Валерия Буторина: "Улица Детства" в Евпатории – это улица действий
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/ulitsa-detstva-vse-20589.html Ангелина
Грохольская: Дружелюбная к детям среда – обязательный пункт в планах развития
мегаполисов Западной Европы и США. В России тоже все лучшее – детям, никто не
спорит. Но как сделать это не только на словах? Архитекторы курортной Евпатории
нашли простой ответ на этот непростой вопрос: одну из улиц города они полностью
отдали во власть детворы. Результат – родился уникальный проект, причем не
только для отдыхающих там летом, но и местных детей и подростков.
И
сегодня в гостях у "Большой страны" автор и научный руководитель проекта
"Улица Детства", участник всероссийского конкурса "Моя страна –
моя Россия", архитектор Валерия Буторина. Валерия, здравствуйте.
Валерия
Буторина: Здравствуйте.
А.Г.:
Валерия, что же это за "Улица Детства"? Почему появилась идея создать
такую необычную улицу?
В.Б.:
Вы знаете, идея появилась из самой улицы, потому что эта улица на самом деле
уже сейчас является уникальной. История этой улицы началась еще в середине XIX века. Тогда это была улица Новая,
сейчас современное название – Бартенева. Первое, что там появилось, – это
первая в городе мужская и затем женская гимназия. Затем там появилось первое в
городе караимское училище. И в течение XX века эта история с образованием, с
детством продолжала развиваться.
И сейчас там, помимо
уже сказанных мною заведений, находится очень интересный международный детский
центр "Золотой ключик". Это детский театр, основанный Ниной и Олегом
Пермяковыми в середине XX
веке. Сейчас он уже развился: там есть и мастерские, и кружки, и даже собственный
детский пресс-центр. То есть, когда я попала на эту улицу, она уже была улицей
Детства. И мы как архитекторы хотим просто поддержать эту улицу и создать
именно городскую среду, которая бы проявила историю с детством и историю с
образованием на этой улице.
А.Г.:
И, наверное, объединила бы все существующие объекты, инфраструктуру под одной
какой-то идеей?
В.Б.:
Да.
А.Г.:
Что же там будет?
В.Б.:
На самом деле, когда я рассказывала своим коллегам, которые поддержали эту идею…
В соавторстве со мной состоят философ Наталья Мирясова, она методолог нашего
проекта (я потом еще расскажу, для чего методологи нужны в архитектурных
проектах), и советник главы администрации по градостроительной политике Алексей
Комов.
А.Г.:
Евпатории?
В.Б.:
Да, Евпатории. Когда мы собрались и стали обсуждать эту улицу… Архитекторы на
самом деле очень любят все делать сами, все придумывать сами и потом показывать
людям, где должны они жить.
А.Г.:
"Хочешь сделать хорошо – сделай сам", как говорится.
То, что нужно детям, могут нам сказать только они сами
В.Б.:
Да. Но здесь мы поняли, что мы уже не дети, и то, что нужно детям, могут нам
сказать только они. Поэтому мы решили, прежде чем что-то привносить туда,
спросить самих детей и включить их в процесс проектирования.
А.Г.:
Дети включены в процесс?
В.Б.:
Да, дети включены в процесс. Причем включены они были на разных этапах. Первым
этапом у нас был евпаторийский конкурс, в котором участвовали разные дети из
общеобразовательных школ. У нас есть прекрасная художественная школа, дети
которой очень активно принимают участие. И у нас было собрано более 70 работ.
Для нас это было такое исследование на самом деле: чего же хотят дети?
А.Г.:
А что вы им предложили? Как видят они эту улицу?
В.Б.:
Да. На первом этапе мы не хотели никак ограничивать детей. Дети же рисуют не
дома и не какие-то объекты, а дети возводят на своих эскизах свои мечты, свое
стремление к чуду. После того как мы увидели эти 70 работ, у нас был небольшой
семинар. То есть у нас проект не только архитектурный, в очень большой степени
именно как образовательный мы его рассматриваем. У нас состоялся семинар. Затем
лучшие работы были представлены, и была защита. И следующий этап – мы уже
перешли к работе над конкретной улицей. То есть на первом этапе у нас были абстрактные
идеи, а второй этап…
Как раз на фотографиях
показано, как мы делали макет. Мы в библиотеке собрали, так скажем, наиболее
активную и творческую часть наших конкурсантов. И у нас создалась целая
мастерская, которая, как в настоящем проектном институте, была разбита на
несколько частей, и каждая команда занималась своей частью.
А.Г.:
Валерия, во-первых, что делали, что напридумывали ваши участники? И к чему вы
приступили, макеты чего начали делать?
В.Б.:
Макеты улицы. Для начала мы, конечно, прошлись по этой улице, посмотрели, что
же там уже есть и чего же не хватает на этой улице. Как я уже говорила, там
есть две гимназии с огромными, но на сегодняшний день практически пустыми
дворами, которые, конечно, нас очень заинтересовали, потому что это место, где
собирается огромное количество детей.
А.Г.:
В общем, это готовые площадки, где можно что-то устроить, натворить.
В.Б.:
Да. Например, сейчас мы делаем детскую библиотеку. Там есть литературная студия
им. Балтера, и мы придумали сделать детскую библиотеку, такой павильон. В
прошлом году мы уже реализовывали с евпаторийскими библиотеками проект –
библиотеки-скворечники на деревьях.
А.Г.:
Сейчас это во многих городах.
В.Б.:
Да, это во многих городах. Для Евпатории это было очень интересным, во-первых,
новым проектом. А во-вторых, было очень много положительных отзывов. Но с как
таковыми детскими библиотеками, по крайней мере, мы не сталкивались. Мы решили
сделать такой павильон "Калейдоскоп знаний", где могли бы и храниться
книги, где могли бы проходить выступления юных поэтов. В студии им. Балтера,
которая там находится, воспитанники придумывают прекрасные стихи. Там растет прекрасное
дерево – "дерево Балтера", как его называет руководитель студии. И
возле этого дерева как раз мы решили сделать такую детскую библиотеку.
А.Г.:
"Улица Детства". Как можно детям доверить улицу? Об открытии
"Улицы Детства" в Евпатории как первого проекта в России, в котором
принимают участие сами юные жители города, рассказывает архитектор и автор идеи
создания "Улица Детства" Валерия Буторина.
Ох,
я смотрю, сейчас у вас там уже стройка полным ходом, да?
В.Б.:
Это у нас уже пошла стройка, потому что один из ключевых объектов – это
амфитеатр.
А.Г.:
Это уже основа.
Мы решили создать амфитеатр под открытым небом, где могли бы проходить межшкольные мероприятия, транслироваться фильмы
В.Б.:
Это основа, это первый наш шаг. С деревом, с красками. Мы разговаривали со
всеми участниками этой улицы, которые создают эту прекрасную атмосферу. В
гимназии им. Сельвинского – в старейшей гимназии города – сейчас есть такая
большая проблема: у них нет актового зала. В нашей команде "Улицы Детства"
есть ученики из этой школы, и они нам сказали, что все мероприятия у них
проходят в спортивном зале. И мы решили создать амфитеатр под открытым небом,
такой актовый зал, где могли бы собираться и общешкольные мероприятия, где
могли бы транслироваться фильмы, где могли бы проходить и мероприятия не только
школьные, но и между школами какие-то мероприятия.
А.Г.:
В общем-то, все что угодно.
В.Б.:
Да. Где бы могли просто отдыхать и собираться дети.
А.Г.:
Валерия, что еще должно быть? Наверняка вы как архитектор уже видите
законченный проект.
В.Б.:
Да, но тут немножечко другая история. Я не вижу законченный проект, потому что
мы надеемся, что законченного проекта не будет.
А.Г.:
То есть всегда будет что-то дополняться и дополняться?
"Улица Детства" – это улица действий
В.Б.:
Да. Основная идея: эта улица должна быть всегда в динамичном развитии. У нас
даже есть такой слоган внутри команды: "Улица Детства – это улица
действий". То есть у нас планируется создать действительно какие-то
ключевые объекты. Это и входная арка, которая будет таким порталом в мир
детства, дружбы, улыбок. Это и очень интересная образовательная игра
"Машина времени", которую у нас ребята придумали. У нас там есть
такое место – с одной стороны, оно интересное, но, с другой стороны, какое-то
непонятное. Это мостики, там должна быть вода, но ее почему-то нет.
А.Г.:
Она осталась в прошлом.
В.Б.:
Немножечко такое заброшенное. И у нас дети, одна из команд придумала, что там
будет игра "Машина времени", которая будет показывать историю Крыма,
то есть с первобытнообщинного строя до современности.
А.Г.:
Валерия, знаете, какой у меня вопрос? Вот существует такая международная
программа ЮНИСЕФ – "Город, дружелюбный детству". Наверняка вы о ней
слышали.
В.Б.:
Конечно.
А.Г.:
Это когда архитекторы помогают адаптировать городскую среду для нужд детей, для
того, чтобы они не только в безопасности себя чувствовали там, но и творчески
могли развиваться. На ваш взгляд, насколько наши российские города дружелюбны к
детям?
В.Б.:
У нас была такая история в архитектурном мире: в 90-е, в 2000-е года зачастую
вопрос детской среды у нас как-то ушел на второй план. И даже в 2012 году
дружественная нам команда делала исследование детских игровых площадок в
Москве, в районе Арбата. И они ставили оценки, это были папа и его дочь. Они
делали такое исследование и ставили оценки по посещаемости, по доступности. И,
по-моему, из 30 площадок только 3 получили положительную оценку, потому что это
либо недоступные площадки (очень красивые, новые), либо непопулярные, потому
что они находятся за какими-то заборами.
Но сейчас, по
прошествии нескольких лет, мы видим, как Москва изменилась. Сейчас появились
действительно интересные новые площадки, сейчас бульвары зажили совершенно
другой жизнью, чем буквально несколько лет назад.
А.Г.:
Кроме всего прочего, вы еще и заявились с этим проектом на всероссийский
конкурс молодежных проектов "Моя страна – моя Россия". Чего ждете от
него?
В.Б.:
Мы увидели, что есть такой конкурс, и решили, что нам совершенно необходимо в нем
участвовать. Мы немножечко так взбодрились. У нас до этого занятия проходили
раз в неделю по 1,5 часа, а здесь у нас были такие "сплошняки" (на
архитектурном студенческом языке), когда мы приходили на все выходные. И с утра
до ночи мы что-то делали, обсуждали. То есть для нас это было стимулом к тому,
чтобы подготовиться к конкурсу и уже представить какую-то более внятную идею.
К тому же, конечно,
очень интересны другие конкурсанты. Понимание, что происходит не только у нас,
а что происходит у других, обмен этим опытом, пониманием, что делается в других
городах и регионах, – мне кажется, это очень важно и для руководителей проекта,
и, конечно, для детей. Все-таки Евпатория – небольшой городок. И Крым сейчас
только начинает как-то интегрироваться. И, конечно, для детей, когда мы им
рассказываем то, что мы сейчас уже знаем, что происходит, – это для них уже
очень интересно, и они слушают вот с такими глазами. Когда мы будем уже на
самом конкурсе, я думаю, что для них это будет очень большой шаг – именно
увидеть, что же происходит.
А.Г.:
Увидеть, что их мечты и фантазии воплотились, что они оценены взрослыми и
состоятся. Валерия, спасибо вам огромное. Я желаю вам удачи на защите вашего
проекта на конкурсе "Моя страна – моя Россия". И, конечно, ждите
теперь в гости на улицу Детства всех наших зрителей. Развивайтесь, чтобы это
действительно стало уже не улицей, а проспектом Детства.
В.Б.:
Спасибо большое!
А.Г.:
Дети – это действительно, как сказала Валерия, такие же городские жители, как и
мы, взрослые. И чувствовать себя они должны комфортно не только на площадках во
дворе, но и на улицах, площадях и в парках. О том, как адаптировать городскую
среду для юных горожан, мы говорили с архитектором Валерией Буториной.
Валерия Буторина: "Улица Детства" в Евпатории – это улица действий