Варвара Пензова: Воспитанникам детских домов нужен доступ к принятию решений касательно себя, своего времени, хотя бы на уровне, чем заняться вечером
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/varvara-penzova-vospitannikam-25516.html
Ангелина Грохольская: Как пользоваться услугами некоммерческих
организаций? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем НКО выстраивают диалог с
чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальному проекту? На эти и
другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина" – это совместный
проект "Большой страны" и Программы развития сотрудников
некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0".
Куда податься выпускникам-сиротам? Казенный, но более-менее уютный
детский дом, пусть не родные, но заботливые воспитатели в прошлом. Теперь нужно
самостоятельно решать, где жить, где есть, кем быть. Кто поможет выпускникам
интернатов определиться в новой жизни, поговорим сегодня об этом на занятии в "Школе
гражданина", его проведен Варвара Пензова, директор благотворительного
фонда "Дети наши". Варвара, здравствуйте.
Варвара Пензова: Здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Я также хочу поприветствовать всех гостей
в студии. Спасибо большое, что откликнулись на наше приглашение, сегодня
пришли. Я очень надеюсь, что все вы будете активно участвовать в беседе и
обсуждении. Тем более у нас есть и выпускники, и еще учащиеся, которым только
предстоит выйти в самостоятельную жизнь. Со всеми познакомимся сегодня обязательно.
Варвара, хочу сначала у вас спросить о проекте, который, на мой
взгляд, показался одним из самых важных и самых нужных, с чего мы и начали
сегодняшнюю тему, сегодняшний разговор – проект "Путеводитель по
самостоятельной жизни". Это проект вашего фонда. Что это за проект? Некий
справочник полезных телефонов и нужной информации, или что?
Варвара Пензова: Фонду в прошлом году было 10 лет, и 10 лет
мы помогаем ребятам подготовиться к самостоятельной жизни. И в 2009 году
впервые мы подготовили и выпустили такой справочник "Путеводитель по
самостоятельной жизни", он вышел в бумажном виде для Смоленской области.
Справочник содержит в себе ответы на основные вопросы, с которыми сталкиваются
выпускники после выпуска: это как правильно общаться с полицией, как сохранить
здоровье, как прожить на 500 руб. в неделю, как приготовить себе обед, завтрак
и ужин.
Ангелина
Грохольская: Слушайте,
я хочу сразу его себе. Мне кажется, он полезен любому человеку.
Варвара Пензова: Очень полезен в начале самостоятельной
жизни не только сиротам. И в 2016 году вышло мобильное приложение "Гид по
жизни", которое доступно теперь по всей стране. Можно скачивать, пользоваться,
и предотвращать возникновение проблем.
Ангелина Грохольская: С вашего позволения, можно, я
путеводитель прямо сейчас передам. У нас есть пока еще не выпускница – скоро
готовится ей стать – Женя. Откуда ты?
Евгения: Я из Калуги. Я выпускница буду в этом году Азаровского детского
дома.
Ангелина Грохольская: Страшно?
Евгения: Нет, не страшно, потому что наши соцпедагоги часто проводят с
нами уроки, как нам дальше справляться с трудностями нашей жизни, которая ждет
нас за пределами.
Ангелина Грохольская: Какие хорошие у вас педагоги. Мы с ними
сегодня познакомимся. Я хочу тебе сейчас дать. Можешь полистать прямо сейчас.
Евгения: Спасибо большое.
Ангелина Грохольская: И передать слово. У нас есть уже
выпускники. Либо развеют сейчас надежды Жени, либо подтвердят. Павел Филатов.
Паша, здравствуйте. Вы выпустились уже, да?
Павел Филатов: Да, я уже выпустился из детского дома.
Ангелина Грохольская: В каком году?
Павел Филатов: В этом 2016 году.
Ангелина Грохольская: То есть уже будет практически год
самостоятельной жизни?
Павел Филатов: Полгода самостоятельной жизни.
Ангелина Грохольская: С какими трудностями, с какими проблемами,
если они, конечно, были, вы столкнулись?
Павел Филатов: Проблемы есть всегда. Я считаю, что
главная проблема любого ребенка, который выпускается из детского дома – это
неумение использовать правильно свое время, потому что в детском доме тебя
контролируют, тебе показывают, куда идти, тебе назначают всякие курсы, тебя
возят по музеям, то есть ты ничего сам толком не делаешь, тебя направляют. А
когда ты выходишь из детского дома, ты получаешь огромное количество свободного
времени, и ты не знаешь, что с этим временем делать. На мой взгляд, это пока
что самая главная проблема детей-сирот, которые выпускаются из детских домов.
Ангелина Грохольская: Слава богу, я хочу сказать, что только
одна такая проблема.
Варвара Пензова: Паша – наш успешный выпускник. Он, между
прочим, учится в МГУ на журфаке…
Ангелина Грохольская: Будущий коллега.
Варвара Пензова: …и уже сдал первую сессию, можно сказать, зафиксировался
в этом своем новом статусе студента.
Ангелина Грохольская: То, что сейчас озвучил Павел – это
действительно так?
Варвара Пензова: Да, это так. Особенности жизни детей до
попадания в детский дом и в самом детском доме, они способствуют возникновению
тех проблем, которые, к сожалению, приводят к тому, что большинство из ребят не
в состоянии справиться с самостоятельной жизнью, и теряются в этой жизни, к
сожалению, становятся совсем не теми нашими соседями, с которыми нам хочется
рядом быть. И эту ситуацию мы своей работой, и наши коллеги, которые здесь
присутствуют, стремимся исправить. И отсутствие самостоятельности, про которую
сказал Паша, отсутствие опыта принятия даже элементарных решений по отношению к
себе, своему времени и своим желаниям, оно приводит к тому, что когда все это
поддерживающее окружение в момент выпуска исчезает, то начинаются проблемы.
Ангелина Грохольская: Вот что делать? Наша сегодня задача –
рассказать, с какими проблемами выпускники могут столкнуться, и с как их решить
в первую очередь.
Варвара Пензова: Я бы сказала, что прежде чем решать проблемы,
надо попытаться их предотвратить. Именно поэтому работа моих коллег и наша
работа начинается, пока дети находятся еще в детском доме. В последний момент
ничего делать нельзя.
Ангелина Грохольская: Все надо заранее.
Я хочу представить еще одну нашу гостью – Александра Телицына, исполнительный
директор межрегиональной общественной организации содействия воспитанию
подрастающего поколения "Старшие братья старшие сестры". Я так
понимаю, что вы занимаетесь наставничеством, да? Это один из способов помочь
ребятам потом адаптироваться к взрослой жизни.
Александра Телицына: Здравствуйте. Совершенно верно. Я
представляю программу долгосрочного наставничества, и, самое главное, не
стихийного. То есть наставник ходит к ребенку в детское учреждение не когда ему
хочется, не тогда, когда у него есть силы и желание, а на регулярной основе не
реже раза в неделю и не меньше года.
Ангелина Грохольская: То есть наставничество тоже начинается не
когда уже наступает какой-то критический момент, и нужна помощь, а еще с раннего,
в процессе?
Александра Телицына: Еще в процессе. И это очень важно, потому
что выстроить этот мостик доверия – это тоже занимает некоторое время. Нельзя
просто так прийти с улицы, и давать ценные указания, как тебе устроиться во
взрослой жизни.
Ангелина Грохольская: Хорошо. А потом, когда они становятся
выпускниками, что происходит с этим сотрудничеством с наставником? Назовем это
так.
Александра Телицына: Сегодня звучала очень важная проблема
выбора. Ребятам очень сложно его делать. И когда к ребенку в детский дом
приходит наставник, он искусственно ставит его в ситуацию выбора. Когда они
куда-то едут, то на метро не наставник ведет ребенка, а ребенок должен сам
простроить маршрут, или в кафе, допустим, в меню сам выбрать себе блюдо. Очень
часто ребенок говорит: "Слушай, ты выбери сам", или "Мне все
равно. Я буду то же самое, что и ты". Потому что, как сказал правильно
Паша, они не привыкли делать этот выбор, за них всегда все всё решают. Многолетнее
постепенное некое расширение горизонтов, и возможность показать, как устроен
взрослый мир, и что там все равно придется делать этот выбор – это и то, для
чего наставничество существует, и реально протягивает настоящую руку помощи
детям.
Ангелина Грохольская: А в любом ли детском доме — интернате есть
такая система наставничества?
Варвара Пензова: Нет, к сожалению, далеко не во всех.
Обычно программы наставничества реализуются силами некоммерческих организаций.
И где они дошли до этого, нашли силы, возможности, ресурсы, там это есть.
Ангелина Грохольская: У нас есть еще одна выпускница Валентина
Дашина. Валентина, здравствуйте. Из какого вы интерната?
Валентина Дашина: Здравствуйте. Мещовская школа-интернат
3-4 вида.
Ангелина Грохольская: Когда выпустились?
Валентина Дашина: Выпустилась в 2012 году.
Ангелина Грохольская: То есть у вас уже побольше опыта
самостоятельной жизни?
Валентина Дашина: Я бы так не сказала, но у меня ребенок
есть, я сейчас занимаюсь воспитанием ребёнка. Получилось так, что воспитываю
одна. У меня дочка.
Ангелина Грохольская: Сколько девочке?
Валентина Дашина: В апреле будет 3 года.
Ангелина Грохольская: Мне кажется, уже всем понятно, с какими
проблемами столкнулась Валентина. Кто помогал и как решались и решаются, наверное,
ваши сложности?
Валентина Дашина: Во-первых, я являюсь участницей проекта "Молодая
мама", который возглавляет Ирина Викторовна.
Ангелина Грохольская: Думаю, Ирина Викторовна сейчас добавит
как раз о проекте.
Валентина Дашина: Они оказывают нам очень-очень большую
помощь: и юридическую, и социальную.
Ангелина Грохольская: Ирина Викторовна, дополните, что это за
программа, и много ли у вас подопечных девчонок уже с малышами?
Ирина Ивкина: Это один из проектов, который реализует
наше НКО Центр социальной и правовой помощи детям "Старт в будущее".
В настоящее время в проекте "Молодая мама" 152 девочки.
Ангелина Грохольская: Это Калужская область?
Ирина Ивкина: Это город Калуга и Калужская область. Это
выпускницы детских домов, школ-интернатов, бо́льшая часть – коррекционники, и
замещающие семьи. Это сейчас сидит Валя и говорит о том, что как-то. А на самом
деле, проблем было достаточно много. Находясь в декретном отпуске на что жить, 2
800 руб. пособие. При этом она получила жилье от государства, от Калужской
области. Надо обустраиваться, ребёнка определять в детский садик. Это
кропотливая ежедневная работа. И я благодарна фонду "Расправь крылья",
который помог нам систематизировать эту работу.
Ангелина Грохольская: Я знаю, что проект "Молодая мама"
работает во многих регионах, но, опять же, далеко не во всех. Но это как
вариант, потому что девочки в первую очередь сталкиваются и с такими
проблемами.
Варвара Пензова: К сожалению, очень часто.
Ангелина Грохольская: Что еще важно знать выпускникам, которым
предстоит выйти во взрослую жизнь?
Варвара Пензова: Прежде всего, в детском доме должны
работать психологи, которые работают с детьми в состоянии стресса, после
получения травмы разлуки, травмы адаптации в незнакомой обстановке, должны быть
люди, которые профессионально умеют с этим работать. Все условия, которые созданы
в детском доме, должны максимально быть приближены к семейным. Это и семейные
группы, и постоянные воспитатели, и доступ к принятию каких-то решений касательно
себя, своего времени, права выбора хотя бы на уровне, чем пойти заниматься
сегодня вечером и сегодня днем.
Ангелина Грохольская: Не должно быть изоляции, да? У нас даже слайд
"Изоляции – нет! Социализации – да!".
Варвара Пензова: Да.
Ангелина Грохольская: То есть, уже находясь в детском доме, ребята
должны активно участвовать в процессе и в жизни.
Варвара Пензова: Да, по-максимуму. Это очень часто касается
регионов. В Москве все интернаты уже стали даже не детскими домами, а центрами
поддержки семей. По крайней мере, московские дети учатся в обычных школах. Даже
мы шли, и Паша мне сказал, что совершенно другой уровень общения с ребятами из
школы, с которыми он учился в последние два года, в отличие от тех, с кем он
учился 8 лет, будучи в интернате.
Ангелина Грохольская: Павел – это очень хороший пример, выпускник
из детского дома, поступивший в МГУ. Далеко не всем это удается. Я желаю Паше
удачи. Очень надеюсь, что мы его увидим когда-нибудь в обойме журналистов. Но, наверное,
не у всех это получается, и образование – это еще одна проблема, с которой
сталкиваются выпускники.
У нас сегодня есть Юлия Наумова, представитель центра "Вверх",
который занимается образовательными проектами.
Юлия Наумова: Здравствуйте. Я являюсь педагогом и
куратором. Более пяти лет я учу воспитанников детских домов и выпускников, и
помогаю им готовиться, в частности к выходу в эту взрослую жизнь. И помогаем
реализовать их цели, с которыми ребята, прежде всего, приходят к нам сами. А
цель у ребят чаще всего связана с образованием и с поступлением в вузы, с
поступлением в общеобразовательные колледжи, и с интересной профессией, по
которой они дальше будут реализовывать свои возможности, которые, безусловно, у
многих ребят есть.
В центре "Вверх" работают как образовательные программы,
то есть программы, которые позволяют молодым людям пройти программу
дополнительного образования.
Ангелина Грохольская: Что они могут получить после прохождения
обучения, и после того, как они получают помощь в вашем центре?
Юлия Наумова: Они получают полноценную образовательную
помощь.
Ангелина Грохольская: Они получают профессию?
Юлия Наумова: Нет, они не получают профессию. С этими
знаниями они могут пойти и сдать экзамен за 9 классов общеобразовательной школы
или за 11 классов общеобразовательной школы. Но, как показывает практика, даже
не этот аттестат является самоцелью у многих ребят, а именно те навыки
социального общения, социальной значимости, социальных навыков интеграции во
взрослую жизнь, они оказываются наиболее важными. Поэтому мы говорим о том, что
центр "Вверх", прежде всего, помогает ребятам социально
адаптироваться к окружающему миру. То есть мы занимаемся социализацией через
образование.
Ангелина Грохольская: Я поняла вас.
Варвара Пензова: Юлия, меня удивило, что дети приходят уже такие
мотивированные, нацеленные на образование. Обычно мы, работая со школьниками, как
раз сталкиваемся с тем, что большой мотивации нет. Если она появляется, то
кратковременная, очень быстро падает, потому что хочется и в футбол играть, а
тут с репетиторами надо заниматься. И постоянно приходится в этом отношении
работать. Также отсутствует опыт правильного соотнесения своих возможностей и
своих способностей. То есть хочется одного, но делать ничего для этого не
хочется. И в этом тоже помогают наши психологи в работе в образовательных
проектах.
Ирина Ивкина: Я хочу добавить в тон Варваре. В самом начале
она сказала, что надо предотвратить проблему. И мы с ней стали заниматься. Мы
подспудно поняли, что мы должны вначале войти во все детские дома – у нас их не
так много в Калужской области, – в школы и интернаты. И мы организовали новый
проект "Выпускник", который нацелен на профориентацию, социализацию, подготовку
к самостоятельной жизни. И Женя является участницей этого проекта.
Что мы делаем? Мы по два раза в месяц приходим в каждый детский
дом, проводим различные профориентационные мероприятия с 7 по 9 класс, и
результаты у нас уже интересные. У нас всегда были кто? Швеи-мотористки, штукатуры-маляры.
У нас никогда не было ни стоматологов, никогда не было ни медицинских
работников.
Ангелина Грохольская: Казалось бы, почему?
Ирина Ивкина: Как-то так у нас было.
Варвара Пензова: Потому что дороги протоптаны, все ходят
одними тропами.
Ирина Ивкина: Да. В этом году мы проанализировали. У
нас 90% ребят выбрали те профессии, они на них учатся, и они не бегают из
одного учреждения в другое. К тому же, мы приняли решение, и проводим теперь
лагерные уникальные смены. Это каждые зимние каникулы, весенние, летние, которые
направлены на социализацию, профориентацию, такие типа город, который построили,
мы сами выбираем, кем быть. Достаточно интересно.
Ангелина Грохольская: Я хочу сейчас передать микрофончик Жене, потому
что она сегодня по форме. Как она мне сказала: "Мне надо переодеться по
форме, потому что Ирина Викторовна сказала". Что за форма, Женя? Расскажи,
пожалуйста, кем ты будешь?
Евгения: Я учусь в Калужском кадетском многопрофильном техникуме на 2
курсе по направлению "Таможенное дело". В дальнейшем я хотела бы
связать свою жизнь с данной военной структурой, и в дальнейшем я рассматриваю в
планах поступление в высшее учебное заведение, связанное с военными.
Ангелина Грохольская: Я думаю, что все у тебя получится. Я хочу
пожелать удачи.
Варвара, к сожалению, нам надо завершать беседу, поэтому давайте
подводить итог.
Варвара Пензова: Мы проговорили про столько разных аспектов,
и хочется закончить тем, чем же могут фонды, волонтерские группы и организации
помочь детям в интернатах, готовиться к решению и решать проблемы после
выпуска.
Прежде всего, это работать с детьми, пока они еще живут в детском
доме…
Ангелина Грохольская: Пока они рядышком.
Варвара Пензова: … по тем направлениям, про которые мы
говорили, пока они еще все собраны в одном месте, их легко можно во что-то
организовать. Волонтеры могут стать наставниками, найти программу в своем
регионе, пройти обучение, и регулярно общаться с каким-то ребенком. Мы совсем
недавно совместно с фондом "Волонтеры в помощь детям-сиротам"
выпустили специальное пособие для волонтеров, оно доступно у нас на сайте.
Можно скачивать и пользоваться. Также там доступны и остальные материалы, которые
могут пригодиться в работе с детьми, как специалистов детского дома, так и
волонтеров, и организаций, которые помогают ребятам. Так что качайте, пользуйтесь,
и будьте успешны.
Ангелина Грохольская: Я желаю вам всем удачи. Мне кажется, мы
сегодня хотя бы чуть-чуть замотивировали будущих выпускников, потому что у нас
есть прекрасная замечательная мама, у нас есть будущий журналист, будущий
военный или таможенник. Спасибо вам большое. Вам удачи, и спасибо за то, что
пришли, Варвара.
Если и вы хотите увидеть в нашей студии специалиста по конкретной
интересующей вас теме, или задать вопрос преподавателям "Школы гражданина"
– пишите. Электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru.
Ищите нас и в социальных сетях. Очередное занятие мы проведем в следующий
вторник.