Ангелина Грохольская: Как провинциальному музею стать одним из лучших в Европе да еще и город свой превратить в сказочный? Нереальная история случилась в Егорьевске. В начале прошлого века местный купец Бардыгин открыл при фабрике, которой владел, музей. Ходили туда и господа, и простой народ. Говорят, даже из Москвы приезжали. Но потом изменилось время и нравы, купец уехал в Париж, музей разворовали. А когда взялись восстанавливать, оказалось, что выставлять нечего. Хотите узнать, что было дальше? Скоро расскажем. О силе улыбки и искусства мы попросили рассказать научного сотрудника Егорьевского историко-художественного музея Валерию Лобанову. Валерия сегодня у нас в студии. Здравствуйте. Валерия Лобанова: Здравствуйте. А.Г.: Валерия, прежде чем мы начнем с вами беседовать, я хочу поздравить вас и всех ваших коллег с юбилеем музея. 105 лет – это не шутка. Поздравляю! В.Л.: Спасибо. А.Г.: Конечно, путь к этому сегодняшнему дню был, насколько я знаю, тернист. Сначала музей, созданный меценатом, развивался и был популярен, а потом (к сожалению, время такое было – и советские годы, и перед войной, и после войны) многие экспонаты пропали, музей действительно был разворован, что-то передали в другие коллекции. Я знаю, что-то в Третьяковке хранилось. В общем, вашему директору Наталье Артемовой пришлось непросто, когда она взялась музей восстанавливать. Очень много с этим связано. Расскажите об этом. Как удалось все-таки это все поднять, восстановить и сегодня стать таким шикарным музеем, о котором мы потом еще расскажем более подробно? В.Л.: В советское время, сразу после революции, Бардыгины некоторое время еще жили в России. Они уехали в 1923 году. Так получилось, что никого из семьи Бардыгиных в России не осталось, и потомков сегодня мы не смогли обнаружить. Более того, только в 2006 году музей узнал о времени и месте смерти своего основателя, когда к нам приехал исследователь славянской эмиграции Рене Герра и привез фотографию надгробия Михаила Бардыгина и его супруги. А жили они в Ницце на вилле "Alhambra". А.Г.: Это при том, что в Егорьевске не только же музей на деньги Бардыгина был построен. Он и гимназию там открыл, и библиотека была открыта при фабрике, уж не говоря о фабрике, которая была градообразующим предприятием. В.Л.: Можно представить себе город начала XX века – того времени, когда создавался музей. Егорьевск – это один из самых благоустроенных городов Рязанской губернии того времени. И это, конечно, заслуга труда, заботы и финансовых вливаний в первую очередь городского головы и фабриканта Никифора Михайловича Бардыгина, отца-основателя музея, и династий фабрикантов Хлудовых, Князевых, Карцевых, купеческих династий. Егорьевск действительно расцвел: очень мощный расцвет промышленности, строились церкви на средства меценатов-благотворителей, открывались мужские и женские школы. А.Г.: Я сразу думаю, что пример государственно-частного партнерства, о котором сегодня так много говорят, что власть и бизнес должны работать вместе на благо города, в котором они существуют, в котором они трудятся, – вот действительно пример. Не надо ничего придумывать, все уже было. В.Л.: Да. Никифор Михайлович Бардыгин, городской голова, действительно оставил самый мощный след в истории города, до сих пор видный и сегодня. Его девизом была фраза: "Молитесь! Учитесь! Трудитесь! Служите родному вашему городу, а с тем вместе и великому нашему отечеству!". Так вот, от этой эпохи осталось очень много. Но самым красивым подарком, наверное, стал действительно музей. Михаил Никифорович Бардыгин – сын городского головы, фабрикант, его единственный наследник – действительно вложил средства в город и в уезд достаточно значительные. Еще до создания музея, в начале XX века, он построил одно из крупнейших в губернии механико-электротехническое училище – грандиозное сооружение, до сих пор украшающее наш город, – которое готовило квалифицированные кадры для фабрик. Он привлек туда педагогов со всей страны, привез иностранное оборудование. Это действительно было одно из лучших учебных заведений, принятое под покровительство царского дома. В 1909 году он открывает при фабрике библиотеку в фабричном клубе. Уже ей предназначалась роль такого культурного центра. И буквально через год туда начинают поступать первые предметы. Бардыгин находился в родстве с семьей Постниковых (Владимир Постников – это известный антиквар и коллекционер московский, владевший антикварным магазином в Козицком переулке), с семьей Бахрушиных, и многие вещи поступали от них. А.Г.: То есть коллекция собралась, в общем-то, солидная и интересная. В.Л.: Коллекция была очень высокого качества и высокого уровня. И ее по достоинству оценивали не только в Егорьевске. В 1911 году музей был открыт официально, поэтому мы и празднуем 105-летний юбилей. А в 1915 году он был передан как Егорьевский музей Московскому археологическому институту. Передано было более 10 тысяч предметов. И сотрудники археологического института оценивали егорьевскую коллекцию как одну из богатейших и красивейших, которая бы сделала честь не только провинциальному городу, но и любой столице. Конечно, часть предметов утрачена, но на самом деле надо отдать должное директорам, которые появились, назначенным уже в советское время, а самое главное – директору Эстер Яковлевне Равиной, которая возглавляла музей с 1945 по 1985 год. Ей удалось все это сохранить на очень маленьком фондовом пространстве с очень маленьким штатом сотрудников. Но сохранили большую часть, хотя это и было в очень плохом состоянии. И в 80-е годы пришла идея создать наконец музей именно на основе коллекции Бардыгиных. Пришлось очень значительную часть времени потратить на реставрацию, на восстановление коллекции. Самый пик строительства – восстановление здания, создание экспозиции, реставрация – пришелся на 90-е годы.  А.Г.: Вокруг того периода, когда его восстанавливали, когда вам отдали особняк Никитиных, в котором сейчас находится музей, очень много уже каких-то легенд сложилось. Говорят, что директор музея Наталья Артемова восстанавливала музей "при помощи улыбки и колбасы", что она с каким-то мясокомбинатом или колбасным заводом местным (ее уважали) договаривалась, за копейки покупала колбасу и с этой колбасой шла, допустим, на кирпичный завод и меняла кирпичи на колбасу. Так ли это? В.Л.: Да. На самом деле самый пик строительства – восстановление здания, создание экспозиции, реставрация – пришелся на 90-е годы. А.Г.: Ох, время-то какое было… В.Л.: В 1989 году передали особняк, а в 1999 году экспозиция была открыта. Была помощь администрации, безусловно. Нашелся меценат того времени, можно сказать, – Вячеслав Яковлевич Жарков, руководитель строительного кооператива, который буквально за бесценок работал, вложил тоже всю свою силу, душу и до сих пор остается нашим большим другом. Хотелось сделать очень красивый музей. Это была задумка еще основателей, которым, к сожалению, не пришлось увидеть отдельного здания для своей коллекции. И, конечно, нужно было все самое лучшее, самое красивое. В музее должна быть мраморная лестница. Музей должен быть расписан яркими красками и украшен изразцами ручной работы. В музее должна быть сцена с белым роялем. Он должен превратиться… Причем это 90-е годы, и можно понять, как выглядел город в то время. Действительно была такая мечта, сказка. И эти лучшие материалы приходилось доставать буквально по бартеру. И директор музея Наталья Николаевна, и сотрудники ездили буквально по всей стране, где-то ночевали. За роялем приходилось ездить в Санкт-Петербург. А.Г.: И привезли? В.Л.: Привезли. И у нас теперь действительно белый рояль – главный герой наших музыкальных гостиных. Действительно время было очень тяжелое. Но с того времени сохранились связи, сохранилась поддержка, сохранились уважение и любовь к музею со стороны города. А.Г.: Кстати, о городе. Ведь не только музей расцвел, но и город за счет этого расцвел. Еще одна легенда (опровергните сейчас или подтвердите): инвесторы, бизнесмены, которые покидали, уезжали из города, потому что время было такое, они стали возвращаться, потому что поняли, что и в этом маленьком подмосковном городке Егорьевске можно жить, работать и создавать, раз там культура развивается. В.Л.: Хочется верить в то, что действительно музей смог помочь городу восстановить свои силы, в то, что в этом есть и наша заслуга. Музей действительно сейчас является такой главной туристической достопримечательностью наряду с сохранившейся исторической застройкой. И сегодня в город приезжают уже десятки тысяч туристов. И приезжает уже не только Москва и область, а со всей страны. Из ближайших регионов люди едут почти целые сутки, чтобы увидеть коллекцию. И действительно это повышает и привлекательность города в их глазах, в глазах предпринимателей. Мы сотрудничаем с большинством современных предприятий, они помогают нам. Руководство Егорьевской колбасно-гастрономической фабрики попросило уточнить имена людей на фотографи выпуска Егорьевской женской гимназии 1916 года. И дальше это раскрутилось в большой, социокультурный проект. А.Г.: То есть эта традиция, которая была заложена Бардыгиным, – меценатство, благотворительность на благо культуры, развитие культуры за счет купечества. Михаил Бардыгин ведь очень хорошо написал: "Народ на честного фабриканта глядит как на своего кормильца. Пожар, увечье, хворь, старость – сколько народа они посылают с сумою? Кому, как ни капиталисту, помочь им?". Хорошо, что это сохраняется. Пусть сейчас, может быть, не масштабно, нет такого количества меценатов. Но вот вы говорите, что есть сотрудничество, есть помощь от бизнесменов современных – и это хорошо. В.Л.: Причем надо сказать, что помощь не только чисто финансовая. Они, скажем так, не вникают в устройство музея. Буквально пару лет назад был реализован очень интересный проект как раз в сотрудничестве с Егорьевской колбасно-гастрономической фабрикой, когда ее руководство обратилось в музей с фотографией выпуска Егорьевской женской гимназии 1916 года и попросило уточнить имена тех, кто на ней изображен. И дальше это раскрутилось в такой большой, можно сказать, социокультурный проект, когда фабрика выделила средства на баннеры, на рекламы и попросила жителей города разглядеть в этих лицах, может быть, своих предков – бабушек, прабабушек. И благодаря такой масштабной информационной кампании удалось найти половину из потомков этих изображенных девушек. На средства колбасно-гастрономической фабрики был снят фильм "История города в судьбах людей" – с интервью с потомками этих женщин, с рассказами об их истории. И фотография была передана в фонд музея. А.Г.: Мы сейчас как раз можем немножко подсмотреть, посмотреть на вашу экспозицию. Что это такое? Расскажите нам. В.Л.: Это сани XVIII столетия, эпохи барокко. Это санки для катания с горки на самом деле. А.Г.: Ничего себе! В.Л.: Из аристократической среды. Конечно, экспонат сразу привлекает внимание, и очень долго можно о нем рассказывать. Интересные коллекции собраны Бардыгиным именно культового искусства. А.Г.: А это все из его коллекции, да? В.Л.: Большая часть – да. Конечно, часть вещей нам передают местные жители. Мы приобретаем вещи и современных художников, причем не только местных, но и маститых. У нас есть произведения академиков – Петра Оссовского, Дмитрия Жилинского, Игоря Обросова. А.Г.: У вас сейчас хватает площадей? В.Л.: Нет конечно. Мы буквально в этом году завершили строительство пристройки к музею и надстройки второго этажа, где разместится наконец-то современное фондовое хранилище, оборудованное соответствующим образом. Сейчас у музея два здания: тот красивый особняк, где размещена художественная коллекция Михаила Бардыгина, и особняк, который был передан музею после войны, буквально в этом же квартале расположен, где была создана еще в советское время краеведческая экспозиция. В музее очень много материалов по истории города. Опять же основу заложил еще Михаил Бардыгин, сбор вот этого краеведческого материала. И нам очень хочется, чтобы люди узнали что-то особенное именно о Егорьевске, об особенностях его жителей, поскольку коллекция Михаила Бардыгина – ведь это лучшие образцы декоративно-прикладного искусства со всей страны. Хочется показать еще специфику, как в таком маленьком городке удалось собрать, сохранить, показать, в чем действительно наша особенность и уникальность. И сейчас в наших планах – капитальный ремонт и создание новой экспозиции, посвященной именно истории. А.Г.: Скажите, кто такой Егорка и почему он живет в вашем музее? В.Л.: Егорка – это путеводитель для самых маленьких наших посетителей. Мы придумали такую историю, что однажды смотрительница, закрывая залы, увидела где-то под витриной маленького затаившегося мальчика, который знал все закоулки и все самые интересные истории. И мы привлекли его к себе на помощь. И теперь, когда к нам в гости приезжают семьи с маленькими детками, мы даем им настоящего проводника Егорку и карту с увлекательными заданиями по каждому из залов, которые они могут выполнить и узнать что-то для себя интересное. А.Г.: Валерия, очень много интересного вы сегодня нам рассказали. Еще больше интересных вещей, я думаю, наши зрители могут узнать, если приедут к вам. Вот 105 лет, новый век начался. Каким он будет, как вы думаете, для Егорьевского музея и для Егорьевска? Музей будет, как Эрмитаж? В.Л.: Нет, нам не хочется быть Эрмитажем. Мы надеемся, что музей сохранит свою специфику, свою привлекательность, свою особенность, при этом не потеряв ту высокую планку, которую нам задали основатели и люди, которые восстанавливали музей в 80–90-е годы. Мы получили номинацию как один из 30 лучших европейских музеев 2010 года. А.Г.: Вы правда были в числе лучших европейских музеев? В.Л.: Да, мы получили номинацию как один из 30 лучших европейских музеев 2010 года. А.Г.: Сейчас это надо сохранить, конечно. В.Л.: Да, безусловно. А.Г.: Валерия, спасибо вам огромное. Приглашайте наших телезрителей к себе в музей, а мы только поддержим это. В.Л.: Всех ждем в Егорьевском историко-художественном музее и в городе Егорьевске. А.Г.: Спасибо большое. И желаю вам удачи, чтобы все у вас получилось. В.Л.: Спасибо большое. А.Г.: Егорьевск находится всего-то в 100 километрах от Москвы, и жители да и гости столицы легко могут отправиться туда на выходные. Обязательно загляните в музей, пройдитесь по купеческим уличкам и полюбуйтесь старинными храмами. Уверена, в этом подмосковном городке вы сделаете для себя немало открытий.