Вадим Дёмин: Всё, что человек когда-нибудь придумал, куда вложил душу, мысль, оно, в конце концов, не пропадет

Гости
Вадим Дёмин
главный конструктор ОСКБ экспериментального самолетостроения МАИ и уральского завода гражданской аваиции

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное телевидение России, в эфире «Большая страна» - программа о людях, обществе и власти. В студии Павел Давыдов, здравствуйте! По понедельникам мы говорим о прорывах и неудачах в различных областях науки и производства, о том, как передовые технологии и современные взгляды могут изменить нашу жизнь. Кулибин, Попов, Лодыгин, Шухов – Россия богата на таланты, и, хотя, многие имена уже стали достоянием истории, идеи и разработки этих людей актуальны и сейчас. В нашей большой стране и по се день тысячи человек могут смело называть себя изобретателями, вот только не все из них могут запатентовать свои открытия и найти инвесторов для массового производства. Сегодня на конкретном примере попытаемся разобраться в этой непростой ситуации, для этого в студию мы пригласили главного конструктора отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института, а также главного конструктора по самолетостроению Уральского завода гражданской авиации, Вадима Дёмина. Вадим Юрьевич, здравствуйте!

Вадим Дёмин: Добрый день!

Павел Давыдов: Тему этой беседы мы обозначили так: «Изобретательная провинция», и раз уж мы с Вами будем говорить об авиационной отрасли, позвольте сразу уточню, а как много открытий, идей, разработок приходят к вам, например, в конструкторское бюро именно из регионов России?

Вадим Дёмин: Вы знаете, работая в Московском авиационном институте, действительно, есть некий такой приличный кусок моей занятости – это отвечать на письма изобретателей, изобретают очень много и всё: дирижабли для перевозки мороженой рыбы, самолеты, вертолеты новой конструкции, летающие автомобили…

Павел Давыдов: Вы так с улыбкой об этом говорите, то есть, все эти изобретения остаются, к сожалению, только либо на бумаге, либо в умах изобретателей, которые себя так только называют?

Вадим Дёмин: Я не могу сказать, какой процент этих изобретений внедряется, но все, что человек когда-нибудь придумал, куда вложил душу, мысль, оно, в конце концов, не пропадет, может быть, у того же конструктора ведущего, который рассматривал чье-то, пусть сумасшедшее, изобретение, но что-то там отложится, и потом он, делая конструкцию серьезного самолета, что-то у него торкнет, что называется: а вот, там этот товарищ предлагал такую-то идею, она не пошла, конечно, но там было одно здравое зерно. Я ни в коем случае не призываю людей перестать изобретать, думать, потому что таланты должны поощряться.

Павел Давыдов: И вот почему мы решили сегодня поднять эту тему: дело в том, что в Челябинске находчивый местный житель, Анатолий Иванов, разработал уникальную систему спасения человеческих жизней в случае авиакатастрофы, 2 года понадобилось, чтобы придумать разработку, а вот внедрить ее пока не получается. Давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: Вадим Юрьевич, как Вам идея челябинца, Анатолия Иванова?

Вадим Дёмин: В первую очередь, хочется поприветствовать такое желание, что человек 2 года думает о том, как увеличить безопасность полетов, но, конечно же, есть ряд вопросов к данному изобретению. Не то, чтобы вообще дать анализ какого-либо рода изобретению, надо, в первую очередь, раздать специалистам, я хоть и главный конструктор, но не являюсь специалистом в области обеспечения безопасности полетов, эвакуации пассажиров. Но, тем не менее, чисто навскидку, я б сказал так, что на автомобиле подушка безопасности предназначена для лобового удара или бокового удара, то есть, для удара, который находится в одной плоскости. Самолеты падают чаще всего, особенно пассажирские, в так называемом плоском штопоре, и перегрузка, которая воздействует на человека при падении, наибольшая – вертикальная, а, насколько я понял, данное изобретение, эти подушки, от вертикальной перегрузки не предохраняют.

Павел Давыдов: Я думаю у нас сейчас есть возможность уточнить у самого изобретателя, в какой ситуации эти подушки могут спасти, в какой не? Анатолий Иванов на прямой связи по скайпу, Анатолий, здравствуйте!

Анатолий Иванов: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Вы слышали мнение эксперта, пожалуйста, ответьте на наши вопросы.

Анатолий Иванов: В целом, система, конечно, от крутого пикирования не спасет, но мы говорим не о штопоре, мы говорим об аварийной посадке на местности, не предназначенной для посадок: какая-то пересеченная, в поле или еще что-то…

Вадим Дёмин: Наверное, Анатолий не очень понял, что я имел ввиду, что подушка, когда самолет падает беспорядочным образом, то, как большинство катастроф происходят, чаще всего он бьется, извините, я покажу: вот так вот. Я бы Вам посоветовал сосредоточиться больше в области малой авиации, там, может быть, действительно, кто-нибудь заинтересуется и попробует поставить такую подушечку на свой самолет, например, для того, чтобы именно при аварийной посадке с небольшой скоростью, потому что скорость малой авиации при взлете и посадке сопоставима со скоростью автомобиля, там они одноклассники, что называется. Что касается же большого самолета, в первую очередь, чтобы внедрить такую систему, предложим, она все хорошо делает, Вы понимаете, какое количество краш-тестов надо провести? Надо поронять лайнеры…

Павел Давыдов: То есть разбить их, давайте называть вещи их именами.

Вадим Дёмин: … разбить лайнеры, с тем чтобы оценить, как работает Ваша система…

Павел Давыдов: То есть, очень дорогое удовольствие…

Вадим Дёмин: … и только после этого – внедрить.

Анатолий Иванов: Да, бесспорно, можно начать и с малой авиации, просто есть одна большая проблема – негде взять фюзеляжи самолетов для испытаний, все частные самолеты находятся в руках у частников, и они их не продают, а какие-то ДОСААФы… все самолеты принадлежат Росавиации, даже, элементарно, у нас есть самолеты в ржавом состоянии, они уже никогда не полетят, но мы не можем их взять у ДОСААФа, нам даже ДОСААФ говорит: вот, пожалуйста, у нас стоят фюзеляжи, штук 5-6, но они никогда не взлетят, эти АН-2.

Вадим Дёмин: Анатолий, дело в том, что есть сертифицированные самолеты, даже в области малой авиации, скажем, то же Л-410, он летает на регулярных линиях, и Вам никто не разрешит поставить туда систему, а есть самолеты, которые самоделы, люди летают сами для себя, и, будь у меня такой самолет, волне возможно, если Ваша эта подушечка весит килограмма 3-4, предположим, вместе с системой ее активации, и Вы мне докажете, что она сама по себе в полете не жахнет, что называется, я ее поставлю, и пусть она стоит. Хуже от нее не будет, для маленького самолета хуже от нее не будет. Я Вам дам некую подсказку, я хоть и не специалист в автомобилестроении, но меня недавно уверяли, что есть компания, не помню название, которая уже при проектировании автомобилей перестала проводить краш-тесты, а делает это все в компьютерном виде. То есть, в принципе, уровень развития моделирования…

Павел Давыдов: Высоких технологий…

Вадим Дёмин: Да, он позволяет это сделать, и, якобы, результаты этих испытаний принимаются для серийного производства автомобилей.

Павел Давыдов: Но в любом случае, Анатолий, мы хотим пожелать Вам удачи, и кто знает, быть может именно Ваша разработка в будущем сделаем наши полеты более безопасными. Спасибо Вам большое! Вадим Юрьевич, только что мы пообщались с молодым изобретателем из Челябинска, посмотрели сюжет, таких примеров много в большой стране, но, к сожалению, только единицы доходят до краш-тестов, о которых мы с Вами говорили. С чем Вы это связываете?

Вадим Дёмин: Мысль, наверное, основная такая, что даже представить, что вам в руки попало какое-то зерно какое-то абсолютно новое растение, которое способно забыть о голоде на планете, но вы находите его в пустыне и туда его бросаете, и оно, скорее всего, засохнет, то есть, надо вести к тому, чтобы такие зерна, такие изобретатели, молодые талантливые, с желанием вложиться в это дело, появлялись среди технически подкованных коллективов: авиамодельные кружки, юношеские планерные школы, студенческие конструкторские бюро… Во-первых, и изобретатели будут более грамотными, правда, у меня были такие идеи, хоть стой, хоть падай, а люди пишут иногда даже Президенту, и приходят письма в институт – разобраться и ответить, понимаете? Я за то, чтобы пропагандировать изобретательство, но постараться, чтобы изобретательская среда обладала большей технической грамотностью.

Павел Давыдов: И в завершение беседы, очень коротко скажите, насколько сложно сегодня найти финансирование под тот или иной перспективный, на Ваш взгляд, проект?

Вадим Дёмин: Да, задача найти финансирование под проект, даже, если он очень перспективный, крайне сложная, но тем не менее, волка ноги кормят, то есть, КБ у нас хозрасчетное, госбюджетных ставок нет, все, что мы делаем, это делается за счет договоров, заключенных с частными или государственными заказчиками, и КБ уже больше 55 лет существует, так что, как-то справляемся. Но одна из главных задач КБ – это … да, выполнение новых разработок это интересно, но участие студентов в работе конструкторского бюро, это польза, которая, я не побоюсь этого слова, мы приносим не только себе… Студенты видят, вот он нарисовал детальку, потом эту детальку сделали в цеху. Причем он присутствует, как делается, он понимает, что, если он нарисовал деталь, которую сделать трудно, то ему рабочий все объяснит популярным зыком…

Павел Давыдов: Русским…

Вадим Дёмин: Да, да, да, да, да…Почему он не прав, дальше он видит, что эта деталь установилась на самолетик маленький, он может поучаствовать в сборке, а если эта деталь будет с халтурой, то этот самолет будет небезопасный. Вот это, как говорил известный испытатель, Марк Галлай: какой самолет сделает студент, я не знаю… правда, у нас продолжение фразы кто-то оторвал, так и висела табличка: «Какой самолет студент сделает, я не знаю» … а дальше было продолжение: … то, что этот самолет сделает студента хорошим конструктором – это точно!

Павел Давыдов: Вадим Юрьевич, вот на этом и поставим многоточие в нашей беседе. Я благодарю Вас за участие в нашей программе и очень надеюсь, что изобретательна провинция сможет найти себе бизнес-партнеров для воплощения самых смелых идей! А я напомню: у нас гостях был главный конструктор отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института и главный конструктор по самолетостроению Уральского завода гражданской авиации, Вадим Дёмин.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Об изобретениях в авиации

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Большая страна
    Pro дело