Услышать курай
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/uslishat-kurai-31315.html Ангелина Грохольская: У Башкортостана появился свой бренд. И это не мед. Официальным символом республики стал курай – национальный музыкальный инструмент. Его звучание поэтичное, тембр мягкий, а при игре сопровождается горловым звуком.
И сейчас в нашей студии мы услышим голос курая благодаря нашим гостям, которые пришли сегодня в "Большую страну". Здравствуйте. Можно я вас представлю? Сегодня у нас в студии – Лилия Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, и Марсель Вахитов, лауреат международных конкурсов, исполнитель, как раз таки музыкант, владеющий этим уникальным инструментом. Здравствуйте.
Лилия Гумерова: Здравствуйте.
Марсель Вахитов: Здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Если позволите, вот хотелось бы сразу понять и услышать тот самый уникальный, изумительный, как говорят свидетели, звук, который есть у курая.
Марсель Вахитов: Да, спасибо, Ангелина. Это курай, уже изготовленный мастером. На самом деле есть природное растение курай, которое произрастает на холмистых территориях. Это не скалистые горы, не равнины, а именно вот какие-то холмы. Башкир его срезает, делает отверстие и играет. На самом деле есть такая небольшая история, я ее расскажу.
Ангелина Грохольская: Да, конечно.
Марсель Вахитов: Легенда про то, как башкир, который потерялся, в какой-то момент, когда пытался найти свой дом, услышал невероятно мелодичный, очень приятный слуху звук. Подойдя, он обнаружил этот тростник. И вот с тех пор как бы башкиры играют на курае. Для башкира курай – это очень важный инструмент, потому что он всегда его сопровождал. На войны башкир с собой обязательно брал курай. Признавался девушке в любви через курай. Свои философские и мировоззренческие какие-то взгляды тоже передавал через курай.
Ангелина Грохольская: Неужели при помощи вот такого нехитрого по сути инструмента, ну, на первый взгляд… Даже отверстий сколько у него получается?
Марсель Вахитов: Пять.
Ангелина Грохольская: Всего пять отверстий! Можно такую гамму эмоций выразить?
Лилия Гумерова: Мне кажется, Ангелина, надо дать возможность и зрителям, и нам услышать.
Ангелина Грохольская: Да-да, чтобы услышать и понять.
Лилия Гумерова: И тогда все вопросы отпадут, да.
Марсель Вахитов: Ну, я тогда попробую что-то такое из разряда раздумий о смысле жизни, а потом продолжу чем-то… под какую музыку башкиры шли на войну.
Ангелина Грохольская: Действительно, хочется посидеть и подумать о чем-то важном. Браво! Спасибо огромное!
Лилия Салаватовна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея зарегистрировать курай в качестве бренда? И вот правильная формулировка – что зарегистрировать? Товарный знак или что это?
Лилия Гумерова: Ну, если сказать очень просто, то это значит, что мы подчеркиваем особые свойства товара, которыми он обладает благодаря тому, что производится или произрастает именно в этом месте происхождения.
Ангелина Грохольская: Что это значит? Что курай могут делать только в Башкирии? Или как понять?
Лилия Гумерова: Конечно, могут делать и еще где-то, но вот именно…
Ангелина Грохольская: Традиционный.
Лилия Гумерова: Те традиции, которые сложились, и те условия природные, в которых произрастает вот это растение, все, из чего мы делаем курай, те мастера – они именно вот расположены на территории Республики Башкортостан.
Знаете, мне хотелось бы пошире посмотреть. Что значит регистрация наименования и места происхождения товара? Сегодня у нас вот таких зарегистрированных товаров всего в России и имеющих охрану 165. В то время, если брать на площадке Евросоюза, то это более 4 тысяч. По оценкам экспертов, если территории начнут производить товары, где зарегистрированы и есть охрана государственная наименования и места происхождения этого товара, то это могло бы (по самым скромным расчетам) принести в копилку регионов 500 миллиардов рублей. И как совершенно заметила Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Совета Федерации, это не та сумма, которой стоит пренебрегать.
Сегодня каждый сенатор получил личное, персональное задание от председателя Совета Федерации – зарегистрировать какой-либо товар, который на территории производится. О чем идет речь? Сегодня заключения об уникальных свойствах того или иного товара у нас выдают четыре ведомства: Министерство здравоохранения – о минеральной воде, Министерство сельского хозяйства – о сельскохозяйственной продукции (это сыры, колбасы и так далее, и так далее)…
Ангелина Грохольская: Допустим, тот же мед, который также является брендом республики.
Лилия Гумерова: Да. И остается брендом, безусловно.
Ангелина Грохольская: А вы, кстати, его зарегистрировали уже?
Лилия Гумерова: Он зарегистрирован.
Ангелина Грохольская: А, уже зарегистрирован?
Лилия Гумерова: Конечно, конечно. Министерство промышленности и торговли – в отношении изделий народных художественных промыслов (особой пласт нашей культуры, нашего достояния). И Росалкогольрегулирования – в отношении спиртосодержащих продуктов.
Далее, после того, как тот или иной заявитель получает заключение о том, что товар обладает уникальными свойствами, уже в структуре Роспатента они получают заключение. Сначала входят в Государственный реестр, а затем уже и правовую охрану получают.
Ангелина Грохольская: Вот эта процедура сколько по времени занимает? Я знаю, что не так быстро и курай-то зарегистрировали.
Лилия Гумерова: Безусловно. И сейчас как раз таки, когда субъекты, сенаторы активно взялись за эту работу, причем руководители субъектов стали понимать значимость не только в моральном плане…
Ангелина Грохольская: Но и в экономическом, да?
Лилия Гумерова: …но и в плане экономических выгод для конкретного субъекта, безусловно, мы стали пересматривать регламенты, которые связаны с федеральными органами исполнительной власти, которые мы перечислили. И сегодня, безусловно, есть у нас направления и для того, чтобы отшлифовать законодательство, изменить его, сделать более удобным, более приемлемым, соответствующим духу времени, изменения регламентов. И уже на площадке Совета Федерации действует и рабочая группа. Мы встречались и с представителями министерств для того, чтобы эта процедура была понятной, удобной и, что называется, в пользу дел.
Более того, Ангелина, я хотела бы сказать о том, что, знаете, вот тот перечень министерств, о которых мы сейчас говорили, он сегодня очень узок. И не всегда вот тот или иной товар умещается в те рамки, которые сегодня есть по законодательству. И сегодня мы пошли гораздо дальше – мы речь ведем о том, чтобы наделить субъекты, органы исполнительной власти правом самим давать заключение. Ведь кто, как не субъект, сегодня понимает – уникален товар или нет, обладает он какими-то свойствами или нет? Безусловно, мы хотим, чтобы процесс был жестко урегулирован, были четкие и понятные правила работы. Но в то же время расширить те органы, которые могут выдавать заключение, безусловно, нужно. Этот вопрос назрел и перезрел.
Ангелина Грохольская: Ну понятно. Марсель, у вас здесь несколько музыкальных инструментов. Это все кураи?
Марсель Вахитов: Это все кураи.
Ангелина Грохольская: А в чем их разница, в чем различия?
Марсель Вахитов: Дело в том, что если мы представим фортепьяно, то там 88 клавиш, и он охватывает все тональности. Курай – так же, как мы, например, предложение складываем из разных слов, тут также для того, чтобы сыграть какое-то полноценное большое произведение, нужно использовать кураи нескольких тональностей. Ну и вот по сути от своей длины и величины зависит, какой тональности курай. Например, вот на примере двух кураев я могу вам продемонстрировать.
Ангелина Грохольская: Да, пожалуйста, как они звучат. Я могу подержать.
Марсель Вахитов: Вот этот пониже, этот повыше.
Ангелина Грохольская: Совершенно другое звучание, да, такое же весеннее, светлое и очень теплое. Хочется сразу, чтобы все расцветало.
Марсель Вахитов: Да-да-да. Здесь больше горы, туман какой-то, подъемы и спуски с гор.
Лилия Гумерова: И вообще, к сожалению, нечасто инструменты такие получают регистрацию. Вот крайний был случай, причем много лет назад – это тульская гармонь. И вот сейчас башкирский курай получил регистрацию, охрану. И мне кажется, это очень добрый знак. Знаете, такое воодушевление в республике мы почувствовали не только среди кураистов, но и все население с большим таким одобрением и воодушевлением относится к тому, что такая огромная работа была проделана и получила поддержку.
Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое.
Марсель Вахитов: Пользуясь случаем, мне бы хотелось пригласить всех ваших зрителей в Республику Башкортостан, где они могут воочию увидеть, как делается курай мастерами и как он растет на природе.
Ангелина Грохольская: И попробовать поиграть, научиться. Я сегодня это не сделала, но обязательно сделаю, когда приеду к вам в гости.
Марсель Вахитов: Приглашаем.
Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Сегодня о бренде Башкирии мы говорили с Лилией Гумеровой, первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, и кураистом Марселем Вахитовым.