Валентин Тимаков: Дальний Восток, наверное, одно из лучших мест для карьеры. Регион переживает бум, связанный с привлечением новых инвестиций
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/valentin-timakov-dalnii-30372.html Ангелина Грохольская: Дальнему Востоку нужны рабочие руки. В прошлом году в регионе запущено более 80 новых предприятий, а это значит – вакансии. С 2015 года в нашей стране действует Программа повышения трудовой мобильности: специалистам, переезжающим на Дальний Восток из других регионов, компенсируют затраты на проезд, питание, жилье. В этом году Правительство обещает увеличить финансовую помощь тем предприятиям, которые привлекают работников в рамках этой программы.
Подробнее о трудовой мобильности поговорим сегодня с нашим гостем – генеральным директором Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентином Тимаковым. Валентин, здравствуйте.
Валентин Тимаков: Ангелина, добрый вечер, здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Вот вы мне скажите, пожалуйста, Дальний Восток сейчас, в данное конкретное время, в конкретных условиях – хорошее место для карьеры, например?
Валентин Тимаков: Конечно, это хорошее место для карьеры. Наверное, одно из лучших мест. Я объясняю – почему. Действительно, Дальний Восток в настоящее время переживает бум, связанный прежде всего с привлечением новых инвестиций, с привлечением капитала и тех проектов, которые реализуются. Ну, посудите сами – свыше 80 новых предприятий стартовало в прошедшем году, в прошлом году. А в настоящее время свыше 1 тысячи инвестиционных проектов вообще реализуется на Дальнем Востоке. Если говорить применительно к рабочим местам, то это свыше 165 тысяч новых рабочих мест, которые появятся до 2025 года. Ну, где еще можно найти количество интересной работы, как не на Дальнем Востоке?
Ангелина Грохольская: Дальний Восток – это все-таки несколько регионов. В каких регионах кадровый голод сейчас ощущается сильнее?
Валентин Тимаков: Прежде всего, это Приморье, потому что действительно большая часть проектов будет реализована в Приморье. Это Якутия, потому что есть ряд проектов, связанных уже с добычей и переработкой полезных ископаемых, которые реализуются в Якутии. Ну, все регионы тоже, в принципе, не отстают в своих запросах. Вопрос тут по срокам. Если в ближайшее время люди будут нужны в Амурской области, то чуть позже они будут нужны на Чукотке, в Магадане. Но так или иначе проекты есть везде. 18 территорий опережающего развития, поэтому есть поэтапность в том, как появляются рабочие места.
Ангелина Грохольская: А вы составляете прогнозы какие-то, чтобы понимать: через два года сюда надо тысячу людей, условно говоря, через три года в этот регион?
Валентин Тимаков: Конечно.
Ангелина Грохольская: Или это как? Или это все спонтанно происходит?
Валентин Тимаков: Конечно, конечно. Я сегодня привез как раз один из документов, который мы подготовили. Мы выпускаем так называемый "Навигатор востребованных профессий Дальнего Востока". Здесь перечислены все предприятия, которые реализуют свои проекты на Дальнем Востоке. В настоящее время свыше 100 профессий. И можно физически это посмотреть, документ находится в открытом доступе, он размещен на нашем сайте агентства. Можно посмотреть и вакансии, какие профессии будут востребованные, где это находится, какие вузы готовят людей, какая средняя заработная плата. Для чего мы это делаем? Чтобы молодежь, поступая в вузы, техникумы, лицеи, колледжи, она уже сейчас знала, где нужны рабочие места, где будут созданы, какая профессия нужна.
Ангелина Грохольская: Ну, чтобы понимать, да.
Валентин Тимаков: Очень важно в сегодняшней жизни – правильно навигацию подготовить, чтобы действительно у граждан была возможность осознанного выбора. И они знают: "Через пять лет я пойду работать на то или иное предприятие".
Ангелина Грохольская: Мы заглянули тоже на сайт с вакансиями. Например, Хабаровский край, специалист на "ВаниноТрансУголь" требуется – от 30 тысяч зарплата, 30 100. Мне кажется, немного. В то же время на другом предприятии, там же… А, ну это генеральный директор, это самое выгодное – 149 тысяч. Вот, допустим, нужен врач-неонатолог – 41 тысяча рублей, это уже Амурская область. Еврейская автономная область, специалисту в производственную фирму предлагают (видимо, частная какая-то компания, не знаю, чем она занимается) 120 тысяч рублей. Оператор установок и линий обработки пиломатериалов на том же предприятии – 18 тысяч. То есть очень такой большой разброс в оплате труда. За 120, конечно, можно поехать. А вот, мне кажется, за 18 тысяч – не факт, что поедут.
Валентин Тимаков: Да. Но здесь нельзя забывать, что есть те виды работ, где предусмотрена сдельно-премиальная оплата труда, где сколько заработал, столько и получил. При этом средняя заработная плата превышает 48 тысяч рублей – это выше, чем в центральной части России. Безусловно, она будет расти в ближайшее время на Дальнем Востоке. Почему? Ну, законы экономики таковы: чем выше экономическая плотность, чем больше предприятий, которые будут привлекать кадры, тем выше стоимость людей, потому что начинается конкуренция за людей, а их не хватает.
Ангелина Грохольская: Ну, это понятно. Но на Дальнем Востоке жизнь дорогая. Практически по всем рейтингам там цены самые высокие, во многих регионах, поэтому здесь на соотношение зарплаты и уровня жизни тоже надо смотреть.
Валентин Тимаков: Да, безусловно, влияет еще на заработную плату и стоимость жизни. Но при этом те мероприятия, которые реализует Министерство по развитию Дальнего Востока, институты развития, они как раз и направлены на снижение затрат. Например, вступил в силу закон, который снизит стоимость электроэнергии. Есть Программа трудовой мобильности, действительно, она существует не первый год. В рамках этой программы работодатели могут привлекать те кадры, которые им нужны для своих предприятий. И действительно, в рамках этой программы предусмотрена совокупная выплата, равная 300 тысячам рублей.
Ангелина Грохольская: Разово?
Валентин Тимаков: Разово, да. Это и работодатель часть вносит, и субъект (в данном случае регион, который привлекает), и также государство. Ну, скажем, что программа не совсем эффективна, поэтому мы и предложили Минвостокразвития, Агентство по развитию человеческого капитала вышло с инициативой, что работники тех ключевых профессий, которые востребованные на Дальнем Востоке, в рамках новой Программы трудовой мобильности должны получать сумму не меньше миллиона. Для чего? Часть средств – это суммы, которые могут быть потрачены на первый взнос для приобретения жилья, на обустройство, на решение тех самых бытовых первых вопросов, которые есть у переезжающего гражданина.
Ангелина Грохольская: Мне кажется, миллион – это уже первый взнос, и все, и больше ни на что не хватит.
Валентин Тимаков: Ну конечно. А еще багаж перевезти, если человек живет в трудоизбыточном регионе, где нет работы.
Ангелина Грохольская: Так вот я и говорю. Надо два миллиона как минимум.
Валентин Тимаков: Или есть хозяйство, вещи, которые надо перевезти. Зачем покупать то имущество, которое у него уже существует? Надо взять и перевезти. Для этого должны быть вопросы решены провоза багажа. Поэтому в совокупности это составляет сумму около миллиона. И мы рассчитываем, что эта мера поддержки будет поддержана и действительно граждане воспользуются ею.
Ангелина Грохольская: Ключевые профессии, вы сказали. Назовите мне три первые из списка ключевых.
Валентин Тимаков: Ну, электрогазосварщик – это традиционная профессия, которая нужна. У нас есть судостроители, есть механики различных профессий, которые нужны. И есть ряд профессий, связанных с сельским хозяйством, ветеринары и агрономы. То есть каждая из девяти ведущих отраслей, которые будут переживать в настоящее время взлет, она нуждается в своем определенном наборе квалифицированных специалистов.
Ангелина Грохольская: При всех видимых плюсах, при всех программах, которые уже существуют, даже Министерство по развитию Дальнего Востока еще летом признало, что есть отток населения из регионов Дальнего Востока. Краснодарский край – там за голову схватились. Ну, все мы помним, когда летом появились многочисленные статьи и сообщения о том, что в Краснодаре просто уже страдают, говорят: "Ну куда? С Дальнего Востока люди к нам переезжают. Даже улицы появляются – Хабаровская, еще какая-то, Приморская". А так ли это действительно? И почему местное население, если уезжает, то почему оно уезжает?
Валентин Тимаков: Я думаю, что здесь идет речь о некоем мифе, что все с Дальнего Востока бросились в Краснодарский край. Если позволите, возьму статистику. У нас есть статистика, которая говорит о цифрах миграционного оттока по другим субъектам и вообще кто едет в Южный федеральный округ. Ну, мы видим, что на первом месте жители Центрального федерального округа. Вообще 36% всех, кто едет в Краснодарский край и Южный федеральный округ, – это из центрального района. Дальше чемпион, наверное, Северо-Западный федеральный округ – свыше 20 тысяч человек переехало. Также это Уральский федеральный округ. Поэтому Дальний Восток, если посмотреть на цифры, находится в самом конце списка среди приезжающих.
При этом нельзя забывать, что есть еще внутрирегиональная мобильность. То есть мы говорим, что в целом с Дальнего Востока уехало 240 тысяч человек, но и приехало порядка 230 тысяч человек. То есть сальдо отрицательное существует, но отток-то в целом уменьшился в 2 раза за последние несколько лет. Вопрос в другом – населения мало. Плотность населения на Дальнем Востоке в 8 раз ниже, чем плотность в Калуге или в Брянске.
Ангелина Грохольская: Ну, территории огромные.
Валентин Тимаков: Поэтому важно смотреть, чтобы, наоборот, приезжало-то больше, чем уезжало.
Ангелина Грохольская: У вас есть знакомые, которые переехали на Дальний Восток?
Валентин Тимаков: Конечно, конечно, много знакомых.
Ангелина Грохольская: Да? А возвращаться обратно не собираются те, кто уехал?
Валентин Тимаков: Ну, миграция – это процесс все-таки двусторонний. Люди уезжают, воссоединяются с семьями или, наоборот, переезжают, поэтому здесь важно все-таки понятие управляемой миграции. Это значит, что люди должны знать, что есть работа, можно туда переехать; второе – есть условия для жизни и есть жилье, в котором они могут жить, и есть детские сады, куда могут ходить дети.
Первый вопрос – это про наличие всего необходимого для жизни, а второй – это чтобы было легко пользоваться, чтобы это было действительно минимум справок. В частности, история с "дальневосточным гектаром", которую реализует наше агентство, – это же фактически впервые мы реализовали такое безбумажное предоставление земельных участков. Мало того что безбумажное, так еще и дистанционно. И еще гражданин может выбрать место, где он хочет взять землю, сам сформировать участок, минуя многочисленные органы и многочисленных чиновников – ну, действительно реализовать проект, который он хотел бы сделать.
Ангелина Грохольская: Только там нет инфраструктуры, дорог, электричества и всего остального.
Валентин Тимаков: Отъедьте от Москвы 100 километров – и будет то же самое. Но мы не забываем, что сейчас на Дальнем Востоке реализуется 18 территорий опережающего развития, более тысячи предприятий. Второе – граждане собираются. А у нас свыше 60 случаев, когда граждане собираются в большие участки – 50, 100. Есть новый населенный пункт, например, Свечино, который создается в Хабаровском крае, где 800 человек совместно начинают вести хозяйство.
Ангелина Грохольская: Это уже результат программы гектара?
Валентин Тимаков: "Дальневосточный гектар". А сколько людей стали обладатели собственного бизнеса? Посмотрите, мы же на нашем портале размещаем информацию не только о планах или о тех проектах, которые можно реализовать, а истории живых людей. И мы каждый день говорим о десятках людей, которые что-то делают на земле, делают самые разные вещи, начиная от маленьких молочных ферм и заканчивая небольшими производствами. И это очень замечательно, потому что есть механизм, который позволяет гражданам работать, зарабатывать и чувствовать себя комфортно.
Ангелина Грохольская: Но все равно это только начало?
Валентин Тимаков: Это, естественно, начало. Это начало, да. Знаете, большая история начинается с первого шага. Главное – не бояться этот шаг делать. И второе – не бояться искать новых решений. Но искать надо совместно с людьми и для людей.
Ангелина Грохольская: Это точно. Спасибо вам огромное.
Валентин Тимаков: Спасибо.
Ангелина Грохольская: Сегодня мы говорили с генеральным директором Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Валентином Тимаковым.
Валентин Тимаков: Дальний Восток, наверное, одно из лучших мест для карьеры. Регион переживает бум, связанный с привлечением новых инвестиций