Цифровое поколение

Ангелина Грохольская: Если ребенку предложить на выбор – играть или учиться, – конечно, он выберет первое. А что, если совместить? Именно так сделали в Севастополе – школьников там учат программированию с использованием игровых технологий, устраивают квесты и соревнования. К каким результатам это приводит? Спросим сегодня у наших гостей – автора проекта "Программируем, играя" Сергея Михнева, и в нашей студии руководитель Центра управления инновационными проектами Института стратегии развития образования Российской академии образования Юлия Власова. Сергей и Юлия, здравствуйте.

Юлия Власова: Здравствуйте, Ангелина.

Сергей Михнев: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Ну, давайте разбираться, как же это – программировать, играя. Вообще я сразу вспоминаю слова моей классной руководительницы в школе, которая всегда говорила: "Делу – время, потехе – час". То есть строго было разделено: здесь – учеба, здесь – игра. А вы, я так понимаю, все стереотипы ломаете?

Сергей Михнев: Да, в какой-то мере. Исторически так сложилось, что мы сначала готовили студентов на Чемпионат мира по программированию, но однажды талантливые студенты закончились, и нам пришлось идти в школьную среду для того, чтобы ребят начинать готовить к этим соревнованиям еще в школе. А для того, чтобы охватить более широкие массы, то есть в больших масштабах, мы пришли к выводу, что надо зайти со стороны того, что им нравится. Им нравится играть, поэтому мы попытались совместить. И сейчас это выглядит для ребенка как компьютерная игра, ему нужно управлять роботами в космосе. Но единственный инструмент, который у него для этого есть, – это языки программирования. А потом мы предлагаем вместо того, чтобы играть в игры, научиться создавать свои проекты. Это не всегда игры.

Но еще у нас детки с удовольствием создают образовательные проекты с игрофикацией. Например, недавно разработали приложение для обучения детей младших классов отрицательным числам на примере игры "Зоопарк". То есть – есть зоопарк, в котором нужно ухаживать за животными, и им нужно поддерживать правильный температурный режим. И для того чтобы его поддерживать, нужно уметь оперировать с отрицательными числами – складывать, вычитать, умножать, делить.

Ангелина Грохольская: И это уже придумали учащиеся?

Сергей Михнев: Да, это уже придумали учащиеся. То есть мы не ограничиваем их идеи. И часто выглядит каким образом? Ребенок сначала озвучивает идею, что он хочет сделать, а наставник, исходя из этого, уже подбирает те материалы, с которыми ребенку необходимо ознакомиться. Поэтому, в отличие от стандартных учебных программ, под которые приходится подстраиваться ребенку, у нас наоборот – то есть у нас программа, обучение подстраивается под то, что ребенку интересно.

Ангелина Грохольская: С кем вы работаете? Я имею в виду учебные заведения. Где это? Или это курсы отдельные? Или вы уже куда-то в школы вошли?

Сергей Михнев: Первой ступенькой был как раз таки конкурс "Моя страна – моя Россия". И именно с этого момента мы перестали быть частью образовательного проекта университета и со временем выросли в собственную компанию, то есть основали собственную компанию. И сейчас у нас есть договора о сотрудничестве с Севастопольским университетом, с Крымским федеральным университетом. Ну и сейчас мы в стадии подписания договоров в Краснодаре. Ну и может быть, еще какие-то регионы тоже присоединяться.

И кроме этого, у нас партнерские соглашения со школами и партнерские соглашения с органами власти. Например, в Севастополе на базе нашей платформы проводят городской этап Всероссийской олимпиады по информатике для школьников. И благодаря этому два года назад в десять раз выросло количество участников пятых-шестых классов. И первые результаты получили уже в этом году, потому что пятиклашки и шестиклашки тех времен, будучи сейчас в седьмом и восьмом классе, начали показывать результаты на реальных языках программирования.

Ангелина Грохольская: Мы уже поняли, каковы результаты вашего проекта. Я сейчас хочу про "Мою страну – мою Россию", вы уже упомянули об этом конкурсе. Проект занял, если я не ошибаюсь, второе место…

Сергей Михнев: Первое.

Ангелина Грохольская: Первое место?

Сергей Михнев: Да.

Ангелина Грохольская: Простите меня ради бога. "Моя страна – моя Россия" – этот конкурс знаком нашим телезрителям. У нас тут было очень много участников и победителей этого конкурса. И в этом году 15 лет ему исполняется. Вот Юлия у нас сегодня отвечает именно за конкурс. Юлий, а что изменилось в этом году у конкурса? Появились какие-то новшества?

Юлия Власова: Организаторы очень готовятся к юбилею. Есть несколько новых очень интересных номинаций. Например, Министерство здравоохранения Российской Федерации ввело номинацию "Мое здоровье". Есть, конечно, и устоявшиеся и любимые номинации, в их числе "Моя педагогическая инициатива", "Мои открытые университеты", за которые отвечает Институт стратегии развития образования РАУ и в целом Российская академия образования. Есть много других номинаций. И каждый проект может встроиться в конкурс "Моя страна – моя Россия".

Ангелина Грохольская: Но я знаю, что появилась еще одна особенность – вы теперь занимаетесь интеллектуальной собственностью, то есть все проекты патентным правом будут охраняться, чего раньше не было

Юлия Власова: Дело в том, что полное название конкурса – это Всероссийский конкурс авторских молодежных проектов и проектов в сфере образования. И вот на слове "авторских" впервые сделан акцент организаторами.

Ангелина Грохольская: Это точно, да. Это важно, мне кажется, да? Сергей, вы как один из авторов проекта как думаете?

Сергей Михнев: Безусловно, как мне кажется, очень здорово, что теперь ребята смогут не просто поучаствовать в конкурсе, чтобы почувствовать свои силы, поверить в себя и, вообще говоря, получить какие-то конкретные результаты, но и дальше создать для них фундамент для развития.

Ангелина Грохольская: И самое главное, чтобы их проект был защищен, потому что это очень важно. Ведь молодые люди зачастую придумали какую-то гениальную идею, и они не думают о том, что кто-то попросту может ее украсть.

Юлия Власова: Если проект может быть реализован, если он может быть развиваем, то очень важно, чтобы права были закреплены или, по крайней мере, каким-то образом для авторов ясны. Это не всегда важно защищать. Вот есть проекты, которые не требуют дополнительных усилий по закреплению авторских прав. Например, проекты по благоустройству школьной территории.

Ангелина Грохольская: Вот я только подумала, что это проекты в номинациях "Мой дом", "Мой двор", наверное, да?

Юлия Власова: Да, конечно.

Ангелина Грохольская: Потому что это общественные инициативы, когда авторство такое коллективное, скажем так.

Юлия Власова: Коллективное авторство. Понятно, за счет каких ресурсов будет развиваться проект. А есть проекты более сложные. Технология требует защиты и охраны с помощью Роспатента. Есть проекты, результаты которых настолько самодостаточны, что, в принципе, достаточно публикации этих результатов для того, чтобы были закреплены авторские права. А есть проекты, в которых публикации категорически противопоказаны. До момента получения свидетельства, подтверждающего приоритет, публиковать суть разработок нельзя.

Ангелина Грохольская: Сколько нюансов!

Юлия Власова: Да, Вот всем этим азам, всем этим нюансам мы стараемся сейчас обучить, по крайней мере, просветить желающих.

Ангелина Грохольская: А каким образом происходит обучение? На какой стадии вы начинаете работать уже с участниками конкурса?

Юлия Власова: Мы сейчас все больше и больше уходим в виртуальное пространство, в Интернет. На сайте "Моя страна – моя Россия" мы, например, сейчас открыли юридическую консультацию по вопросам охраны авторских прав. И туда можно задать вопрос, мы постараемся на любой вопрос ответить. Надеемся, что будем достаточно компетентны. Хотя, вообще-то, мы не юристы.

Ангелина Грохольская: Я хочу вернуться к проекту "Программируем, играя". Сергей, что у вас, какие перспективы? Что дальше в ближайшем будущем?

Сергей Михнев: Ну, у нас в феврале заканчивается московский уже чемпионат, это пилотное соревнование. Дальше у нас географическое расширение – Краснодарский край, Саратов и Санкт-Петербург. И в ближайших планах на год-два мы все-таки хотим сделать федеральное соревнование с масштабом в десятки тысяч участников, которое будет давать возможность ребятам не только кратковременно попробовать, что такое навыки для профессий будущего, но и очень активно этим заинтересоваться и начать строить свою карьеру и свое будущее, чтобы они действительно чувствовали себя уверенно и понимали, что оно их ждет и как они смогут сделать нашу страну лучше.

Ангелина Грохольская: Не знаю, как вы, уважаемые наши эксперты-гости, а я как-то за наше будущее, по крайней мере сейчас, после беседы с вами, стала спокойна.

Юлия Власова: Спасибо

Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое.

Сергей Михнев: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Сегодня у нас в студии были – руководитель Центра управления инновационными проектами Института стратегии развития образования Юлия Власова и Сергей Михнев, руководитель проекта "Программируем, играя".


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск