Василий Шарбур: С 16 лет можно стать пилотом сверхлегкого воздушного судна. У нас задача – дать ребенку старт

Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России – «Большая страна», программа о людях, обществе и власти. Здравствуйте, я Ангелина Грохольская.

Ровно 100 лет назад в России появилась Государственная система дополнительного образования. В 1918 году открылись первые внешкольные учреждения: Станция юных любителей природы в Москве и Художественная студия в Петрограде. Сейчас большинство школьников занимается в различных кружках и секциях, и увлечения эти очень разные.

Сегодня мы расскажем о скейтбордистах из Кунгура; узнаем, почему Липецкую организацию судомодельного творчества могут закрыть; и для кого открыл небо Магадана Василий Шарбур. Он гость нашей студии. Василий, здравствуйте!

Василий Шарбур: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Первый полет на дельтолете кардинально изменил жизнь подполковника запаса Василия Шарбура. 10 лет назад он «заболел» небом и вместе с единомышленниками создал общественную организацию «Авиационно-технический центр “Дельта-Авиа”», а для привлечения молодежи к авиационному спорту энтузиасты запустили проект «Небо для всех».

Василий, итак, проект «Небо для всех». Для кого?

Василий Шарбур: Прежде всего, наша целевая аудитория – это, конечно, молодежь. Приходят с родителями, с маленькими детками – интересно всем. Это воодушевляет. Наш проект уникален именно тем, что мы проводим занятия на действующем аэродроме. Тут же взлетают большие вертолеты, самолеты – это все очень интересно и детям, и взрослым.

Ангелина Грохольская: Что происходит на ваших занятиях – вы учите летать на дельтапланах или конструировать их? Чему учатся дети, подростки, школьники?

Василий Шарбур: Основная наша цель – привить любовь к небу. Как показывает практика, самые хорошие пилоты получаются из тех людей, кто с детства увлечен авиацией.

Ангелина Грохольская: Но ведь Вы сами не были с детства увлечены авиацией?

Василий Шарбур: Абсолютно правильно.

Ангелина Грохольская: Парадокс?

Василий Шарбур: Да, поэтому мы стараемся привить у них любовь к небу как можно раньше. Прежде всего, проходят теоретические занятия в классе. Мы оборудовали специальный класс, показываем фото-видеоматериалы, потом переходим на воздушную технику. Часто к нам прилетает вертолет, садится в непосредственной близости (50-100 метров) с нашим классом. Изучаем вертолет, потом переходим к самолету. Ребятам предоставляется возможность посидеть за штурвалом командира воздушного судна, пофотографироваться, поспрашивать о конструкции воздушного судна, побеседовать с пилотом. Это проходит бурно, весело, и очень интересно.

Ангелина Грохольская: Чтобы подняться в небо на дельтаплане, нужно какое-то специальное разрешение?

Василий Шарбур: Обязательно. Нужно пройти обучение, сдать теоретические и практические экзамены, получить пилотское удостоверение, зарегистрировать воздушное судно, получить регистрационный номер, свидетельство летной годности.

Ангелина Грохольская: И в перспективе все участники проекта могут это сделать? Самое главное – полюбить небо, туда подняться, и потом уже вперед.

В профайле мы видели, что 10 лет назад Вы впервые полетели на дельтаплане, и с этого все началось. Как это – первый полет? Я даже не представляю, мне кажется, очень страшно взлететь: дельтаплан – это все открытое. Ты и небо, ты паришь, как птица.

Василий Шарбур: Абсолютно правильно.

Ангелина Грохольская: Каким был Ваш первый полет?

Василий Шарбур: Я работал в МЧС начальником связи. Меня пригласил начальник, сказал: «Надо лететь на поиски». Я говорю: «Надо, так надо». Обычно летаем на вертолетах, на самолетах. Я говорю: «На чем полетим?» – «Не знаю, какая-то “табуреточка с крылышками”». Я говорю: «Ну ладно», и познакомился с дельтолетом. Меня прокатили, и действительно – эти ощущения не сравнить ни с вертолетом, ни с самолетом. Это настоящий полет: скорость, ветер. Поэтому «заболел» небом, открыл организацию, сделал этот проект именно потому, что к нам приходили ребята, спрашивали: «Где, что, как посмотреть, как познакомиться, как научиться летать?» И мы сделали такие занятия, чтобы это было доступно людям.

Ангелина Грохольская: Кто Ваши единомышленники, кто с Вами работает в этом проекте?

Василий Шарбур: Я собрал команду профессионалов: это действующие пилоты, военные пилоты. Они сейчас летают – кто на вертолете, кто на самолете. Также у меня есть профессиональные полицейские, проводят занятия о вреде наркотиков, пропагандируют здоровый образ жизни. Ведущий синоптик у нас рассказывает ребятам про погоду: как образуются грозы, облака, дожди. Специалист МЧС рассказывает о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, правилах поведения в лесу, на водных объектах. У нас разные тематики, чтобы ребятам было интересно.

Ангелина Грохольская: Это бесплатные занятия?

Василий Шарбур: Абсолютно бесплатные. 2 года мы реализуем проекты при поддержке Правительства Магаданской ообласти. В этом году выграли грант Президента на следующий 2019-й год.

Ангелина Грохольская: Какой вопрос чаще всего задают школьники, когда приходят на занятия?

Василий Шарбур: «Когда мы полетим?»

Ангелина Грохольская: Что Вы им отвечаете – сначала нужно научиться?

Василий Шарбур: Сначала нужно слушаться папу и маму, получать хорошие оценки. Прежде всего, главное – безопасность. Кстати, девушки тоже очень хорошо пилотируют и дельтолет, и самолет, и вертолет.

Ангелина Грохольская: Здесь нет каких-то гендерных разделений?

Василий Шарбур: Нет.

Ангелина Грохольская: А есть возрастные ограничения?

Василий Шарбур: Тоже нет - летают и в 60 лет. Минимум, конечно, есть – с 16 лет можно стать пилотом сверхлегкого воздушного судна. У нас задача – дать ребенку старт. Если у него направление на парашют (он хочет прыгать) – мы их направляем в парашютные секции. Если он хочет управлять самолетом – мы направляем в училище и т.д. В авиации очень много специальностей. Девочки у нас приходят – хотят быть стюардессами.

Ангелина Грохольская: Вы для них открываете дорогу?

Василий Шарбур: Да. Очень много интересных авиационных специальностей, и стараемся всем помочь.

Ангелина Грохольская: Продолжим нашу с Вами беседу через несколько минут. А сейчас с неба на Землю, вернее, на воду я предлагаю нам с Вами опуститься, потому что у нас есть сюжет про Вашего коллегу, можно сказать, такого же энтузиаста и увлеченного педагога Николая Сапронова из Липецка. Он собрал вокруг себя мальчишек разного возраста и создал кружок судомоделирования. Но, к сожалению, по разным причинам судьба этой организации сейчас неизвестна. Почему – мы сейчас узнаем.

СЮЖЕТ

Ангелина Грохольская: Конечно обидно, если перспектив такого дела нет. Увлекаться небом или водой – главное, чтобы дети были заняты. Проблемы финансирования: я знаю, что у многих общественных организаций существуют такие проблемы. Вы выиграли грант. Стало легче?

Василий Шарбур: Безусловно.

Ангелина Грохольская: Трудно было подать заявку, выиграть грант?

Василий Шарбур: Нет. Сейчас все это настолько упрощено, настолько фонд Президентских грантов все это сделал доступно. Есть все инструкции, есть видеоинструкции, все подается в электронной форме. Много помощников, в том числе, нам помогает Департамент внутренней политики Магаданской области, ресурсные центры тоже помогают, объясняют все, рассказывают, показывают.

Ангелина Грохольская: Что касается легкой, сверхлегкой авиации. Некоторое время назад пилоты, люди, которые «болеют» авиацией, обращались даже к Президенту В.В.Путину с просьбой облегчить немножко, снизить какие-то барьеры, может быть, изменить законы в пользу тех людей, которые этим занимаются и работают в этой отрасли. Было очень много барьеров. Сейчас стало легче, что-то изменилось?

Василий Шарбур: В авиации много всяких сложностей. Один из хороших факторов – сделали уведомительный характер полетов, т.е. если выполнять полеты в классе G, то разрешение не требуется. А так, насколько я знаю, много всяких программ, надо тоже пытаться в них включаться, подавать, рассказывать о себе, не бояться просить помощи.

Ангелина Грохольская: Вы энтузиаст, Вы верите, что все будет хорошо. Все-таки, есть какие-то барьеры, которые мешают развиваться этой отрасли?

Василий Шарбур: Везде есть проблемы. В частности, у нас были проблемы с электричеством, проблемы с землей. Все это решается на уровне переговоров. По электричеству решили: мы закупили бензогенератор. Есть проблема с доставкой ребят (мы находимся в 13 км от города) – тоже решили. Где-то договорились с транспортными компаниями, детей привозят родители. Они с удовольствием сами привозят, сами отвечают, сами присутствуют на занятиях. Это здорово: ребенок с такими глазами бегает, тут же папа залезает в вертолет, самолет, потом мама забирается в дельтолет...

Ангелина Грохольская: Папа – пилот, мама – стюардесса.

Василий Шарбур: И маму, бывает, не вытащить с вертолета.

Ангелина Грохольская: А авиасимулятор вы уже приобрели?

Василий Шарбур: В этом году мы приобрели авиасимуляторы. Насколько я знаю, один в Челябинске у производителя, и второй – у нас. Он настроен прежде всего на полет на дельтолете, т.е. максимально приближены условия: выводятся приборы, ты все должен контролировать, управляется дельтолет за счет смещения центра тяжести. Можно загрузить любой аэродром мира, любой город. Мы «летаем» в Пулково, в Шереметьево, Домодедово.

Ангелина Грохольская: На дельтапланах из Магадана?

Василий Шарбур: Да, «летаем» во Францию, Египет и т.д.

Ангелина Грохольская: Самое главное, что даже ребенок может полететь. Пока в настоящее небо он не может в силу возраста, а на таком авиасимуляторе это возможно.

Что касается безопасности, это тоже такой вопрос, но это уже когда разрешены полеты. Об этом тоже очень много говорилось. Почему было ужесточение в отношении таких авиационных центров? Потому что, якобы, это не совсем безопасно, и не все соблюдают нормы и требования.

Василий Шарбур: Это как и везде – безопасность превыше всего. Обязательно проводится предполетный осмотр, соблюдаются все требования Федеральных авиационных правил. Дельтолет в этом отношении менее опасный, потому что большинство посадок я выполняю с выключенным двигателем. Это штатная ситуация: выключаешь двигатель, рассчитываешь посадку, абсолютно спокойно садишься.

Ангелина Грохольская: После того, как впервые поднялся в небо (может на дельтаплане), когда это открытое небо – что меняется?

Василий Шарбур: Жизнь до и после. «Заболеваешь» этим действительно, и совсем другие ощущения. Так же люди, которые летают со мной, говорят: «Какие же мы счастливые, что это попробовали». Хотя, на самом деле, многим страшно преодолеть этот первый барьер.

Ангелина Грохольская: Это очень страшно. Я слушаю Вас – мне страшно.

Василий Шарбур: После это человек просится, говорит: «Как здорово, почему я раньше не попробовал?»

Ангелина Грохольская: А если боязнь высоты?

Василий Шарбур: Акрофобию проще всего вылечить с помощью дельтолета. Больше 10% населения страдают, в том числе, аэрофобией, и тут можно «убить двух зайцев». В дельтолете ты, во-первых, сидишь спокойно, контролируешь обстановку. Небольшая высота – тоже такой фактор.

Ангелина Грохольская: Небольшая насколько?

Василий Шарбур: 100-200 метров. Зрительное восприятие, проще преодолеть свои фобии. У нас со старшей дочкой даже был очень интересный проект «Можно ли преодолеть боязнь высоты?» В Гимназиаде мы заняли первое место.

Ангелина Грохольская: Я поздравляю! Дочка, я так понимаю, тоже летает?

Василий Шарбур: Да, у меня 2 сына и 2 дочки, и все летают.

Ангелина Грохольская: Вы еще и многодетный папа.

Василий Шарбур: Младшая дочка с трех лет летала на дельтолете, сейчас летала в Воронеже в аэротрубе 2 раза – тоже понравилось.

Ангелина Грохольская: Спасибо Вам огромное за интереснейшую беседу, и пусть небо над Магаданом, над большой страной будет доступно для всех, кто к этому стремится.

Василий Шарбур: Вам спасибо! Будете у нас на Колыме – милости просим!

Ангелина Грохольская: Спасибо! Вы у нас уже были, теперь мы к вам.

Сегодня мы беседовали с руководителем Магаданского авиационно-технического центра «Дельта-Авиа» Василием Шарбором.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

О магаданском проекте «Небо для всех»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск