Ангелина Грохольская: Как пользоваться услугами некоммерческих организаций? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем НКО выстраивают диалог с чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальному проекту? На эти и другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина" – это совместный проект "Большой страны" и Программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0". Куда податься выпускникам-сиротам? Казенный, но более-менее уютный детский дом, пусть не родные, но заботливые воспитатели в прошлом. Теперь нужно самостоятельно решать, где жить, где есть, кем быть. Кто поможет выпускникам интернатов определиться в новой жизни, поговорим сегодня об этом на занятии в "Школе гражданина", его проведен Варвара Пензова, директор благотворительного фонда "Дети наши". Варвара, здравствуйте. Варвара Пензова: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Я также хочу поприветствовать всех гостей в студии. Спасибо большое, что откликнулись на наше приглашение, сегодня пришли. Я очень надеюсь, что все вы будете активно участвовать в беседе и обсуждении. Тем более у нас есть и выпускники, и еще учащиеся, которым только предстоит выйти в самостоятельную жизнь. Со всеми познакомимся сегодня обязательно. Варвара, хочу сначала у вас спросить о проекте, который, на мой взгляд, показался одним из самых важных и самых нужных, с чего мы и начали сегодняшнюю тему, сегодняшний разговор – проект "Путеводитель по самостоятельной жизни". Это проект вашего фонда. Что это за проект? Некий справочник полезных телефонов и нужной информации, или что? Варвара Пензова: Фонду в прошлом году было 10 лет, и 10 лет мы помогаем ребятам подготовиться к самостоятельной жизни. И в 2009 году впервые мы подготовили и выпустили такой справочник "Путеводитель по самостоятельной жизни", он вышел в бумажном виде для Смоленской области. Справочник содержит в себе ответы на основные вопросы, с которыми сталкиваются выпускники после выпуска: это как правильно общаться с полицией, как сохранить здоровье, как прожить на 500 руб. в неделю, как приготовить себе обед, завтрак и ужин. Ангелина Грохольская: Слушайте, я хочу сразу его себе. Мне кажется, он полезен любому человеку. Варвара Пензова: Очень полезен в начале самостоятельной жизни не только сиротам. И в 2016 году вышло мобильное приложение "Гид по жизни", которое доступно теперь по всей стране. Можно скачивать, пользоваться, и предотвращать возникновение проблем. Ангелина Грохольская: С вашего позволения, можно, я путеводитель прямо сейчас передам. У нас есть пока еще не выпускница – скоро готовится ей стать – Женя. Откуда ты? Евгения: Я из Калуги. Я выпускница буду в этом году Азаровского детского дома. Ангелина Грохольская: Страшно? Евгения: Нет, не страшно, потому что наши соцпедагоги часто проводят с нами уроки, как нам дальше справляться с трудностями нашей жизни, которая ждет нас за пределами. Ангелина Грохольская: Какие хорошие у вас педагоги. Мы с ними сегодня познакомимся. Я хочу тебе сейчас дать. Можешь полистать прямо сейчас. Евгения: Спасибо большое. Ангелина Грохольская: И передать слово. У нас есть уже выпускники. Либо развеют сейчас надежды Жени, либо подтвердят. Павел Филатов. Паша, здравствуйте. Вы выпустились уже, да? Павел Филатов: Да, я уже выпустился из детского дома. Ангелина Грохольская: В каком году? Павел Филатов: В этом 2016 году. Ангелина Грохольская: То есть уже будет практически год самостоятельной жизни? Павел Филатов: Полгода самостоятельной жизни. Ангелина Грохольская: С какими трудностями, с какими проблемами, если они, конечно, были, вы столкнулись? Павел Филатов: Проблемы есть всегда. Я считаю, что главная проблема любого ребенка, который выпускается из детского дома – это неумение использовать правильно свое время, потому что в детском доме тебя контролируют, тебе показывают, куда идти, тебе назначают всякие курсы, тебя возят по музеям, то есть ты ничего сам толком не делаешь, тебя направляют. А когда ты выходишь из детского дома, ты получаешь огромное количество свободного времени, и ты не знаешь, что с этим временем делать. На мой взгляд, это пока что самая главная проблема детей-сирот, которые выпускаются из детских домов. Ангелина Грохольская: Слава богу, я хочу сказать, что только одна такая проблема. Варвара Пензова: Паша – наш успешный выпускник. Он, между прочим, учится в МГУ на журфаке… Ангелина Грохольская: Будущий коллега. Варвара Пензова: …и уже сдал первую сессию, можно сказать, зафиксировался в этом своем новом статусе студента. Ангелина Грохольская: То, что сейчас озвучил Павел – это действительно так? Варвара Пензова: Да, это так. Особенности жизни детей до попадания в детский дом и в самом детском доме, они способствуют возникновению тех проблем, которые, к сожалению, приводят к тому, что большинство из ребят не в состоянии справиться с самостоятельной жизнью, и теряются в этой жизни, к сожалению, становятся совсем не теми нашими соседями, с которыми нам хочется рядом быть. И эту ситуацию мы своей работой, и наши коллеги, которые здесь присутствуют, стремимся исправить. И отсутствие самостоятельности, про которую сказал Паша, отсутствие опыта принятия даже элементарных решений по отношению к себе, своему времени и своим желаниям, оно приводит к тому, что когда все это поддерживающее окружение в момент выпуска исчезает, то начинаются проблемы. Ангелина Грохольская: Вот что делать? Наша сегодня задача – рассказать, с какими проблемами выпускники могут столкнуться, и с как их решить в первую очередь. Варвара Пензова: Я бы сказала, что прежде чем решать проблемы, надо попытаться их предотвратить. Именно поэтому работа моих коллег и наша работа начинается, пока дети находятся еще в детском доме. В последний момент ничего делать нельзя. Ангелина Грохольская: Все надо заранее. Я хочу представить еще одну нашу гостью – Александра Телицына, исполнительный директор межрегиональной общественной организации содействия воспитанию подрастающего поколения "Старшие братья старшие сестры". Я так понимаю, что вы занимаетесь наставничеством, да? Это один из способов помочь ребятам потом адаптироваться к взрослой жизни. Александра Телицына: Здравствуйте. Совершенно верно. Я представляю программу долгосрочного наставничества, и, самое главное, не стихийного. То есть наставник ходит к ребенку в детское учреждение не когда ему хочется, не тогда, когда у него есть силы и желание, а на регулярной основе не реже раза в неделю и не меньше года. Ангелина Грохольская: То есть наставничество тоже начинается не когда уже наступает какой-то критический момент, и нужна помощь, а еще с раннего, в процессе? Александра Телицына: Еще в процессе. И это очень важно, потому что выстроить этот мостик доверия – это тоже занимает некоторое время. Нельзя просто так прийти с улицы, и давать ценные указания, как тебе устроиться во взрослой жизни. Ангелина Грохольская: Хорошо. А потом, когда они становятся выпускниками, что происходит с этим сотрудничеством с наставником? Назовем это так. Александра Телицына: Сегодня звучала очень важная проблема выбора. Ребятам очень сложно его делать. И когда к ребенку в детский дом приходит наставник, он искусственно ставит его в ситуацию выбора. Когда они куда-то едут, то на метро не наставник ведет ребенка, а ребенок должен сам простроить маршрут, или в кафе, допустим, в меню сам выбрать себе блюдо. Очень часто ребенок говорит: "Слушай, ты выбери сам", или "Мне все равно. Я буду то же самое, что и ты". Потому что, как сказал правильно Паша, они не привыкли делать этот выбор, за них всегда все всё решают. Многолетнее постепенное некое расширение горизонтов, и возможность показать, как устроен взрослый мир, и что там все равно придется делать этот выбор – это и то, для чего наставничество существует, и реально протягивает настоящую руку помощи детям. Ангелина Грохольская: А в любом ли детском доме — интернате есть такая система наставничества? Варвара Пензова: Нет, к сожалению, далеко не во всех. Обычно программы наставничества реализуются силами некоммерческих организаций. И где они дошли до этого, нашли силы, возможности, ресурсы, там это есть. Ангелина Грохольская: У нас есть еще одна выпускница Валентина Дашина. Валентина, здравствуйте. Из какого вы интерната? Валентина Дашина: Здравствуйте. Мещовская школа-интернат 3-4 вида. Ангелина Грохольская: Когда выпустились? Валентина Дашина: Выпустилась в 2012 году. Ангелина Грохольская: То есть у вас уже побольше опыта самостоятельной жизни? Валентина Дашина: Я бы так не сказала, но у меня ребенок есть, я сейчас занимаюсь воспитанием ребёнка. Получилось так, что воспитываю одна. У меня дочка. Ангелина Грохольская: Сколько девочке? Валентина Дашина: В апреле будет 3 года. Ангелина Грохольская: Мне кажется, уже всем понятно, с какими проблемами столкнулась Валентина. Кто помогал и как решались и решаются, наверное, ваши сложности? Валентина Дашина: Во-первых, я являюсь участницей проекта "Молодая мама", который возглавляет Ирина Викторовна. Ангелина Грохольская: Думаю, Ирина Викторовна сейчас добавит как раз о проекте. Валентина Дашина: Они оказывают нам очень-очень большую помощь: и юридическую, и социальную. Ангелина Грохольская: Ирина Викторовна, дополните, что это за программа, и много ли у вас подопечных девчонок уже с малышами? Ирина Ивкина: Это один из проектов, который реализует наше НКО Центр социальной и правовой помощи детям "Старт в будущее". В настоящее время в проекте "Молодая мама" 152 девочки. Ангелина Грохольская: Это Калужская область? Ирина Ивкина: Это город Калуга и Калужская область. Это выпускницы детских домов, школ-интернатов, бо́льшая часть – коррекционники, и замещающие семьи. Это сейчас сидит Валя и говорит о том, что как-то. А на самом деле, проблем было достаточно много. Находясь в декретном отпуске на что жить, 2 800 руб. пособие. При этом она получила жилье от государства, от Калужской области. Надо обустраиваться, ребёнка определять в детский садик. Это кропотливая ежедневная работа. И я благодарна фонду "Расправь крылья", который помог нам систематизировать эту работу. Ангелина Грохольская: Я знаю, что проект "Молодая мама" работает во многих регионах, но, опять же, далеко не во всех. Но это как вариант, потому что девочки в первую очередь сталкиваются и с такими проблемами. Варвара Пензова: К сожалению, очень часто. Ангелина Грохольская: Что еще важно знать выпускникам, которым предстоит выйти во взрослую жизнь? Варвара Пензова: Прежде всего, в детском доме должны работать психологи, которые работают с детьми в состоянии стресса, после получения травмы разлуки, травмы адаптации в незнакомой обстановке, должны быть люди, которые профессионально умеют с этим работать. Все условия, которые созданы в детском доме, должны максимально быть приближены к семейным. Это и семейные группы, и постоянные воспитатели, и доступ к принятию каких-то решений касательно себя, своего времени, права выбора хотя бы на уровне, чем пойти заниматься сегодня вечером и сегодня днем. Ангелина Грохольская: Не должно быть изоляции, да? У нас даже слайд "Изоляции – нет! Социализации – да!". Варвара Пензова: Да. Ангелина Грохольская: То есть, уже находясь в детском доме, ребята должны активно участвовать в процессе и в жизни. Варвара Пензова: Да, по-максимуму. Это очень часто касается регионов. В Москве все интернаты уже стали даже не детскими домами, а центрами поддержки семей. По крайней мере, московские дети учатся в обычных школах. Даже мы шли, и Паша мне сказал, что совершенно другой уровень общения с ребятами из школы, с которыми он учился в последние два года, в отличие от тех, с кем он учился 8 лет, будучи в интернате. Ангелина Грохольская: Павел – это очень хороший пример, выпускник из детского дома, поступивший в МГУ. Далеко не всем это удается. Я желаю Паше удачи. Очень надеюсь, что мы его увидим когда-нибудь в обойме журналистов. Но, наверное, не у всех это получается, и образование – это еще одна проблема, с которой сталкиваются выпускники. У нас сегодня есть Юлия Наумова, представитель центра "Вверх", который занимается образовательными проектами. Юлия Наумова: Здравствуйте. Я являюсь педагогом и куратором. Более пяти лет я учу воспитанников детских домов и выпускников, и помогаю им готовиться, в частности к выходу в эту взрослую жизнь. И помогаем реализовать их цели, с которыми ребята, прежде всего, приходят к нам сами. А цель у ребят чаще всего связана с образованием и с поступлением в вузы, с поступлением в общеобразовательные колледжи, и с интересной профессией, по которой они дальше будут реализовывать свои возможности, которые, безусловно, у многих ребят есть. В центре "Вверх" работают как образовательные программы, то есть программы, которые позволяют молодым людям пройти программу дополнительного образования. Ангелина Грохольская: Что они могут получить после прохождения обучения, и после того, как они получают помощь в вашем центре? Юлия Наумова: Они получают полноценную образовательную помощь. Ангелина Грохольская: Они получают профессию? Юлия Наумова: Нет, они не получают профессию. С этими знаниями они могут пойти и сдать экзамен за 9 классов общеобразовательной школы или за 11 классов общеобразовательной школы. Но, как показывает практика, даже не этот аттестат является самоцелью у многих ребят, а именно те навыки социального общения, социальной значимости, социальных навыков интеграции во взрослую жизнь, они оказываются наиболее важными. Поэтому мы говорим о том, что центр "Вверх", прежде всего, помогает ребятам социально адаптироваться к окружающему миру. То есть мы занимаемся социализацией через образование. Ангелина Грохольская: Я поняла вас. Варвара Пензова: Юлия, меня удивило, что дети приходят уже такие мотивированные, нацеленные на образование. Обычно мы, работая со школьниками, как раз сталкиваемся с тем, что большой мотивации нет. Если она появляется, то кратковременная, очень быстро падает, потому что хочется и в футбол играть, а тут с репетиторами надо заниматься. И постоянно приходится в этом отношении работать. Также отсутствует опыт правильного соотнесения своих возможностей и своих способностей. То есть хочется одного, но делать ничего для этого не хочется. И в этом тоже помогают наши психологи в работе в образовательных проектах. Ирина Ивкина: Я хочу добавить в тон Варваре. В самом начале она сказала, что надо предотвратить проблему. И мы с ней стали заниматься. Мы подспудно поняли, что мы должны вначале войти во все детские дома – у нас их не так много в Калужской области, – в школы и интернаты. И мы организовали новый проект "Выпускник", который нацелен на профориентацию, социализацию, подготовку к самостоятельной жизни. И Женя является участницей этого проекта. Что мы делаем? Мы по два раза в месяц приходим в каждый детский дом, проводим различные профориентационные мероприятия с 7 по 9 класс, и результаты у нас уже интересные. У нас всегда были кто? Швеи-мотористки, штукатуры-маляры. У нас никогда не было ни стоматологов, никогда не было ни медицинских работников. Ангелина Грохольская: Казалось бы, почему? Ирина Ивкина: Как-то так у нас было. Варвара Пензова: Потому что дороги протоптаны, все ходят одними тропами. Ирина Ивкина: Да. В этом году мы проанализировали. У нас 90% ребят выбрали те профессии, они на них учатся, и они не бегают из одного учреждения в другое. К тому же, мы приняли решение, и проводим теперь лагерные уникальные смены. Это каждые зимние каникулы, весенние, летние, которые направлены на социализацию, профориентацию, такие типа город, который построили, мы сами выбираем, кем быть. Достаточно интересно. Ангелина Грохольская: Я хочу сейчас передать микрофончик Жене, потому что она сегодня по форме. Как она мне сказала: "Мне надо переодеться по форме, потому что Ирина Викторовна сказала". Что за форма, Женя? Расскажи, пожалуйста, кем ты будешь? Евгения: Я учусь в Калужском кадетском многопрофильном техникуме на 2 курсе по направлению "Таможенное дело". В дальнейшем я хотела бы связать свою жизнь с данной военной структурой, и в дальнейшем я рассматриваю в планах поступление в высшее учебное заведение, связанное с военными. Ангелина Грохольская: Я думаю, что все у тебя получится. Я хочу пожелать удачи. Варвара, к сожалению, нам надо завершать беседу, поэтому давайте подводить итог. Варвара Пензова: Мы проговорили про столько разных аспектов, и хочется закончить тем, чем же могут фонды, волонтерские группы и организации помочь детям в интернатах, готовиться к решению и решать проблемы после выпуска. Прежде всего, это работать с детьми, пока они еще живут в детском доме… Ангелина Грохольская: Пока они рядышком. Варвара Пензова: … по тем направлениям, про которые мы говорили, пока они еще все собраны в одном месте, их легко можно во что-то организовать. Волонтеры могут стать наставниками, найти программу в своем регионе, пройти обучение, и регулярно общаться с каким-то ребенком. Мы совсем недавно совместно с фондом "Волонтеры в помощь детям-сиротам" выпустили специальное пособие для волонтеров, оно доступно у нас на сайте. Можно скачивать и пользоваться. Также там доступны и остальные материалы, которые могут пригодиться в работе с детьми, как специалистов детского дома, так и волонтеров, и организаций, которые помогают ребятам. Так что качайте, пользуйтесь, и будьте успешны. Ангелина Грохольская: Я желаю вам всем удачи. Мне кажется, мы сегодня хотя бы чуть-чуть замотивировали будущих выпускников, потому что у нас есть прекрасная замечательная мама, у нас есть будущий журналист, будущий военный или таможенник. Спасибо вам большое. Вам удачи, и спасибо за то, что пришли, Варвара. Если и вы хотите увидеть в нашей студии специалиста по конкретной интересующей вас теме, или задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" – пишите. Электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. Очередное занятие мы проведем в следующий вторник.