показать себя. Потому что, с одной стороны, это так или иначе смена политических… То есть люди, которые даже в настоящий момент ни на что не претендуют, они хотели бы уже зафиксироваться как претенденты на высший должностной пост страны, на будущие президентские выборы – для того чтобы как раз люди вспоминали о них, с одной стороны. А с другой стороны, это возможность, по большому счету, в значительной степени повысить интерес людей к выборам, дать им более широкий спектр возможностей для выбора и сравнения. Павел Давыдов: Ну и к слову еще о переменах. Недавно в этой студии мы беседовали с Дмитрием Орловым, директором Агентства политических и экономических коммуникаций. И тогда Дмитрий Иванович подчеркнул, что "курс на стабильность, безусловно, должен смениться курсом на перемены". Вы разделяете эту точку зрения? И вообще наша политическая система, наши чиновники, особенно на местах, готовы ли к этим самым переменам? Андрей Максимов: У нас решения принимаются по вертикали – сверху вниз. Павел Давыдов: Да. Андрей Максимов: То есть верхние эшелоны вертикали, как мне представляется, они уже осознали необходимость перемен, необходимость очень серьезной, эволюционной прежде всего, перенастройки системы управления страной – и не только кадровые замены, но и самой системы. То есть в данном случае, действительно, запрос на перемены наверху есть. Другое дело, что его еще необходимо транслировать вниз и сформировать этот запрос… вернее, легитимизировать его в виде законов, принятых Государственной Думой, о модернизации системы управления. Может быть, даже какие-то поправки в Конституцию. Я не исключаю даже этого. И в этом случае наше государство будет более адекватно реагировать на внешние вызовы и на внутренние вызовы, и более соответствовать ожиданиям избирателей, прежде всего от государственной машины. Павел Давыдов: Андрей Альбертович, и подводя итог нашей беседы… Сегодня у нас такое количество проблем и в здравоохранении, и в медицине, и в социальной сфере. Говоря о точках будущего, скажите, пожалуйста, вот по этим трем основным направлениям нашей жизни где нам ждать улучшения? Андрей Максимов: Я думаю, в здравоохранении в первую очередь, то есть здравоохранение и медицина. Павел Давыдов: А предпосылки-то есть? Андрей Максимов: Предпосылки есть. Почему нет? Дело в том, что, смотрите, есть развитие информационных технологий. Самое мощное и самое важное, ключевое, хребет любой социально-экономической структуры мировой – это именно информатика, информационная составляющая. У нас, слава богу, по этой структуре отставание не столь значительное от лидеров. А по отношению, например, к той же Западной Европе мы гораздо более компьютеризированные, чем некоторые государства ЕС. И в этом плане как раз приблизить врача к больному, к пациенту при помощи информационных технологий – это достаточно серьезный, но вполне возможный, так сказать, решаемый вызов. То есть позволить в той же деревне использовать информационные технологии и пациентам, пардон, общаться не только со своим фельдшером в фельдшерско-акушерском пункте, но и со столицей региона как минимум, по той проблеме медицинской, которая сейчас беспокоит людей. Это возможно будет в течение ближайшего года-двух. И это очень серьезный вопрос улучшения качества лечения и повышения качества жизни людей, прежде всего тех, которые сейчас оторваны от цивилизации – исходя из того, что у нас долгое время система здравоохранения скукоживалась. Так называемая оптимизация шла за счет того, что ликвидировались как раз системы обслуживания на селе. И сейчас к ним придут более современные, новые. Павел Давыдов: С другой стороны, оптимизация (и не только) задела сферу образования, которая, кстати, взаимосвязана с темой медицины, причем напрямую. Андрей Максимов: Вы знаете, образование… Вот я был в некоторых сельских школах, которые тоже оптимизированы, в Рязанской области. Я просто точно скажу вам на примере Рязанской области. Там есть один населенный пункт, где из шести школ создали одну большую базовую школу. Но школа действительно потрясающая получилась. То есть школа по уровню преподавательского состава, по уровню оснащенности учебных классов, по уровню программ, которые там идут, она вполне сопоставима со столичными школами. То есть поддерживать такой уровень образования в шести маленьких сельских школах, неполных и некомплектных, было бы невозможно. Павел Давыдов: Андрей Альбертович, большое вам спасибо, что нашли время, приехали в нашу студию и расставили точки будущего в Большой стране. До встречи! Андрей Максимов: Спасибо. Павел Давыдов: В студии "Большой страны" был вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Андрей Максимов.