Василий Шарбур: С 16 лет можно стать пилотом сверхлегкого воздушного судна. У нас задача – дать ребенку старт

Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России – «Большая страна», программа о людях, обществе и власти. Здравствуйте, я Ангелина Грохольская.

Ровно 100 лет назад в России появилась Государственная система дополнительного образования. В 1918 году открылись первые внешкольные учреждения: Станция юных любителей природы в Москве и Художественная студия в Петрограде. Сейчас большинство школьников занимается в различных кружках и секциях, и увлечения эти очень разные.

Сегодня мы расскажем о скейтбордистах из Кунгура; узнаем, почему Липецкую организацию судомодельного творчества могут закрыть; и для кого открыл небо Магадана Василий Шарбур. Он гость нашей студии. Василий, здравствуйте!

Василий Шарбур: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Первый полет на дельтолете кардинально изменил жизнь подполковника запаса Василия Шарбура. 10 лет назад он «заболел» небом и вместе с единомышленниками создал общественную организацию «Авиационно-технический центр “Дельта-Авиа”», а для привлечения молодежи к авиационному спорту энтузиасты запустили проект «Небо для всех».

Василий, итак, проект «Небо для всех». Для кого?

Василий Шарбур: Прежде всего, наша целевая аудитория – это, конечно, молодежь. Приходят с родителями, с маленькими детками – интересно всем. Это воодушевляет. Наш проект уникален именно тем, что мы проводим занятия на действующем аэродроме. Тут же взлетают большие вертолеты, самолеты – это все очень интересно и детям, и взрослым.

Ангелина Грохольская: Что происходит на ваших занятиях – вы учите летать на дельтапланах или конструировать их? Чему учатся дети, подростки, школьники?

Василий Шарбур: Основная наша цель – привить любовь к небу. Как показывает практика, самые хорошие пилоты получаются из тех людей, кто с детства увлечен авиацией.

Ангелина Грохольская: Но ведь Вы сами не были с детства увлечены авиацией?

Василий Шарбур: Абсолютно правильно.

Ангелина Грохольская: Парадокс?

Василий Шарбур: Да, поэтому мы стараемся привить у них любовь к небу как можно раньше. Прежде всего, проходят теоретические занятия в классе. Мы оборудовали специальный класс, показываем фото-видеоматериалы, потом переходим на воздушную технику. Часто к нам прилетает вертолет, садится в непосредственной близости (50-100 метров) с нашим классом. Изучаем вертолет, потом переходим к самолету. Ребятам предоставляется возможность посидеть за штурвалом командира воздушного судна, пофотографироваться, поспрашивать о конструкции воздушного судна, побеседовать с пилотом. Это проходит бурно, весело, и очень интересно.

Ангелина Грохольская: Чтобы подняться в небо на дельтаплане, нужно какое-то специальное разрешение?

Василий Шарбур: Обязательно. Нужно пройти обучение, сдать теоретические и практические экзамены, получить пилотское удостоверение, зарегистрировать воздушное судно, получить регистрационный номер, свидетельство летной годности.

Ангелина Грохольская: И в перспективе все участники проекта могут это сделать? Самое главное – полюбить небо, туда подняться, и потом уже вперед.

В профайле мы видели, что 10 лет назад Вы впервые полетели на дельтаплане, и с этого все началось. Как это – первый полет? Я даже не представляю, мне кажется, очень страшно взлететь: дельтаплан – это все открытое. Ты и небо, ты паришь, как птица.

Василий Шарбур: Абсолютно правильно.

Ангелина Грохольская: Каким был Ваш первый полет?

Василий Шарбур: Я работал в МЧС начальником связи. Меня пригласил начальник, сказал: «Надо лететь на поиски». Я говорю: «Надо, так надо». Обычно летаем на вертолетах, на самолетах. Я говорю: «На чем полетим?» – «Не знаю, какая-то “табуреточка с крылышками”». Я говорю: «Ну ладно», и познакомился с дельтолетом. Меня прокатили, и действительно – эти ощущения не сравнить ни с вертолетом, ни с самолетом. Это настоящий полет: скорость, ветер. Поэтому «заболел» небом, открыл организацию, сделал этот проект именно потому, что к нам приходили ребята, спрашивали: «Где, что, как посмотреть, как познакомиться, как научиться летать?» И мы сделали такие занятия, чтобы это было доступно людям.

Ангелина Грохольская: Кто Ваши единомышленники, кто с Вами работает в этом проекте?

Василий Шарбур: Я собрал команду профессионалов: это действующие пилоты, военные пилоты. Они сейчас летают – кто на вертолете, кто на самолете. Также у меня есть профессиональные полицейские, проводят занятия о вреде наркотиков, пропагандируют здоровый образ жизни. Ведущий синоптик у нас рассказывает ребятам про погоду: как образуются грозы, облака, дожди. Специалист МЧС рассказывает о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, правилах поведения в лесу, на водных объектах. У нас разные тематики, чтобы ребятам было интересно.

Ангелина Грохольская: Это бесплатные занятия?

Василий Шарбур: Абсолютно бесплатные. 2 года мы реализуем проекты при поддержке Правительства Магаданской ообласти. В этом году выграли грант Президента на следующий 2019-й год.

Ангелина Грохольская: Какой вопрос чаще всего задают школьники, когда приходят на занятия?

Василий Шарбур: «Когда мы полетим?»

Ангелина Грохольская: Что Вы им отвечаете – сначала нужно научиться?

Василий Шарбур: Сначала нужно слушаться папу и маму, получать хорошие оценки. Прежде всего, главное – безопасность. Кстати, девушки тоже очень хорошо пилотируют и дельтолет, и самолет, и вертолет.

Ангелина Грохольская: Здесь нет каких-то гендерных разделений?

Василий Шарбур: Нет.

Ангелина Грохольская: А есть возрастные ограничения?

Василий Шарбур: Тоже нет - летают и в 60 лет. Минимум, конечно, есть – с 16 лет можно стать пилотом сверхлегкого воздушного судна. У нас задача – дать ребенку старт. Если у него направление на парашют (он хочет прыгать) – мы их направляем в парашютные секции. Если он хочет управлять самолетом – мы направляем в училище и т.д. В авиации очень много специальностей. Девочки у нас приходят – хотят быть стюардессами.

Ангелина Грохольская: Вы для них открываете дорогу?

Василий Шарбур: Да. Очень много интересных авиационных специальностей, и стараемся всем помочь.

Ангелина Грохольская: Продолжим нашу с Вами беседу через несколько минут. А сейчас с неба на Землю, вернее, на воду я предлагаю нам с Вами опуститься, потому что у нас есть сюжет про Вашего коллегу, можно сказать, такого же энтузиаста и увлеченного педагога Николая Сапронова из Липецка. Он собрал вокруг себя мальчишек разного возраста и создал кружок судомоделирования. Но, к сожалению, по разным причинам судьба этой организации сейчас неизвестна. Почему – мы сейчас узнаем.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Конечно обидно, если перспектив такого дела нет. Увлекаться небом или водой – главное, чтобы дети были заняты. Проблемы финансирования: я знаю, что у многих общественных организаций существуют такие проблемы. Вы выиграли грант. Стало легче?

Василий Шарбур: Безусловно.

Ангелина Грохольская: Трудно было подать заявку, выиграть грант?

Василий Шарбур: Нет. Сейчас все это настолько упрощено, настолько фонд Президентских грантов все это сделал доступно. Есть все инструкции, есть видеоинструкции, все подается в электронной форме. Много помощников, в том числе, нам помогает Департамент внутренней политики Магаданской области, ресурсные центры тоже помогают, объясняют все, рассказывают, показывают.

Ангелина Грохольская: Что касается легкой, сверхлегкой авиации. Некоторое время назад пилоты, люди, которые «болеют» авиацией, обращались даже к Президенту В.В.Путину с просьбой облегчить немножко, снизить какие-то барьеры, может быть, изменить законы в пользу тех людей, которые этим занимаются и работают в этой отрасли. Было очень много барьеров. Сейчас стало легче, что-то изменилось?

Василий Шарбур: В авиации много всяких сложностей. Один из хороших факторов – сделали уведомительный характер полетов, т.е. если выполнять полеты в классе G, то разрешение не требуется. А так, насколько я знаю, много всяких программ, надо тоже пытаться в них включаться, подавать, рассказывать о себе, не бояться просить помощи.

Ангелина Грохольская: Вы энтузиаст, Вы верите, что все будет хорошо. Все-таки, есть какие-то барьеры, которые мешают развиваться этой отрасли?

Василий Шарбур: Везде есть проблемы. В частности, у нас были проблемы с электричеством, проблемы с землей. Все это решается на уровне переговоров. По электричеству решили: мы закупили бензогенератор. Есть проблема с доставкой ребят (мы находимся в 13 км от города) – тоже решили. Где-то договорились с транспортными компаниями, детей привозят родители. Они с удовольствием сами привозят, сами отвечают, сами присутствуют на занятиях. Это здорово: ребенок с такими глазами бегает, тут же папа залезает в вертолет, самолет, потом мама забирается в дельтолет...

Ангелина Грохольская: Папа – пилот, мама – стюардесса.

Василий Шарбур: И маму, бывает, не вытащить с вертолета.

Ангелина Грохольская: А авиасимулятор вы уже приобрели?

Василий Шарбур: В этом году мы приобрели авиасимуляторы. Насколько я знаю, один в Челябинске у производителя, и второй – у нас. Он настроен прежде всего на полет на дельтолете, т.е. максимально приближены условия: выводятся приборы, ты все должен контролировать, управляется дельтолет за счет смещения центра тяжести. Можно загрузить любой аэродром мира, любой город. Мы «летаем» в Пулково, в Шереметьево, Домодедово.

Ангелина Грохольская: На дельтапланах из Магадана?

Василий Шарбур: Да, «летаем» во Францию, Египет и т.д.

Ангелина Грохольская: Самое главное, что даже ребенок может полететь. Пока в настоящее небо он не может в силу возраста, а на таком авиасимуляторе это возможно.

Что касается безопасности, это тоже такой вопрос, но это уже когда разрешены полеты. Об этом тоже очень много говорилось. Почему было ужесточение в отношении таких авиационных центров? Потому что, якобы, это не совсем безопасно, и не все соблюдают нормы и требования.

Василий Шарбур: Это как и везде – безопасность превыше всего. Обязательно проводится предполетный осмотр, соблюдаются все требования Федеральных авиационных правил. Дельтолет в этом отношении менее опасный, потому что большинство посадок я выполняю с выключенным двигателем. Это штатная ситуация: выключаешь двигатель, рассчитываешь посадку, абсолютно спокойно садишься.

Ангелина Грохольская: После того, как впервые поднялся в небо (может на дельтаплане), когда это открытое небо – что меняется?

Василий Шарбур: Жизнь до и после. «Заболеваешь» этим действительно, и совсем другие ощущения. Так же люди, которые летают со мной, говорят: «Какие же мы счастливые, что это попробовали». Хотя, на самом деле, многим страшно преодолеть этот первый барьер.

Ангелина Грохольская: Это очень страшно. Я слушаю Вас – мне страшно.

Василий Шарбур: После это человек просится, говорит: «Как здорово, почему я раньше не попробовал?»

Ангелина Грохольская: А если боязнь высоты?

Василий Шарбур: Акрофобию проще всего вылечить с помощью дельтолета. Больше 10% населения страдают, в том числе, аэрофобией, и тут можно «убить двух зайцев». В дельтолете ты, во-первых, сидишь спокойно, контролируешь обстановку. Небольшая высота – тоже такой фактор.

Ангелина Грохольская: Небольшая насколько?

Василий Шарбур: 100-200 метров. Зрительное восприятие, проще преодолеть свои фобии. У нас со старшей дочкой даже был очень интересный проект «Можно ли преодолеть боязнь высоты?» В Гимназиаде мы заняли первое место.

Ангелина Грохольская: Я поздравляю! Дочка, я так понимаю, тоже летает?

Василий Шарбур: Да, у меня 2 сына и 2 дочки, и все летают.

Ангелина Грохольская: Вы еще и многодетный папа.

Василий Шарбур: Младшая дочка с трех лет летала на дельтолете, сейчас летала в Воронеже в аэротрубе 2 раза – тоже понравилось.

Ангелина Грохольская: Спасибо Вам огромное за интереснейшую беседу, и пусть небо над Магаданом, над большой страной будет доступно для всех, кто к этому стремится.

Василий Шарбур: Вам спасибо! Будете у нас на Колыме – милости просим!

Ангелина Грохольская: Спасибо! Вы у нас уже были, теперь мы к вам.

Сегодня мы беседовали с руководителем Магаданского авиационно-технического центра «Дельта-Авиа» Василием Шарбором.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

О магаданском проекте «Небо для всех»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск