Ангелина Грохольская: Дружелюбная к детям среда – обязательный пункт в планах развития мегаполисов Западной Европы и США. В России тоже все лучшее – детям, никто не спорит. Но как сделать это не только на словах? Архитекторы курортной Евпатории нашли простой ответ на этот непростой вопрос: одну из улиц города они полностью отдали во власть детворы. Результат – родился уникальный проект, причем не только для отдыхающих там летом, но и местных детей и подростков. И сегодня в гостях у "Большой страны" автор и научный руководитель проекта "Улица Детства", участник всероссийского конкурса "Моя страна – моя Россия", архитектор Валерия Буторина. Валерия, здравствуйте. Валерия Буторина: Здравствуйте. А.Г.: Валерия, что же это за "Улица Детства"? Почему появилась идея создать такую необычную улицу? В.Б.: Вы знаете, идея появилась из самой улицы, потому что эта улица на самом деле уже сейчас является уникальной. История этой улицы началась еще в середине XIX века. Тогда это была улица Новая, сейчас современное название – Бартенева. Первое, что там появилось, – это первая в городе мужская и затем женская гимназия. Затем там появилось первое в городе караимское училище. И в течение XX века эта история с образованием, с детством продолжала развиваться. И сейчас там, помимо уже сказанных мною заведений, находится очень интересный международный детский центр "Золотой ключик". Это детский театр, основанный Ниной и Олегом Пермяковыми в середине XX веке. Сейчас он уже развился: там есть и мастерские, и кружки, и даже собственный детский пресс-центр. То есть, когда я попала на эту улицу, она уже была улицей Детства. И мы как архитекторы хотим просто поддержать эту улицу и создать именно городскую среду, которая бы проявила историю с детством и историю с образованием на этой улице. А.Г.: И, наверное, объединила бы все существующие объекты, инфраструктуру под одной какой-то идеей? В.Б.: Да. А.Г.: Что же там будет? В.Б.: На самом деле, когда я рассказывала своим коллегам, которые поддержали эту идею… В соавторстве со мной состоят философ Наталья Мирясова, она методолог нашего проекта (я потом еще расскажу, для чего методологи нужны в архитектурных проектах), и советник главы администрации по градостроительной политике Алексей Комов. А.Г.: Евпатории? В.Б.: Да, Евпатории. Когда мы собрались и стали обсуждать эту улицу… Архитекторы на самом деле очень любят все делать сами, все придумывать сами и потом показывать людям, где должны они жить. А.Г.: "Хочешь сделать хорошо – сделай сам", как говорится. То, что нужно детям, могут нам сказать только они сами  В.Б.: Да. Но здесь мы поняли, что мы уже не дети, и то, что нужно детям, могут нам сказать только они. Поэтому мы решили, прежде чем что-то привносить туда, спросить самих детей и включить их в процесс проектирования. А.Г.: Дети включены в процесс? В.Б.: Да, дети включены в процесс. Причем включены они были на разных этапах. Первым этапом у нас был евпаторийский конкурс, в котором участвовали разные дети из общеобразовательных школ. У нас есть прекрасная художественная школа, дети которой очень активно принимают участие. И у нас было собрано более 70 работ. Для нас это было такое исследование на самом деле: чего же хотят дети? А.Г.: А что вы им предложили? Как видят они эту улицу? В.Б.: Да. На первом этапе мы не хотели никак ограничивать детей. Дети же рисуют не дома и не какие-то объекты, а дети возводят на своих эскизах свои мечты, свое стремление к чуду. После того как мы увидели эти 70 работ, у нас был небольшой семинар. То есть у нас проект не только архитектурный, в очень большой степени именно как образовательный мы его рассматриваем. У нас состоялся семинар. Затем лучшие работы были представлены, и была защита. И следующий этап – мы уже перешли к работе над конкретной улицей. То есть на первом этапе у нас были абстрактные идеи, а второй этап… Как раз на фотографиях показано, как мы делали макет. Мы в библиотеке собрали, так скажем, наиболее активную и творческую часть наших конкурсантов. И у нас создалась целая мастерская, которая, как в настоящем проектном институте, была разбита на несколько частей, и каждая команда занималась своей частью. А.Г.: Валерия, во-первых, что делали, что напридумывали ваши участники? И к чему вы приступили, макеты чего начали делать? В.Б.: Макеты улицы. Для начала мы, конечно, прошлись по этой улице, посмотрели, что же там уже есть и чего же не хватает на этой улице. Как я уже говорила, там есть две гимназии с огромными, но на сегодняшний день практически пустыми дворами, которые, конечно, нас очень заинтересовали, потому что это место, где собирается огромное количество детей. А.Г.: В общем, это готовые площадки, где можно что-то устроить, натворить. В.Б.: Да. Например, сейчас мы делаем детскую библиотеку. Там есть литературная студия им. Балтера, и мы придумали сделать детскую библиотеку, такой павильон. В прошлом году мы уже реализовывали с евпаторийскими библиотеками проект – библиотеки-скворечники на деревьях. А.Г.: Сейчас это во многих городах. В.Б.: Да, это во многих городах. Для Евпатории это было очень интересным, во-первых, новым проектом. А во-вторых, было очень много положительных отзывов. Но с как таковыми детскими библиотеками, по крайней мере, мы не сталкивались. Мы решили сделать такой павильон "Калейдоскоп знаний", где могли бы и храниться книги, где могли бы проходить выступления юных поэтов. В студии им. Балтера, которая там находится, воспитанники придумывают прекрасные стихи. Там растет прекрасное дерево – "дерево Балтера", как его называет руководитель студии. И возле этого дерева как раз мы решили сделать такую детскую библиотеку. А.Г.: "Улица Детства". Как можно детям доверить улицу? Об открытии "Улицы Детства" в Евпатории как первого проекта в России, в котором принимают участие сами юные жители города, рассказывает архитектор и автор идеи создания "Улица Детства" Валерия Буторина. Ох, я смотрю, сейчас у вас там уже стройка полным ходом, да? В.Б.: Это у нас уже пошла стройка, потому что один из ключевых объектов – это амфитеатр. А.Г.: Это уже основа. Мы решили создать амфитеатр под открытым небом, где могли бы проходить межшкольные мероприятия, транслироваться фильмы В.Б.: Это основа, это первый наш шаг. С деревом, с красками. Мы разговаривали со всеми участниками этой улицы, которые создают эту прекрасную атмосферу. В гимназии им. Сельвинского – в старейшей гимназии города – сейчас есть такая большая проблема: у них нет актового зала. В нашей команде "Улицы Детства" есть ученики из этой школы, и они нам сказали, что все мероприятия у них проходят в спортивном зале. И мы решили создать амфитеатр под открытым небом, такой актовый зал, где могли бы собираться и общешкольные мероприятия, где могли бы транслироваться фильмы, где могли бы проходить и мероприятия не только школьные, но и между школами какие-то мероприятия. А.Г.: В общем-то, все что угодно. В.Б.: Да. Где бы могли просто отдыхать и собираться дети. А.Г.: Валерия, что еще должно быть? Наверняка вы как архитектор уже видите законченный проект. В.Б.: Да, но тут немножечко другая история. Я не вижу законченный проект, потому что мы надеемся, что законченного проекта не будет. А.Г.: То есть всегда будет что-то дополняться и дополняться? "Улица Детства" – это улица действий В.Б.: Да. Основная идея: эта улица должна быть всегда в динамичном развитии. У нас даже есть такой слоган внутри команды: "Улица Детства – это улица действий". То есть у нас планируется создать действительно какие-то ключевые объекты. Это и входная арка, которая будет таким порталом в мир детства, дружбы, улыбок. Это и очень интересная образовательная игра "Машина времени", которую у нас ребята придумали. У нас там есть такое место – с одной стороны, оно интересное, но, с другой стороны, какое-то непонятное. Это мостики, там должна быть вода, но ее почему-то нет. А.Г.: Она осталась в прошлом. В.Б.: Немножечко такое заброшенное. И у нас дети, одна из команд придумала, что там будет игра "Машина времени", которая будет показывать историю Крыма, то есть с первобытнообщинного строя до современности. А.Г.: Валерия, знаете, какой у меня вопрос? Вот существует такая международная программа ЮНИСЕФ – "Город, дружелюбный детству". Наверняка вы о ней слышали. В.Б.: Конечно. А.Г.: Это когда архитекторы помогают адаптировать городскую среду для нужд детей, для того, чтобы они не только в безопасности себя чувствовали там, но и творчески могли развиваться. На ваш взгляд, насколько наши российские города дружелюбны к детям? В.Б.: У нас была такая история в архитектурном мире: в 90-е, в 2000-е года зачастую вопрос детской среды у нас как-то ушел на второй план. И даже в 2012 году дружественная нам команда делала исследование детских игровых площадок в Москве, в районе Арбата. И они ставили оценки, это были папа и его дочь. Они делали такое исследование и ставили оценки по посещаемости, по доступности. И, по-моему, из 30 площадок только 3 получили положительную оценку, потому что это либо недоступные площадки (очень красивые, новые), либо непопулярные, потому что они находятся за какими-то заборами. Но сейчас, по прошествии нескольких лет, мы видим, как Москва изменилась. Сейчас появились действительно интересные новые площадки, сейчас бульвары зажили совершенно другой жизнью, чем буквально несколько лет назад. А.Г.: Кроме всего прочего, вы еще и заявились с этим проектом на всероссийский конкурс молодежных проектов "Моя страна – моя Россия". Чего ждете от него? В.Б.: Мы увидели, что есть такой конкурс, и решили, что нам совершенно необходимо в нем участвовать. Мы немножечко так взбодрились. У нас до этого занятия проходили раз в неделю по 1,5 часа, а здесь у нас были такие "сплошняки" (на архитектурном студенческом языке), когда мы приходили на все выходные. И с утра до ночи мы что-то делали, обсуждали. То есть для нас это было стимулом к тому, чтобы подготовиться к конкурсу и уже представить какую-то более внятную идею. К тому же, конечно, очень интересны другие конкурсанты. Понимание, что происходит не только у нас, а что происходит у других, обмен этим опытом, пониманием, что делается в других городах и регионах, – мне кажется, это очень важно и для руководителей проекта, и, конечно, для детей. Все-таки Евпатория – небольшой городок. И Крым сейчас только начинает как-то интегрироваться. И, конечно, для детей, когда мы им рассказываем то, что мы сейчас уже знаем, что происходит, – это для них уже очень интересно, и они слушают вот с такими глазами. Когда мы будем уже на самом конкурсе, я думаю, что для них это будет очень большой шаг – именно увидеть, что же происходит. А.Г.: Увидеть, что их мечты и фантазии воплотились, что они оценены взрослыми и состоятся. Валерия, спасибо вам огромное. Я желаю вам удачи на защите вашего проекта на конкурсе "Моя страна – моя Россия". И, конечно, ждите теперь в гости на улицу Детства всех наших зрителей. Развивайтесь, чтобы это действительно стало уже не улицей, а проспектом Детства. В.Б.: Спасибо большое! А.Г.: Дети – это действительно, как сказала Валерия, такие же городские жители, как и мы, взрослые. И чувствовать себя они должны комфортно не только на площадках во дворе, но и на улицах, площадях и в парках. О том, как адаптировать городскую среду для юных горожан, мы говорили с архитектором Валерией Буториной.