Трасса Таврида. Как повысить транспортную доступность регионов?
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/trassa-tavrida-kak-povysit-transportnuyu-dostupnost-regionov-40342.html Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна». Выражение про 2 российские беды, «дураки и дороги», чаще всего приписывают Гоголю, иногда Салтыкову-Щедрину, реже Карамзину – все они писали о дорогах, иногда критично, иногда с восхищением, как Николай Василевич, например: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! – и как чудна она сама». Мы сегодня тоже решили не ругать, а, наоборот, восхититься дорогами большой страны, тем нам есть, чем годиться. О крымских рекордах расскажет Ирина Камышева.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: Какие еще дорожные проекты планируются в большой стране, узнаем у Евгения Нефёдова – начальника отдела управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. Евгений Павлович, здравствуйте!
Евгений Нефёдов: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Спасибо, что нашли время, пришли к нам в студию. Расскажите, где еще, в каких регионах появятся такие же шикарные дороги, как в Крыму, «Таврида».
Евгений Нефёдов: В 2019 году Росавтодором будет введено в эксплуатацию порядка 340 километров построенных, реконструированных федеральных дорог, среди которых можно отметить трассу А-121 «Сортавала» в Республике Карелия и Ленинградской области, участки которой введены уже в этом году. Дорогу Р-22 «Каспий» в Тамбовской области, которая расширена до 4 полос, и теперь встречные потоки разделены. Закончено строительство нового участка Чуйского тракта в Алтайском крае с новым мостом через реку Чумыш. Также в Кабардино-Балкарской Республике и в Чеченской Республике завершена реконструкция участков автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» – теперь эти участки соответствуют первой категории. Среди знаковых также можно отметить строительство моста через реку Марха в Якутии: полностью новый мост построен, который позволит обеспечить круглогодичное движение транспорта между Якутском и городом Мирный.
Ангелина Грохольская: 300 с небольшим километром дорог построено в этом году, сдано в эксплуатацию, да?
Евгений Нефёдов: Да.
Ангелина Грохольская: А сколько нужно всего?
Евгений Нефёдов: Наверно, сколько бы ни построили, для такой большой территории, как у Российской Федерации, всё равно, наверно, будет мало.
Ангелина Грохольская: Дорожная сеть должна развиваться, да? Давайте мы сейчас в терминах определимся и в принадлежности: Росавтодор занимается федеральными дорогами, федерального значения, правильно я понимаю?
Евгений Нефёдов: Да, Росавтодор управляет федеральными дорогами, эксплуатация которых на бесплатной основе.
Ангелина Грохольская: То есть все платные трассы – это не к Вам и также не к Вам региональные дороги? Вот та же «Таврида» – это всё-таки регионального значения.
Евгений Нефёдов: За строительство автомобильной дороги «Таврида» отвечает субъект, Республика Крым, но в последствии после ввода в эксплуатацию эта дорога будет передана в федеральную собственность и будет управляться федеральными структурами.
Ангелина Грохольская: А на чьи деньги она строится?
Евгений Нефёдов: На средства федерального бюджета, за счет федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя».
Ангелина Грохольская: Много ли таких целевых программ, в которых предусмотрено именно строительство дорог в регионах?
Евгений Нефёдов: Есть несколько таких целевых программ, среди которых, как я уже сказал, есть программа по Крыму и Севастополю, есть отдельные программы по Калининграду, по Республике Карелия.
Ангелина Грохольская: Национальные проекты, которые в этом году очень активно обсуждаются и в нашей программе тоже, по-моему, 2 национальных проекта касаются как раз-таки дорожного строительства, что это за проекты?
Евгений Нефёдов: Да, верно, в двух национальных проектах участвует Росавтодор: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – это проект, который стал продолжением приоритетного проекта «БКД» и также национальный проект «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
Ангелина Грохольская: А кто определяет и каким образом, вообще, этот алгоритм определяется, куда пойдут деньги, какой проект должен запуститься, в каком регионе?
Евгений Нефёдов: Управление национальных проектов осуществляется через президиум по управлению национальными проектами, адресной пообъектовкой, за это отвечает проектный комитет при правительстве.
Ангелина Грохольская: Евгений Павлович, а Вы – автомобилист?
Евгений Нефёдов: Да.
Ангелина Грохольская: По дорогам ездите страны, да?
Евгений Нефёдов: Езжу.
Ангелина Грохольская: Вот что для Вас идеальная дорога, хорошая дорога – это что?
Евгений Нефёдов: Для меня и, наверно, как и для других пользователей, важно, чтобы покрытие было ровным, чтобы было хорошее сцепление с дорогой, и чтобы не было дефектов, которые могут повлиять на безопасное движение с разрешенной скоростью, по этим показателям мы и определяем качество тех или иных дорог сейчас.
Ангелина Грохольская: Наверняка у Вас есть какие-то рейтинги федеральных трасс, вот самая идеальная?
Евгений Нефёдов: На сегодняшний день более 80 % всей протяженности федеральной сети приведены к нормативным требованиям, но есть регионы, есть дороги, в которых этот показатель немного выше, немного ниже. Для примера, один из самых высоких – дорога Р-21 «Кола» в Республике Карелия и Мурманской области, там очень высокие показатели.
Ангелина Грохольская: Кстати, да, могу подтвердить, мы в прошлом году летом были в Мурманской области в командировке и дорога там идеальная.
Евгений Нефёдов: Можно отметить много регионов: Ленинградская область, Калининградская область, Краснодарский край, можно долго перечислять.
Ангелина Грохольская: Евгений Павлович, скажите, пожалуйста, а кто осуществляет дорожный контроль за строительством, за расходованием денег, ну и, собственно, потом за эксплуатацией? Это только какие-то есть официальные комиссии или существуют еще общественные контроли?
Евгений Нефёдов: Государственными заказчиками на строительство выступают подведомственные Росавтодору федеральные казённые учреждения, которые имеют на своем балансе лаборатории с современным оборудованием, они имеют возможность контролировать материалы, которые используются в процессе строительства, также привлекаются независимые специализированные организации для регулярного строительного контроля непосредственно на площадке. За соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации также отвечает авторский надзор, разработчики проектной документации.
Ангелина Грохольская: А общественники?
Евгений Нефёдов: Пользователи дорог и общественность также имеют возможность контролировать и следить за реализацией таких проектов практически от стадии замысла и до ввода в эксплуатацию. Все федеральные дорожные проекты подлежат отображению н схеме территориального планирования, она размещена в сети «Интернет» в открытом доступе, все эти объекты также подлежат отображению на генеральных планах муниципальных образований, которые подлежат обязательным общественным обсуждениям. Документация по планировки территории, без которой не может быть выдано ни одно разрешение на строительство федеральной дороги, также размещается на сайте муниципального образования и каждый может с ней ознакомиться. Кроме того, свои вопросы, пожелания можно как в письменной форме, так и в электронном виде через сайт Росавтодора, через аккаунты в социальных сетях направить непосредственно в Росавтодор. Также можно записаться на личный прием, в ходе которого будут даны исчерпывающие компетентные ответы.
Ангелина Грохольская: А есть обратная связь, то есть это реально работает?
Евгений Нефёдов: Около, наверно, десятков или сотен обращений еженедельно поступает в Росавтодор и в подведомственные организации, связанные с вопросами и с проектами строительства и реконструкции.
Ангелина Грохольская: А что это за вопросы, какого характера обращения?
Евгений Нефёдов: «Когда будет выполнен тот или иной проект?», «Какие параметры?», «Будет ли дорога расширена?», «Будет ли предусмотрено освещение?», «Как будут выполнены пешеходные переходы?», «Пройдет ли дорога по моему садовому участку или по соседскому?» – вот такого плана вопросы.
Ангелина Грохольская: И каждый находит ответ свой, да?
Евгений Нефёдов: Каждый получает свой ответ, да.
Ангелина Грохольская: Это хорошо, конечно. О планах: Вы сказали про 2019 год, он уже заканчивается, а что в ближайшем будущем, какие приоритетные проекты у ведомства?
Евгений Нефёдов: Как я сказал, все проекты, которые мы сейчас реализуем и начинаем реализовывать, это всё национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». В этом году мы начали такие, наверно, знаковые проекты крупные, как строительство обхода Волгограда – это только первая очередь, в следующем году мы начнем второй и третий этапы. Также будут продолжены работы по строительству обхода города Усолье-Сибирское в Иркутской области, расширяются и будут начаты работы по расширению в следующем году участков автомобильной дороги М-5 «Урал» между Самарой, Уфой, Челябинском.
Ангелина Грохольская: А сколько денег предполагают вот эти нацпроекты?
Евгений Нефёдов: Ежегодно на проекты по строительству и реконструкции федерльных дорог Росавтодора выделяется порядка 120 миллиардов рублей.
Ангелина Грохольская: Евгений Павлович, спасибо Вам большое, Вы как сами автономист тоже человек заинтересованный в хороших дорогах, и я думаю, что дороги у нас, во всяком случае федеральные трассы, будут хорошего качества.
Евгений Нефёдов: Да, будем работать.
Ангелина Грохольская: Спасибо большое!
Евгений Нефёдов: Спасибо!
Ангелина Грохольская: Сегодня в нашей студии мы говорили с Евгением Нефёдовым – начальником отдела управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.