Павел Давыдов: Недавно известный социолог Дмитрий Рогозин в своем аккаунте в соцсетях высказал мнение, что сегодня в образовании мы переживаем колоссальную катастрофу: за последние 10-15 лет все оценочные процедуры далеко отошли от того, что делается в обучении и еще дальше от того, что следует делать – имитация отчетности стала обыденностью, сферой деятельности, специализацией, уже родились и выросли дети, которые видят смысл в имитации, принимают ее как задачу своей профессиональной подготовки. «Обучать в России, – отмечает эксперт, – значит нарушать стандарт, выходить за пределы допущенного: видеть детей, слышать их запросы, формировать, поддерживать их амбиции – значит проваливать оценочные процедуры», – подчеркнул социолог. И действительно сегодня к сфере образования у многих серьезные вопросы, ответы на которые получить сложно. Возможно, национальный проект «Образование» изменит положение дел. Об этом мы сегодня и поговорим с директором фонда «Национальные ресурсы образования», экспертом ОНФ Татьяной Половковой. Татьяна, здравствуйте! Татьяна Половкова: Здравствуйте! Павел Давыдов: На мой взгляд, очень точно сформулировал Дмитрий Рогозин то, что происходит сегодня в системе образования – имитация. А вот Вы разделяете такую точку зрения? Татьяна Половкова: Имитация, конечно, имеет место быть и в системе образования и во многих других отраслях, из того, что Вы процитировали сейчас, конечно, очень прав социолог относительно вопросов отчетности: учителя загружены отчетностью, это начинают замечать родители, это замечают дети, мы это фиксируем в своих опросах. Очень часто ребята, когда мы спрашиваем: «Что нужно изменить в школе для того, чтоб вам лучше училось?» – говорят о том, что нужно снизить нагрузку на учителя, убрать отчетность, поднять зарплату, то есть эту ситуацию видят даже дети. Павел Давыдов: Интересно, а вот бороться с этой имитацией возможно сегодня в нынешних условиях или настолько эта машина активно была запущена, что остановить ее фактически невозможно? Татьяна Половкова: Педагогика – это всё-таки наукоемкая отрасль, то есть надо понимать, что учитель, когда начинает готовиться к реализации стандарта, у нас стандарт был принять в 2010 году, сейчас очень активно обсуждается, нужно ли принимать новый, модернизировать старый, уточнять содержание образования, а стандарт предполагает глубокую фундаментальную подготовку педагогов в том числе по вопросам детской психологии, по вопросам системно-деятельностного подхода, далеко не все учителя эту подготовку прошли и далеко не везде имеется возможность ее реализовать, поэтому, конечно, местами мы имеем дело с имитацией, то есть говорят: «Мы всегда так работали, у нас всегда была работа с мышлением, была работа с пониманием, с моделированием, у нас дети всегда делали проекты», – и так далее, то есть учитель, как человек, который привык к тому, что он знает ответы на все вопросы, то есть это часть его профессионального образа, он, конечно, не может признаться, что он где-то чего-то не знает сам. Павел Давыдов: Но привычки надо менять. Татьяна Половкова: Привычки надо менять, потому что когда мы опрашиваем педагогов в том числе по вопросам: «Владеете ли вы всеми современными технологиями, которые требует стандарт?» – только четверть говорит: «Да, владеем». Примерно половина говорит: «Отдельными методами, отельными приемами». Павел Давыдов: Ну понятно, что порядок в системе образования наводить надо, а насколько в этом важном процессе нам может помочь национальный проект «Образование»? Татьяна Половкова: Когда формировался паспорт национального проекта «Образование», основная задача была – вывести российскую школу в десятку лучших в мир, как это поручил Президент, поэтому когда выбирались мероприятия, которые должны быть реализованы за ближайшую 6-летку, конечно, основной был вопрос: это подойдет или это не подойдет, это нас выведет вперед или отбросит назад? И, конечно, поэтому в стандарт вошли и задачи актуализации стандарта, потому что у нас стандарт, принятый, он рамочный, то есть там нет базового закрепления содержания образования в том числе по годам, сейчас идет очень активная дискуссия в педагогическом сообществе: «Нужно ли это делать?». Большо внимание в нацпроекте уделяется учителю будущего, то есть тому, как должен учитель расти профессионально, каким образом нужно оценивать результаты его деятельности, кто должен осуществлять эту оценку и что по результатам оценки дальше должно происходить, как он будет повышать свою квалификацию и где? Потому что вопросов к системе повышения квалификации традиционной тоже очень много. Конечно, очень много внимания уделяется строительству новых школ, строительству яслей, потому что у нас есть нехватка и того и другого, у нас есть школы, которые работают в 2-3 смены, у нас есть школы, которые находятся в аварийном состоянии, понятно, что национальный проект все эти проблемы не решит… Павел Давыдов: Но часть из них точно сможет, и за примером мы сейчас отправимся в Брянск, там как раз благодаря национальному проекту открыли новый детский сад и модернизировали школу. Давайте посмотрим. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Татьяна, а вот скажите мне, почему в одних регионах в рамках этого национального проекта «Образование» открываются новые школы, детские сады, модернизируется инфраструктура, а в других регионах при таком же финансировании этого не делается? Татьяна Половкова: Надо понимать, что регионы все разные, везде разная бюджетная культура, везде свои есть компании-подрядчики, то есть какие-то регионы, например, дополнительно к контракту строительства школы заключают контракт на мониторинг строительства школ, то есть отдельная компания следить за тем, как основной подрядчик выполняет свои обязательства, то есть может быть разница еще быть и в таких способах организации работы. Плюс у нас везде разный климат, разная почка, разная стоимость строительства места… Павел Давыдов: Разные чиновники. Татьяна Половкова: Разные чиновники… Павел Давыдов: Я всё хочу на них выйти. Татьяна Половкова: Счётная палата посчитала пару лет назад, что в среднем стоимость одного учебного места, в среднем по России, около 700000 рублей, где-то есть больше, где-то есть меньше, соответственно, есть маленькие школы, есть большие школы, то есть очень много факторов влияют на результаты строительства. Павел Давыдов: А вот мне интересно в этой связи: кто несет ответственность за выполнение национального проекта «Образование»? Татьяна Половкова: Всё зависит от того, какое мероприятие мы с Вами обсуждаем, если мы говорим про… Павел Давыдов: Модернизацию школ, строительство детских садов… Татьяна Половкова: В таком случае, конечно, это ответственность региона, потому что у нас согласно действующему законодательству вопросы непосредственно функционирования образования лежат на регионе, и контроль ведется, то есть он ведется и министерством, в данном случае Министерством просвещения, он ведется общественными организациями, он ведется в том числе Народным Фронтом, то есть мы также смотрим, выполняют ли регионы обязательства свои, когда, своевременно ли направляются средства с федерального уровня, в каком объеме финансирует регион? Павел Давыдов: Национальный проект «Образование» рассчитан до 24-го года, скажите, а за такой короткий срок мы можем навести порядок, о котором мы и говорим? Татьяна Половкова: Вы знаете, в системе образования порядок каждый понимает по-своему… Павел Давыдов: Да. Татьяна Половкова: Там, где дети, там всегда беспорядок, то есть основной вопрос: что нам нужно сделать в плане содержания образования, чтобы образование был качественным? Павел Давыдов: А вот, кстати, интересно, а как новые технологии меняют роль учителя в современной школе? Татьяна Половкова: Я думаю, что роль учителя в современной школе кардинальным образом не сможет измениться, то есть всё-таки учитель – это не просто человек, который пересказывает что-то, то есть это человек, который в том числе обладает жизненным опытом, он может организовать у ребенка процесс понимания, воображения, мышления… Павел Давыдов: Он должен быть наставником. Татьяна Половкова: Он, конечно, должен быть наставником, потому что… Павел Давыдов: А не цербером, как это происходит иногда. Татьяна Половкова: То есть нельзя рассматривать процесс цифровизации таким образом, что мы включим компьютер ребенку, он погрузиться в эту виртуальную среду и выйдет оттуда обученным образованным, человеком – такого, скорее всего, никогда не будет. Вот в момент, когда у нас в том числе очень богатые люди перестанут отправлять ребенка за рубеж получать хорошее образование, подключат его к цифровой школу и скажут: «Вот теперь учись здесь», – вот когда это произойдет и это будет тот же самый уровень, возможно, тогда роль учителя изменится, и то я в это не очень верю. Павел Давыдов: И в завершение нашей беседы, скажите, пожалуйста, до 24 года осталось не так много времени, проблемы мы сегодня обозначили, он их такое количество, что не хватит эфирного времени, давайте тезисно остановимся на основных, которые необходимо исправить уже сегодня, чтобы завтра школа стала еще лучше. Татьяна Половкова: Для начала – это подготовка учителей, это решение вопроса заработной платы, это решение вопроса с нагрузкой учителя, это вопрос доработки стандарта согласно поручению Президента, чтобы они постоянно обновлялись на том уровне технологического развития, на котором мы находимся, и, главное, чтоб за этим поспевали учебники и учебные пособия – вот если мы это делаем, и ребенок при всём при этом сможет прийти в комфортную уютную школу, я думаю, что десятка лучших в мире не заставит себя ждать. Павел Давыдов: Тем более студия у нас так и называлась. А Марк Твен сказал, что я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование, и вот как бы мы ни ругали школу, очень много зависит и от родителей и от самих учеников, ну и важно, чтобы государство не забывало, что без образования нет будущего, так что это общая работа, и я очень надеюсь, что имитация, о которой мы сегодня говорили, имитация в образовании, уйдет в прошлое. Спасибо Вам большое! Татьяна Половкова: Спасибо! Павел Давыдов: У нас в гостях была директор фонда «Национальные ресурсы образования», эксперт ОНФ Татьяна Половкова.